Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – разобраться в современных проблемах и определить основные направления совершенствования системы налогового контроля РФ.
Исходя из этой цели можно выделить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты налогового контроля
определить основные проблемы и перспективы развития системы налогового контроля.
Задача курсовой работы - определить основные проблемы и перспективы развития системы налогового контроля.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность налогового контроля в РФ………………………………….6
1.1. Понятие налогового контроля в РФ……………………………….………..6
1.2. История налогового контроля в РФ………………………………………..11
1.3. Налоговый контроль на современных этапах развития в России………..14
Глава 2. Нормативное регулирование и перспективы развития налогового контроля в РФ………………………………….. ……………………………….29
2.1. Нормативное регулирование налогового контроля в РФ .……..………...29
2.2. Правила осуществления налогового контроля в РФ…………..………….31
2.3. Перспективы развития налогового контроля ..…………………………....43
Заключение…………………………………………………….…………………46
Список литературы…………………
задания, выявление внутренних резервов улучшения деятельности и устранения
допущенных нарушений и недостатков в работе, включая привлечение к
ответственности соответствующих должностных лиц за нарушение законности,
допущенную халатность при выполнении установленных заданий.
Содержание налогового контроля включает:
проверку выполнения организациями и физическими лицами обязанностей по исчислению и уплате налогов;
проверку постановки на налоговый учет организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
проверку правильности ведения
учета доходов и расходов и
объектов налогообложения, своевременности
представления налоговых
проверку исполнения налоговыми агентами своих обязанностей по своевременному удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов;
проверку соблюдения банками
обязанностей, предусмотренных
проверку правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
выявление нарушителей законодательства о налогах и сборах и привлечение их к ответственности;
выявление проблемных категорий налогоплательщиков;
принятие соответствующих мер по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами своих налоговых обязанностей.
Классификация налогового контроля по видам может быть осуществлена по различным основаниям.
1. В зависимости от стадии проведения налогового контроля выделяют:
а) предварительный налоговый контроль - предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства;
б) текущий налоговый контроль - носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде в основном в виде камеральных налоговых проверок;
в) последующий налоговый контроль - предполагает проверку реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов, проводится по окончании отчетных периодов; последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.
2. В зависимости от
объема контролируемой
а) комплексный налоговый контроль - подразумевает обследование всего комплекса деятельности подконтрольного объекта по уплате налогов и сборов;
б) тематический (специальный) налоговый контроль - подразумевает осуществление проверки подконтрольного объекта по уплате определенного перечня налогов (например, только федеральных, только региональных или только местных налогов и сборов; только прямых или только косвенных налогов).
3. В зависимости от
используемых методов и
сплошной налоговый контроль
- проверяются все имеющиеся
выборочный налоговый контроль - проверка проводится на основании выборки документов.
4. В зависимости от
источников данных и места
проведения мероприятий
а) камеральный налоговый
контроль, основанный на изучении данных
о проверяемом объекте, содержащихся
в учетных документах. Осуществляется
по месту нахождения налогового органа
путем формальной, логической и арифметической
проверки документов и использования
других приемов. При необходимости
могут быть истребованы у
б) выездной налоговый контроль
осуществляется, как правило, по месту
нахождения налогоплательщика с
применением разнообразных
5. В зависимости от
субъектов, осуществляющих
а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;
б) налоговый контроль, осуществляемый таможенными органами.
6. В зависимости от
графика проведения
а) плановый налоговый контроль;
б) внеплановый налоговый контроль - в установленных налоговым законодательством случаях (при реорганизации, ликвидации организации-налогоплательщика и др.).
7. В зависимости от
подведомственности и
а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, в которых налогоплательщик состоит на учете;
б) налоговый контроль, осуществляемый вышестоящими налоговыми органами в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Налоговая система — "это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения" [26]. Проведем анализ становления налогового контроля в РФ. До начала перестройки в условиях жестко централизованной системы управления и преобладания в экономике государственного сектора в СССР фактически отсутствовал налоговый контроль, хотя и существовали отдельные его элементы.
Налоги,
как таковые, были установлены исключительно
для кооперативного и частного секторов,
доля которых в экономике была
исключительно мала и не играла практически
никакой роли, а также для личных
доходов граждан. Все другие формы
платежей государственных предприятий
в бюджет, хотя нередко и имели
налоговое звучание (налог с оборота,
плата за фонды, плата за трудовые
ресурсы и другие), налогами по своей
экономической сути не являлись. Это
связано с тем, что предприятия
не имели практически никакой
финансовой самостоятельности и
их взаимоотношения с государством
носили сугубо индивидуальный характер.
Иначе говоря, государство определяло
все без исключения потребности
предприятия в финансовых ресурсах
и изымало на этой основе все оставшиеся
свободные средства. В связи с
отсутствием основополагающих принципов
налогообложения неуместно
В развитии налогового контроля Российской Федерации можно выделить несколько основных этапов. Прежде всего - это этап становления. Первые признаки формирования налогового контроля появились только во второй половине 80-х гг, когда начали образовываться предприятия других форм собственности (акционерные, с участием иностранного капитала, совместные и другие) и началось постепенное изменение экономического строя общества. С 1 января 1991 г был введен в действие Закон СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций" от 14 06 1990 г., в соответствии с которым были установлены следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы и некоторые другие. Следует отметить следующие характерные особенности реализации действовавшего налогового законодательства. На территории Российской Федерации была установлена "одноканальность" сбора налогов, т.е. суммы налоговых поступлений предварительно централизовывались в российском бюджете, а затем часть их предусматривалось перечислять в союзный бюджет на согласованные расходы. Одновременно для налогоплательщиков, перешедших в российское подчинение, устанавливались более льготные условия налогообложения. В частности, российская ставка налога на прибыль составляла 35%, тогда как союзная - 45% [5].
Основы существующего в настоящее время российской налогового контроля были заложены в конце 1991 г. принятием Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. № 2118-1 и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г. С принятием этих законов в России впервые за многие десятилетия была создана налоговая система. Необходимость сведения действующих налогов в единую систему была вызвана тем, что проводившиеся экономические преобразования потребовали выработки принципиально иной современной финансовой политики, которая должна была стать одним из важнейших действенных инструментов регулирования развивающихся рыночных отношений. Налоговая система была призвана ограничить стихийность рыночных отношений, активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктур, снизить уровень инфляции [14].
Сформированная и вступившая в действие с 1 января 1992 г. российская налоговая система была построена на отдельных, не увязанных в единое целое принципах, важнейшими из которых являлись следующие:
равенство всех налогоплательщиков, включая предоставление налоговых льгот и защиту экономических интересов;
разграничение прав по введению и взиманию налогов между различными уровнями власти;
однократность налогообложения (один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период);
приоритет
норм, установленных налоговым
установление конкретных прав и обязанностей налогоплательщиков и государства, но с преобладанием прав государства в лице налоговых органов [7].
В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в определенной степени выполняла роль, обеспечивая минимальные потребности государства по поступлению в бюджеты всех уровней финансовых ресурсов. Вместе с тем по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований недостатки действующей налоговой системы становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным.