Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – разобраться в современных проблемах и определить основные направления совершенствования системы налогового контроля РФ.
Исходя из этой цели можно выделить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты налогового контроля
определить основные проблемы и перспективы развития системы налогового контроля.
Задача курсовой работы - определить основные проблемы и перспективы развития системы налогового контроля.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность налогового контроля в РФ………………………………….6
1.1. Понятие налогового контроля в РФ……………………………….………..6
1.2. История налогового контроля в РФ………………………………………..11
1.3. Налоговый контроль на современных этапах развития в России………..14
Глава 2. Нормативное регулирование и перспективы развития налогового контроля в РФ………………………………….. ……………………………….29
2.1. Нормативное регулирование налогового контроля в РФ .……..………...29
2.2. Правила осуществления налогового контроля в РФ…………..………….31
2.3. Перспективы развития налогового контроля ..…………………………....43
Заключение…………………………………………………….…………………46
Список литературы…………………
Глава 2. Правовое регулирование и перспективы развития налогового контроля в РФ
Правовое регулирование
налогового контроля имеет особое значение
в развитых странах по поводу сбалансированности
налогообложения и поступления
денежных средств в бюджеты всех
уровней.
Такая сбалансированность возможна лишь
при непосредственном участии в данном
контроле государственных органов и органов
местного самоуправления, занимающихся
непосредственно налоговым контролем
и сбором налогов.
Целью налогового контроля является предупреждение
и выявление налоговых правонарушений
(в том числе налоговых преступлений),
а также привлечение к ответственности
лиц, нарушивших налоговое законодательство.
В соответствии с п.1 ст.82 НК РФ налоговый
контроль проводится должностными лицами
налоговых органов в пределах своей компетенции
посредством:
налоговых проверок;
получения объяснений налогоплательщиков,
налоговых агентов и плательщиков сборов;
проверки данных учета и отчетности;
осмотра помещений и территорий, используемых
для извлечения дохода (прибыли);
в других формах, предусмотренных НК РФ.
Приведенный список не исчерпывающий,
но формы налогового контроля могут быть
установлены только Налоговым кодексом
РФ.
Формы налогового контроля складываются
из установленных в п.1 ст.31 НК РФ прав налоговых
органов:
требовать от налогоплательщика или налогового
агента документы по формам, установленным
государственными органами и органами
местного самоуправления, служащие основаниями
для исчисления и уплаты (удержания и перечисления)
налогов, а также пояснения и документы,
подтверждающие правильность исчисления
и своевременность уплаты (удержания и
перечисления) налогов;
производить выемку документов при проведении
налоговых проверок у налогоплательщика
или налогового агента, свидетельствующих
о совершении налоговых правонарушений,
в случаях, когда есть достаточные основания
полагать, что эти документы будут уничтожены,
сокрыты, изменены или заменены;
вызывать на основании письменного уведомления
в налоговые органы налогоплательщиков,
плательщиков сборов или налоговых агентов
для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием
и перечислением) ими налогов либо в связи
с налоговой проверкой, а также в иных
случаях, связанных с исполнением ими
законодательства о налогах и сборах;
осматривать (обследовать) любые используемые
налогоплательщиком для извлечения дохода
либо связанные с содержанием объектов
налогообложения независимо от места
их нахождения производственные, складские,
торговые и иные помещения и территории,
проводить инвентаризацию принадлежащего
налогоплательщику имущества. Порядок
проведения инвентаризации имущества
налогоплательщика при налоговой проверке
утверждается Минфином России и МНС России;
контролировать соответствие крупных
расходов физических лиц их доходам;
привлекать для проведения налогового
контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
вызывать в качестве свидетелей лиц, которым
могут быть известны какие-либо обстоятельства,
имеющие значение для проведения налогового
контроля;
создавать налоговые посты в порядке,
установленном НК РФ.
В НК РФ также установлены составы налоговых
правонарушений и санкции за незаконное
воспрепятствование проведению налогового
контроля со стороны налогоплательщика.
2.2. Правила осуществления налогового контроля в РФ
В процессе осуществления
налогового контроля налоговые органы
активно взаимодействуют с органами ГТК
РФ, ФСНП России, государственных внебюджетных
фондов и другими входящими в систему
исполнительной власти органами специальной
компетенции - министерствами, службами,
ведомствами. Правовой основой такого
сотрудничества выступают нормы налогового
законодательства, а практическая координация
действий осуществляется на основании
заключенных между ними публично-правовых
договоров -соглашений. Данные органы
друг друга информируют об имеющихся материалах,
о нарушениях законодательства о налогах
и сборах и налоговых преступлениях, о
мерах принятых по их пресечению, о проводимых
налоговых проверках, обмениваются другой
несводимой информацией.
На сегодняшний день заключены, например,
следующие соглашения:
между МНС РФ и ГТК РФ №№ БГ-15-11/1222, 01-11/15581
о взаимном информационном обмене (утв.
МНС РФ и ГТК РФ 08.06.2000 , с измен, на 16.10.2000);
по информационному взаимодействию между
Пенсионным фондом РФ
и МНС РФ от 12.07.2001 №№ 16-1-С,
БГ-16-05/74 (утв. 12.07.2001) и др. Порядок
обмена информацией между
Порядок взаимодействия МНС РФ и ФПС РФ
регламентируется соответствующей инструкцией,
утвержденной совместным приказом ФПС
РФ и МНС РФ от 25.12.2000 №№ 680, БГ-3-34/455.
4. Порядок осуществления налогового контроля,
формы его проведения, а также права и
обязанности участников мероприятий налогового
контроля, регулируются положениями гл.
14 НК РФ.
Налоговый контроль осуществляется вышеуказанными
органами в отношении налогоплательщиков,
плательщиков сборов, налоговых агентов.
При этом непосредственными целями налогового
контроля являются:
выявление налоговых правонарушений и
налоговых преступлений;
предупреждение их совершения в будущем;
• обеспечение неотвратимости наступления
налоговой ответственности. Для достижений
указанных целей налоговыми и иными контролирующими
органами используются следующие основные
формы (способы) налогового контроля:
налоговые проверки;
получение объяснений фискально обязанных лиц;
проверки данных учета и отчетности;
осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
контроль за расходами физических лиц и др.
В процессе осуществления
указанных форм налогового контроля
производятся проверки и иные действия
по:
исполнению налогоплательщиками требований
законодательства о постановке на налоговый
учет и иных связанных с учетом обязанностей;
исполнению налоговыми агентами обязанностей
по исчислению, удержанию у налогоплательщиков
и перечислению в соответствующий бюджет
(государственный внебюджетный фонд) налогов
и сборов;
соблюдению
правильности применения контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов
с населением;
предупреждению и пресечению нарушений
законодательства о налогах и сборах;
выявлению нарушителей налогового законодательства
и привлечению их к ответственности.
Истребование документов
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
Отказ налогоплательщика,
плательщика сбора или
В случае такого отказа должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.
Выемка документов и предметов
При наличии
у осуществляющих проверку должностных
лиц достаточных оснований
Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.
До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.
Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.
При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
О производстве выемки изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных ст. 94, 99 НК РФ.
Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимости предметов.
В тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.
При изъятии
таких документов с них изготавливают
копии, которые заверяются должностным
лицом налогового органа и передаются
лицу, у которого они изымаются. При
невозможности изготовить или передать
изготовленные копии
Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.
По результатам выемки должен быть составлен соответствующий акт.
Налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт.
Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).
Осмотр помещений, принадлежащих налогоплательщику
Доступ
на территорию или в помещение
налогоплательщика, плательщика сбора,
налогового агента должностных лиц
налоговых органов, непосредственно
проводящих налоговую проверку, осуществляется
при предъявлении этими лицами служебных
удостоверений и решения
Должностные
лица налоговых органов, непосредственно
проводящие налоговую проверку, могут
производить осмотр используемых для
осуществления
При воспрепятствовании
доступу должностных лиц
При отказе
налогоплательщика подписать
Доступ
должностных лиц налоговых
Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
Осмотр производится в присутствии понятых.
При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.
В необходимых
случаях при осмотре