Налогообложение индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Совокупность взимаемых налогов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему государства.
Согласно действующему законодательству, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей в форме отчуждения принадлежащих их на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы и понятия налогообложение индивидуальных предпринимателей
1.1 Экономическая сущность и виды налогов с индивидуальных предпринимателей
1.2 Эволюция и развитие теории налогообложения индивидуальных предпринимателей
1.3 Единый налог на вмененный налог
Глава 2. Анализ действующей практики налогообложения индивидуальных предпринимателей на примере Межрайонной ИФНС Российской Федерации № 5 по Ульяновской области
2.1 Исследование налогов с индивидуальных предпринимателей в бюджетах различных уровней
2.2 Анализ налогообложения индивидуальных предпринимателей в качестве индивидуального предпринимателя Иванова Л.В.
Глава 3.Разработка мероприятий по совершенствованию налогообложения индивидуальных предпринимателей лиц в современных условиях
3.1 Перспективы развития системы налогообложения индивидуальных предпринимателей
Заключение
Cписок использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

налоги.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

При определении размера  налоговой базы в соответствии со ст. 218 – 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты или, иначе говоря, льготы. Группировка вычетов имеет смысловой характер, что делает методику исчисления налога более обоснованной и понятой для граждан. Установленные законом вычеты представлены в приложении 1.

Налогоплательщикам, имеющим  право более чем на один стандартный  налоговый вычет, предоставляется  максимальный из соответствующих вычетов, исключение составляют вычеты на детей.

Начиная с 1 января 2001 г., согласно ст. 224 НК РФ, стали действовать иные ставки. Впервые в отношении основных доходов (оплаты труда) применяется единая ставка 13%. Такой подход к подоходному налогообложению мотивирован желанием вывода из «тени» всех доходов граждан. Насколько он обоснован – покажет время. Введение плоской шкалы подоходного налогообложения считается большим успехом налоговой реформы, позволив вывести значительную часть оплаты труда «из тени». Очевидно, что приоритет легкости администрирования такого налога притупил желание большей социальной справедливости.

На некоторые виды доходов установлены повышенные ставки. Так, ставка 35% применятся в  отношении:

  • стоимости (превышающей 2 тыс. руб.) выигрышей и призов, получаемых в рекламных конкурсах и играх;
  • сумм страховых выплат по договорам добровольного страхования, заключенным на срок менее 5 лет, в том числе если они превышают внесенные налогоплательщиком страховые взносы, увеличенные на ставку рефинансирования ЦБ РФ (в 2000 г.с этого вида доходов налог взимался по ставке 15%);
  • процентов по вкладам в банках, если сумма процентов превышает сумму, рассчитываемую исходя их ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ по рублевым вкладам и 9% годовых по валютным вкладам (в 2000 г. материальная выгода облагалась в общем ряду доходов по прогрессивной шкале ставок);
  • материальной выгоды, полученной от экономии на процентах по заемным кредитным средствам (в 2000 г. материальная выгода облагалась в общем ряду доходов по прогрессивной шкале ставок).

Ставка 30% применяется  в отношении доходов индивидуальных предпринимателей – нерезидентов Российской Федерации. Доходы от долевого участия в деятельности организации, полученные в виде дивидендов, облагаются по ставке  9% (с 1 января 2010 г.) порядок исчисления налога на доходы индивидуальных предпринимателей представлен на рис. 1.3.

Доходы в денежной форме

- доходы от любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг

 - страховых выплат по договорам добровольного страхования;

- процентных доходов по вкладам в банках;  

- суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств

- доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации

- доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов и доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2010 года

+

Доходы в натуральной  форме

+

Доходы в виде материальной выгоды (отдельные пункты)

-

Вычеты, установленные     НК РФ

×

Ставка 13%

Ставка 35%

Ставка 30%

Ставка 9%

=

Налог на доходы физического  лица

Налог на доходы физического  лица

Налог на доходы физического  лица

Налог на доходы физического  лица

Общая сумма налога на доходы физического лица


 

Рис. 1.3. Расчет налога на доходы индивидуальных предпринимателей

 

Общая величина налога на доходы физического лица представляет собой сумму от сложения налогов, исчисленных по всем ставкам. Исчисление и уплата налога производится налоговым агентом, т.е. организацией, от которой налогоплательщик получил доходы. Налоговым агентом может быть российская организация, индивидуальный предприниматель или представительство иностранной организации в Российской Федерации. Сумма налога определяется нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам календарного месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, с расчетом удержанных за предыдущий период сумм. Сумма налога, исчисляется по другим ставкам, определяется налоговым агентом отдельно. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не  позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода. Все налоговые агенты должны представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о доходах индивидуальных предпринимателей и суммах удержанного налога один раз в год – не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы и другие лица, имеющие частную практику, также уплачивают налог на доходы со своей деятельности. Эти налогоплательщики самостоятельно определяют сумму налога, руководствуясь общепринятыми правилами.

С 2001 г. налоговые декларации в налоговые органы по своему месту  жительства в обязательном порядке должны представлять:

- индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой;

- граждане, получившие от индивидуальных предпринимателей, не являющихся налоговыми агентами, вознаграждения по договорам гражданско-правового характера;

- налоговые резиденты РФ, получившие доходы от источников, находящихся за пределами РФ;

- граждане, получившие доходы, с которых налоговыми агентами не был удержан налог.

Последний срок представления  налоговой декларации – 30 апреля года, следующего за отчетным.

 В заключение следует отметить, что реформирование налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей направлено на решение двух первостепенных задач: снижение налогового бремени и сближение российского законодательства в данной области с международным.

Налоги на имущество индивидуальных предпринимателей. Налог на имущество индивидуальных предпринимателей является общеобязательным налогом, который уплачивают собственники имущества (как граждане РФ, так и иностранные подданные и лица без гражданства). Объект налогообложения включает жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения, сооружения. Если имущество находиться в общей долевой собственности нескольких индивидуальных предпринимателей, налогоплательщиком признается каждый из них соразмерно его доле в этом имуществе. Соответственно делится и ответственность по исполнению налогового обязательства.

Налоговой базой для  исчисления на имущество индивидуальных предпринимателей является суммарная инвентаризационная (восстановительная) стоимость объекта с учетом износа и динами роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Суммарная инвентаризационная стоимость определяется сложением инвентаризационных стоимостей всех строений, помещений и сооружений в качестве объектов обложения, находящихся на территории представительного органа местного самоуправления.

Ставки налога устанавливаются ежегодно нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Для исчисления налога на строения, помещения и сооружения ставки устанавливаются в следующих пределах (таблица 1.1).

Таблица 1.1.

Ставки налога на строения, помещения и сооружения

Стоимость имущества, тыс. руб.

Ставка налога, %

До 300

До 0,1

От 300 до 500

От 0,1 до 0,3

Свыше 500

От 0,3 до 2


Представительные органы местного самоуправления определяют дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества, типа его использования  и по конкретным критериям. Во внимание принимается характер помещения (жилое или нежилое), используется ли оно для хозяйственных или коммерческих нужд, материал из которого оно построено.

Действующим законодательством  по налогу на имущество индивидуальных предпринимателей установлен широкий круг льгот. К наиболее значимым можно отнести льготы в виде полного освобождения от уплаты налога на имущество следующих категории граждан:

  • Героев Советского Союза или Российской Федерации, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней;
  • участников Гражданской и Великой Отечественной войн и других боевых операций по защите СССР;
  • инвалидов I и II групп, инвалидов с детства;
  • граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
  • лиц, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного, термоядерного орудия.

Кроме того, налог на строения, помещения и сооружения не уплачивают:

  • пенсионеры, получающие пенсии в соответствии с пенсионным законодательством РФ;
  • граждане, уволенные с военной службы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане или других странах;
  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
  • деятели культуры, искусства и народные мастера за принадлежащие им по праву собственности творческие мастерские, ателье, студии;
  • собственники жилого строения жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 59 тыс. кв. м, расположенных на участках садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан;
  • судьи и работники аппаратов судов РФ, которым присвоены властные чины.

Представительные органы местного самоуправления  имеют  право устанавливать дополнительные льготы по налогу на имущество для  некоторых категорий плательщиков. Налоги на имущество индивидуальных предпринимателей начисляются налоговым органом по месту нахождения объектов налогообложения. налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основе данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Уплата налогов производиться  равными долями в два срока  – не позднее 15 сентября и 15 ноября или в полной сумме по первому  сроку уплаты. В случае неуплаты налогов в установленные сроки  начисляются пени за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБР. [4;274]

Транспортный  налог. Физические лица являются также плательщиками транспортного налога, если в их собственности имеются транспортные средства. Законом РФ от 24.07.2010 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть II Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ» была принята очередная гл. 28 «Транспортный налог», которой устанавливаются круг налогоплательщиков, объекты налогообложения, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления  налоговой базы и уплаты налога, а также объем налоговых полномочий законодательных органов субъектов РФ при введении налога на их территориях. Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в установленном порядке зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения. В число плательщиков включаются как физические, так и юридические лица. При этом лица, получившие транспортные средства на праве владения и распоряжения ими по доверенности от индивидуальных предпринимателей, на которых они были зарегистрированы до момента официального опубликования вышеназванного закона, также признаются налогоплательщиками. Об этом должен быть уведомлен налоговый орган по месту жительства индивидуальных предпринимателей, передавших транспортные средства на основании доверенности.

В состав объекта налогообложения  включаются следующие виды зарегистрированных транспортных средств: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу; самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) и другие водные и воздушные транспортные средства. Вместе с тем отдельные виды транспортных средств в связи с  их незначительной мощностью или особым характером эксплуатационного назначения не признаются объектами налогообложения, в их число включаются:

  1. весельные лодки, а также моторные лодки с мощностью двигателя не более 5 л.с.;
  2. легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с., полученные через органы социальной защиты населения, и легковые автомобили, специально оборудованные для инвалидов;
  3. промысловые морские и речные суда;
  4. пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, являющиеся собственностью организации, осуществляющих в основном пассажирские и/или грузовые перевозки;
  5. тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, для перевозки птицы и др.), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые для производства сельскохозяйственной продукции;
  6. транспортные средства, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусматривается военная или приравненная к ней служба;
  7. транспортные средства, находящиеся в розыске при подтверждении их угона;
  8. самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Порядок определения  налоговой базы транспортного налога установлен применительно к следующей  группировке объектов налогообложения:

  1. транспортные средства, имеющие двигатели;
  2. водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, по которым устанавливается показатель валовой вместимости;
  3. другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателя.

В зависимости от принадлежности транспортных средств к той или иной группе объектов налогообложения налоговая база по каждому из них исчисляется соответственно исходя их мощности двигателя в лошадиных силах (за исключением самолетов с реактивными двигателями, по этому виду транспортных средств налоговая база определяется в килограммах силы тяги), показателя валовой вместимости в регистровых тонах и единицы транспортного средства, не имеющего двигателя.

Исчисление налоговой базы производиться  за налоговый период, которым признается календарный год. Налоговые ставки транспортного налога представляют собой фиксированную денежную сумму в расчете на соответствующую единицу измерения налоговой базы, т.е. на каждую лошадиную силу, килограмм силы тяги, регистровую тонну валовой вместимости, единицу транспортного средства. Размеры налоговых ставок установлены ст. 361 НК РФ. Однако законодательным органам субъектов РФ предоставлено право увеличивать или уменьшать их, но не более чем в 5 раз, а также дифференцировать по каждой категории транспортных средств. Налоговые ставки, предусмотренные  ст. 361 НК РФ и Законом Санкт-Петербурга от 16.10.2010 г. № 487-53 «О транспортном налоге», приведены в приложении 2.

 

1.2. Эволюция и развитие теории налогообложения индивидуальных предпринимателей

 

В настоящее время  для реформируемой России более  чем актуальна мысль редко  цитируемого сегодня великого экономиста К.Маркса: «В налогах воплощено экономическое  выражение существования государства. Чиновники и попы, солдаты и  балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах – все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени – в налогах». Действительно, 62,8% доходов федерального бюджета России в 2010 году формировалось за счет налоговых поступлений Сюда же можно отнести и многочисленные предложения по ведению «экзотических налоговых систем», выдвигаемых как маститыми академиками, так и многочисленными представителями различных объединений налогоплательщиков, предложения отдельных депутатов Федерального собрания РФ, которые в пылу популистических идей предлагают вообще отказаться от налогов, по крайней мере «самых позитивных», с точки зрения, даже не задумываясь о том, чем будут восполнены доходы государства, которое по инерции пытается сохранить почти социалистическую структуру социальных расходов. И в современной России дело обстоит так, что одна немногочисленная армия «изобретателей» налогов (не более тысячи человек) противостоят огромной армии налогоплательщиков, не отличающихся высокой налоговой моралью и отлично приспосабливающихся к любым «налоговым ловушкам», умело их обходя как законными, так зачастую и незаконными способами, считая совершенно правомерным обман государства, которое, в свою очередь, неоднократно испытывало терпение граждан очередными «изменениями правил игры» (как правило, в свою пользу) в сфере финансов, налогов и денежного обращения.

Информация о работе Налогообложение индивидуальных предпринимателей