Оборачиваемость оборотных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время вопросы эффективного управления денежными средствами оказались в центре внимания. С одной стороны, в кризисный период многие акционеры, столкнувшись с ограниченностью кредитных ресурсов, стали искать внутренние источники финансирования, обращаясь в первую очередь к оборотному капиталу, с другой - постепенный выход из кризиса диктует необходимость соответствующих изменений и в оборотном капитале, позволяющих удержать его на оптимальном уровне.

Содержание

Введение 3
1Оборотные средства как экономическая категория 5
1.1Понятие, состав и структура оборотных средств 5
1.2 Эффективность использования оборотных средств предприятия. 10
1.3 Методологические основы оценки оборачиваемости оборотных средств предприятия. 13
1.4. Показатели оборачиваемости 14
2 Анализ оборачиваемости оборотных средств на примере ООО «Компания Брокеркредитсервис» 24
2.1 Характеристика ООО «Компания Брокеркредитсервис» 24
2.2 Структура имущества и источники его формирования 25
2.3 Обзор результатов деятельности организации 27
2.4. Расчет показателей оборачиваемости 29
3 Методы повышения оборачиваемости оборотных средств ООО «Компания Брокеркредитсервис». 34
3.1 Экономические механизмы, обеспечивающие ускорение оборачиваемости оборотных средств 34
Заключение 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43

Вложенные файлы: 1 файл

Оборачиваемость оборотных средств (ООО БКС).docx

— 197.43 Кб (Скачать файл)

Если плательщик оплатит  товар до истечения определенного  срока, то сможет воспользоваться солидной скидкой цены. После этого срока  плательщик платит, укладываясь в  договорный срок платежа.

Сопоставив “Цену отказа от скидки” (“Approximate percentage cost of not taking discounts”) со стоимостью банковского кредита (и то, и другое - на базе годовых  процентных ставок), можно взвесить издержки альтернативных возможностей

,                                  (1.15)

где - цена отказа от скидки, %;

- процент скидки, %;

- максимальная длительность  отсрочки платежа, дней;

- период, в течение которого предоставляется скидка, дней.

Если результат превысит ставку банковского процента, то лучше обратиться в банк за кредитом и оплатить товар в течение льготного периода.

Увеличение продолжительности льготного периода способно привлечь покупателей; упущенную же выгоду поставщика (скидка, ожидание, хотя и сокращенное) можно считать своеобразной ценой победы в конкурентной борьбе.

Спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый  способ получения средств; такое  кредитование не требует от клиента  обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного  периода.

  • Вексельное обращение

Переходя к учету векселей и факторингу, следует  отметить, что действующее законодательство по вексельному обращению дает определение векселя и подробно регламентирует действия всех персонажей вексельных операций, поэтому нам нет смысла останавливаться на этих вопросах. Нас интересует сейчас только главное экономическое предназначение учета векселя: немедленно превращать дебиторскую задолженность поставщика в деньги на его счете.

  ,                                              (1.16)              

где - дисконт, руб.;  

 - номинальная стоимость векселя, руб.;

 – сумма выплаты банком  клиенту, руб.

Величина дисконта по векселю прямо пропорциональна числу дней, остающихся от дня учета векселя, и размеру банковской учетной ставки:

,                                          (1.17)

где - число дней от даты учета до даты платежа по векселю;

 – учетная ставка банка, %

Чем больше номинальная стоимость векселя, тем большую сумму удержит банк в виде дисконта. Одновременно, чем меньше дней остается до срока платежа по векселю, тем меньший дисконт причитается банку.

Чтобы ускорить получение денег по векселю, владельцу не обязательно продавать его банку. Можно и заложить. Но при этом, как правило, банк требует так называемого аваля, т.е. гарантии своевременности платежа по векселю. Авалистом (гарантом, поручителем) может выступать третье лицо, либо одно из лиц, подписавших вексель.

  • Факторинг

Факторинг можно определить как деятельность специализированного учреждения (факторинговой компании или факторингового отдела банка) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями.

Стоимость факторинговых  услуг складывается из двух элементов:

  1. Комиссии
  2. Процентов, взимаемых при досрочной оплате представленных документов.

Факторинг, равно как и учет векселей, имеет смысл применять, когда выгода от немедленного поступления денег больше, чем от их получения в свой срок.

Это обычно бывает при следующих  обстоятельствах:

Предприятие имеет возможность  применения средств с рентабельностью, превышающей ставку учетного процента и/или стоимость (в процентах) факторинговых услуг (комиссию и плату за предоставленные в кредит средства). Такое сравнение необходимо проводить с учетом временной стоимости денег, и лишь при многократном, совершенно очевидном превосходстве рентабельности потенциального использования средств, а также когда речь идет о чрезвычайно коротких периодах, можно не обращаться к дополнительным расчетам. 

Заключение

 

Результаты анализа крупных  игроков различных отраслей российской экономики показывают, что среди  компаний распространен упрощенный взгляд на оптимизацию оборотных средств. Так, наиболее часто встречавшимся в нашей практике средством оптимизации выступала отсрочка платежей поставщикам. Другим недостатком является подход к оборотным средствам, как к набору компонентов - запасов, дебиторской задолженности и кредиторской задолженности - без учета комплексных взаимосвязей между ними и их роли в цепочке оборачиваемости оборотных средств. Более эффективным представляется рассмотрение трех взаимосвязанных процессов:

1) от закупки до оплаты - от закупки сырья и материалов  до их оплаты поставщику;

2) от планирования до  производства - от планирования производства  до его организации;

3) от заказа до оплаты - от получения заказа до оплаты  готовой продукции покупателем.

Внедрить анализ движения денежных потоков с использованием косвенного метода. Прогнозы денежных потоков для целей управленческой отчетности исторически рассчитываются с использованием прямого метода, который призван отражать поступления  и расходования денежных средств в разрезе отдельных видов хозяйственной деятельности и по предприятию в целом. Такой формат отчетности прост и понятен для составителей. Однако он предоставляет мало возможностей для глубокого и комплексного анализа. Косвенный метод предпочтительней с аналитической точки зрения, так как при использовании в оперативном управлении он позволяет установить соответствие между финансовым результатом и собственными оборотными средствами. Расчет денежных потоков косвенным методом ведется от показателей чистой прибыли, прибыли до налогообложения или EBITDA с необходимыми корректировками на статьи, не отражающие движение денег по соответствующим счетам и на изменения в оборотных средствах. В долгосрочной перспективе косвенный метод позволяет выявить проблемные участки, где скапливаются "замороженные" денежные средства, и разработать меры по улучшению ситуации.

Управление запасами - совершенствование  процессов производства и реализации продукции. Необходимо найти правильный баланс между сокращением запасов, сохранением ритмичности производственных процессов и качеством услуг, оказываемых клиентам. Дело не ограничивается одним только механическим сокращением. Здесь возникает вопрос о степени  гибкости «бизнес-модели» компании для обеспечения адекватной реакции на резкие изменения потребительского спроса.

Улучшение планирования продаж также способствует установлению контроля над запасами, для этого необходимо:

установить позаказную модель производства, если позволяют особенности  бизнеса;

внедрить систему логистики  для предотвращения намеренного  завышения объемов ожидаемых продаж с тем, чтобы иметь в своем распоряжении достаточный объем запасов на случай получения крупного заказа.

Управление дебиторской  задолженностью - совершенствование  условий кредитования и взимания платежей. Компаниям приходится "разрываться" между необходимостью увеличивать  выручку и сохранять прибыль: проявлять избирательность при  кредитовании заказчиков, но не до такой  степени, чтобы это привело к  прекращению продаж. Здесь важно  найти компромисс между риском потери ликвидности и объемом продаж. Следует снизить риск возникновения  безнадежных долгов без ущерба для  уровня продаж или потери доли рынка.

Многие счета не оплачиваются вовремя из-за возникших разногласий  или расхождений. Необходимо обратить внимание на оптимизацию внутренних процессов компании: например за 10 дней до наступления срока платежа, уведомлять клиента об оплате, чтобы урегулировать нерешенные вопросы и устранить основные причины разногласий и расхождений, в том числе кроющихся в собственных процессах и системах компании. Это позволит также повысить эффективность собственной работы и обеспечить необходимое качество отношений с клиентами.

Кредиторская задолженность: проявление осторожности. Чтобы оптимизировать использование средств, составляющих кредиторскую задолженность, не увеличивая при этом сроков ее погашения, необходимо досконально изучить существующий в компании порядок осуществления  платежей, внимательно рассмотрев условия  договоров, проверив правильность ввода  деталей платежей в компьютерные системы финансового подразделения  компании и сопоставив сроки еженедельных платежей с условиями контрактов во избежание досрочной оплаты.

Переход на модель централизованных закупок позволит стандартизировать  процесс закупок. Пока же большинство  профильных подразделений компаний по-прежнему имеют собственные отделы снабжения. Вследствие этого существуют некоторые различия в применяемых  финансовыми отделами подходах к  процессам обработки и оплаты счетов, которые, как правило, являются потенциальными областями для оптимизации.

Для оптимизации сроков погашения  кредиторской задолженности необходимо использовать финансовый потенциал  как рычаг воздействия в работе с поставщиками, в частности, предлагать более слабым в финансовом отношении  поставщикам произвести оплату быстрее  в обмен на более выгодную цену.

Применение индивидуального  подхода к каждому поставщику для определения того, что необходимо сделать с точки зрения здравого экономического смысла, т.е. с точки  зрения бизнеса, также приведет к  оптимизации платежей. Так, чтобы  каждая компания могла извлечь для  себя пользу из заключенной сделки, она должна проверять, достаточно ли большую скидку она получает за быструю оплату.

Одной из приобретающих все  большую популярность идей является финансирование системы поставок. Именно здесь компания может выгодно  использовать свой кредитный рейтинг, предоставив поставщикам возможность  получать кредит при меньших затратах по сравнению с обычными условиями  финансирования. Есть все основания  полагать, что в ближайшее время  количество сторонников этой идеи будет  расти.

Одной из самых серьезных  проблем на пути улучшения управления оборотными средствами является преодоление сопротивления, оказываемого изменениям, внутри организации.

Компании, которые на самом  деле стремятся кардинально улучшить управление оборотными средствами, заставляют своих управляющих анализировать существующую операционную модель и искать другие, требующие меньшего объема денежных средств способы работы, начиная с практики заключения договоров с заказчиками и заканчивая определением того, что лучше для бизнеса - произвести те или иные товары собственными силами либо купить их у третьих лиц. Помимо критического анализа операционной модели необходимо проанализировать все аспекты движения денежных средств и оценить возможности улучшения управления ими. Кроме того, важно проанализировать, какая работа проводится с косвенными налогами, трансфертным ценообразованием, акцизами, договорами, регулирующими имущественные отношения в различных регионах мира, и финансированием пенсий. Нужно также осуществлять оперативный контроль авансовых платежей, осуществляемых в ходе хозяйственной деятельности с тем, чтобы оценить возможность их переноса на более позднее время. Подобно тому, как отдел закупок стремится добиться на переговорах оптимальной для себя цены, налоговый департамент концентрирует свои усилия на оптимизации ставки налогообложения, а не на управлении потоками.

Несмотря на активное внедрение  программ, направленных на повышение  эффективности управления денежными  средствами, компании зачастую упускают из виду очевидные источники высвобождения  денежных средств. Большинство программ делают упор на дебиторской и кредиторской задолженности, запасах. Гораздо меньше компаний обращают внимание на вопросы, связанные с налогообложением и  таможенными пошлинами, управлением  недвижимостью и пенсионными  планами, хотя все эти источники  таят в себе колоссальные возможности, зачастую недоиспользуемые, и могут  обеспечить столь необходимый приток денежных средств. 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

    1. Батурина, Н. А. Прогнозный анализ оборотных активов хозяйствующего субъекта в условиях изменяющейся бизнес – среды и риска / Н.А. Батурина // Справочник экономиста. – 2008г. - № 2. – С. 41 – 50
    2. Борисов Е.А.  Экономика организации (предприятия) : Учебник для ВУЗов / Борисов Е.А. - Проспект, 2008.
    3. Гелета И.В. Экономика организации (предприятия) / Гелета И.В., Калинская Е.С., Кофанов А.А. – Магистр, 2007.
    4. Горфинкеля В.Я. проф. В.А. Швандара Экономика предприятия: Учебник для вузов- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.
    5. Зайцев, Н.Л. Экономика организации: учебник / Н.Л. Зайцев. – 3-е изд., испр. и переработ. – М.: Экзамен, 2006. – 607 с.
    6. Кнышова Е.Н. Экономика организации (предприятия) : Учебник для ВУЗов / Кнышова Е.Н. Панфилова Е.Е. - Инфра-М, Форум; 2007 г.
    7. Коноплев С.П. Экономика организаций (предприятий) / Коноплев С.П. - ТК Велби, Проспект, 2008 г.
    8. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Инфра-М, 2008.
    9. Любушкин, Н.П. Экономика организации: учебник / Н.П. Любушкин. – М.: КНОРУС, 2010. – 304 с.
    10. Парушина Н.В. Теория и практика анализа финансовой отчетности организаций: учебное пособие / Н.В. Парушина, И.В. Бутенко, В.Е. Губин, О.В. Губина, С.В. Деминова, Н.А. Сучкова, Т.А. Тимофеева; под ред. д.э.н. Н.В. Парушиной. - Москва.: ИД «ФОРУМ»: «ИНФРА-М», 2010. -432 с.
    11. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия. Учебник. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2006.
    12. Радионов, А. Р. Управление сбытовыми запасами и оборотными средствами предприятия: учебное пособие. / А.Р. Радионов , Р.А. Радионов - М.: Дело и сервис, 2008 - 400с.
    13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. 5-е изд., перераб и доп., М.: Инфра-М, 2009.
    14. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая - М.:ИНФРА - М, 2008. - 336с.
    15. Сафронова, Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник / под ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., дополн. и перераб. – М.: Экономистъ, 2009. – 620 с.
    16. Селезнев, Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами / Н.Н. Селезнев. А.Ф. Ионова: Учебное пособие для вузов – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006 г. – 639с.
    17. Сергеев И.В. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ : Учебное пособие 2-е издание. перераб. и доп.- М.: «Финансы и статистика», 2003 г., 303 с.
    18. Титов, В.И. Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. – М.: Эксмо, 2008. – 416 с.
    19. Угрюмова М.А., Гобина Г.В. Экономика предприятия: учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2008. – 206 с.
    20. Фролова Т.А. Конспект лекций по курсу «Экономика предприятия» Таганрог. ТРТУ, 2005, 152 с.
    21. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. – М.: Инфра-М, 2009.

Информация о работе Оборачиваемость оборотных средств