Общая характеристика факторинга и сущность факторинговых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть особенности проведения факторинговых операций коммерческими банками и провести оценку их эффективности на примере коммерческого банка ПАО «Сведбанк».
Достижение данной цели возможно при выполнении следующих задач:
1) раскрыть специфику факторинговых операций коммерческих банков, состав участников, виды факторинговых операций и типы заключаемых соглашений о факторинговом обслуживании;
2) представить особенности организации факторинговых операций на примере коммерческого банка ПАО «Сведбанк»;
3) провести оценку эффективности проведения факторинговых операций ПАО «Сведбанк».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРИНГА И СУЩНОСТЬ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
1.1. Общее понятие факторинга
1.2. Сущность и виды факторинговых операций
1.3. Преимущества и недостатки факторинговых операций
ВЫВОД ПО РАЗДЕЛУ 1
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФАКТОРИНГОВЫХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ АО «СВЕДБАНКА» ЗА 2009-2010 ГОД
2.1 Характеристика коммерческого банка
2.2 Анализ финансового состояния коммерческого банка
2.3 Особенности проведения факторинговых операций банком и оценка их эффективности
ВЫВОД ПО РАЗДЕЛУ 2
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФАКТОРИНГА ПАО «СВЕДБАНК»
3.1 Аналитические выводы по результатам проведенного анализа эффективности факторинговых операций банка
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию факторинга в ПАО «Сведбанк»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ГОТОВАЯ.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

    1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРИНГА И СУЩНОСТЬ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
    1. Общее понятие факторинга
    1. Сущность и виды факторинговых операций
    2. Преимущества и недостатки факторинговых операций

ВЫВОД ПО РАЗДЕЛУ 1

    1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФАКТОРИНГОВЫХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ АО «СВЕДБАНКА» ЗА 2009-2010 ГОД

  2.1 Характеристика коммерческого банка

    1. Анализ финансового состояния коммерческого банка
    2. Особенности проведения факторинговых операций банком и оценка их эффективности

ВЫВОД ПО РАЗДЕЛУ 2

    1. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ФАКТОРИНГА ПАО «СВЕДБАНК»

          3.1 Аналитические выводы по результатам проведенного анализа эффективности факторинговых операций банка

3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию факторинга в ПАО «Сведбанк»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В финансовой системе  Украины банковская система выступает  регулятором денежного обращения, операций, проводимых с использованием наличных и безналичных денежных средств. Взаимоотношения между предприятиями по поводу поставки продукции, выполнения работ или оказания услуг не всегда строятся на оплате в момент продажи, в отдельных случаях возникает отсрочка платежа, признание дебиторской задолженности (задолженности покупателей и заказчиков) и лишь потом - фактическая оплата (зачисление денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия).

В настоящее  время многие предприятия работают с крупными покупателями, что влечет образование больших сумм дебиторской задолженности. А это замораживает оборотные средства предприятия-поставщика. При этом на помощь приходят коммерческие банки, оказывающие услуги факторинга - покупки дебиторской задолженности у поставщика с правом дальнейшего требования погашения данной задолженности с покупателя. Проблема эффективности операций факторинга становится все более актуальной при оптимизации финансовой практики взаимодействия украинских предприятий и банков. Кроме того, важную роль играет страховая функция факторинговых компаний, которые принимают на себя риск непогашения платежных обязательств со стороны покупателей продукции своих клиентов. При проведении таких операций коммерческий банк одновременно реализует все основные функции, которые отведены ему рыночной экономикой: посредничество в расчетах, финансирование клиентов и страхование рисков неплатежей.

Представленные  выше моменты отражают актуальность темы курсовой работы.

Цель курсовой работы - раскрыть особенности проведения факторинговых операций коммерческими банками и провести оценку их эффективности на примере коммерческого банка ПАО «Сведбанк».

Достижение  данной цели возможно при выполнении следующих задач:

1) раскрыть специфику  факторинговых операций коммерческих  банков, состав участников, виды факторинговых операций и типы заключаемых соглашений о факторинговом обслуживании;

2) представить  особенности организации факторинговых  операций на примере коммерческого  банка ПАО «Сведбанк»;

3) провести оценку  эффективности проведения факторинговых операций ПАО «Сведбанк».

Объектом исследования является коммерческий банк ПАО «Сведбанк».

Предметом исследования - организация факторингового обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРИНГА И СУЩНОСТЬ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

 

    1. Общее понятие факторинга

Первоначально факторинг, известный еще с XVI-XVII вв., возник как операция специализированных торговых посредников, а позднее в него включились торговые банки. Но только в 60-е годы нашего столетия факторские, операции пришли на смену коммерческому кредиту в вексельной форме и стали широко применяться для обслуживания процесса реализации продукции. Это было вызвано усилением инфляционных процессов и неустойчивостью в экономике ряда стран в тот период, что требовало более быстрой реализации продукции, т.е. ускорения перевода капитала из товарной формы в денежную. Широко используемая в странах рыночной экономики вексельная форма расчетов не всегда гарантирует своевременность получения средств и возмещение действительных затрат на производство продукции. Поэтому проблема дебиторской задолженности для поставщиков приобрела первостепенное значение.

Факторинг —  беззалоговое финансирование под обеспечение  прав требования денежных средств, т.е. фактор приобретает товарные накладные, по которым у него возникают права требование денежных средств.

Факторинг (от англ. factor – агент, посредник) является разновидностью комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала поставщика, и связан с переуступкой факторинговой компании неоплаченных долговых требований (счетов-фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг. В настоящее время в мировой практике факторинг развился в универсальную систему обслуживания поставщика, включающую бухгалтерское, информационное, сбытовое, страховое, кредитное и юридическое обслуживание. Факторинг – это покупка банком или специализированной факторинговой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение.  
Факторинг – определенный вид торгово-комиссионных операций, сочетающихся с кредитованием оборотного капитала поставщика, связанный с инкассированием его дебиторской задолженности (неоплаченными счетами-фактурами в процессе реализации товаров и услуг). Именно поэтому факторинговые операции называют еще кредитованием продаж поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.

С определенной точки зрения в «родственники» факторингу можно записать кредитование под залог дебиторской задолженности, форфейтинг. Существенные отличия факторинга — это, во-первых, отсутствие залога, во-вторых, комплексность. Настоящий факторинг —  это всегда будет комплекс услуг, в который входят:

• информационное обслуживание клиента (фактор всегда дает рекомендации клиенту по сотрудничеству с его  дебиторами, указывает на сомнительные моменты дебитора);

• юридическое сопровождение  факторинговых операций, работы клиента  с его дебиторами;

• управление дебиторской задолженностью клиента, т.е. администрирование (то, что предполагает работы по возврату задолженности от дебитора).

На Украине факторинг  появился в, 2001-2002 году. Основателями на рынке отечественного факторинга были: ТАС Комерцбанк (сейчас Сведбанк), Укрсоцбанк, Укрэксимбанк. На сегодняшний день эти банки являются лидерами, занимая около 60% рынка. Сегодняшняя конъюнктура рынка: переход торговых компаний на условия работы с позиции товарного кредита, т.е. с отсрочкой платежа, стимулирует динамичное развитие факторинговых операций. Такая ситуация и приводит клиента к необходимости работы по факторингу.

Что касается динамики развития факторинговых операций, то с 2001 года сохраняется устойчивая тенденция  роста. Хотя за последние два года рынок вырос в два-три раза, в целом прирост нельзя назвать стремительным. По мнению аналитиков пик развития пришелся на 2009 год (100-процентный рост). Основными игроками на рынке факторинга остаются три его «первооткрывателя»: ТАС Комерцбанк (сейчас Сведбанк), Укрсоцбанк, Укрэксимбанк и РайффайзенБанк Аваль, Петрокоммерц, Европейский банк, Арма Факторинг, Первая факторинговая компания. Так называемый кросс-продукт (банковский продукт, заявленный как факторинг, однако отличающийся от классического вида) можно получить в Себбанк, Вабанк, и Активбанк и Уникрдитбанк.

«Украинская финансовая группа» находится на четвертом-пятом  месте, по уровню своего портфеля и  позиции занимаемой на рынке (портфель – около 130 млн. грн). Портфели так называемых «монстров рынка» — в среднем 250-200 млн. грн., в частности на начало лета портфель Укрэксим банка составлял около 300 млн. грн.

В настоящее время  факторинговый отдел может предоставлять  своим клиентам следующие основные виды услуг:

- приобретать у предприятий - поставщиков право на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы покупателей, состав которой заранее согласовывается с факторингом (покупка срочной задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным );

- осуществлять покупку у предприятий - поставщиков дебиторской задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным, неоплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности ).

 

 

    1. Сущность и виды факторинговых операций

В основе факторинговой  операции лежит покупка банком платежных  требований поставщика на отгруженную  продукцию и передача поставщиком  банку права требования платежа  с покупателя. Поэтому факторинговые  операции называют также кредитованием поставщика или предоставлением факторингового кредита постащику.

В факторинговых  операциях участвуют три стороны:

  1. финансовый агент - факторинговая компания или факторинговый отдел банка;
  2. клиент (кредитор, поставщик товара);
  3. заемщик (предприятие) — фирма-потребитель товара.

Среди основных требований, предъявляемых к поставщику (клиенту), желающему встать на факторинговое  обслуживание, можно выделить следующие:

- поставки должны  осуществляться на условиях отсрочки  платежа;

- форма оплаты – безналичный расчет;

- срок отсрочки, предоставляемой покупателем, не  должен превышать 90 дней;

- компания должна  иметь высокие темпы развития  и считать стремительный рост  одним из главных стратегических  направлений своей деятельности (для этого факторы проводят анализ бухгалтерской отчетности компании, динамику финансовых показателей, договоры на планируемые поставки).

Схема факторинга довольно проста и представляет собой взаимодействие трех сторон (Рисунок 1.1).

 

Рис.1.1- Схема факторинговой операции

 

1- Поставка товара  на условиях отсрочки платежа

2- Уступка права  требования долга по поставке  Банку

3- Выплата досрочного  платежа (до 90% от суммы поставленного товара) сразу после предоставления счета-фактуры, накладной

4- Оплата за поставленный  товар

5- Выплата остатка средств за минусом комиссии.

Операция факторинга заключается в том, что факторинговый  отдел банка покупает долговые требования (счета-фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% от стоимости  поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел [7, 8].

Факторинговые операции возникли на основе коммерческого кредита, который предоставляется продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Изменение требований к расчетам с точки зрения ускорения оборота средств вызвали необходимость для поставщиков искать пути решения проблемы дебиторской задолженности. Факторинг является сравнительно новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска при организации платежей. Коммерческие банки, развивая эти операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.

Факторинговые операции банков классифицируются по некоторым признакам:

1) По территориальному  признаку:

-  внутренние - форма факторинговой услуги, при которой поставщик и его клиент, а также банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в одной и той же стране;

-  международные - форма факторинговой услуги, при которой поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах. Как правило, экспортёр заключает с фактором договор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или определённого круга покупателей (например, всех покупателей в определенной стране).

2) По видам  операций:

-  открытые - форма факторинговой услуги, при которой должник уведомлен о том, что поставщик переуступает счета фактуры факторинговой компании. Уведомление осуществляется путём надписи на счёте-фактуре о том, что правопреемником по возникающему долгу является определённый банк и платить следует в его пользу.

-  взаимные (двухфакторные) - форма факторинговой услуги, при которой во время обслуживания банк передаёт определённый объём работ факторинговой компании, действующей на стороне импортёра. В свою очередь банк будет действовать в своей стране по поручению иностранной факторинговой компании. Экспортёру достаточно заключить соглашение только с банком, в котором он обслуживается. Этот вид факторинга характеризуется большим количеством издержек по сравнению с прямым факторингом, особенно если экспортёр выставляет значительное число счетов на небольшие суммы.

-  полного обслуживания - форма факторинговой услуги, при которой с постоянно обслуживаемым клиентом может быть заключён договор полного факторингового обслуживания, предлагающий полную защиту его интересов, гарантированный приток средств, управление кредитом, учёт реализации, кредитование в форме предварительной оплаты долгов (за минусом издержек).

Информация о работе Общая характеристика факторинга и сущность факторинговых операций