Общегосударственные финансы как важнейшая сфера финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Предметом курсовой работы является совокупность теоретических аспектов общегосударственных финансов. Объектом курсовой работы являются общегосударственные финансы Республики Беларусь. Цель курсовой работы: рассмотрение сущности государственных финансов и их роли в социально-экономическом развитии республики. Задачами курсовой работы является:
- рассмотрение теоретических основ и анализ звеньев общегосударственных финансов;
- изучение роли государственных финансов в социально-экономическом развитии РБ.

Содержание

Реферат………………………………………………………………………………...
Введение.…..................................................................................................................4
1 Государственный бюджет и его место в системе общегосударственных финансов.......................................................................................................................5
1.1 Понятие, сущность и структура государственного бюджета Республике Беларусь......................................................................................................................
1.2 Особенности бюджетной политики Республики Беларусь………………………………………………………………………………8
2 Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, их состав и назначение………………………………………………………………….............12
2.1 Целевые бюджетные и внебюджетные фонды, понятие и назначение...…...12
2.2 Формирование и использование целевых бюджетных фондов в Республике Беларусь………………………………………………….………………………….14
2.3 Формирование и использование внебюджетных фондов в Республике Беларусь………………………………………………….………………………….14
3 Государственные кредит и его роль в финансовой системе……………………………………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….....26
Список использованных источников…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по теории финансов.doc

— 536.50 Кб (Скачать файл)
    1. Особенности бюджетной политики Республики Беларусь.

 

За многовековой период своего развития государственный бюджет Беларуси претерпел существенные изменения. Менялись формы и содержание бюджетного фонда, его качественные и количественные характеристики. В историческом процессе развития бюджета Республики Беларусь можно выделить этапы, соответствующие отдельным периодам развития государства:

I этап - с IX в. до конца XII в. - характеризует зарождение бюджета в волостях-княжествах Полоцкой Руси и его развитие в составе Древнерусского государства. На этом этапе закладываются основы бюджетного устройства, соответствующие отдельным периодам развития государства.

II этап - с XIII в. до конца XVIII в. - отражает развитие государственного  бюджета в Великом княжестве  Литовском, Речи Посполитой и  заканчивается воссоединением белорусских  земель с Россией. В течение  этого периода продолжает формироваться  бюджетная система, укрепляются бюджеты городов. Осуществлен переход к налоговому государству. Доходы государственной казны увеличиваются за счет развития косвенного налогообложения, с развитием товарно-денежных отношений все больше платежей поступает в денежной форме, происходит трансформация бюджета в финансовую категорию. Вырабатывается механизм сбора государственных доходов и контроля их поступлений. Государственная казна формируется из натуральных и денежных податей и платежей. Доходы средневекового государства включали в себя добровольные дары, договорные домены, налоги и пошлины, доходы от верховного права на бесхозное имущество.

III этап - с конца XVIII в. по 1919 г. - связан с формированием  бюджетов белорусских губерний  в составе России. На этом этапе  формируется многоуровневая бюджетная система: образуются местные бюджеты - земские, городские, мирские, в них впервые появляются расходы на хозяйственные мероприятия территорий и социальные нужды населения. Укрепляется налоговая система, широкое распространение получают акцизы. Бюджеты белорусских губерний участвуют в формировании общеимперских доходов.

IV этап - с 1919 г. по 1990 г. - охватывает  период развития бюджета Белорусской  Советской Социалистической Республики  в основном в составе СССР. На этом этапе проводится ряд мероприятий по реорганизации финансовых отношений на основе перестройки хозяйственного механизма, преобразования форм и методов руководства экономикой. Изменяются состав и структура доходов и расходов бюджета БССР, укрепляется доходная база местных бюджетов. Бюджетная система Беларуси формируется как часть единой бюджетной системы мощного государства, способная к самостоятельному функционированию.

V этап - с 1990 г. по настоящее  время - характеризует развитие бюджета  и формирование национальной  бюджетной системы Беларуси в условиях суверенитета республики и рыночных преобразований.

Бюджетная политика государства в сжатом выражении – это выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета.  Все эти действия направлены на активное регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:

  • уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
  • уровень выполнения бюджетных обязательств;
  • величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
  • объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
  • уровень монетизации бюджетного дефицита;
  • величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
  • динамику валового внутреннего продукта;
  • уровень безработицы;
  • степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

          В соответствии с Программой  социально-экономического развития  Республики Беларусь на 2011-2015 гг., основными направлениями бюджетной политики страны на среднесрочную перспективу являются:

1) повышение конкурентоспособности  применяемой в республике налоговой  системы при безусловном выполнении  расходных обязательств бюджета, поддержание его дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне;

2) совершенствование структуры и  механизмов взимания установленных  налогов и сборов с ориентацией  на максимальное приближение  по их составу и периодичности  уплаты к налоговым системам развитых стран;

3) радикальное упрощение процедур  налогового администрирования и  контроля, укрепление позиций страны  в мировых рейтингах;

4) концентрация бюджетных средств  на приоритетных направлениях  социально-экономического развития  страны;

5) оптимизация бюджетных расходов  и повышение эффективности использования  бюджетных средств

6) снижение государственного долга  республики.

7) повышение эффективности расходования  бюджетных средств и управления  государственными финансами.

8) сохранение государственного долга республики на экономически безопасном уровне. [15]

Кроме того, дальнейшее развитие государственного бюджета требует совершенствования основных направлений бюджетного регулирования, среди которых можно выделить следующие:

1. Применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, переход к многовариантному составлению проекта бюджета; повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования доходов бюджета;

2. Проведение реструктуризации доходов бюджета с целью поиска оптимального сочетания прямых и косвенных налогов, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций и др.);

3. Совершенствование налогового планирования, использование методов оптимизации  налоговой нагрузки; укрепление  и развитие законодательных основ  налогообложения, сокращение многочисленных  инструкций, указов и декретов, регулирующих систему налогообложения.

Определение приоритетов и направлений расходования бюджетных ресурсов, их размера требует реализации ряда мероприятий с целью повышения эффективности государственных расходов. В частности, необходимо:

1. Усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета, а также роль собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций.

2. Разработать и усовершенствовать  механизм предоставления адресных субсидий для населения и организаций.

3. Разработать механизм перевода  убыточных отраслей на хозяйственный  расчет и самофинансирование; расширение  действия рыночных механизмов  в реальном секторе экономики  с постепенной отменой дотаций. Снизить бюджетное финансирование отраслей хозяйства за счет сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности.

         Таким образом, анализ бюджетной  политики, являющейся одним из  основных направлений экономической политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета.

 

 

 

 

 

2 Государственные  целевые бюджетные и внебюджетные  фонды, их состав и назначение

 

2.1 Целевые бюджетные и внебюджетные фонды, понятие и назначение

 

Специальные целевые фонды определяют как форму перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для целевого финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности [15, с.43].

Специальные целевые фонды могут иметь статус бюджетных или внебюджетных фондов. Целевые бюджетные фонды - это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое расходование средств; принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения части вновь созданной стоимости.

Под государственным целевым бюджетным фондом понимается фонд денежных средств, образуемый в соответствии с действующим законодательством в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по целевому назначению.

С помощью специальных целевых фондов государство решает следующие задачи:

  1. Воздействие на процесс производства путём финансирования, субсидирования и кредитования субъектов хозяйствования.
  2. Обеспечение природоохранительных мероприятий, финансируя их за счёт специально определяемых источников и штрафов за загрязнение окружающей среды.
  3. Оказание социальных услуг населению: выплата пособий, пенсий, субсидирование и финансирование социальной инфраструктуры.
  4. Предоставление займов, в том числе зарубежным партнёрам.

Существование внебюджетных и целевых бюджетных фондов вызвано необходимостью перераспределения финансовых ресурсов и обеспечения строго целевого направления поступающих средств в соответствии с приоритетами социального и экономического развития.

Целевые фонды входят в состав государственного бюджета и образуются за счет конкретных видов доходов, используемых по целевому назначению по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образование и порядка использования определяются законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь. Средства государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию. В зависимости от целевого назначения целевые внебюджетные и бюджетные фонды делятся на экономические и социальные, а в соответствии с уровнем управления – государственные и региональные (местные) [16, с. 36].

Государственные целевые внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета, т.е. средства внебюджетных фондов не консолидируются в бюджетах различных уровней.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

  • выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
  • формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

Основным государственным внебюджетным фондом на территории Республики Беларусь является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе.

Организация функционирования фондов находится в ведении государственных органов власти, а порядок их формирования и использования регламентируется законодательством. Источники формирования фондов могут носить постоянный или временных характер, а направления расходования обуславливаются назначением фондов и содержанием реализуемых программ. Оперативное управление средствами фондов может осуществляться специально созданным административным аппаратом, поэтому часть средств фонда будет направляться на его содержание. Временно свободные средства фондов не подлежат и могут храниться на счетах в банках или вкладываться в ценные бумаги. Число и состав фондов зависит от финансовой политик проводимой государством [8, с. 25].

В РБ функционирует большое количество внебюджетных и целевых бюджетных фондов, которые выполняют следующие функции:

  1. Социальная: Государственный фонд содействия занятости; фонд социальной защиты населения; фонд социальной защиты молодёжи.
  2. Экономическая: Республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции; Республиканский дорожный фонд; Инновационные фонды.
  3. Природоохранительная: Республиканский фонд охраны природы.
  4. Научно-исследовательская: Фонд национального развития.

Все вышеперечисленные фонды относятся к государственным.

 

 

 

     2.2 Формирование и использование целевых бюджетных фондов в РБ

 

В Республике Беларусь перечень государственных целевых бюджетных фондов ежегодно устанавливается законом.

Согласно Закону «О республиканском бюджете на 2014 г.» в состав целевых бюджетных фондов Республики Беларусь включаются:

Информация о работе Общегосударственные финансы как важнейшая сфера финансовой системы