Общегосударственные финансы как важнейшая сфера финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Предметом курсовой работы является совокупность теоретических аспектов общегосударственных финансов. Объектом курсовой работы являются общегосударственные финансы Республики Беларусь. Цель курсовой работы: рассмотрение сущности государственных финансов и их роли в социально-экономическом развитии республики. Задачами курсовой работы является:
- рассмотрение теоретических основ и анализ звеньев общегосударственных финансов;
- изучение роли государственных финансов в социально-экономическом развитии РБ.

Содержание

Реферат………………………………………………………………………………...
Введение.…..................................................................................................................4
1 Государственный бюджет и его место в системе общегосударственных финансов.......................................................................................................................5
1.1 Понятие, сущность и структура государственного бюджета Республике Беларусь......................................................................................................................
1.2 Особенности бюджетной политики Республики Беларусь………………………………………………………………………………8
2 Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, их состав и назначение………………………………………………………………….............12
2.1 Целевые бюджетные и внебюджетные фонды, понятие и назначение...…...12
2.2 Формирование и использование целевых бюджетных фондов в Республике Беларусь………………………………………………….………………………….14
2.3 Формирование и использование внебюджетных фондов в Республике Беларусь………………………………………………….………………………….14
3 Государственные кредит и его роль в финансовой системе……………………………………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….....26
Список использованных источников…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по теории финансов.doc

— 536.50 Кб (Скачать файл)
  • инновационные фонды;
  • фонд национального развития [4, с.6].

Инновационные фонды так же являются государственными целевыми бюджетными фондами.

Инновационные фонды создаются в целях финансирования развития высокотехнологичных отраслей, обеспечивающих высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики, формирования и развития инновационной инфраструктуры, выполнения новейших исследований и разработок, инновационных проектов, а также других мероприятий и работ.

Финансирование инновационных проектов за счет средств инновационных фондов осуществляется при условии их соответствия следующим критериям:

  • организация технологического процесса, обеспечивающего средний уровень добавленной стоимости на одного работающего, аналогичный уровню Европейского союза по соответствующему виду экономической деятельности либо превышающий этот уровень;
  • экспортная ориентированность (превышение экспорта над импортом) проекта;
  • создание и внедрение технологий и (или) новой для Республики Беларусь и (или) мировой экономики продукции.

Республиканские инновационные фонды формируются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ, Федерацией профсоюзов Беларуси за счет отчислений в размере 10 процентов от налога на прибыль, уплаченного в республиканский бюджет.

Реестр организаций, принимающих участие в формировании инновационных фондов, по распорядителям средств республиканских инновационных фондов утверждает Совет Министров Республики Беларусь.

Средства инновационных фондов направляются на финансирование:

  • инновационных проектов, в том числе выполняемых в рамках государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных программ, включая научно-технические программы;
  • научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно - технологических работ, направленных на разработку новых видов наукоемкой и высокотехнологичной продукции, новых или усовершенствованных технологий, новых услуг;
  • работ по подготовке и освоению производства новой или усовершенствованной продукции, освоению новой или усовершенствованной технологии;
  • организации деятельности и развития материально-технической базы, включая капитальные расходы, субъектов инновационной инфраструктуры;
  • информационного обеспечения инновационной деятельности, включая проведение научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, выставок);
  • научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и работ по организации и освоению производства научно-технической продукции, полученной в результате выполнения инновационных проектов и заданий государственных научно-технических программ, в том числе инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, за счет средств, направляемых на эти цели Белорусскому инновационному фонду.

Источниками формирования государственного целевого бюджетного фонда национального развития являются часть прибыли (дохода) отдельных высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет в соответствии с законодательными актами, другие источники по решению Президента Республики Беларусь и иные источники, не запрещенные законодательством.

        Расходы государственного целевого бюджетного фонда национального развития осуществляются по решению Президента Республики Беларусь

 

 

     2.3 Формирование и использование внебюджетных фондов в РБ

 

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов либо особых счетов задолго до появления единого централизованного фонда государства, т.к. государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась в новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили временный характер.

Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, регулирования внешнеэкономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и выплат населению.

Отличительные черты внебюджетных фондов:

  • представляют определённую совокупность денежных средств, финансовых ресурсов, находящихся в собственности государства;
  • внебюджетные фонды создаются для финансирования вполне определённых задач с запретом направлять аккумулированные в них финансовые ресурсы на другие цели, чем это было предусмотрено при формировании фонда;
  • накопленные в внебюджетных фондах ресурсы находятся в оперативном управлении определённого государственного учреждения, которые в ряде случаев специально создаются для выполнения этой задачи;
  • их денежные средства находятся в собственности государства;
  • источники формирования и направления расходования средств внебюджетных фондов ежегодно указываются в актах, принимаемых соответствующими законодательными органами государственной власти;
  • наличие собственных источников доходов.

Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования, порядка формирования и использования осуществляются Президентом РБ и (или) законами, если иное не установлено Президентом РБ.

Распорядителем средств государственного внебюджетного фонда является государственный орган, на который возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в республиканской собственности.

К государственным внебюджетным фондам применимы аналогичные процессуальные действия, как и к республиканскому и местному бюджетам.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется через единый казначейский счёт, если иное не предусмотрено Президентом РБ.

Основным государственным внебюджетным фондом на территории Республики Беларусь является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Основными задачами Фонда являются:

  • сбор и аккумуляция обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование;
  • финансирование расходов на пенсии, пособия, санаторно-курортное лечение и оздоровление населения и иные выплаты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании; организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования; осуществление расширенного воспроизводства средств Фонда на основе принципа самофинансирования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам государственного социального страхования, находящимися в компетенции Фонда.

Средства Фонда образуются за счет:

  • обязательных страховых взносов;
  • ассигнований из республиканского бюджета;
  • добровольных пожертвований (в том числе валютных средств) физических и юридических лиц;
  • доходов от капитализации средств Фонда; средств нанимателей, предназначенных на выплату пенсий;
  • средств от взыскания недоимок, пени, иных финансовых санкций и административных штрафов; других поступлений.

Основным источников формирования доходной части Фонда являются обязательные страховые взносы, плательщиками которых являются:

  • работодатели - юридические лица (включая иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь), их представительства, филиалы и физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам;
  • работающие граждане - граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах;
  • физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы - индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

Средства Фонда используются на:

  • выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет;
  • выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в медицинском учреждении до 12-не-дельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на погребение);
  • оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, свободного от работы дня;
  • оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам;
  • финансирование иных выплат в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

Итак, бюджетные отношения можно определить как отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

При помощи специальных целевых фондов, рассмотренных в данной главе, государство воздействует на процесс производства путём финансирования, субсидирования и кредитования субъектов хозяйствования, обеспечивает природоохранительные мероприятия, а так же оказывает социальные услуги населению, такие как: выплата пособий, пенсий, субсидирование и финансирование социальной инфраструктуры.

 

 

3  Государственный кредит и его роль в финансовой системе

 

Государственный кредит в современных условиях – это совокупность финансовых отношений между государством с одной стороны и физическими и юридическими лицами – с другой. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки, фонды – как кредиторы. Кроме того государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических и юридических лиц. На практике это означает принятие государством на себя ответственности за погашение их обязательств. Таким образом, выступление государства в сделке в качестве гаранта не влечет за собой автоматического увеличения государственного долга. Вместе с тем, в гарантировании кредита нуждаются, прежде всего, недостаточно надежные заемщики.

В качестве кредитора государство выступает при предоставлении кредитов иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. Оно может направлять кредиты на льготных условиях в те отрасли, которые либо не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов бывает также продиктовано необходимость лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене или же политическими соображениями.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним служат бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Анализ содержания государственного кредита позволяет сделать следующие выводы:

  • Сущность государственного кредита заключается в перераспределении капитала между частным сектором и государством на условиях срочности, платности и возвратности. Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга;
  • Основным фактором, обусловливающим возникновение и рост государственного долга, является дефицит бюджета;
  • Возникновение дефицита бюджета порождается именно временной неравномерностью развития экономической активности и чрезвычайными обстоятельствами;
  • Если не рассматривать эффект вытеснения частных инвестиций из реального сектора, то государственный долг не является инструментом перекладывания экономического бремени на последующие поколения;
  • Государственный долг оказывает на экономику регулирующее влияние посредством воздействия на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы. Кроме того, ставки  процента по государственным ценным бумагам лежат в основе системы ставок процента по банковскому кредиту и корпоративным ценным бумагам (долговым обязательствам). [4, c. 164]

Государственный кредит является важным звеном централизованных (общественных) финансов. Как экономическая категория он охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Наибольшее развитие во всем мире получила деятельность государства  в качестве заемщика. Объемы операций в качестве кредитора встречаются значительно реже. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат.

Информация о работе Общегосударственные финансы как важнейшая сфера финансовой системы