Общегосударственные финансы как важнейшая сфера финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Предметом курсовой работы является совокупность теоретических аспектов общегосударственных финансов. Объектом курсовой работы являются общегосударственные финансы Республики Беларусь. Цель курсовой работы: рассмотрение сущности государственных финансов и их роли в социально-экономическом развитии республики. Задачами курсовой работы является:
- рассмотрение теоретических основ и анализ звеньев общегосударственных финансов;
- изучение роли государственных финансов в социально-экономическом развитии РБ.

Содержание

Реферат………………………………………………………………………………...
Введение.…..................................................................................................................4
1 Государственный бюджет и его место в системе общегосударственных финансов.......................................................................................................................5
1.1 Понятие, сущность и структура государственного бюджета Республике Беларусь......................................................................................................................
1.2 Особенности бюджетной политики Республики Беларусь………………………………………………………………………………8
2 Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, их состав и назначение………………………………………………………………….............12
2.1 Целевые бюджетные и внебюджетные фонды, понятие и назначение...…...12
2.2 Формирование и использование целевых бюджетных фондов в Республике Беларусь………………………………………………….………………………….14
2.3 Формирование и использование внебюджетных фондов в Республике Беларусь………………………………………………….………………………….14
3 Государственные кредит и его роль в финансовой системе……………………………………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….....26
Список использованных источников…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по теории финансов.doc

— 536.50 Кб (Скачать файл)

Как экономическая категория  государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет признаки как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после доходов источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления.

Как один из видов кредита, государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов, он имеет добровольный характер. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в централизованные денежные фонды, то основой государственного кредита является его возвратность и платность.

Государственный кредит отличается и от других видов кредитных отношений. Эти отличия обусловлены не только по субъектам отношений, но и направлением использования средств, особенностями ценообразования на привлеченные или выданные ресурсы, формированием обеспечения. [6, c. 237]

Привлечение временно свободных средств хозяйствующих субъектов, населения, а также других государств, международных финансовых организаций и фондов осуществляется на условиях возвратности, срочности и платности.

В последние годы в Беларуси имели место случаи, когда правительство республики вынуждено было погашать кредиты некоторых предприятий, взятые под гарантию правительства у других государств или иностранных компаний. Такие случаи сокращают финансовые ресурсы государства, столь необходимые для финансирования важных мероприятий, предусмотренных планом экономического и социального развития республики.

Во многих странах мира поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.

Государственный кредит выступает важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Временно свободные денежные средства у юридических лиц могут образовываться, например, за счет временно не используемых по назначению средств резервного фонда предприятий, денежных средств страховых организаций, предназначенных для выплаты страхового возмещения по поступившим рискам.

По своей экономической природе государственный кредит не является доходом государства, но служит той же цели, что и доходы государства – покрытию расходов государства и, прежде всего, дефицита государственного бюджета. Основной формой государственных доходов выступают налоги, а основной формой государственного кредита являются займы.

Посредством государственного кредита государство регулирует денежное обращение в стране, размещая займы среди различных слоев населения. За счет госкредита финансируются такие важнейшие затраты, как инвестиции в народное хозяйство. [7, c. 137]

Для заемщика государственный кредит позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажноденежной эмиссии, для неинфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка.

Местные органы власти осуществляют мобилизацию средств на кредитной основе, которые могут использоваться на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения и др.

Для кредиторов государственный кредит – форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящая дополнительный доход.  [9, c. 187]

В Республике Беларусь кредиторами выступают физические и юридические лица, кредитополучателем – государство в лице его органов (Министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь, местных органов власти). [10, c. 221]

Необходимо отметить, что по вопросу функций государственного кредита среди экономистов нет единого мнения. Отдельные экономисты считают, что государственный кредит выполняет только две функции – фискальную и регулирующую. Другая группа экономистов утверждает, что государственный кредит выполняет четыре функции – фискальную, регулирующую, распределительную и контрольную.

Из определения государственного кредита следует, что он совмещает в себе функции финансов и функции кредита. Таким образом, основными функциями государственного кредита являются следующие:

     1.Распределительная функция - формирование централизованных денежных фондов государства, а затем их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

При этом условием добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряжение государства является обязательство заемщика вернуть к определенному моменту времени сумму заимствования с процентами. [11, c. 231]

Спрос со стороны инвесторов на любые ценные бумаги, в том числе и государственные, формируются на основе следующих факторов:

  • Доходности – способности приносить доход (через проценты, дивиденды или рост курсовой стоимости);
  • Надежности – низкой вероятности понести потери (минимальный риск невозврата вложенных средств);
  • Ликвидности – возможности скорейшего для держателя ценных бумаг получения денежных средств.

Государственные бумаги считаются, как правило, надежными финансовыми инструментами со средним и низким уровнем доходности. Они привлекательны для консервативных инвесторов, наибольшее значение для которых имеют гарантии сохранности капитала и которые готовы получать относительно небольшой, но гарантированный доход.

За счет позаимствованных средств государство может финансировать текущие или капитальные расходы. Для сохранения платежеспособности государства краткосрочные займы могут направляться только на покрытие кассовых разрывов, тогда как среднесрочные и долгосрочные позволяют финансировать капитальные расходы. [6, c. 237]

Финансирование расходов капитального характера за счет заимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Растяжение источников финансирования во времени путем выпуска займов на соответствующий срок позволяет переложить платежи по государственному кредиту и процентов по нему на последующие поколения, которые будут пользоваться услугами соответствующих объектов (например, газопроводом, библиотекой, университетом, стадионом и т.п.), построенных нынешним поколением.

Таким образом,  с помощью распределительной функции налоговое бремя боле равномерно распределяется во времени.

     2.Контрольная – функция государственного кредита, выражающаяся во влиянии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении. [11, c. 232]

Эта функция вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности:

  • Очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
  • Охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность привлечения ресурсов;
  • Осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами. [6, c. 239]

     3.Регулирующая функция государственного кредита проявляется, прежде всего, тогда, когда государство, вступая в кредитные отношения, вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает их платежеспособный спрос. Если за счет кредита будут профинансированы производственные затраты, например, инвестиции, то произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда количество денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита, т.е. ссудного процента. Дороговизна заемных средств вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения ценных государственных бумаг. Чрезмерно высокая активность государства на финансовом рынке обычно содействует отвлечению значительной части финансовых ресурсов от производительного использования, существенно замедляет темпы экономического развития, приводит к росту государственного долга.

Положительное воздействие оказывает государство на производство и занятость населения, формируя спрос на товары отечественного производства за счет внешних заимствований, т.е. зарубежных кредитов, выcтупая в качестве кредитора или гаранта.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости населения играют кредиты, предоставляемые за счет бюджета территорий и внебюджетных фондов. Эти кредиты обеспечивают ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики того или иного региона.

Таким образом, государственный кредит является важным звеном централизованных (общественных) финансов. Как экономическая категория он охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Наибольшее развитие во всем мире получила деятельность государства  в качестве заемщика. Объемы операций в качестве кредитора встречаются значительно реже.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним служат бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

 Государственные кредиты  предоставляются Республикой Беларусь  иностранным государствам, международным  организациям и иным нерезидентам  Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе были рассмотрены и проанализированы все звенья общегосударственных финансов, включающие государственный бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит. Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:

  • При правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства;
  • Анализ бюджетной политики, являющейся одним из основных направлений экономической политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета;
  • При помощи специальных целевых фондов государство воздействует на процесс производства путём финансирования, субсидирования и кредитования субъектов хозяйствования, обеспечивает природоохранительные мероприятия, а так же оказывает социальные услуги населению, такие как: выплата пособий, пенсий, субсидирование и финансирование социальной инфраструктуры;
  • Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечивать дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики;
  • Как экономическая категория, государственный кредит охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта;
  • Посредством государственного кредита государство регулирует денежное обращение в стране, размещая займы среди различных слоев населения. За счет госкредита финансируются такие важнейшие затраты, как инвестиции в народное хозяйство.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Агапова Т. А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп./ Под общ. ред. проф., д. э. н. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, «Дело и сервис», 1999. – 416 с.
  2. Алымов Ю.М. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за первое полугодие 2008 г. и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации // Банковский вестник: №22. 2008. С. 4 - 9.
  3. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (Основы экономической политики): Учебник. – М.: Издательство «ДИС», 1997. – 320 с.
  4. Бюллетень банковской статистики Республики Беларусь №1 (151)  [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/bulletin/2013/bulletin2013_1.pdf  - Дата доступа: 07.10.2013.
  5. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Дело, 2002. – 280 с.
  6. Дадалко В.А. Реформирование экономики Республики Беларусь: в 5 ч. Ч.4 – «Армита – Маркетинг, Менеджмент», 1997. – 450 с.
  7. Лемешевский И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учеб. пособие для студентов экон. спец. вузов. – Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2004. – 576 с.
  8. Лобанов А.В. «Организация разработки и реализации денежно-кредитной политики» // Проблемы управления: №3. 2008. С. 77-85
  9. Макконнелл К., Брю Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., ИНФРА,   2010, 972 с.
  10. Мир Экономики [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://literus.narod.ru/Bussines/MirEcon/4-g3-5.htm. - Дата доступа: 05.10.2013.
  11. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие/ В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 844 с
  12. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/sref.asp. - Дата доступа: 07.10.2013
  13. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. – Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 520 с.
  14. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год
  15. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. Макроэкономика: Учеб. пособие. М: Новое знание, 2002 – 462 с.
  16. Селищев А.С. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие.  Спб.: Питер, 2009. – 423 с.
  17. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001 – 544 с.
  18. Сурков М.С., Яремчук Н.В. Институты и инструменты бюджетно-налогового и денежно-кредитного регулирования экономики: Учеб. пособие / под общ. ред. докт. экон. наук Н.В. Яремчука. – М.: ОАО «Издательский дом “Городец”», 2004. – 256 с.
  19. Тарасов В. Трансформация монетарной политики в переходной экономике Беларуси // Банковский вестник: №1. 2004. С. 4-6.
  20. Тихонов А.О. «Современная денежно-кредитная политика: зарубежный опыт» // Вестник Ассоциации белорусских банков: 2001.№10. С. 15-17.
  21. Усоский В.Н. Денежно-кредитная политика Беларуси: анализ, проблемы, перспективы // Белорусский экономический журнал №4. 2010.
  22. Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональный аспекты – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – 509 с.
  23. Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учеб. Пособие / К.В. Рудый.– М.: Новое знание, 2003. – 301 с.
  24. Эдвин Дж. Долан, Колин Д. Кэмпбелл, Розмари Дж. Кэмпбелл. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика/ Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. В. Лукашевича, М. Ярцева. – Спб., 1994. – 496 с.
  25. Экономика США: Учебник для вузов / Под ред. В.Б. Супяна. – СПб.: Питер, 2003. – 651с.

Информация о работе Общегосударственные финансы как важнейшая сфера финансовой системы