В смешанных системах страхования
вкладов государство и банки
в равной степени участвуют в
формировании ресурсов страховой организации.
Примером является страховая система
Японии, где уставный капитал "Корпорации
по страхованию депозитов", действующей
с 1971 года, сформирован правительством,
Банком Японии и частными банками равными
долями.
Все вышеперечисленные
системы неидеальны и чтобы значительно
повысить их эффективность в 2008 году были
сформированы основные принципы для их
функционирования.
В Докладе Форума финансовой стабильности
о повышении устойчивости рынков и институциональной
инфраструктуры (апрель 2008 г.) отмечается,
что события, происходящие в ходе нынешнего
финансового кризиса, служат подтверждением
важности наличия эффективных механизмов
выплаты возмещения владельцам депозитов.
В докладе подчеркивается необходимость
согласованиями властными органами набора
международно признанных принципов для
эффективных систем страхования депозитов.
В
июле 2008 г. Базельский комитет по банковскому
надзору (BCBS) и Международная ассоциация
страховщиков депозитов (IADI) приняли решение
о сотрудничестве в области разработки
согласованных на международном уровне
Основополагающих принципов с использованием
подготовленных IADI Ключевых принципов
для эффективных систем страхования депозитов
в качестве основы. Была сформирована
совместная рабочая группа для подготовки
Основополагающих принципов, которые
должны были быть представлены BCBS и IADI
для их согласования и утверждения. Указанная
совместная рабочая группа состоит из
представителей Группы по урегулированию
несостоятельности трансграничных банков
BCBS и Группы по разработке руководств
IADI. Приводимые ниже Основополагающие
принципы для эффективных систем страхования
депозитов представляют собой итог работы
совместной рабочей группы BCBS и IADI
по подготовке Основополагающих принципов.
Постановка
целей
- Принцип 1 – Цели государственной политики: Первым шагом при создании системы
страхования депозитов или реформировании
существующей системы является определение
надлежащих целей, которых стремится этим
достичь государство. Эти цели должны
быть формализованы и хорошо увязаны с
основными элементами и механизмами функционирования
системы страхования депозитов. Главными
целями систем страхования депозитов
являются содействие поддержанию стабильности
финансовой системы и защита вкладчиков.
- Принцип 2 – Минимизация морального вреда (moral hazard): Снижение уровня морального вреда
должно обеспечиваться посредством наделения
системы страхования депозитов надлежащими
характеристиками, а также использованием
других элементов системы финансовой
безопасности (смотри Предварительные
условия – параграф 16).
Мандаты и
полномочия
- Принцип 3 – Мандат: Чрезвычайно
важно, чтобы мандат системы страхования
был четко и ясно формализован и чтобы
была обеспечена совместимость провозглашенных
целей государственной политики с полномочиями
и обязанностями страховщика депозитов.
- Принцип 4 – Полномочия: Страховщик депозитов должен иметь
все полномочия, необходимые для выполнения
его мандата, и эти полномочия должны быть
формально закреплены за ним. Всем страховщикам
депозитов требуются полномочия по финансированию
выплаты возмещения, заключению контрактов,
утверждению его операционных бюджетов
и внутренних процедур, а также по получению
доступа к актуальной и достоверной информации
с тем, чтобы была обеспечена его способность
в сжатые сроки выполнять свои обязательства
перед вкладчиками.
Корпоративное
управление
- Принцип 5 – Корпоративное управление: Страховщик
депозитов должен быть операционно независим,
транспарентен, подотчетен и защищен от
необоснованного влияния со стороны политиков
и отрасли.
Взаимоотношения
с другими участниками системы
финансовой безопасности и вопросы
трансграничного характера
- Принцип 6 – Взаимоотношения с другими участниками системы финансовой безопасности:
Следует иметь как постоянно функционирующую
систему тесной координации действий
и обмена информацией между страховщиком
депозитов и другими участниками сети
финансовой безопасности, так и в отношении
конкретных банков. Такая информация должна
быть достоверной и актуальной (при необходимости,
с условием соблюдения режима конфиденциальности).
Механизмы обмена информацией и координации
действий должны быть формализованы.
- Принцип 7 – Вопросы трансграничного характера: При
условии соблюдения режима конфиденциальности
необходимо обеспечивать обмен всей имеющей
отношение к делу информацией между страховщиками
депозитов, работающими в разных странах,
и, когда это целесообразно, между страховщиками
депозитов и иными зарубежными участниками
систем финансовой безопасности. В ситуациях,
когда за выплату страхового возмещения
будет отвечать несколько страховщиков
депозитов, важно определить, кто из них
конкретно будет ответственным за организацию
процесса выплаты возмещения. Страхование
депозитов, уже предоставляемое системой
страны происхождения банка, должно приниматься
в учет при определении размеров страховых
взносов и сборов.
Членство
и страховое возмещение
- Принцип 8 – Обязательное членство:
Членство в системе страхования депозитов
должно быть обязательным для всех финансовых
институтов, привлекающих депозиты от
лиц, которые признаются наиболее нуждающимися
в защите (например, розничные вкладчики
и предприятия малого бизнеса), - во избежание
попадания в систему только слабых институтов.
- Принцип 9 – Страховое покрытие: Политики
и законодатели должны четко прописать
в законодательстве, регулятивных актах
или внутренних регламентах, что признавать
страхуемым депозитом. Размер страхового
покрытия должен быть ограничен, но он
должен быть существенным и позволяющим
быстро его определить. Страховое покрытие
должно в достаточной мере защищать подавляющее
большинство вкладчиков – для того, чтобы
обеспечивалось достижение поставленных
перед системой целей государственной
политики, и его размер и охват должны
быть совместимы с другими характеристиками
системы страхования депозитов.
- Принцип 10 – Переход от неограниченной гарантии к системе с ограниченным размером страхового покрытия: Когда
страна принимает решение о переходе от
неограниченной гарантии к системе с ограниченным
размером страхового покрытия (возмещения)
или изменяет условия неограниченной
гарантии, этот переход должен осуществляться
настолько быстро, насколько это позволяют
обстоятельства и условия данной страны.
Неограниченная гарантия может порождать
ряд негативных последствий, если она
сохраняется на протяжении слишком продолжительного
периода времени. Политики и законодатели
должны в течение переходного периода
обращать особое внимание на отношение
населения к осуществляемым изменениям
и его ожидания.
Финансирование
- Принцип 11 – Финансирование: Система страхования депозитов
должна иметь возможность использовать
все механизмы финансирования, необходимые
для обеспечения быстрой выплаты возмещения
по требованиям вкладчиков, включая способы
получения дополнительных средств для
пополнения ликвидности, в случае необходимости.
Главная ответственность за оплату страхования
депозитов должна лежать на банках, так
как они и их клиенты получают прямую выгоду
от наличия эффективной системы страхования
депозитов.
Для систем страхования (независимо от
способов финансирования – ex-ante, ex-post
или смешанной), которые используют системы
дифференцированных взносов, критерии,
которые применяются для дифференциации
по степени риска, должны быть прозрачными
и понятными для всех участников. Кроме
того, должно быть обеспечено наличие
всех необходимых ресурсов для надлежащего
управления системой дифференцированных
по степени риска взносов.
Информированность
населения
- Принцип 12 – Информированность населения:
Для эффективной работы системы страхования
очень важно, чтобы население постоянно
информировалось о выгодах и ограничениях
системы страхования депозитов.
Отдельные
правовые вопросы
- Принцип 13 – Правовая защита: Страховщик депозитов и лица, работающие
на него, должны иметь защиту от судебного
преследования за их решения и действия,
принятые в ходе добросовестного выполнения
возложенных на них функций и полномочий.
Однако от таких лица должно требоваться
соблюдение соответствующих правил в
отношении конфликта интересов и кодекса
поведения – для обеспечения того, что
они будут оставаться подотчетными в своих
действиях. Правовая защита должна быть
прописана в нормах законодательства
и административных процедурах, а при
определенных обстоятельствах, она
должна предусматривать покрытие юридических
издержек, понесенных лицами, на которых
она распространяется.
- Принцип 14 – Действия в отношении лиц, причастных к разорению банка:
Страховщик депозитов или иное правомочное
ведомство должно быть наделено полномочиями
по юридическому преследованию лиц, причастных
к разорению банка.
Урегулирование
несостоятельности
- Принцип 15 – Раннее выявление проблем и своевременное вмешательство и урегулирование:
Страховщик депозитов должен являться
частью механизма функционирования системы
финансовой безопасности, который обеспечивает
ранее выявление проблем и своевременное
вмешательство (интервенцию) в деятельность
проблемных банков и урегулирование их
несостоятельности. Выявление проблемных
банков и признание нахождения банка в
сложной финансовой ситуации или под угрозой
оказаться в такой ситуации должно осуществляться
на ранней стадии и на основании четко
сформулированных критериев – участниками
системы финансовой безопасности, обладающими
операционной независимостью и полномочиями
действовать.
- Принцип 16 – Эффективные процессы урегулирования: Эффективные
процессы урегулирования несостоятельности
должны: способствовать выполнению страховщиком
депозитов его обязательств, включая осуществление
в сжатые сроки и в должном размере выплаты
возмещения владельцам депозитов; минимизацию
затрат на урегулирование несостоятельности
и ущерба, наносимого рынку; максимизацию
выручки от реализации активов; а также
укрепление дисциплины с помощью осуществления
правовых действий по привлечению к ответственности
за халатность или неверные действия.
Кроме того, страховщик депозитов или
другой правомочный участник системы
финансовой безопасности должен иметь
полномочие применять гибкий механизм,
помогающий обеспечить сохранение
основных банковских функций (например,
предоставление вкладчикам непрерывного
доступа к их деньгам и продолжение клиринговой
и расчетной деятельности) посредством
приобретения определенным институтом
активов и принятия на себя обязательств
разорившегося банка.
Выплата
страхового возмещения и возмещение
затрат
- Принцип 17 – Выплата возмещения по депозитам:
Система
страхования депозитов должна обеспечивать
получение вкладчиками быстрого доступа
к их застрахованным средствам. Поэтому
страховщик депозитов должен быть заблаговременно
– за достаточный срок - уведомлен или
проинформирован о ситуациях, когда может
потребоваться организовывать выплату
возмещения, и получить доступ к информационной
базе по вкладчикам. Вкладчики должны
иметь законное право на получение возмещения
в пределах лимита страхового покрытия
и должны знать, когда и при каких условиях
страховщик депозитов начнет процесс
выплаты возмещения, сроки, в течение которых
будет выплачиваться возмещение, а также
будут ли осуществляться авансовые или
промежуточные выплаты, и какой лимит
страхового покрытия применим в их отношении.
- Принцип 18 – Возмещение затрат: Страховщик
депозитов должен иметь долю в выручке
от реализации конкурсной массы несостоятельного
банка. Управление активами разорившегося
банка и процесс получения возмещения
понесенных страховщиком депозитов затрат
на выплату возмещения по застрахованным
депозитам (страховщику депозитов или
иному органу, выполняющему эту роль) должны
базироваться на коммерческих соображениях
и экономической целесообразности.
Глава 2.Мировая система страхования
вкладов
2.1. Система страхования
вкладов в Европе
2.1.1 Система страхования вкладов
в Германии
Все банки, работающие
на территории Германии, обязаны бесплатно
страховать депозиты своих частных
клиентов на сумму, предписанную законом.
Большинство финансовых институтов
гарантирует полную компенсацию
вкладов.
В Германии
существует двойная система страхования
депозитов - обязательная и добровольная.
Согласно закону "О защите вкладов
и возмещении убытков инвесторам",
все немецкие частные банки,
а также филиалы иностранных
банков обязаны делать членские
взносы в Фонд обязательной
защиты вкладов (Gesetzliche Einlagensicherung).
Фондом защищены только сбережения в евро
и иной валюте стран-членов Европейского
Союза.
Двойное страхование
депозитов
В случае
наступления банкротства частного
банка на средства фонда могут
претендовать все частные вкладчики
и малые предприятия. Компенсации
подлежат сбережения на текущих
счетах, бессрочные и срочные
вклады, депозитные сертификаты,
а также требования клиентов
по ценным бумагам. Максимальная
сумма компенсации - 18 тысяч евро
(20 тысяч евро минус 10 процентов).