Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:35, курсовая работа
Главной целью исследования в нашей работе является анализ зарубежного опыта организации и функционирования системы страхования вкладов и основные направления и перспективы ее развития в России.
В своей курсовой работе я поставил ряд задач, которые необходимо рассмотреть:
o основные понятия и виды системы страхования вкладов;
o принципы функционирования мировой системы страхования вкладов
Введение 4
Глава 1. Понятие, виды и основополагающие принципы систем страхования вкладов 5
Глава 2.Мировая система страхования вкладов 13
2.1. Система страхования вкладов в Европе 13
2.1.1 Система страхования вкладов в Германии 13
2.1.2 Система страхования вкладов Великобритании 15
2.2 Система страхования вкладов в США 18
2.3. Система страхования и анализ вкладов в России 25
Глава 3. Сравнительная характеристика систем страхования банковских вкладов 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Более
солидную защиту предлагает
Добровольным
страхованием депозитов своих
клиентов занимаются
Разорение конкурента - удар по всему сектору
Общественно-правовые
банки (например, сберкассы) и
кооперативные банки не
Средства фондов могут быть направлены и на превентивные меры, цель которых - не допустить разорения банка.
Средства
на предотвращение банкротства
отдельного банка готовы
По словам президента BVR Кристофа Плайстера, ассоциация решила выделить средства на поддержку "чужого" банка, поскольку банкротство IKB могло бы подорвать доверие клиентов ко всему банковскому сектору Германии. Такими же мотивами руководствовалась и ассоциация BDB, представляющая интересы частных коммерческих банков.
Решение о создании системы страхования вкладов многие страны принимали в периоды кризисов банковской системы, в частности, в Великобритании это произошло в период банковского кризиса 70-х годов.
Создание Страхового фонда депозитов (СФД) британских банков впервые было предусмотрено Банковским актом 1979 года. Этот акт регулирует в правовом отношении деятельность Страхового фонда депозитов. Вместе с тем, фонд начал действовать с 19 февраля 1982 года и имеет следующие особенности:
- СФД образован на основе законодательного распоряжения, а не добровольного соглашения между самими банками и является независимой корпорацией, принадлежащей государству. Данный фонд находится под контролем Совета по защите депозитов Банка Англии и может быть использован только с его разрешения;
- страхуются
в обязательном порядке вклады
всех банков, исключение составляют
только отдельные филиалы
- страхуются
только вклады в фунтах
- схемой защиты
предусмотрена только прямая
защита сбережений вкладчиков. На
момент создания данной
В настоящее время в стране действует единая система страхования вкладов, охватывающая коммерческие и инвестиционные банки, а также страховые компании. На 100% от суммы вклада застрахованы суммы в размере до 2 тыс. фунтов стерлингов, на 90% - до 33 тыс. фунтов стерлингов, на 75% - до 100 тыс. фунтов стерлингов.
Страховой фонд депозитов формируется из вступительных взносов банков - членов, определяемых в зависимости от класса банка. Минимальная сумма взноса составляет 10 тыс. фунтов стерлингов, а максимальная - 300 тыс. фунтов стерлингов. В случае необходимости размеры взносов могут быть увеличены. Однако их максимальный размер не должен превышать 0,3% общего объема застрахованных депозитов на срок менее 5 лет.
В настоящее время в
Таким образом, можно сделать вывод,
что система страхования
- современная
система страхования вкладов
Великобритании охватывает не
только коммерческие и
- система страхования
вкладов Великобритании
- современная
система страхования вкладов
Великобритании основана на
- страхование средств вкладчиков является в Великобритании обязательным условием для всех банков, причем страхованию подлежат только вклады в фунтах стерлингов (это является одним из недостатков существующей системы гарантирования), как физических, так и юридических лиц, находящиеся на счетах в Великобритании.
Как свидетельствует опыт многих стран, наличие фондов страхования вкладов способствует устойчивости банковской системы и постоянному притоку вкладов в банки. При этом фонды страхования создаются за счет взносов самих банков. Риски возможных задержек в возврате депозитов раскладываются небольшими долями между всеми коммерческими банками.
Как показывает мировой опыт, образование институтов гарантирования вкладов сопровождается созданием специализированных институтов надзора, реструктуризации банковской системы, внутреннего и внешнего аудита. Только тесная координация работы этих институтов позволяет поддерживать стабильность банковской системы, обеспечивая управление всеми стадиями развития банка.
Однако для обеспечения защиты вкладчиков недостаточно наличия лишь системы гарантирования вкладов. Ее необходимо дополнить эффективными механизмами надзора и контроля за банками со стороны государства. Гарантирование вкладов должно гармонично сочетаться с формированием адекватной инфраструктуры финансового рынка и других рыночных институтов и государственным регулированием деятельности банков. Только в этом случае возможно обеспечить социально и экономически оправданное поведение банков и иных кредитных организаций и проведение ими обоснованной и депозитной политики.
В современной
банковской практике зарубежных стран
применяются разнообразные
В зарубежных странах применяют различные системы страхования, различные ставки взносов в страховые фонды и различные пределы возмещения вкладов в случае банкротства банков. За рубежом существует две принципиальные модели страхования вкладов: американская и германская. Старейшая, наиболее развитая и доказавшая свою эффективность система защиты вкладов - американская.
Американская система гарантирования была основана в обстановке острейшего банковского кризиса и массовых банкротств банков и других сберегательных институтов, что было связано с мировым экономическим кризисом. Для страхования вкладов в коммерческих и сберегательных банках была основана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД) – Federal Deposit Insurance Corporation, а для страхования вкладов физических лиц в специализированных сберегательных учреждениях – Федеральная корпорация страхования вкладов в ссудо-сберегательных ассоциациях (которая в 1989 г. была объединена с ФКСД).
В настоящее
время ФКСД является независимым
федеральным агентством, подотчетным
Конгрессу и возглавляемым
- санация проблемных банков, при которой банк сохраняется как фирма и юридическое лицо (ФКСД содействует ликвидации "бесперспективных" активов, предоставляет кредит, покупает акции банка и т.п.);
- ликвидация
проблемных банков путем
- выплата
страхового возмещения
Таким образом, основными характерными чертами американской системы страхования вкладов можно считать:
- страховой принцип защиты вкладчиков (принцип образования страхового фонда);
- государственная
собственность и управление
- гибкость
и многообразие способов
- значительная
финансовая поддержка
- практически
полный охват банковских
- тесное
взаимодействие ФКСД с
Управление ФКСД доверено Совету директоров, состоящему из трех человек. Один из них – Финансовый контролер, а двое других (в том числе директор) назначаются президентом сроком на шесть лет. Управление Совета корпорацией подобно частному предприятию. ФКСД существует на доходы, получаемые за счет выплат застрахованных банков по своим вкладам. По оценкам, они составляют двенадцатую часть от 1% вкладов банка. На базе оценки производят расчеты, но в целом плата может быть определена через оценку всех вкладов, занесенных на счета банка в США.
Хотя страхователь стремится в первую очередь обеспечить защиту вкладчиков, а не учреждений, тем не менее, ФКСД оценивает учреждения, которые она страхует, – их надежность, обоснованность и управленческие кадры. Зарегистрировавшись в органах штата или федерации, банки должны получить от ФКСД страховой сертификат и показать предшествующую деятельность и опыт руководства, способность удовлетворять потребность общества и свои планы на будущее. Не обеспечив страхования в ФКСД, банк не может начать свою деятельность. ФКСД во все возрастающей степени контролирует не только средства учреждения, но и разрешение новых видов деятельности, одобренных властями федерации и штатов. Это создает противоречие, как и положение ФКСД о страховании квазибанков (финансовых учреждений, которые могут принимать вклады, но не являются традиционными банками). Страховые фонды штатов действовали много лет. Они замедлили рост после кризиса в 1985 году затронувшего банковские и ссудно-сберегательные учреждения, которые были застрахованы штатами и осуществляли инвестиции через обанкротившихся дилеров по правительственным ценным бумагам. ФКСД является предопределяющим страхователем средств на счетах.