Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:38, реферат
Цель – исследование путей совершенствования бюджетного прогнозирования.
Задачи:
• оценить уровень проводимой работы в России в области бюджетного прогнозирования;
• выработать основные направления совершенствования бюджетного прогнозирования;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 5
2. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В БЮДЖЕТНОМ ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ 9
3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ВСЕХ УРОВНЕЙ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 32
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
Факультет управления
Кафедра «Экономико-правовых основ управления»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Государственные и муниципальные финансы»
ОПТИМИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Выполнил: Чичасов Дмитрий
Группа: УГ-403
Руководитель: Карпович А.П.,
канд. экон. наук, доцент
Челябинск 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ
БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И
2. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В БЮДЖЕТНОМ ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ 9
3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
И ПЛАНИРОВАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 32
Переход России к рыночной экономике поставил проблему роли государства в управлении экономикой страны. Именно органы государственной власти являются самым мощным инструментом регулирования национальной экономики. В Российской Федерации роль государства была неоправданно занижена, что впоследствии отразилось на низкой эффективности провидимых реформ. Методом проб и ошибок общество осознало, что нельзя обеспечить нормальное развитие страны без сильного государства, органов государственной власти, действующих слаженно и в интересах народа.
У государства для этого имеется целый комплекс мер, но основная роль отводится бюджетной системе. В настоящее время приоритетной задачей стало создание эффективной бюджетной системы на всех уровнях государственной власти и местных органов самоуправления. Немало важно также, чтобы государство, осуществляя свои функции, оставалось полноправным участником рыночных отношений, а также не злоупотребляло своим особым положением.
Государство реализует свои
функции по укреплению национальной
экономики с помощью таких
инструментов, как бюджет, налоги, бюджетное
прогнозирование и
Объектом исследования – процесс планирования и прогнозирования бюджета.
Цель – исследование путей совершенствования бюджетного прогнозирования.
Задачи:
• оценить уровень проводимой работы в России в области бюджетного прогнозирования;
• выработать основные направления совершенствования бюджетного прогнозирования;
• проанализировать действующую систему бюджетного прогнозирования и планирования;
• определить место и роль бюджетного прогнозирования и планирования в системе государственного регулирования национальной экономики;
• дать анализ методов прогнозирования и планирования бюджета;
• разработать и обосновать меры, направленные на достижение сбалансированности доходов и расходов бюджетов в процессе прогнозирования и планирования.
Составной частью бюджетного
процесса является бюджетное планирование
и прогнозирование, представляющие
собой частичное
Роль и место бюджетного
прогнозирования и планирования
в системе регулирования
Бюджетное прогнозирование
строится на основе
Многие зарубежные и российские
экономисты спорят по поводу определения
прогнозирования. Некоторые считают,
что «прогноз - высказывание, фиксирующее
в терминах какой-либо языковой системы
ненаблюдаемое событие и
• в момент высказывания нельзя однозначно определить его истинность или ложность;
• это высказывание содержит указание на пространственный или временной интервал (конечный), внутри которого произойдет прогнозируемое событие;
• в момент высказывания необходимо располагать способами: а) проверки метода прогнозирования; б) априорной оценки вероятности появления прогнозируемого события; в) проверки осуществления прогнозируемого события».
Другие экономисты полагают, что «прогноз - это цельное тематическое исследование со своей логикой, методикой, включающие и качественный и количественный анализ и имеющие самостоятельное научное значение независимо от окончательных результатов разработки плана»2.
Шевченко Д.К. и Чебунин П.К. считают, что «План-прогноз - это программа действий коллективов предприятий и организаций в ближайшем будущем и требуемые для ее выполнения трудовые, материально-технические, финансовые и другие ресурсы».
Американский экономист, К. Д. Льюис, под прогнозом понимает «результат экстраполяции прошлого в будущее» и считает, что «прогнозы строятся на основе некоторых объективных правил, которые определяют совокупность вычислений и действий, необходимых для получения прогноза».
Среди всего многообразия определений прогнозов можно дать следующее определение, которое адекватно отражает его роль в современной финансовой науке: бюджетный прогноз - это система аргументированных и взаимосвязанных научно обоснованных оценок возможных путей и результатов развития бюджета и необходимых для их достижения политических, организационных, экономических, финансовых и институциональных мер.
Цель бюджетных прогнозов в упреждающем режиме времени помочь органам государственного управления и планирования выработать необходимые решения по регулированию экономических, финансовых и социальных процессов в будущем, которые будут испытывать на себе влияние вновь открытых тенденций и закономерностей. Другими словами, адаптировать функциональную деятельность органов государственного управления адекватно прогнозируемым изменениям.
Существует несколько определений планирования.
Так И.В. Бестужев – Лада
считает, что «план – решение
относительно системы мероприятий,
предусматривающий порядок, последовательность,
сроки и средства выполнения», а
планирование согласно ему – это
«проекция в будущее
Точка зрения других
экономистов на планирование
заключается в том, что «
Содержание бюджетного планирования
включает также вопросы теории
и методологии составления
Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:
Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления. Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РФ, финансовые управления администраций других территорий в соответствии с предоставленными им правами.
Бюджетное
планирование имеет две
стадии. На первой
стадии осуществляется сводное
бюджетное планирование, в ходе
которого определяются основные
направления, пути и способы
мобилизации финансовых ресурсов,
изыскиваются возможности для
Что касается методов разработки бюджетов, то можно выделить метод прироста и метод нулевого базиса.
Метод прироста является традиционным.
При подготовке бюджета часто
применяется подход, когда в основу
его составления на предстоящий
период закладываются данные о достигнутых
ранее уровнях доходов и
Метод нулевого базиса позволяет
подготовить бюджет затрат для определенной
сферы деятельности при минимальном
уровне производства, а затем определить
затраты и выгоды от дополнительного
прироста деятельности. Его суть заключается
в том, что каждый вид деятельности,
осуществляемый в рамках центра финансовой
ответственности или
При сопоставлении данных
методов выявляются как их недостатки,
так и преимущества. Составление
бюджета по методу прироста имеет
то преимущество, что этот процесс
оказывается относительно простым.
Составление бюджета на основе нулевого
базиса, хотя и более обоснованно,
но практически труднее
Выбор того или иного метода разработки, видов и форм бюджетов определяется исходя из специфики деятельности, объемов производства и реализации, целей и задач деятельности предприятия4.
Переход российской экономики
на рыночные отношения потребовал переосмысления
роли и места планирования в системе
государственного регулирования и
управления. Недостаточное научное
обеспечение процесса реформирования
привело к разрушению системы
народно-хозяйственного планирования
вместо качественного ее изменения
и адаптации к рыночным условиям.
Ошибочность такого рода действия вскоре
стала очевидной, поскольку исключение
централизованного управления повлекло
за собой неисполнение государством
обязательств по бюджетным ассигнованиям
и госзакупкам, сокращение государственного
рефинансирования, в результате чего
произошло свертывание
Между тем многолетний
мировой и отечественный опыт
управления экономикой демонстрирует
гармоничное сочетание
Бюджетирование, ориентированное
на результат – это метод