Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:38, реферат
Цель – исследование путей совершенствования бюджетного прогнозирования.
Задачи:
• оценить уровень проводимой работы в России в области бюджетного прогнозирования;
• выработать основные направления совершенствования бюджетного прогнозирования;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 5
2. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В БЮДЖЕТНОМ ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ 9
3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ВСЕХ УРОВНЕЙ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 32
Методологический потенциал бюджетирования, ориентированного на результат, понимаемого как система действий по целенаправленному управлению финансовыми ресурсами, очень велик. Несмотря на то что данный метод не является специфическим новым средством организации финансовых отношений, а представляет собой лишь набор систематизированных инструментов, его возможности по упорядочению объемов финансирования, обеспечению четкой связи денежных и натуральных показателей, построению целевой зависимости отдельных этапов бюджетных операций от достигнутых и проектируемых показателей, повышению уровня контролируемости выполненного финансирования являются неоспоримыми.
Однако важно иметь в виду, что попытки увязать финансирование с объемом предоставляемых бюджетных общественных услуг предпринимались и раньше. В разные периоды времени объем этих услуг измерялся различными показателями (в том числе, например, численностью врачей, учителей и прочих бюджетников). Эти показатели в определенной мере задавали ориентиры для бюджетного финансирования. Возможно, причинами низкой эффективности современной бюджетной сферы как раз и стали неверно заданные результаты, а также постоянно продолжающиеся эксперименты по поиску правильных.
Кроме того, необходимо учитывать
внешние условия проведения
таких экспериментов. Если попытки перейти
на ориентированное на
результат бюджетирование по времени
совпадали с благоприятной
бюджетной ситуацией (как, например, при
сверхнасыщении бюджета
в период мирового энергетического кризиса
1970-х годов), то они при
водили к расширению объемов и масштабов
бюджетного финансирования общественных
услуг. Если же они совпадали с периодами
финансовой слабости бюджетной системы
(как в период: и на нефть в 1980-е годы), возникали
кризисы в бюджетной сфере, перераставшие
затем в кризисы политической системы
в целом.
Бюджетирование, ориентированное на результат, если оно призвано сформировать новую парадигму бюджетного механизма в современной России, должно пройти еще ряд этапов методического насыщения, в чем определенную помощь может оказать отечественная финансовая наука9.
Современная экономическая
теория и практика уделяют большое
внимание обеспечению сбалансированности
доходов и расходов бюджета. Принцип
сбалансированности бюджета означает,
что объем предусмотренных
Но это только в теории расходы должны быть равны доходам. На практике же обычно бывает или дефицит бюджета, или его профицит. В случае профицита средства могут направляться на разные цели.
Большее внимание заслуживают проблемы дефицита бюджета. Важнейшей задачей экономической политики государства является поиск оптимального решения этой проблемы.
Как известно, бюджетный дефицит возникает в случае превышения бюджетных расходов над доходами. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году (ст. 92 БК РФ).
Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не может превышать 15 % объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета (ст. 92 БК РФ).
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 92 БК РФ).
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
- кредиты, полученные
Российской Федерацией от
- государственные займы,
осуществляемые путем выпуска
ценных бумаг от имени
- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- поступления от продажи
имущества, находящегося в
- другие;
2) внешние источники в следующих формах:
- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, представленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией (ст. 94 БК РФ).
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:
- государственные займы,
осуществляемые путем выпуска
ценных бумаг от имени
- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- кредиты, полученные от кредитных организаций;
- поступления от продажи
имущества, находящегося в
- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 95 БК РФ).
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
- муниципальные займы,
осуществляемые путем выпуска
муниципальных ценных бумаг от
имени муниципального
- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- кредиты, полученные от кредитных организаций;
- поступления от продажи
имущества, находящегося в
- изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета (ст. 96 БК РФ).
Бюджетный дефицит - явление
неоднозначное, по-разному трактуется
и оценивается в экономической
теории. Так, представители кейнсианской
школы считают, что умеренный
бюджетный дефицит - это положительный
фактор экономического развития, поскольку
именно бюджетный дефицит дает возможность
увеличить совокупный спрос через
дефицитное финансирование государственных
расходов. Однако, с другой стороны,
бюджетный дефицит может
- сокращение общественного производства;
- эмиссия необеспеченных денег;
- чрезмерные затраты на социальные программы;
- значительные объемы теневых оборотов, приписки, кражи и т.п.;
- чрезмерные объемы накопленных
государственных долгов с
Следовательно, при моделировании дефицита государственного бюджета должны быть, по возможности, учтены все вышеприведенные факторы.
Объем бюджетного дефицита
зависит от большого
Функционирование и развитие
экономической системы
- сложный и неоднозначный
характер экономических
- недостаточная определенность
и обусловленность ряда
- большое количество
- наличие большого количества
одновременных прямых и
- наличие определенных
допущений и приближений при
количественном определении
- невозможность детерминировать
(определить количественно)
Все вышеприведенные особенности,
которые присущи сложным
Процесс прогнозирования
сальдо бюджетного баланса требует
учета его "двойственной" природы.
С одной стороны, дефицит бюджета,
который по определению является
разностью между доходами и расходами
бюджета, рассчитывается как остаточная
величина, которая определяется исходя
из прогнозов доходов и расходов
бюджета. С другой стороны, дефицит
бюджета нуждается в
Если рассчитанный объем внутренних и внешних заимствований для покрытия дефицита бюджета превышает потенциально возможный уровень или приводит к превышению предельного уровня государственного долга, то необходимо или осуществить корректировку дефицита бюджета в направлении его уменьшения, или определить пути сокращения объемов погашения долгов, то есть, осуществить реструктуризацию долгов. Последнее возможно лишь в случае, если не происходит нарушения предельного уровня государственного долга.
Следовательно, с учетом вышеприведенного, процесс прогнозирования дефицита бюджета и источников его покрытия можно разбить на такие этапы:
1. Осуществление прогноза доходов бюджета.
2. Прогноз первичных (
3. Осуществление прогноза
расходов на обслуживание
4. Определение дефицита
бюджета (объема чистого
5. Осуществление прогноза
поступлений от приватизации
и определения чистого
6. Определение объемов
необходимых и потенциально
7. Корректировка рассчитанного
дефицита или разработка
8. Определение объема государственного долга.
9. Корректировка рассчитанного дефицита в случае превышения объемов долга над предельным уровнем.
Таким образом, подытожив, можно выделить основные направления совершенствования бюджета.
Во – первых, для обеспечения экономического роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т. е.: