Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 13:23, курсовая работа
Банковская система Великобритании - одна из наиболее развитых в мире. Финансовые учреждения страны предоставляют широчайший спектр услуг - консультационных, юридических, бухгалтерских, управленческих. Дерегулирование усилило тенденцию к диверсификации финансовых услуг, оказываемых банками, универсализации их деятельности. Так, коммерческие банки оказывают услуги, которые раньше предоставляли торговые банки, вторгаются в сферу страхования, присоединяют компании, специализирующиеся на выдаче потребительского кредита.
ВВЕДЕНИЕ……………………………….………………………………….…..2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ
ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ…………………………………………….............4
1.1 Банковская система центрального банка Великобритании ………………4
1.2 Структура банковских операций в Великобритании…………………….12
2 АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ………………………….……...…...............................17
2.1 Особенности функционирования банковской системы
Великобритании ……………….……………………………………………….17
2.2 Денежно-кредитная политика Великобритании…………......................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…...25
В 1994 году с целью упорядочения защиты депозитов в Англии принята соответствующая Директива ЕС. Основные нововведения:
2 АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
2.1 Особенности функционирования банковской системы Великобритании
Управляющий
Банком, его заместители и 16 директоров
Банка Англии формально назначаются
королевой, но фактически кандидатуры
определяются министром финансов после
консультаций с управляющим. Кандидатура
самого управляющего выдвигается с
учетом мнения руководящих работников
центрального банка. Управляющий и
его заместители назначаются
сроком на пять лет, директора —
на 4 года. Ежегодно заменяются 4 из 16 директоров.
Четыре исполнительных директора работают
в банке на постоянной основе, а
остальные 12 представляют коммерческие
банки, промышленность, научные круги,
профсоюзы. Совет директоров проводит
еженедельные заседания, но в принятии
политических решений не участвует.
Деятельность Совета директоров направлена
главным образом на обеспечение
учета мнений представителей различных
кругов в деятельности центрального
Банка.
Согласно действующему
законодательству правительству предоставлено
право освобождать работников от перечисленных
руководящих должностей до истечения
указанного срока (посредством королевского
указа). В отношении управляющего такая
санкция еще никогда не применялась. Такое
сильное влияние правительства на решение
кадровых вопросов в центральном банке
наглядно иллюстрирует тот факт, что Банк
Англии не относится к числу независимых
центральных банков и подотчетен министру
финансов, который несет ответственность
перед парламентом за денежно-кредитную
политику.
Ежегодно правительство
объявляет направления среднесрочной
финансовой стратегии.
В отчётах
даётся независимая оценка текущего
уровня инфляции, тенденций её развития
и возможных отклонений от заданных
ориентиров.
При составлении отчётов во главу
угла ставится достижение предельной
объективности и
В процессе подготовки
к встрече на основе последних данных
в Банке готовился ежемесячный финансово-экономический
отчёт, который затем обсуждался в Комитете
по денежно-кредитной политике под председательством
заместителя управляющего ЦБ с участием
аналитиков и ведущих специалистов. В
процессе обсуждения реально сложившаяся
ситуация сравнивалась с прогнозами и
формулировались рекомендации по принятию
возможных мер. Затем рекомендации и анализ
рассматривались на заседании Комитета
по денежно-кредитной политике под председательством
управляющего ЦБ; выводы комитета направлялись
в Минфин. Примерно по той же схеме велась
работа и в Минфине. Последним мероприятием
перед встречей глав Минфина и ЦБ было
совещание представителей руководства
Банка и Минфина, возглавляемых соответственно
заместителем управляющего ЦБ и постоянным
секретарём Минфина. Здесь происходило
сравнение фактических материалов, и сопоставлялись
результаты их анализа. Итоги совещания
докладывались руководству Минфина и
Банка.
На встрече министра финансов и управляющего
ЦБ со стороны Банка присутствовали заместитель
управляющего и два директора, в сферу
ведения которых входят вопросы устойчивости
национальной валюты. Управляющий Банком
Англии зачитывал заранее подготовленное,
выражающее точку зрения Банка выступление,
которое полностью публиковалось в печати.
Министр финансов делал аналогичное заявление,
и после обсуждения формулировал своё
решение. Банк выполнял принятое решение
при своей интервенции на денежном рынке,
иногда в тот же день.
Министр финансов
может давать прямые распоряжения Банку
Англии после консультаций с управляющим,
однако до настоящего времени таким правом
не пользовался, так как разногласия урегулировались
путем согласований. Тем не менее, Закон
о Банке Англии предусматривает доминирующую
позицию Минфина над Банком Англии.
Великобритания (население —
менее 1 % от мира в целом) сохраняет важную
роль в мировой экономике. Страна входит
в пятёрку наиболее развитых стран мира
и производит порядка 3 % (2006 г. — 3,2 %) общемирового ВВП (по паритету покупательной способности
национальной валюты). В экспорте товаров и услуг её доля равна 4,6 % (20006 г. —
5,2 %), в их импорте — 5,1 % (5,6 %). При этом имеет место сокращение
удельного веса страны в мировой торговле.
Макроэкономическая ситуация в Великобритании в последнее
десятилетие оставалась стабильной. Рост
реального ВВП на душу населения в среднем был выше,
чем в других странах «семёрки», безработица и инфляция — ниже.
В 2008 году прирост ВВП Великобритании повысился до 2,8 %, что соответствует уровню экономического роста в странах «семёрки». При этом уровень инфляции в Великобритании был ниже (2,3 % против 2,5 %). С 2002/2003 финансового года в Великобритании ухудшалась ситуация с размером дефицита государственного бюджета, и в 2004/2005 финансовом году его величина достигла 3,3 % ВВП. Однако в 2006/2007 финансовом году этот показатель снизился до 2,8 % ВВП. Страна продолжает сохранять доминирующее положение на мировом рынке финансовых услуг. В Великобритании сосредоточено три пятых мировой торговли международными облигациями (1-ое место в мире, первичный рынок), две пятых — иностранными активами (1-ое место) и деривативами (1-ое место, т. н. «торговля через прилавок»), немногим менее трети валютных операций (2-ое место после США), осуществляется пятая часть международных заимствований (1-ое место). На Великобританию приходится две пятых мирового рынка авиастрахования (1-ое место) и одна пятая — морского страхования (2-ое место). Лондон также лидирует в области управления активами состоятельных людей мира.
В Великобритании расположены важнейшие товарные и фондовые биржи мира: Лондонская фондовая биржа, Лондонская биржа металлов, Международная нефтяная биржа, Балтийская биржа (торговля морскими судами).
Объём российских инвестиций, накопленных в Великобритании по состоянию на 1 января 2007 г., достиг 469 млн.долл. США, что менее 0,01 % иностранных инвестиций, поступивших в британскую экономику (прямые инвестиции — 76,3 % (2005 г. — 87,9 %, 2004 г. — 98,7 %); портфельные инвестиции в 2006 г. как и годом ранее — менее 0,1 % (2004 г. — 0,4 %); прочие инвестиции — 23,5 % (2005 г. — 12,1, 2004 г. — 0,9 %). При этом Великобритания занимает восьмое место среди стран-реципиентов российских инвестиций, уступая Украине, Кипру, Багамским островам, Австрии, Люксембургу, Нидерландам и США. По данным Росстата, по итогам 2006 г. Великобритания заняла по объему текущих инвестиций в Россию среди стран-инвесторов второе место (2005 г. — третье место), вложив в экономику нашей страны 7,0 млрд.долл. (12,7 % от общего объема текущих иностранных инвестиций в экономику России). В отраслевом разрезе Великобритания была первой по объему текущих инвестиций в производство и распределение электроэнергии, газа и воды (27,4 % иностранных инвестиций, вложенных в отрасль, оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспорта, бытовых изделий (27,9 %), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (47,6 %), второй — в обрабатывающие производства (10,3 %), в том числе в производство кокс и нефтепродукты (16,2 %), третьей — в химическое производство (12,7 %), транспорт и связь (15,2 %). По размерам накопленных иностранных инвестиций в российской экономике Великобритания занимает пятое место. По состоянию на 31 декабря 2006 г. их объем составил 11,8 млрд.долл., в том числе прямые накопленные инвестиции — 2,9 млрд.долл.
Движение капитала — ведущая форма участия Великобритании в международных экономических отношениях. Страна занимает важное место в экспорте и импорте ссудного и предпринимательского капитала. Она второй по величине экспортер капитала в форме прямых капиталовложений — 11,7 % мирового экспорта иностранных прямых инвестиций (2005—2006 гг.). Основные объекты приложения британского капитала — Северная Америка и страны ЕС. В США британские инвестиции — крупнейшие, они составляют свыше 18 % всех иностранных капиталовложений. Крупные капиталовложения сосредоточены в КНР, Бразилии, на Бермудах. Одновременно Великобритания — один из крупнейших объектов приложения иностранного капитала (8,0 % мирового объема иностранных прямых капиталовложений). Фирмы, контролируемые иностранным капиталом, обеспечивают 30,5 % продукции обрабатывающей промышленности (20,3 % в 1998 г.), где иностранные капиталовложения сосредоточены, прежде всего, в наукоемких отраслях (электроника, фармацевтика), а также в автомобилестроении.
2.2 Денежно-кредитная политика Великобритании
Банк Англии — консультант правительства по вопросам денежно-кредитной политики и ее проводник, В послевоенный период он использовал практически все основные методы денежно-кредитной политики (как общие, так и селективные). В 40-е гг. денежно-кредитная политика в соответствии с кейнсианскими рецептами рассматривалась как дополнение к финансовой и была нацелена главным образом на максимальное удешевление государственного долга: проводилась политика «дешевых» денег, т.е. поддержания ссудного процента на низком уровне. Банк Англии не пользовался таким традиционным методом регулирования, как изменение учетной ставки. Основными инструментами денежно-кредитной политики служили установление фиксированного отношения кассовых резервов к депозитам банков и операции на открытом рынке.
В 50—60-е гг. денежно-кредитная политика осуществлялась на основе неокейнсианских концепций антициклического регулирования. Особенностями механизма денежно-кредитного контроля были частые изменения официальной учетной ставки, ужесточение или ослабление прямых ограничений банковских ссуд в зависимости от состояния экономической конъюнктуры, состояния платежного баланса, масштабов инфляции, а также использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижения цены государственного долга.
В 1971 г. пришедшие к власти консерваторы провозгласили «новый подход» к денежно-кредитному регулированию, основанный на неоконсервативных концепциях. Были отменены прямые кредитные ограничения и приняты меры для расширения конкуренции в банковской сфере. Это сопровождалось резким ростом денежной массы и цен и уже в 1973 г. Банк Англии возвратился к активному использованию ранее применявшихся прямых методов ограничения кредита. В то же время с середины 70-х гг. наблюдалось усиление влияния неоконсервативньи концепции на денежно-кредитную политику: были установлены пределы роста денежной массы, проведен ряд мер по стимулированию размещения государственных долговых обязательств вне банковской системы, финансовая политика стала рассматриваться прежде всего с точки зрения ее влияния на денежную массу.
С приходом к власти в 1979 г. консервативного правительства М. Тетчер, провозгласившего себя «монетаристским», денежно-кредитная политика стала главным инструментом осуществления экономической стратегии, правительство отказалось от краткосрочной политики «стоп—вперед». Направление денежно-кредитной политики стало определяться отклонением темпов роста денежной массы от установленных пределов. Главным методом контроля Банка Англии за ростом денежной массы стали его операции по купле-продаже векселей, причем, преимущественно коммерческих, а не казначейских, и размещение государственных обязательств за пределами банковской системы. В 90-е гг. основным инструментом денежно-кредитной политики в Великобритании, как и в других развитых странах, являются операции на открытом рынке.
Осуществляя внешнеэкономическую функцию, Банк Англии от имени казначейства проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, которые с 1939 г. переданы Уравнительному валютному фонду. Банк Англии проводит валютные интервенции для регулирования курса фунта стерлингов, активно участвует от имени правительства в международных валютно-финансовых организациях.
Банк Англии является банкиром всех других банков. Почти все банки страны имеют счета в Банке Англии. Самые важные из них — счета лондонских клиринговых банков, которые хранят существенную часть своих кассовых резервов в форме депозитов в Банке Англии. Посредством записей на этих счетах регулируются расчеты банков друг с другом.
Банк Англии осуществляет кредитование банковской системы либо путем покупки у банков долговых обязательств, либо через механизм выдачи ссуд под обеспечение государственными обязательствами.
В 1979 г. Закон о банковской деятельности
впервые в истории
Банк Англии является банком правительства.
В нем открыты счета