Опыт зарубежных центральных банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система Великобритании - одна из наиболее развитых в мире. Финансовые учреждения страны предоставляют широчайший спектр услуг - консультационных, юридических, бухгалтерских, управленческих. Дерегулирование усилило тенденцию к диверсификации финансовых услуг, оказываемых банками, универсализации их деятельности. Так, коммерческие банки оказывают услуги, которые раньше предоставляли торговые банки, вторгаются в сферу страхования, присоединяют компании, специализирующиеся на выдаче потребительского кредита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………….………………………………….…..2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ
ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ…………………………………………….............4
1.1 Банковская система центрального банка Великобритании ………………4
1.2 Структура банковских операций в Великобритании…………………….12
2 АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ………………………….……...…...............................17
2.1 Особенности функционирования банковской системы
Великобритании ……………….……………………………………………….17
2.2 Денежно-кредитная политика Великобритании…………......................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…...25

Вложенные файлы: 1 файл

Эконом теория КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 76.79 Кб (Скачать файл)

В 1994 году с целью упорядочения защиты депозитов в Англии принята  соответствующая Директива ЕС. Основные нововведения:

  • компенсируются депозиты, открытые во всех западноевропейских отделениях банков, расположенных на территории Англии;
  • компенсируются депозиты, открытые не только в фунтах стерлингов, но и в других валютах;
  • максимальный размер компенсации по депозиту на сумму 20 000 фунтов стерлингов увеличивается на 90%;
  • вкладчики иностранного (неанглийского) банка получают компенсацию, предусмотренную системой защиты депозитов, которая теперь получила возможность подключиться к английскому Фонду защиты депозитов с целью получения повышенной компенсации в случае ее недостатка в стране местонахождения банка. В части, касающейся депозитов, западноевропейские банки получают равное право с банками, находящимися на территории Англии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

 

2.1 Особенности функционирования банковской системы Великобритании

 

Управляющий Банком, его заместители и 16 директоров Банка Англии формально назначаются  королевой, но фактически кандидатуры  определяются министром финансов после  консультаций с управляющим. Кандидатура  самого управляющего выдвигается с  учетом мнения руководящих работников центрального банка. Управляющий и  его заместители назначаются  сроком на пять лет, директора —  на 4 года. Ежегодно заменяются 4 из 16 директоров. Четыре исполнительных директора работают в банке на постоянной основе, а  остальные 12 представляют коммерческие банки, промышленность, научные круги, профсоюзы. Совет директоров проводит еженедельные заседания, но в принятии политических решений не участвует. Деятельность Совета директоров направлена главным образом на обеспечение  учета мнений представителей различных  кругов в деятельности центрального Банка. 
        Согласно действующему законодательству правительству предоставлено право освобождать работников от перечисленных руководящих должностей до истечения указанного срока (посредством королевского указа). В отношении управляющего такая санкция еще никогда не применялась. Такое сильное влияние правительства на решение кадровых вопросов в центральном банке наглядно иллюстрирует тот факт, что Банк Англии не относится к числу независимых центральных банков и подотчетен министру финансов, который несет ответственность перед парламентом за денежно-кредитную политику. 
       Ежегодно правительство объявляет направления среднесрочной финансовой стратегии.

В отчётах  даётся независимая оценка текущего уровня инфляции, тенденций её развития и возможных отклонений от заданных ориентиров.                  При составлении отчётов во главу  угла ставится достижение предельной объективности и непредвзятости, исключается возможность оказания какого-либо давления на Банк: о содержании документа Минфин узнает только после  его публикации. Отчёт содержит инфляционный прогноз на два года вперёд. В  процессе подготовки отчёта в Банке  проводится серия совещаний, где  даётся оценка новым и неучтённым в предыдущем прогнозе фактам, сравниваются по аналогии ситуации из прошлого опыта  и обсуждаются возможные меры воздействия на них, определяются природа  и количественные характеристики рисков. Банк Англии не работает с большими макроэкономическими моделями, хотя не отказывается от моделирования отдельных  экономических процессов и ситуаций. 
        В процессе подготовки к встрече на основе последних данных в Банке готовился ежемесячный финансово-экономический отчёт, который затем обсуждался в Комитете по денежно-кредитной политике под председательством заместителя управляющего ЦБ с участием аналитиков и ведущих специалистов. В процессе обсуждения реально сложившаяся ситуация сравнивалась с прогнозами и формулировались рекомендации по принятию возможных мер. Затем рекомендации и анализ рассматривались на заседании Комитета по денежно-кредитной политике под председательством управляющего ЦБ; выводы комитета направлялись в Минфин. Примерно по той же схеме велась работа и в Минфине. Последним мероприятием перед встречей глав Минфина и ЦБ было совещание представителей руководства Банка и Минфина, возглавляемых соответственно заместителем управляющего ЦБ и постоянным секретарём Минфина. Здесь происходило сравнение фактических материалов, и сопоставлялись результаты их анализа. Итоги совещания докладывались руководству Минфина и Банка. 
На встрече министра финансов и управляющего ЦБ со стороны Банка присутствовали заместитель управляющего и два директора, в сферу ведения которых входят вопросы устойчивости национальной валюты. Управляющий Банком Англии зачитывал заранее подготовленное, выражающее точку зрения Банка выступление, которое полностью публиковалось в печати. Министр финансов делал аналогичное заявление, и после обсуждения формулировал своё решение. Банк выполнял принятое решение при своей интервенции на денежном рынке, иногда в тот же день. 
       Министр финансов может давать прямые распоряжения Банку 
Англии после консультаций с управляющим, однако до настоящего времени таким правом не пользовался, так как разногласия урегулировались путем согласований. Тем не менее, Закон о Банке Англии предусматривает доминирующую позицию Минфина над Банком Англии. 
       Великобритания (население — менее 1 % от мира в целом) сохраняет важную роль в мировой экономике. Страна входит в пятёрку наиболее развитых стран мира и производит порядка 3 % (2006 г. — 3,2 %) общемирового ВВП (по паритету покупательной способности национальной валюты). В экспорте товаров и услуг её доля равна 4,6 % (20006 г. — 5,2 %), в их импорте — 5,1 % (5,6 %). При этом имеет место сокращение удельного веса страны в мировой торговле. Макроэкономическая ситуация в Великобритании в последнее десятилетие оставалась стабильной. Рост реального ВВП на душу населения в среднем был выше, чем в других странах «семёрки», безработица и инфляция — ниже.

В 2008 году прирост ВВП Великобритании повысился до 2,8 %, что соответствует уровню экономического роста в странах «семёрки». При этом уровень инфляции в Великобритании был ниже (2,3 % против 2,5 %). С 2002/2003 финансового года в Великобритании ухудшалась ситуация с размером дефицита государственного бюджета, и в 2004/2005 финансовом году его величина достигла 3,3 % ВВП. Однако в 2006/2007 финансовом году этот показатель снизился до 2,8 % ВВП. Страна продолжает сохранять доминирующее положение на мировом рынке финансовых услуг. В Великобритании сосредоточено три пятых мировой торговли международными облигациями (1-ое место в мире, первичный рынок), две пятых — иностранными активами (1-ое место) и деривативами (1-ое место, т. н. «торговля через прилавок»), немногим менее трети валютных операций (2-ое место после США), осуществляется пятая часть международных заимствований (1-ое место). На Великобританию приходится две пятых мирового рынка авиастрахования (1-ое место) и одна пятая — морского страхования (2-ое место). Лондон также лидирует в области управления активами состоятельных людей мира.

В Великобритании расположены важнейшие товарные и фондовые биржи мира: Лондонская фондовая биржа, Лондонская биржа металлов, Международная нефтяная биржа, Балтийская биржа (торговля морскими судами).

Объём российских инвестиций, накопленных  в Великобритании по состоянию на 1 января 2007 г., достиг 469 млн.долл. США, что менее 0,01 % иностранных инвестиций, поступивших в британскую экономику (прямые инвестиции — 76,3 % (2005 г. — 87,9 %, 2004 г. — 98,7 %); портфельные инвестиции в 2006 г. как и годом ранее — менее 0,1 % (2004 г. — 0,4 %); прочие инвестиции — 23,5 % (2005 г. — 12,1, 2004 г. — 0,9 %). При этом Великобритания занимает восьмое место среди стран-реципиентов российских инвестиций, уступая Украине, Кипру, Багамским островам, Австрии, Люксембургу, Нидерландам и США. По данным Росстата, по итогам 2006 г. Великобритания заняла по объему текущих инвестиций в Россию среди стран-инвесторов второе место (2005 г. — третье место), вложив в экономику нашей страны 7,0 млрд.долл. (12,7 % от общего объема текущих иностранных инвестиций в экономику России). В отраслевом разрезе Великобритания была первой по объему текущих инвестиций в производство и распределение электроэнергии, газа и воды (27,4 % иностранных инвестиций, вложенных в отрасль, оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспорта, бытовых изделий (27,9 %), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (47,6 %), второй — в обрабатывающие производства (10,3 %), в том числе в производство кокс и нефтепродукты (16,2 %), третьей — в химическое производство (12,7 %), транспорт и связь (15,2 %). По размерам накопленных иностранных инвестиций в российской экономике Великобритания занимает пятое место. По состоянию на 31 декабря 2006 г. их объем составил 11,8 млрд.долл., в том числе прямые накопленные инвестиции — 2,9 млрд.долл.

Движение капитала — ведущая форма участия Великобритании в международных экономических отношениях. Страна занимает важное место в экспорте и импорте ссудного и предпринимательского капитала. Она второй по величине экспортер капитала в форме прямых капиталовложений — 11,7 % мирового экспорта иностранных прямых инвестиций (2005—2006 гг.). Основные объекты приложения британского капитала — Северная Америка и страны ЕС. В США британские инвестиции — крупнейшие, они составляют свыше 18 % всех иностранных капиталовложений. Крупные капиталовложения сосредоточены в КНР, Бразилии, на Бермудах. Одновременно Великобритания — один из крупнейших объектов приложения иностранного капитала (8,0 % мирового объема иностранных прямых капиталовложений). Фирмы, контролируемые иностранным капиталом, обеспечивают 30,5 % продукции обрабатывающей промышленности (20,3 % в 1998 г.), где иностранные капиталовложения сосредоточены, прежде всего, в наукоемких отраслях (электроника, фармацевтика), а также в автомобилестроении.

2.2  Денежно-кредитная  политика Великобритании

 

Банк Англии — консультант правительства  по вопросам денежно-кредитной политики и ее проводник, В послевоенный период он использовал практически все основные методы денежно-кредитной политики (как общие, так и селективные). В 40-е гг. денежно-кредитная политика в соответствии с кейнсианскими рецептами рассматривалась как дополнение к финансовой и была нацелена главным образом на максимальное удешевление государственного долга: проводилась политика «дешевых» денег, т.е. поддержания ссудного процента на низком уровне. Банк Англии не пользовался таким традиционным методом регулирования, как изменение учетной ставки. Основными инструментами денежно-кредитной политики служили установление фиксированного отношения кассовых резервов к депозитам банков и операции на открытом рынке.

В 50—60-е гг. денежно-кредитная политика осуществлялась на основе неокейнсианских  концепций антициклического регулирования. Особенностями механизма денежно-кредитного контроля были частые изменения официальной учетной ставки, ужесточение или ослабление прямых ограничений банковских ссуд в зависимости от состояния экономической конъюнктуры, состояния платежного баланса, масштабов инфляции, а также использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижения цены государственного долга.

В 1971 г. пришедшие к власти консерваторы провозгласили «новый подход» к  денежно-кредитному регулированию, основанный на неоконсервативных концепциях. Были отменены прямые кредитные ограничения и приняты меры для расширения конкуренции в банковской сфере. Это сопровождалось резким ростом денежной массы и цен и уже в 1973 г. Банк Англии возвратился к активному использованию ранее применявшихся прямых методов ограничения кредита. В то же время с середины 70-х гг. наблюдалось усиление влияния неоконсервативньи концепции на денежно-кредитную политику: были установлены пределы роста денежной массы, проведен ряд мер по стимулированию размещения государственных долговых обязательств вне банковской системы, финансовая политика стала рассматриваться прежде всего с точки зрения ее влияния на денежную массу.

С приходом к власти в 1979 г. консервативного  правительства М. Тетчер, провозгласившего себя «монетаристским», денежно-кредитная политика стала главным инструментом осуществления экономической стратегии, правительство отказалось от краткосрочной политики «стоп—вперед». Направление денежно-кредитной политики стало определяться отклонением темпов роста денежной массы от установленных пределов. Главным методом контроля Банка Англии за ростом денежной массы стали его операции по купле-продаже векселей, причем, преимущественно коммерческих, а не казначейских, и размещение государственных обязательств за пределами банковской системы. В 90-е гг. основным инструментом денежно-кредитной политики в Великобритании, как и в других развитых странах, являются операции на открытом рынке.

Осуществляя внешнеэкономическую  функцию, Банк Англии от имени казначейства проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, которые  с 1939 г. переданы Уравнительному валютному  фонду. Банк Англии проводит валютные интервенции для регулирования  курса фунта стерлингов, активно участвует от имени правительства в международных валютно-финансовых организациях.

Банк Англии является банкиром всех других банков. Почти все банки  страны имеют счета в Банке  Англии. Самые важные из них —  счета лондонских клиринговых банков, которые хранят существенную часть своих кассовых резервов в форме депозитов в Банке Англии. Посредством записей на этих счетах регулируются расчеты банков друг с другом.

Банк Англии осуществляет кредитование банковской системы либо путем покупки у банков долговых обязательств, либо через механизм выдачи ссуд под обеспечение государственными обязательствами.

В 1979 г. Закон о банковской деятельности впервые в истории Великобритании закрепил за Банком Англии уставные права  и обязанности по надзору за банковской системой. До этого регламентация деятельности кредитных учреждений осуществлялась в порядке «джентльменских соглашений» между ними и Банком Англии и последний опирался, скорее, на традиции, чем на правовые нормы. Закон 1987 г. расширил права и обязанности Банка Англии по надзору за банковской системой. В конце 1997 г. было объявлено о передаче функций банковского надзора Банком Англии вновь созданному контролирующему органу.

Банк Англии является банком правительства. В нем открыты счета правительства  и правительственных ведомств. Все  доходы правительства поступают  на счет казначейства в Банке Англии, а расходы покрываются с этого  счета. Важнейшей функцией Банка  Англии является управление государственным  долгом. Хотя Банк Англии хранит в своем  портфеле часть государственных обязательств, большая часть правительственных потребностей в фондах удовлетворяется с помощью рынка, т.е. размещения Банком от имени казначейства государственных обязательств на рынке ссудных капиталов. Текущие расходы правительства финансируются путем краткосрочного кредитования государства, главным инструментом которого являются казначейские векселя. Необходимость в краткосрочном кредитовании государства существует всегда. Дело в том, что налога (основной источник доходов государства) поступают в бюджет неравномерно, главным образом в конце финансового года. Поэтому в остальные периоды расходы правительства превышают его доходы. В условиях бюджетного дефицита выпуск краткосрочных векселей особенно возрос. Казначейские векселя выпускаются Банком Англии от имени казначейства еженедельно. Размещение новых выпусков казначейских векселей осуществляется частично через систему торгов (by tender) между банками и брокерами, частично по фиксированной цене между публично-правовыми (т.е. правительственными) организациями, включающими государственные и находящиеся под контролем государства сберегательные банки, правительственные страховые фонды, Эмиссионный департамент Банка Англии и Уравнительный валютный фонд. Цена, по которой векселя распределяются между государственными организациями, не публикуется.

Информация о работе Опыт зарубежных центральных банков