Организационная структура Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования– описание и анализ организационной структуры Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе его развития.
При выполнении поставленной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить правовые и теоретические аспекты деятельности Центрального Банка Российской Федерации;
2. Выявить причины формирования его современной организационно-функциональной структуры;
3. Сказать об актуальности изучения организационной структуры Банка России;
4. Обозначить тенденции развития организационной структуры Центрального Банка Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ 5
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА БАНКА РОССИИ 13
2.1 Организации управления Банка России и их полномочия 14
2.2 Центральный аппарат Банка России 20
2.3 Территориальные учреждения и национальные банки в системе Банка России 22
Заключение 28
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БАНКОВСКОЕ ДЕЛО.docx

— 55.11 Кб (Скачать файл)

В первом случае обеспечение  по кредитам стандартизировано (Банком России определен конкретный перечень ценных бумаг – Ломбардный список Банка России), учет прав собственности  на залоговое обеспечение осуществляется уполномоченными депозитариями (НП "Национальный депозитарный центр" и Дилерами на рынке ГКО - ОФЗ), оценка стоимости обеспечения производится на основании информации об итогах торгов ценными бумагами на организованном рынке ценных бумаг (уполномоченными  Биржами являются ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ)" и ЗАО "Фондовая биржа ММВБ"). Время принятия решения колеблется от нескольких секунд до одного часа1.

Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный  банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции,т.е. кредитором на крайний случай: банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.

Отслеживанием работы коммерческих банков в России занимаются различные  государственные и негосударственные  учреждения. К негосударственным можно отнести различные аудиторские и консалтинговые фирмы, журналы, газеты. К государственным можно отнести МВД, ФСК, Минфин, ЦБ. Основную нагрузку в этом направлении взял на себя ЦБ РФ. Он осуществляет регулирование и надзор за банковской деятельностью.Являясь в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" органом банковского регулирования и банковского надзора, Банк России призван поддерживать стабильность банковской системы Российской Федерации, обеспечивать защиту интересов.

Надзор осуществляться двумя основными методами [19, С. 22]:

1. Проверка банковской отчетности и нормативов, согласно инструкций.

2. Ревизия.

Данная функция ЦБ очень  важна, т.к. она позволяет отслеживать, как общие тенденции в банковском бизнесе, так и осуществлять оперативный  надзор за банками. Свою политику ЦБ доводит  до сведения КБ посредством издания  инструкций, писем и т.д.

В общем случае операции ЦБ можно разделить на пассивные  – операции по созданию ресурсов банка  и активные – операции по их размещению.

Основные пассивные операции Банка  России:

1. Формирование уставных  капиталов.

2. Эмиссия денег.

3. Хранение денежных средств государственного и местных бюджетов.

Основные активные операции Банка России:

1. Учетно-ссудные операции.

2. Банковские инвестиции.

3. Операции с золотом и иностранной валютой.

Основными инструментами  и методами денежно-кредитной политики, используемыми Центральным банком для воздействия на денежную массу, в соответствии с законодательством  являются:

1. Операции на открытом  рынке.

2. Изменение учётной  ставки.

3. Изменение нормы обязательных  резервов, размещаемых коммерческими  банками в ЦБ;

4. Операции с валютными  активами.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей,которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.

Таким образом, ЦБ способен в значительной мере воздействовать на предложения денег в экономике.Величина предложения денег в экономике оказывает сильное влияние на развитие инфляционных процессов, уровень безработицы и увеличение выпуска в стране.Поэтому правильная политика Центрального банка, одной из функций которого является регулирование предложения денег, может стать важным стабилизирующим фактором развития экономики.

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА  БАНКА РОССИИ

Выделяют следующие принципы организационного построения ЦБ:

1. Принцип централизации деятельности.

Так как деятельность центрального банка носит общенациональный характер, звенья его структуры должны руководствоваться  указаниями одного главного центра, обладающего  соответствующими полномочиями. Таким  центром – высшим органом Банка  России –выступает Совет директоров. Он определяет основные направления деятельности ЦБ,руководит и управляет всей его системой.

Принцип централизованного  построения позволяет обеспечить единство денежно-кредитной политики, поскольку  решения, принятые в верхних эшелонах власти, имеют одинаковую силу для  всех остальных звеньев организационной  структуры ЦБ как системы. [20, C. 108]

2. Принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням управления. Тесно связан с принципом централизованного построения.

Структуру Банка России на начало 2010 года образуют 1037 подразделений, в том числе: центральный аппарат,79 территориальных учреждений, 623 подразделения  расчетной сети, 5 Отделений и  Операционное управление Московского  главного территориального управления,Первое операционное управление, Межрегиональный центр безопасности, Центральное хранилище, 123 полевых учреждения, 4 информационно-вычислительных подразделения и другие вспомогательные подразделения. [5 C. 128].

3. Функциональный принцип.

Поскольку ЦБ представляет собой институт, регулирующий денежный оборот, его функциональные подразделения  оказываются так или иначе  связанными с регулированием денежного  обращения в стране, а также  с полномочиями, переданными ему государством, которые закреплены законодательством.

4. Принцип согласования с интересами других экономических субъектов.

При обособленности статуса  центрального банка он в своей  деятельности неизбежно сталкивается с другими экономическими субъектами, их задачами и интересами. Рассматриваемый  нами принцип требует от центрального банка такого рода организации управления,которая, с одной стороны, учитывала бы, насколько это возможно, интересы других субъектов, а с другой - не противоречила бы выполнению его главных целей и задач. Соблюдение баланса интересов достигается участием различных сторон в деятельности звеньев управления центрального банка. Так, по российскому законодательству министр финансов Российской Федерации и министр экономики и торговли Российской Федерации (или, по их поручению, по одному из заместителей)принимают участие в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Практика взаимодействия Банка России и Правительства Российской Федерации такова, что они информируют друг друга о предполагаемых действиях общегосударственного значения, координируют свою политику, организуют регулярные консультации. [20, C. 112]

В целом можно говорить о соответствии организационной  структуры Банка России названым в курсовой работе основным современным  принципам организации. Ориентирование при построении организационной  структуры центрального банка на эти принципы позволяет создать  центральный банк, отвечающий всем международным нормам.

2.1 Организации управления Банка России и их полномочия

В состав органов управления Банком России входят Национальный банковский совет (НБС) и Совет директоров.

До 2002 года единственным высшим органом управления Банка России был Совет директоров, а НБС  выполнял при нём консультативные  и экспертные функции. С принятием в 2002 году Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" НБС становится верховным органом управления БР.

Национальный банковский совет – коллегиальный орган. В его состав входят 12 человек, назначаемых  на четыре года, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое – Государственной  Думой из числа депутатов Госдумы, трое – Президентом РФ, трое –  Правительством РФ. В состав НБС  входит также Председатель Банка  России. [7, C. 512]

Председателем НБС на данный момент является Министр Финансов Российской Федерации А. Л. Кудрин.

НБС заседает не реже одного раза в квартал, по инициативе председателя НБС, его заместителя или по требованию не менее трех членов НБС.

К компетенции Национального  банковского совета относятся:

1. Утверждение общего объема административно-хозяйственных расходов и отчета об их исполнении, объема капитальных вложений, правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России, порядка формирования провизии и распределения прибыли, остающейся в его распоряжении.

2. Решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций.

3. Определение аудиторской организации — аудитора годовой финансовой отчетности ЦБ РФ.

4. Внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБ РФ и его структурных подразделений.

5. Рассмотрение проекта и основных направлений денежно-кредитной политики, вопросов совершенствования банковской системы, а также информации по основным вопросам деятельности ЦБ РФ и т.п. [12, C. 39]

НБС фактически был создан для контроля за деятельностью Совета директоров Банка России со стороны государства.

Высшим органом управления Банка России является также и  Совет директоров, в состав которого входят Председатель Банка России и 12 членов, работающих на постоянной основе.Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой (по представлению Президента РФ) сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Он является высшим должностным лицом Банка России и несет всю полноту ответственности за его деятельность, обеспечивая реализацию возложенных на него функций. Он действует от имени Банка России. Кандидатура на должность Председателя ЦБ РФ представляется для рассмотрения и утверждения в Государственную Думу Президентом РФ. Занимать должность Председателя Банка России одному и тому же лицу разрешается не более трех сроков подряд. Государственная Дума рассматривает вопрос и об освобождении Председателя Банка России от должности. Председатель Банка России вправе подписывать приказы и издавать указания, обязательные для всей системы Банка России.

У Председателя Центрального банка Российской Федерации имеется 4 первых заместителя. Председатель Банка  России назначает их на эти должности  и освобождает от должности. Обязанности  между ними распределены следующим  образом:

Первый — Департамент  эмиссионно-кассовых операций,Центральное хранилище и др.;

Второй — Сводный  экономический департамент, Департамент  операций на открытом рынке, Департамент  валютных операций, Департамент международных  финансово-экономических отношений  и др.;

Третий — Департамент  платежных систем и расчетов, Операционное управление, Департамент организаций  и исполнения госбюджетных и внебюджетных фондов и др.;

Четвертый — Департамент  банковского регулирования и  надзора, Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, Департамент  валютного регулирования и валютного  контроля и др. [20, C. 111]

В таком распределении  обязанностей прослеживается функциональный принцип организационного построения ЦБ.

На данный момент Председателем  Банка России является С.М. Игнатьев [21].

Члены Совета директоров назначаются  на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению  Председателя Банка России, согласованному Президентом РФ. Они не могут быть депутатами (членами) законодательных (представительных) органов власти, а также членами Правительства  Российской Федерации; не могут состоять в политических партиях, занимать должности  в общественно-политических и религиозных  организациях. Члены Совета директоров работают на этой должности на постоянной основе и получают за это зарплату.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов  от числа присутствующих при кворуме  в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка  России или лица, его замещающего. Председатель Банка России обладает правом решающего голоса.

Заседания Совета директоров проводятся не реже одного раза в месяц, по инициативе Председателя Банка России или не менее трех его членов.

В контексте денежно-кредитного регулирования Совет директоров принимает решения по поводу:

1. Выпуска и изъятия банкнот и монет из обращения, общего количества выпуска наличных денег.

2. Установления обязательных нормативов для кредитных учреждений.

3. Величины резервных требований в процентах к обязательствам кредитных организаций, а также порядка их депонирования в Банке России.

4. Списка векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов центрального банка, а также случаев, когда кредиты обеспечиваются другими ценностями,гарантиями и поручительствами.

5. Изменения процентных ставок Банка России.

6. Пролонгирования в исключительных случаях ранее предоставленных кредитов.

Информация о работе Организационная структура Банка России