Организационная структура Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования– описание и анализ организационной структуры Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе его развития.
При выполнении поставленной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить правовые и теоретические аспекты деятельности Центрального Банка Российской Федерации;
2. Выявить причины формирования его современной организационно-функциональной структуры;
3. Сказать об актуальности изучения организационной структуры Банка России;
4. Обозначить тенденции развития организационной структуры Центрального Банка Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ 5
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА БАНКА РОССИИ 13
2.1 Организации управления Банка России и их полномочия 14
2.2 Центральный аппарат Банка России 20
2.3 Территориальные учреждения и национальные банки в системе Банка России 22
Заключение 28
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БАНКОВСКОЕ ДЕЛО.docx

— 55.11 Кб (Скачать файл)

7. Лимитов операций на открытом рынке.

8.Участия в международных организациях.

9. Участия в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих.

10 Купли и продажи недвижимости, необходимой для деятельности Банка России и его служащих.

11 Прямых количественных ограничений.

12. Организации формирования резервов кредитных организаций.

В рамках надзорной и  контрольной функции Совет директоров:

1. Принимает решение о создании для Банка России органа банковского надзора.

2. Устанавливает порядок проведения проверок кредитных организаций.

3. Определяет перечень сведений о деятельности коммерческих банков.

4. Принимает решения по проведению мероприятий в целях финансового оздоровления кредитных учреждений.

5. Определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации.

6. Разрешает создание по экономическим регионам территориальных учреждений.

7. Дает разрешения территориальным банкам на выдачу гарантий и поручительств, вексельных и других обязательств от имени Банка России.

В рамках организации своей  деятельности как самостоятельного юридического лица, обладающего определенными  финансовыми возможностями, Совет  директоров:

1. Вносит предложения в Государственную думу об изменении своего уставного капитала.

2. Утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе.

3. Определяет порядок образования и использования резервов и фондов.

4. Вводит порядок направления его прибыли в резервные фонды.

5. Устанавливает структуру своего баланса.

Обладая кадровой независимостью, являясь самостоятельным звеном управления, наделенного определенным административным ресурсом, Совет директоров:

1. Разрабатывает структуру Банка России.

2. Определяет и утверждает порядок своей работы.

3. Принимает решения о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России.

4. Утверждает положения о соответствующих подразделениях, уставы предприятий, обеспечивающих деятельность Банка России.

5. Утверждает перечень должностей служащих Банка России.

6. Устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России.

7. Определяет условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права, систему дисциплинарных взысканий служащих Банка России.

8. Создает пенсионный фонд для дополнительного обеспечения своих служащих.

9. Организует страхование жизни и медицинское страхование персонала Банка России и др. [20, C. 116]

2.2 Центральный аппарат Банка России

Центральный аппарат Банка  России образован 22 департаментами и 3 главными управлениями. Они занимают промежуточное положение между  организациями управления ЦБ РФ и  непосредственными исполнителями  операций, направленных на выполнение функций ЦБ:2, 3, и 4 уровней в структуре  Банка России. Департаменты ЦБ не обладают полномочиями в сфере издания  Постановлений, Правил и др., подчиняются  Председателю Банка России (через  его заместителей); их задача – исполнение на практике правил, норм, нормативов и  т.д., установленных организациями  управления ЦБ РФ, контроль за их исполнением, анализ состояния банковского сектора, прогнозирования влияния возможных изменений в денежно-кредитной политике. Каждый департамент занимается работой в определенной, возложенной на него сфере деятельности Банка России. Департаменты несут ответственность по результатам от выполнения вышеназванных задач перед органами управления ЦБ РФ.

Исходя из вышесказанного можно, с определенной долей условности, назвать НБС, Совет директоров и  Председателя Банка России законодательными органами управления в структуре  ЦБ РФ, а центральный аппарат –  исполнительным.

Центральный аппарат:

1. Департамент исследований и информации;

2. Департамент наличного денежного  обращения;

3. Департамент регулирования, управления  и мониторинга платежной системы  Банка России;

4. Департамент регулирования расчетов;

5. Департамент бухгалтерского учета  и отчетности;

6. Департамент лицензирования деятельности  и финансового оздоровления кредитных организаций;

7. Департамент банковского регулирования  и надзора;

8. Главная инспекция кредитных  организаций;

9. Департамент операций на финансовых  рынках;

10. Департамент обеспечения и контроля  операций на финансовых рынках;

11. Департамент финансового мониторинга  и валютного контроля;

12. Департамент платежного баланса;

13. Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

14. Юридический департамент;

15. Департамент полевых учреждений;

16. Департамент информационных систем;

17. Департамент кадровой политики  и обеспечения работы с персоналом;

18. Финансовый департамент;

19. Департамент внутреннего аудита  и ревизий;

20. Департамент международных финансово-экономических  отношений;

21. Департамент внешних и общественных  связей;

22. Административный департамент;

23. Главное управление недвижимости  Банка России;

24. Главное управление экспертизы  и планирования капитальных затрат  Банка России;

25. Главное управление безопасности  и защиты информации. [21].

Как уже отмечалось, общее руководство  центральным аппаратом распределено между четырьмя первыми заместителями  председателя Банка России, которые отчитываются перед председателем за деятельность подчиненных им департаментов.

В процессе своей деятельности департаменты центрального аппарата тесно взаимодействуют  между собой. Так, департамент банковского  регулирования и надзора является заказчиком ряда инспекционных проверок, а также потребителем "продукции", которую производят работники главной инспекции кредитных организаций. На основании актов проведенных инспекционных проверок департамент банковского регулирования и надзора делает выводы о качестве представляемой коммерческими банками отчетности. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций совместно с подразделениями безопасности, эмиссионно-кассовой работы проводит отбор наиболее достойных претендентов на занятие высоких должностей в коммерческих банках. При планировании мероприятий по предотвращению сбоев в деятельности коммерческих банков сводно-экономический департамент и департамент банковского регулирования и надзора взаимодействуют с главной инспекцией кредитных организаций, департаментом валютного регулировании и валютного контроля. [12, C. 41]

Численность сотрудников центрального аппарата Банка России составляет на данный момент более 2500 человек (около 4% от общей численности служащих Банка России) [7, C. 512]. В ближайшее  время НБС планирует сокращение количества сотрудников центрального аппарата.

 

2.3 Территориальные учреждения и национальные банки в системе Банка России

Эффективность выполнения возложенных на департаменты центрального аппарата Банка России функций во многом зависит от успешной работы территориальных подразделений  этого банка,поскольку на них ложится основная нагрузка по реализации его функций.

К территориальным банкам чаще всего относят главные территориальные  управления и их отделения, расчетно-кассовые центры, национальные банки. Каждое территориальное  учреждение Банка России представляет собой обособленное подразделение  ЦБ РФ,осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть функций Банка России. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов РФ, или на территории одного субъекта несколько территориальных учреждений.

Данные учреждения не обладают статусом юридического лица, они действуют  от имени Банка России по доверенности. Их права ограниченны, в частности, они не имеют права принимать  решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии и поручительства,векселя и другие обязательства без соответствующего разрешения Совета директоров Банка России. Функции, задачи и основные направления деятельности территориальных органов Банка России определяются Типовым положением,утверждаемым Советом директоров.

Современная система территориальных  учреждений Банка России представлена 59 главными управлениями(ГУ), 5 их отделениями, 19 национальными банками (НБ), аппаратом уполномоченного Представителя Банка России в Чеченской Республике. [12, C. 42]

Деление территориальных  учреждений на ГУ и НБ обуславливается  Различием между субъектами РФ:республиками и другими субъектами: областями, краями, автономными округами.Республики обладают, как правило, большим суверенитетом, на их территории создаются НБ, на территории других субъектов – ГУ.

Балансы ГУ и НБ являются составными частями баланса Банка  России. [20, C. 117]

В организационном плане  территориальные учреждения Банка  России включают отделы либо управления в зависимости от направленности и масштабов осуществляемой ими  деятельности. Организационная структура  территориального учреждения Банка  России, его размер и численность  сотрудников зависит от ряда факторов, определяющими среди которых  являются:

1. Число самостоятельных банков в данном регионе (чем больше банков, тем уже специализация надзорных органов).

2. Масштабы деятельности коммерческих банков на подведомственной территории.

В настоящее время в  структуре Банка России существуют следующие территориальные и  национальные банки:

1. НБ республики Адыгея Банка России.

2. НБ республики Алтай Банка России.

3. ГУ Банка России по Алтайскому краю.

4. ГУ Банка России  по Амурской области.

5. ГУ Банка России  по Архангельской области.

6. ГУ Банка России по аАтраханской области.

7. НБ республики Башкортостан Банка России.

8. ГУ Банка России по Белгородской области.

9. ГУ Банка России по Брянской области.

10. НБ республики Бурятия  Банка России.

11. ГУ Банка России по Владимирской области.

12. ГУ Банка России по Волгоградской области.

13. ГУ Банка России по Вологодской области.

14. ГУ Банка России по Воронежской области.

15. НБ республики Дагестан Банка России.

16. ГУ Банка России  по Еврейской автономной области.

17. ГУ Банка России по Забайкальскому краю.

18. ГУ Банка России по Ивановской области.

19. ГУ Банка России по республике Ингушетия.

20. ГУ Банка России по Иркутской области.

21. НБ Кабардино-балкарской республики Банка России.

22. ГУ Банка России по Калининградской области.

23. НБ республики Калмыкия Банка России.

24. ГУ Банка России по Калужской области.

25. ГУ Банка России по Камчатскому краю.

26. НБ Карачаево-Черкесской республики Банка России.

27. НБ республики Карелия  Банка России.

28. ГУ Банка России по Кемеровской области.

29. ГУ Банка России по Кировской области.

30. НБ Республики Коми Банка России.

31. ГУ Банка России по Костромской области.

32. ГУ Банка России по Краснодарскому краю.

33. ГУ Банка России  по Красноярскому краю.

34. ГУ Банка России по Курганской области.

35. ГУ Банка России по Курской области.

36. ГУ Банка России по Ленинградской области.

37. ГУ Банка России по Липецкой области.

38. ГУ Банка России по Магаданской области.

39. НБ республики Марий  Эл Банка России.

40. НБ республики Мордовия Банка России.

41. МГТУ Банка России.

42. ГУ Банка России по Мурманской области.

43. ГУ Банка России по Нижегородской области.

44. ГУ Банка России по Новгородской области.

45. ГУ Банка России по Новосибирской области.

46. ГУ Банка России по Омской области.

47. ГУ Банка России по Оренбургской области.

48. ГУ Банка России по Орловской области.

49. ГУ Банка России по Пензенской области.

50. ГУ Банка России по Пермскому краю.

51. ГУ Банка России по Приморскому краю.

52. ГУ Банка России по Псковской области.

53. ГУ Банка России по Ростовской области.

54. ГУ Банка России поРязанской области.

55. ГУ Банка России по Самарской области.

56. ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу.

57. ГУ Банка России по Саратовской области.

58. НБ республики Саха (Якутия) Банка России.

59. ГУ Банка России по Сахалинской области.

60. ГУ Банка России по Свердловской области.

61. НБ РСО-Алания Банка России.

62. ГУ Банка России по Смоленской области.

63. ГУ Банка России по Ставропольскому краю.

64. ГУ Банка России по Тамбовской области.

65. НБ Республики Татарстан Банка России.

66. ГУ Банка России по Тверской области.

67. ГУ Банка России по Томской области.

68. НБ республики Тыва Банка России.

69. ГУ Банка России по Тульской области.

70. ГУ Банка России  по Тюменской области.

71. НБ Удмуртской Республики Банка России.

72. ГУ Банка России по Ульяновской области.

73. ГУ Банка России по Хабаровскому краю.

74. НБ республики Хакасия Банка России.

75. ГУ Банка России по Челябинской области.

76. НБ Чеченской Республики Банка России.

77. НБ Чувашской Республики Банка России.

78. ГУ Банка России  по Чукотскому Автономному Округу.

79. ГУ Банка России  по Ярославской области. [21]

Общая численность персонала  территориальных учреждений Банка  России составляет на данный момент около 25000человек (35,39% от общей численности  служащих Банка России). [5, C. 127]

Отношения ГУ и НБ с коммерческими  банками, предприятиями и организациями  строятся на базе договоров, заключенных  ими от лица Банка России, в связи с чем ответственность по данным договорам несет его центральный аппарат.

Главной задачей ГУ и  НБ является обеспечение единства федеральной  политики в области денежно-кредитных  отношений, надзора за деятельностью  коммерческих банков. Территориальные  учреждения осуществляют сбор информации о банках на подведомственной территории, проводят ее первичную обработку  в рамках своих полномочий, а затем  отсылают ее в департаменты центрального аппарата. В свою очередь, работники  центрального аппарата систематизируют  сведения, поступающие из регионов, и анализируют их. На основе такого анализа могут составляться прогнозы развития экономики отдельных регионов и страны в целом. Целесообразность создания и функционирования территориальных  учреждений Банка России обусловлена  не только тем, что они являются центрами аккумуляции и обработки информации о финансовом положении в коммерческих банках, но и тем, что это позволяет  обеспечить взаимоконтроль работы всех подразделений Банка России. [12, C. 42]

Информация о работе Организационная структура Банка России