Организационно-правовые основы построения бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 07:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие основных аспектов формирования бюджетной системы Российской Федерации, правовой формы государственного и местного бюджета, раскрытие особенностей бюджетного права и бюджетных правоотношений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Организационные основы бюджетной системы Российской Федерации...…4
1.1. Финансово-бюджетный федерализм……………………………………………......4
1.2. Принципы Межбюджетных отношений…………………………………………....7
Глава 2. Организационно-правовые основы построения бюджетной системы……....8
2.1. Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы…………..8
2.2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения…………………………….…..11
2.2.1. Бюджетные правоотношения……………………………………………….….....13
2.2.2. Консолидированный бюджет……………………………………………………..14
2.2.3. Бюджетное устройство Российской Федерации………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………………….....23
Список литературы………………………………………………………………………......25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа измен..doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

Бюджетное устройство - организация и принципы построения бюджетной системы, функционирующей в соответствии с бюджетным законодательством. 
      Законодательный акт, согласно которому функционирует бюджет и который упоминается в предыдущих двух абзацах - Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый в июле 1998 года. Перед тем, как начать говорить о бюджетной системе и бюджетном устройстве, я считаю необходимым выяснить, что представляет собой государственный бюджет. 
      Прежде всего, бюджет государства - это самый важный финансовый документ страны. В нем определяются потребности, которые удовлетворяются за счет государственной казны, и в то же время в нем указываются источники и объемы поступлений в нее. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. 
      Так бюджет не только план доходов и расходов, это экономическая категория. Государственный бюджет как экономическая категория — система экономических отношений между государством с одной стороны, компаний, организаций и граждан, с другой стороны, распределения и перераспределения всего общественного продукта и национального дохода централизованного государства и формирования фонда денежных средств. При правильном подходе бюджета объектив может не только средством государственного регулирования экономики, он на самом деле может повлиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение научно-технического прогресса морской, модернизация и укрепление материально-технической базы общественного производства.

Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства. Что же представляет собой бюджетное устройство Российской Федерации, как происходит взаимодействие бюджетов всех уровней? Ответ на этот вопрос во многом определит причины некоторых проблем современного бюджета, наметит пути к его совершенствованию. 
      Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему:

1) федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

 

Рис. 1. Бюджетная система России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов. Таким образом, бюджетная система Российской Федерации включает: 

- федеральный бюджет РФ;

- 21 республиканский бюджет республик в составе РФ;

- 55 краевых и областных бюджетов; бюджеты 2 городов: Москвы и Санкт-Петербурга;

- 1 бюджет автономной области;

- 4 бюджета 4 автономных округов;

- 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты). 
      Бюджетное законодательство РФ содержит понятие "консолидированный бюджет" - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов, находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Государственных и местных бюджетов денежных средств в Российской Федерации является бюджетная система. Бюджетная система состоит из объектов, бюджетные полномочия: финансовые учреждения; Денежные власти; Органы государственного (муниципального) финансового контроля.

Нормы, которые устанавливают бюджет гарантируют бюджетной группы в стране, место и роль каждого из них, принципы ее функционирования и взаимоотношений.

Эти нормы являются в бюджетном праве основополагающими, поскольку выражают право государственных и административно-территориальных образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его использовании.

 

Принципы бюджетной системы:

1) принцип единства - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации,

принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

2) разграничение  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы РФ - закрепление

соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими

органами;

3) самостоятельность  бюджетов:

а) право соответствующих органов самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ;

в) право соответствующих органов самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов бюджетов и т. д.;

4) полнота отражения  доходов и расходов – все  доходы, расходы и иные обязательные  поступления подлежат отражению  в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;

5) сбалансированность  бюджета - объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников  финансирования его дефицита;

6) эффективность  и экономность использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджетов нужно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

7) общее (совокупное) покрытие расходов – все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования  его дефицита;

8) принцип гласности:

а) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

б) обязательная открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по

проектам бюджетов;

9) достоверность  бюджета - надежность показателей  прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

10) адресность  и целевой характер бюджетных  средств - бюджетные средства выделяются  в распоряжение конкретных получателей  бюджетных средств с обозначением  направления их на финансирование конкретных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Бюджетное право и  бюджетные правоотношения

 

В связи с функционированием государственных и местных бюджетов возникает широкий круг общественных отношений, которые регулируются особым подразделением (подотраслью) финансового права — бюджетным правом.

Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие:

– структуру бюджетной системы Российской Федерации;

– перечень бюджетных доходов и расходов;

– порядок распределения их между различными видами бюджетов;

– бюджетные права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,

– административно-территориальных единиц;

– регламент бюджетного процесса;

– порядок формирования и использования государственных внебюджетных

– фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Бюджетное право регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов, административно-территориальных единиц и соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государственных и административно-территориальных единиц общего назначения.

В качестве субъектов бюджетного права РФ выступают: Государство, государственные и муниципальные образования: Российская Федерация в целом; субъекты РФ - республики, края, области, автономные области и автономные округа; города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные образования - города, районы, села, поселки;

Государственные и местные органы власти: представительные органы государственной власти и местного самоуправления; исполнительные органы власти и местного самоуправления.

Нормы внутреннего права по своему содержанию делятся на основные и процедурные. Для создания структуры бюджета Российской Федерации, перечень доходов и расходов бюджетов, ограниченные материальные стандарты отдел, они содержат разные бюджеты и так далее, бюджетные процедуры положения на порядок подготовки, рассмотрения, утверждения и осуществления бюджетов государственного и местных бюджетов, а также процедуры для подготовки и утверждения доклада об исполнении бюджета.

Важнейшими принципами бюджетного права являются принципы федерализма и развития местного самоуправления, свойственные финансовому праву в целом. В бюджетном праве они находят специфическое проявление. Хотя они впрямую не названы и не сформулированы в бюджетном законодательстве, его содержание пронизано этими принципами и регулирование бюджетных отношений осуществляется с учетом этих основополагающих начал, вытекающих из норм Конституции РФ.

Принцип федерализма в бюджетном праве означает гарантированность самостоятельности бюджетной деятельности и бюджетов субъектов Федерации как необходимой финансовой основы их компетенции, сочетающейся с единой бюджетной политикой, общими задачами и целями Федерации, реализовать которые призван федеральный бюджет.

Принцип развития местного самоуправления выражается в укреплении полномочий органов местного самоуправления по ''самостоятельному формированию и исполнению местного бюджета в целях решения задач местного значения в соответствии с законодательством Федерации и субъектов РФ.

В домашних хозяйств являются право более четко, чем в других разделах финансов, материальных и процедурных правил. Во-первых, являются содержание бюджета (бюджета, доходов и расходов бюджетов, и т.д.), регулирующих отношения. Во-вторых, регулирование отдельных этапов бюджетного процесса (процедуры), является отношение государственных органов власти, представителей исполнительной власти и местных органов власти в этом процессе. Финансовые и процедурные правила значение, что они устанавливают организационных правовых форм материального права бюджета вопросов закона о бюджете, механизм их реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.1. Бюджетные правоотношения

 

Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, приобретают форму бюджетных правоотношений. Бюджетные правоотношения, являясь одним из видов финансовых правоотношений, характеризуются всеми признаками, свойственными любому финансовому правоотношению. Но одновременно они имеют свои особенности, свойственные только этому виду финансовых отношений. Так, субъектами бюджетного правоотношения являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, местные самообразования, органы государственной власти всех трех ветвей, государственные юридические лица и др. В ст. 1 БК РФ закрепляется перечень бюджетных правоотношений, к которым относятся:

– отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех    

– уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных    

– внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных      заимствований, регулирования государственного и муниципального долга

– отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в      процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.

К бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие при установлении правового статуса участников бюджетного процесса, правовых основ порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Информация о работе Организационно-правовые основы построения бюджетной системы