Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 07:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие основных аспектов формирования бюджетной системы Российской Федерации, правовой формы государственного и местного бюджета, раскрытие особенностей бюджетного права и бюджетных правоотношений.
Введение……………………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Организационные основы бюджетной системы Российской Федерации...…4
1.1. Финансово-бюджетный федерализм……………………………………………......4
1.2. Принципы Межбюджетных отношений…………………………………………....7
Глава 2. Организационно-правовые основы построения бюджетной системы……....8
2.1. Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы…………..8
2.2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения…………………………….…..11
2.2.1. Бюджетные правоотношения……………………………………………….….....13
2.2.2. Консолидированный бюджет……………………………………………………..14
2.2.3. Бюджетное устройство Российской Федерации………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………………….....23
Список литературы………………………………………………………………………......25
Бюджетные правоотношения, как и нормы бюджетного права, могут быть материальными и процессуальными.
Бюджетный кодекс Российской Федерации, 1998, обязанности властей по отношению к бюджету расходов для описания представляет новую концепцию российских законодательных обязательств. В соответствии с кодексом (статья 222) является признанным органом, бюджет, обязательство, для определенного периода времени, для совершения расходов бюджета в соответствии с законом о бюджете и сводного бюджета. Термин «компании», гражданского права, акцентом на уважении взаимных прав и обязанностей в бюджет сделку в этом случае все более странно.
2.2.2. Консолидированный бюджет
Консолидированный бюджет набор всех бюджетов бюджетной системы в этом районе. Консолидированный бюджет не утвержден законодательным (представительным), так это не юридический документ. Консолидированный бюджет таким образом функция бюджетных показателей (для отдельных областей или страны в целом) и его значение в каждом конкретном случае определяется расчетным путем. Однако консолидированный бюджет имеет широкое применение в планирование и анализ ключевых показателей и пропорций бюджетной системы. К примеру, является доля бюджета, сводного ВВП России к идее о масштабах финансового перераспределения; Структура доходов и расходов выявлены основные источники и субъекты на основе доходов бюджетной системы; Приоритеты государственных расходов и так далее.
На русском языке, есть следующие бюджетной практике сводных бюджетов: бюджет Российской Федерации, в том числе сводный бюджет, федеральный и консолидированный бюджеты субъектов Российской Федерации, а также суверенные фонды из бюджета. Консолидированный бюджет Российской Федерации (республик в составе областей Российской Федерации, уезды, автономные уезды, регионов, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербург), с образованием из бюджета Федерации и сводных бюджетов муниципалитетов в пределах субъекта Федерации; сводный бюджет (республиканских, региональных, районных и региональных доставки), в том числе в городской бюджет и бюджеты городских районов, района, сводный бюджет районного бюджета и бюджетов городов района включает представление, село, поселение и другие местные органы власти.
Структурные пропорции консолидированных бюджетов (соотношения между различными видами основных источников и направлений расходов) каждого уровня бюджетной системы существенно отличаются от пропорций консолидированных бюджетов других уровней (например, если в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации главным источником доходов в условиях переходной экономики был налог на добавленную стоимость, то в консолидированных бюджетах субъектов Федерации таким источником чаще всего был налог на прибыль). На региональном и местном уровнях существенные структурные расхождения часто возникают и между консолидированными бюджетами одного и того же уровня. Главными причинами этого являются: закрепление за каждым уровнем бюджетной системы собственных доходных источников; действующие в тот или иной период пропорции распределения ставок между федеральным и региональными бюджетами при совместном использовании налоговых баз; отраслевая специализация и общий уровень социально-экономического развития той или иной территории (данный фактор индивидуализирует бюджетные пропорции консолидированных бюджетов одного уровня); распределение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, в т. ч. законодательное установление перечня расходов, финансируемых исключительно за счет средств бюджетов соответствующего уровня и др.
2.2.3. Бюджетное устройство Российской Федерации
Все действующие на территории Российской Федерации бюджеты представляют в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой. В законодательстве было дано ее определение как основанной на экономических отношениях, государственном устройстве и юридических нормах совокупности федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов муниципальных образований.
Бюджетное устройство Российской Федерации – это основа государственного управления страны. Знание его основ, а также понимание главных законодательных актов Российской Федерации – Бюджетного кодекса и законов о межбюджетных отношениях, структуры и принципов бюджетной системы необходимо студентам всех экономических специальностей.
Следует отметить, что в бюджетный кодекс Российской Федерации бюджетной системы расширил право бюджета и исследователей государственного социального фонда. Кредиты (local) не были упомянуты муниципальный бюджет. Это слияние является условным и требует уточнения. Бюджет этого фонда приняв их представителей (правовой) власти утверждают и бюджет питания, это означает сообщается. Однако особый правовой режим различных исследователей существенно означает, что государство и бюджетов местного назначения, содержание, цели. Поэтому в данном учебнике рассматриваются специально.
Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Эти нормы являются в бюджетном праве основополагающими, поскольку выражают право государства и муниципальных образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его использовании.
Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней — государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления.
В бюджетную систему России как федеративного государства также входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями.
К ним относятся государственные бюджеты двух уровней:
а) федеральный бюджет;
б) бюджеты субъектов Федерации — республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов.
Третий уровень — местные бюджеты, к
которым относятся бюджеты муниципальных
образований (бюджеты районов, городов и других административно-
Среди них следует выделить бюджеты административно-
Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.
Законодательно закреплены в качестве основы бюджетного устройства принципы единства и самостоятельности бюджетов.
Принцип единства. Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов в РФ, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов. Это взаимодействие осуществляется путем распределения между бюджетами регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых и региональных фондов.
Законодательство определяет организационно-правовые и экономические гарантии единства бюджетной системы. К ним относятся: ее единая правовая база, использование единых бюджетных классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также статистической и бюджетной информации, позволяющей составить консолидированные бюджеты, согласованные принципы бюджетного процесса; единая денежная система.
Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой социально-экономической, финансовой, в том числе налоговой, политики в стране.
Бюджетный кодекс РФ 1998 г. (ст. 29) указывает и на другие проявления и гарантии единства бюджетной системы — единство форм бюджетной документации, санкций за нарушение бюджет.
Состав доходов и расходов бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом самостоятельного утверждения каждого уровня бюджета соответствующими представительными органами власти, правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источников бюджетных доходов, запрещением изъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов, сумм превышения доходов над расходами и экономии по расходам.
Обобщенное выражение рассмотренные принципы находят в принципах федерализма и развития местного самоуправления, свойственных финансовой деятельности российского государства в целом.
Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами
В соответствии с законодательством государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Кроме того, в составе бюджетов образуются целевые и резервные фонды, имеющие свои источники доходов или создаваемые за счет общих бюджетных ресурсов. Они используются на определенные цели соответственно своему предназначению. Однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета. Все доходы и расходы бюджетной системы распределяются (разграничиваются) между бюджетами.
Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов — это определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов.
Законодательство устанавливает единую для всех уровней бюджетов классификацию доходов и расходов, что обеспечивает сопоставимость их показателей. Такая классификация обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ.
Бюджетная классификация — это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением объектам классификации группированных кодов.
Впервые в России бюджетная классификация утверждена законодательным актом — Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. До принятия этого Закона бюджетная классификация утверждалась Министерством финансов РФ.
Требование единства классификации сочетается с определенными правами законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления: они вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов ее построения и единства.
Доходы. Все предусмотренные законодательством доходы по социально-экономическому признаку можно подразделить на несколько групп:
а) доходы от предприятий и других организаций различных форм собственности;
б) доходы от государственного и муниципального имущества, и угодий;
в) доходы от государственной внешнеэкономической и другой деятельности;
г) поступления от личных доходов граждан.
Такая классификация имеет значение для характеристики материального содержания доходной части бюджета, связи ее с экономикой страны. Каждая из групп доходов представляет совокупность отдельных видов платежей и поступлений. Среди них важнейшая роль принадлежит налогам, взимаемым с организаций и физических лиц.
Федеральный закон «О бюджетной классификации» делит доходы бюджета на: а) налоговые с выделением их видов; б) неналоговые (доходы от использования государственного и муниципального имущества, от его продажи, от внешнеэкономической деятельности и др.). Такая группировка имеет важное значение для анализа источников доходов, их объема, перспектив использования.
Вместе с тем важное значение для характеристики правового статуса субъектов бюджетного права имеет группировка доходов бюджетной системы по организационно-правовым признакам.
Так, в зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы, закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регулирующие.
Закрепленные доходы бюджетной системы — это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет.
Так существует список налогов и приравненных к ним платежей в бюджеты различных уровней закона Российской Федерации «об основах налоговой системы в Российской Федерации и российского налогового кодекса; БК РФ является перечисление типов источников доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местных; Федеральный закон о финансовых основ местного самоуправления в Российской Федерации представляет собой «доходов для местных бюджетов. Правила приватизации государственного и муниципального имущества также включены инструкции для консолидации выгод от этого процесса для бюджетов разных уровней.
В свою очередь законодательство субъектов РФ закрепляет доходные источники, находящиеся в их распоряжении, за местными бюджетами. В отдельных случаях федеральные источники могут быть закреплены за местными бюджетами (в частности, государственная пошлина).
Регулирующие доходы бюджета — это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансирования его доходов и расходов (бюджетного регулирования), в виде процентных отчислений от налогов и других платежей, находящихся в распоряжении вышестоящих органов власти, по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год.
Нормативы отчислений ежегодно по бюджетам разных уровней утверждает соответственно вышестоящий орган представительной власти. Эти нормативы могут быть едиными для бюджетов определенного уровня или дифференцированными в зависимости от объема закрепленных доходов и предстоящих расходов'. Однако законодательство предусматривает возможность утверждения таких нормативов и на долговременной основе — не менее чем на три года.
Для регулирования бюджета (ежегодного планового распределения доходов бюджета в целях его сбалансирования) применяется и метод оказания прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. В настоящее время она предоставляется в следующих формах: дотации или субвенции, создания фондов финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований. В целях покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов, из вышестоящего бюджета предоставляется бюджетная ссуда (на возмездных или безвозмездных условиях).
Информация о работе Организационно-правовые основы построения бюджетной системы