Организация бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 03:13, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетный процесс –это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Бюджетный процесс 5
1.1. Состав участников бюджетного процесса 5
1.2. Составление проектов бюджетов 8
1.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов 10
Раздел 2. Исполнение бюджетов 12
2.1. Организация исполнения бюджетов 12
2.2. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение 14
2.3. Основы кассового обслуживания исполнения бюджетов 15
2.4. Завершение текущего финансового года 16
2.5. Бюджетная политика Р.Ф. и направления ее совершенствования 17
Заключение 24
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 67.15 Кб (Скачать файл)

 

    1. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение

 

Рассмотрение и утверждение  отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти (последующий  контроль).

Для контроля за исполнением  бюджета ФС РФ образует специальный  орган - Счетную палату (данный орган  участвует также в предварительном  контроле - при рассмотрении и утверждении  проекта федерального бюджета).

Отчет об исполнении бюджета  готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных  распорядителей, распорядителей и получателей  бюджетных средств. Ответственным  за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную  Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

  • отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;
  • отчетами  МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;
  • отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;
  • отчетом о доходах, полученных от использования госимущества;
  • сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;
  • годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;
  • реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;
  • отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета  за отчетный год в течение 1,5 месяцев  после представления отчета в  ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает  отчет об исполнении федерального бюджета  в течение 1,5 месяцев после получения  заключения Счетной палаты, после  чего принимает решение об утверждении или отклонении отчета.

 

    1. Основы  кассового обслуживания исполнения бюджетов

Кассовое обслуживание исполнения бюджета выражает проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

При кассовом обслуживании исполнения бюджетов проводят следующие процедуры:

  • Учет операций со средствами бюджетов на единых счетах бюджетов, открытых в органах Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка РФ.
  • Управление средствами на единых счетах бюджетов – осуществляют финансовые органы или иные уполномоченные органы, исходя из нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ и местных администраций.
  • Кассовые выплаты из бюджета – осуществляет орган Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства, в порядке очередности их поступления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета.
  • Все операции по кассовым поступлениям и выплатам из бюджета проводит и учитывает орган Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации РФ
  • Органы Федерального казначейства предоставляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории.

В случае передачи органу Федерального казначейства отдельных функций  по исполнению бюджета субъекта РФ (бюджета муниципального образования), исходя из соглашения о выполнении  этих функций, особенности кассового  обслуживания таких бюджетов устанавливает  Федеральное казначейство.

Если полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов и местных бюджетов осуществляет исполнительный орган  государственной власти субъекта РФ, то данный орган обязан предоставлять  соответствующему органу Федерального казначейства сведения обо всех проведенных  им кассовых операциях при исполнении всех обслуживаемых им бюджетов, учтенных по кодам бюджетной классификации  РФ.

 

    1. Завершение  текущего финансового года

Операции по исполнению бюджета  завершают 31 декабря. Завершение операций органами Федерального казначейства по распределению поступлений от федеральных  налогов и сборов, региональных и  местных налогов и их зачисление в соответствующие бюджеты производят в первые пять рабочих дней текущего финансового года.

Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового  года прекращают свое действие 31 декабря. До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, который осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджета, должен оплатить санкционированные к оплате бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета. Не использованные получателями остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета. Межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций и субсидий, не израсходованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели. Если главный распорядитель бюджетных средств установил отсутствие потребности в межбюджетных трансфертах, то они подлежат возврату в доходы бюджета, из которого они были предоставлены. Взыскание неиспользованных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, осуществляют в порядке, определенном Министерством финансов РФ.

Финансовый орган устанавливает  порядок обеспечения получателей  бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными  деньгами, необходимыми для осуществления  их деятельности в нерабочие праздничные  дни в России в январе очередного финансового года.

 

    1. Бюджетная политика Р.Ф. и направления ее совершенствования

 

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего  года.

Так как наиболее важными  направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным  долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена  по результативности деятельности органов  исполнительной власти в указанных  направлениях. Состояние государственных  финансов оказывает весьма сильное  воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать  одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной  политики.

В качестве критериев эффективности  бюджетной политики можно предложить следующие:

  • уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
  • уровень выполнения бюджетных обязательств;
  • величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
  • объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
  • уровень монетизации бюджетного дефицита;
  • величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
  • динамику валового внутреннего продукта;
  • уровень безработицы;
  • степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

В условиях России к вышеназванным  показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:

  • масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);
  • величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования;
  • величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

Для иллюстрации оценки эффективности  российской бюджетной политики приведем конкретные данные в соответствии с  перечисленными выше критериями (Источники:Минфин РФ, ЦБР РФ, Госкомстат РФ, ИЭА) за  период - 1994 - 1997 г.г. 

 

Таблица  № 6.1.

Периоды

1

2

3

4

5

Вице-премьеры, курировавшие финансовую политику

А. Шохин

А. Чубайс

В. Кадан-ников

В. Потанин, А. Лившиц

А. Чубайс

Министры финансов

С. Дубинин

В. Пансков

В. Пансков

А. Лившиц

А. Чубайс

Период

Показатели

февраль-декабрь 1994 г.

январь-декабрь 1995 г.

январь-август 1996 г.

сентябрь 1996 г. - март 1997 г.

апрель-ноябрь 1997 г.

Доходы федерального бюджета (по определению  МВФ)

с элиминированием  сезонной составляющей

(в среднем за период, в % к ВВП)

Наличными деньгами и денежными суррогатами:

         

Все доходы

в том числе:

налоговые доходы

неналоговые доходы

12,0

 

11,9

0,1

12,4

 

10,8

1,6

10,3

 

8,7

1,7

9,0

 

8,0

1,0

10,6

 

8,6

2,1

Удельный вес в налоговых доходах, в %

         

наличных денег

денежных суррогатов

98,9

1,1

89,6

10,4

82,3

17,7

85,3

14,7

91,7

8,3

 

 

 

Выполнение бюджетных  обязательств

Расходы федеральн. бюджета (по определению  МВФ) в % к ВВП

 

23,2

 

17,4

 

18,0

 

21,1

 

16,0

Просроченная зад-ть по оплате труда  из-за отсутствия бюджетн. финансир-ния  на конец периода:

         

млрд. руб.

во всей зад-ти по опл. труда, %

в фонде оплаты труда, %

915

17,3

4,4

2736

17,3

6,6

6107

17,0

14,9

11305

21,5

27,7

4940

10,1

9,1

 

 

 

Дефицит бюджета  и государственный долг

Дефицит фед. бюджета (по определению  МВФ) в % к ВВП

 

11,1

 

5,3

 

7,7

 

8,0

 

5,3

Государственный долг, оформленный ГКО-ОФЗ, на конец периода, в % к ВВП

 

 

1,0

 

 

3,2

 

 

7,9

 

 

11,3

 

 

12,6

Прирост гос. долга, оформлен-ного ГКО-ОФЗ, процентных пунктов ВВП:

в среднем в месяц

в пересчете на год

 

 

 

0,08

1,0

 

 

 

0,18

2,2

 

 

 

0,59

7,1

 

 

 

0,48

5,8

 

 

 

0,14

1,7

 

 

Периоды

 

 

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

Вице-премьеры, курировавшие финансовую политику

А. Шохин

А. Чубайс

В. Кадан-ников

В. Потанин, А. Лившиц

А. Чубайс

Министры финансов

С. Дубинин

В. Пансков

В. Пансков

А. Лившиц

А. Чубайс

Период

Показатели

февраль-декабрь 1994 г.

январь-декабрь 1995 г.

январь-август 1996 г.

сентябрь 1996 г. - март 1997 г.

апрель-ноябрь 1997 г.

Макроэкономические результаты финансовой политики

Темпы прироста ВВП в ценах сентября 1997 г. в расчете на год,%

 

- 12,8

 

- 4,2

 

- 5,0

 

- 2,4

 

0,4

Законы о федеральном бюджете  и их исполнение

(по определению  Министерства финансов РФ)  с элиминированием  сезонной составляющей  (в среднем за период, в % к ВВП)

Законы о федеральном бюджете:

доходы 

расходы

дефицит

 

15,9

26,8

10,9

 

18,8

26,7

7,9

 

15,1

19,5

4,4

 

15,5

19,4

4,0

 

12,2

15,5

3,3

Фактическое исполнение:

доходы 

расходы

дефицит

 

13,7

23,5

9,9

 

14,3

15,6

1,3

 

11,6

15,9

4,4

 

9,9

12,3

2,4

 

11,3

14,4

3,1

 

 

Степень исполнения законов  о бюджете, %:

доходы

расходы

дефицит

доходы и расходы в  среднем

 

 

85,9

87,7

90,4

86,8

 

 

76,1

58,6

16,6

67,3

 

 

76,6

81,8

99,7

63,9

 

 

64,4

63,5

60,0

63,9

 

 

93,2

93,3

93,6

93,2


 

Доходы федерального бюджета: анализ данных показывает, что наихудшая  финансовая политика в сфере доходов  федерального бюджета проводилась  в сентябре 1996 - марте 1997 г.г. В этом периоде произошел бурный (почти 4-кратный в реальном выражении  рост выпуска КНО и проведения денежных зачетов). В результате доля денежных суррогатов возросла с 1/6 до почти 1/2 налоговых доходов бюджета. Перелом  в тенденции сокращения удельного  веса налоговых доходов в денежной форме в ВВП произошел в 5-ом периоде. Этот перелом является одной  и важнейших особенностей бюджетной  политики, проводившейся в течение  апреля-ноября 1997 г., когда наиболее отрицательные последствия политики предшествующего периода в основном пришлось преодолеть.

Выполнение бюджетных  обязательств: Динамика расходов федерального бюджета отличалась значительными  колебаниями. В течение 2-го, 3-го, 5-го периодов проводилась умеренно жесткая  политика по ограничению государственных  расходов, в 4-м периоде произошел  существенный рост бюджетных расходов, однако это не привело ни к сокращению бюджетных долгов по заработной плате, ни к прекращению их роста. Напротив, принципиальной особенностью 5-го периода  стало существенное уменьшение накопленной  в предыдущие периоды просроченной задолженности по оплате труда.

Управление бюджетным  дефицитом и государственным  долгом: Сохранение огромного дефицита бюджета в 1-м периоде привело  к инфляционной волне осенью-зимой 1994-1995 г.г. и валютному кризису  в “черный вторник” 11 октября 1994 . Поэтому во 2-м периоде бюджетная  политика была ужесточена, в результате чего произошло существенное сокращение дефицита федерального бюджета. Избирательная  кампания 1996 г. сопровождалась заметным увеличением бюджетного дефицита и  рекордно быстрыми темпами прироста государственного долга, оформленного ценными бумагами (ГКО и ОФЗ). После  завершения избирательной кампании возврата к сокращению бюджетного дефицита не произошло, напротив, его размеры  возросли. В течение 5-о периода  дефицит бюджета был вновь  сокращен. Хотя государственный долг продолжал увеличиваться, темпы  его прироста были значительно снижены - по сравнению с 3-м периодом более  чем в 4 раза, с 4-м - почти в 3,5 раза.

Особенности макроэкономической динамики: Мягкая бюджетная политика 1-го периода (расходы бюджета - 23,2 % ВВП), способствовала сохранению высоких  темпов экономического спада - 12,8 % в  годовом выражении. Сокращение бюджетных  расходов о 17,4 - 21,1 % ВВП во 2-м - 4-м  периодах заметно уменьшило темпы  экономического спада, однако не смогло прекратить его полностью. Лишь существенное сокращение бремени государственных  расходов, снижение бюджетного дефицита, уменьшение правительственных заимствований  на финансовом рынке, сопровождавшееся падением реальных процентных ставок, обеспечили необходимые условия для кредитования частного сектора коммерческими банками и начала экономического подъема. В апреле-ноябре 1997 г. российский ВВП стал увеличиваться со скоростью 0,4 % в расчете на год.

Информация о работе Организация бюджетного процесса