Органы государственного финансового контроля и их полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства. Государство должно улучшать систему отношений, призванных оптимизировать денежные фонды, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На достижение этой цели направлено управление финансами, в основе которого лежит Конституция Российской Федерации и которое является процессом, представляющим единство управляемой (объект) и управляющей (субъект) систем. Объект управления – совокупность финансовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами. Субъект управления – управляющие органы, финансовый аппарат, исполнительные органы, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на всех уровнях финансовой системы, а также финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

Содержание

Введение 3
1. Органы государственного финансового контроля, их функции 4
1.1. Государственный финансовый контроль, сущность и функции 4
1.2. Органы государственного финансового контроля 7
2. Финансовый контроль и его осуществление 14
2.1. Финансовый контроль, его цели 14
2.2. Оптимизация государственного финансового контроля 23
Заключение 30
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Органы государственного финансового контроля и их полномочия.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Основной задачей органов государственной налоговой службы является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью начислений, полноты и своевременности уплаты в бюджеты и государственные целевые фонды налогов и сборов и других платежей и неналоговых поступлений, установленных законодательством. С целью контроля за соблюдением налогового законодательства,

Для предотвращения преступлений и других правонарушений в сфере налогообложения;предотвращения коррупции в органах государственной налоговой службы и выявление ее фактов;обеспечения безопасности деятельности работников органов государственной налоговой службы, защиты их от противоправных посягательств, связанных с выполнением служебных обязанностей в составе соответствующих органов Федеральной налоговой службы действуют специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями ФНС.

ФНС осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, выполняет оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранную, функции а именно:

- Принимает и регистрирует заявления, сообщения и иную информацию  о преступлениях и правонарушениях, отнесенных к ее компетенции, осуществляет в установленном  порядке их проверку и принимает по ним предусмотренные законом решения;

- Осуществляет в соответствии  с законом оперативно-розыскную  деятельность, принимает меры по  возмещению причиненного государству  ущерба;

- Выявляет причины и условия, спряли совершению преступлений  и других правонарушений в сфере налогообложения, принимает меры по их устранению;

- Заботится о безопасности работников  органов налоговой службы и  защитой от противоправных посягательств, связанных с исполнением ими  должностных обязанностей;

- Предотвращает коррупцию и другим служебным нарушением среди работников государственной налоговой службы;

- Собирает, анализирует, обобщает  информацию о нарушениях налогового  законодательства, прогнозирует тенденции  развития негативных процессов  уголовного характера, связанных  с налогообложением.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку осуществляет контроль за деятельностью субъектов рынка ценных бумаг - эмитентов, инвесторов, финансовых посредников, фондовых бирж - в соответствии с действующим в этой сфере законодательства.

Таможенные органы России в соответствии с положения Таможенного кодекса России имеют полномочия в области государственного контроля, связанные с перемещением товаров через таможенную границу России.

Аудиторская палата организует независимый финансовый контроль. Она выдает лицензии юридическим и физическим лицам на право осуществления аудиторской деятельности и контролирует соблюдение требований законодательства по аудиторского контроля.

Выводы: Аудиторские фирмы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и дают свои заключения относительно законности и правильности осуществления финансовых операций, соответствия ведения бухгалтерского учета установленным требованиям достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности. Аудиторский контроль имеет целью оказание консультативной помощи, по его результатам не принимаются решения о наложении штрафных санкций и административных взысканий. Вместе с тем аудиторские фирмы несут ответственность за правильностью аудиторского заключения, поскольку после их проверок налоговая, бухгалтерская и финансовая отчетность проверяется соответствующими органами финансового контроля.

Следует отметить, что аудит все чаще выходит за пределы традиционной роли проверки соблюдения нормативов и финансовой ревизии и комплексно анализирует экономические последствия использования государственных средств. Его цель заключается в содействии общему руководству расходами, обеспечивая эффективное использование бюджетных средств.

Государственный финансовый контроль осуществляется также и рядом других государственных органов: Национальным банком России, Фондом государственного имущества, Департаментом антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Государственной комиссией по ценным бумагам и фондового рынка и т.д..

 

 

2. Финансовый контроль и его  осуществление

2.1. Финансовый контроль, его цели

Реформирование экономических отношений в направлении рыночных преобразований в России охватывает в той или иной мере все сферы деятельности общества, в том числе и государственный контроль и важнейшее звено и неотъемлемый его составляющая - финансовый контроль.

Назначение финансового контроля заключается в содействии реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы.

По своей сути финансовый контроль - это комплекс мер, принимаемых законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданных учреждений, для обеспечения законности и эффективности формирования, владения и использования финансовых ресурсов с целью защиты финансовых интересов государства, местного самоуправления, субъект ведения хозяйства и граждан, а также успешного достижения поставленных целей в области финансов.

Финансовый контроль как специализированный вид управленческой деятельности и особая отрасль экономических знаний имеет в наличии целый арсенал методических приемов, основанных на достижениях смежных наук (анализа хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, статистики и др.)..

Финансовый контроль является и должен быть важной функцией государственного управления экономикой и ее регулирование.

Целями финансового контроля являются:

а) содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размером денежных фондов;

б) обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом, а также выявления фактов нарушений финансового законодательства или ненадлежащего исполнения участником финансовой деятельности своих обязательств;

в) выявление виновных и привлечения их к ответственности;

г) установление фактов нарушений финансовой дисциплины, в частности восстановления нарушенных правоотношений;

г) выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов.

Обычно деятельность органов Госказначейства рассматривают как чисто техническую - ведение бухгалтерского учета, составление отчетности о выполнении государственного и местных бюджетов, а также управление ресурсами. При этом, без внимания остается одним из главных казначейских функций - контроль бюджетных полномочий при зачислении поступлений и осуществлении расходов. Но указанная норма известна всем распорядителям бюджетных средств и предусматривает осуществление определенных контрольных действий со стороны органов Государственного казначейства. Этот контроль имеет различные внешние проявления и может осуществляться по разным формам и критериям.

В процессе развития Государственного казначейства России создано достаточно современные контрольные механизмы, которые заложены в программное обеспечение. Наченное позволяет органам Государственного казначейства осуществлять в автоматизированном режиме большинство контрольных полномочий.

На сегодня, исходя из существующей нормативно-правовой базы, можно констатировать следующее: в отношении доходной части общего фонда бюджетов контроль со стороны органов Государственного казначейства можно классифицировать как предыдущий, поскольку для предупреждения незаконных действий по зачислению поступлений в бюджеты в начале каждого бюджетного года проводится определенная подготовительная работа на центральном уровне Государственного казначейства России. Она заключается в разработке соответствующих алгоритмов, которые четко устанавливают принадлежность того или иного вида поступлений:

в конкретный бюджет и / или фонда, их распределение между ними;

к администраторам налогов и сборов, территории и т.п..

Согласно установленному алгоритму, т.е. по параметрам, позволяющие проконтролировать правильность зачисления поступлений, ежегодно централизованно открываются счета в системе органов Государственного казначейства. Предварительный и текущий контроль бюджетных полномочий также осуществляется органами Государственного казначейства и при проведении поступлений и возмещении налогов согласно законодательству. Основанием для осуществления платежей выводы органов администрирования налогов, сборов и других платежей, судебных органов, проверяемых органами Государственного казначейства как на предмет законности полномочий тех, кто принимает решения, так и на предмет правильности оформления указанных документов. Такой механизм контроля действует для общего фонда государственного бюджета, а также частично для специального - поступлений, имеющих целевой характер использования.

По содержанию и этапами проведения контрольных мероприятий по использованию бюджетных средств их можно разделить на предыдущие и текущие.

Сначала проверяются документы - бюджетные обязательства распорядителей бюджетных средств на предмет их соответствия требованиям законодательно-нормативных актов. Решением или подтверждением их легитимности является регистрация проверенных обязательств распорядителей бюджетных средств в учете системы органов Государственного казначейства по исполнению бюджетов, по сути является контролем полномочий распорядителей бюджетных средств.

Вторым этапом, по сроку проведения государственного финансового контроля, является осуществление органами Государственного казначейства текущего контроля, который заключается в проверке чисто технических бюджетных параметров:

    • наличии в учете системы органов Государственного казначейства зарегистрированных юридических и финансовых обязательств;
    • отсутствия судебных решений по списанию средств со счетов.

При этом спецификой работы Государственного казначейства России при осуществлении текущего контроля является принадлежность его к участникам системы электронных платежей Национального банка России. Вышеуказанный фактор требует проверки также всех банковских реквизитов, а также соблюдение других требований Национального банка России по оформлению платежных документов.

То есть, исходя из фактического состояния дел, которое сложилось в сфере контрольных полномочий и ответственности органов Государственного казначейства, можно утверждать следующее:

    • во-первых, казначейское обслуживание является одним из этапов процесса управления при исполнении бюджетов;
    • во-вторых, этот процесс можно рассматривать как систему контроля, состоящий из ряда элементов по обеспечению законного направления и использования бюджетных средств и предотвращению их нецелевого использования.

Что касается государственного контроля как функции управления в системе органов Государственного казначейства, то можно сказать следующее - это осуществление ее субъектами (главными управлениями, управлениями), наделенные соответствующими полномочиями, определенных действий: определение фактического состояния функционирования объекта управления (объекта контроля) по отношению к базовому состояния, устанавливается или извне, или в его внутренней системе.

Для органов Государственного казначейства внешними базовыми критериями являются как плановые бюджетные показатели, на которые ориентируются органы Государственного казначейства при осуществлении анализа и принятия управленческих решений по выполнению бюджетов и смет, так и нормы, установленные законодательно-нормативными актами.

Внутренними факторами в системе органов Государственного казначейства, принимаемых за основу при осуществлении государственного финансового контроля, являются регламенты функционирования счетов, нормы ведения бухгалтерского учета, составления и консолидации финансовой отчетности, устанавливаются самим Государственным казначейством России.

Госказначейство , выполняя функцию обслуживания государственного и местных бюджетов, осуществляет предварительный и текущий контроль, по сути является мерой пресечения для бюджетных учреждений о возможных нарушениях при использовании ими бюджетных средств и шагом к реализации аудита как формы финансового контроля в государстве.

Однако более логичным является отнесение к органам государственного финансового контроля только Счетной палаты, Главного контрольно-ревизионного управления и ревизионных служб центральных органов государственной власти. Государственная налоговая администрация и Государственная таможенная служба является фискальными органами и не осуществляют контроль за использованием государственных средств, а, наоборот, требуют контроля за своей деятельностью, особенно связанной с обеспечением выполнения доходной части бюджета. Не осуществляют системного контроля за использованием государственной собственности и средств Министерство финансов, Государственное казначейство, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Фонд государственного имущества, Агентство по вопросам банкротства. Эти управленческие структуры выполняют лишь отдельные специфические функции контроля и относить их в контрольные органы будет неправильным и нет в этом необходимости. Ведь при использовании такого подхода в контрольные органы надо будет отнести буквально все министерства и ведомства, поскольку они выполняют отдельные контрольные функции, не говоря уже о правоохранительных органах, которые даже наделены полномочиями по назначению ревизий и проверок.

Информация о работе Органы государственного финансового контроля и их полномочия