Основные направления снижения себестоимости продукции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы состоит в том, что успешно функционируют те производители, которые эффективно используют свои ресурсы. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место на нем. Это обуславливает необходимость повышать качество продукции, снижать цену на нее, а резерв улучшения этих двух факторов заключен в себестоимости.
В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Себестоимость является одним из основных факторов формирования прибыли, одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ
1.1 Себестоимость продукции: понятие, структура и виды…………………..5
1.2 Нормативно-правовое регулирование формирования себестоимости продукции……………………………………………………………………………9
1.3 Анализ себестоимости как элемент управления производством…………12
1.4 Методы определения себестоимости продукции………………………….15
1.5 Факторы и возможные пути снижения себестоимости продукции………20
1.6 Порядок определения размера снижения затрат на производство продукции…………………………………………………………………………..25
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ЗАДАЧИ
Задача 1………………………………………………………………………….30
Задача 2…………………………………………………………………………..30
Задача 3…………………………………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по малышевой.docx

— 76.83 Кб (Скачать файл)

Затраты на 1 руб. произведенной продукции (работ, услуг) (удельные затраты) рассчитываются по формулам:

 

Узо = Зо / Сто,         (1.2)

Узб = Зб / Стб,         (1.3)

 

где Зо, 3б — затраты на производство продукции (работ, услуг) соответственно в отчетном и базовом периодах;

Сто, Стб — объем произведенной продукции (работ, услуг) соответственно в отчетном и базовом периодах.

2. По аналогии  с пунктом 1 определяются удельные  затраты и изменение уровня  затрат по каждой статье затрат.

3. Расчеты  изменения уровня затрат в  целом (Эз) дополняются расчетом экономии или увеличения затрат в абсолютном выражении по формула:

 

Эз = Зо – Зр,         (1.4)

Зр = Сто´Узб,         (1.5)

 

где, помимо ранее примененных символов:

Зр — затраты расчетные (приведенные); Узб — затраты на 1 рубль произведенной продукции (работ, услуг) в базовом периоде.

4. Суммарное  изменение затрат на производство  продукции (работ, услуг) рассчитывается  как сумма результатов по каждой  статье затрат:

 

Эзс=Эмз+Эзп+Эсоц+Эа+Эпр,      (1.6)

 

или как отношение перечисленных изменений к базовой величине затрат в целом:

 

DЭзс = Эзс /Зб,         (1.7)

 

где Эзс - изменение затрат в целом; Эмз - изменение материальных затрат; Эзп - изменение заработной платы; Эсоц - изменение отчислений на социальные нужды; Эа - изменение амортизационных отчислений; Эпр - изменение прочих расходов.

Контроль и анализ постатейного изменения затрат осуществляются в следующем порядке.

1. Расчет и  сопоставление удельных весов  дополняются постатейным анализом  уровня затрат, который позволяет  не только выявить вклад в  общее изменение удельных затрат  на производство продукции отдельных  статей затрат, но и организовать  управление этими затратами на  уровне предприятий и организаций.

2. Изменение  уровня материальных затрат (Эм) рассчитывается по следующей  формуле:

 

Эмз = Умзо – Умзб,        (1.8)

 

где Умзо, Умзб — удельный вес материальных затрат в объеме произведенной продукции (работ, услуг) соответственно в отчетном и базовом периодах.

Экономия или увеличение материальных затрат в абсолютном выражении рассчитываются по формула:

 

Эм = Изо – Мзр,         (1.9)

Мзр = Сто ´ Умзб,        (1.10)

 

где Мзо - материальные затраты; Мзр - материальные затраты расчетные (приведенные); Сто - объем произведенной продукции (работ, услуг) - отчетный период.

3. Изменение  уровня заработной платы (Эзп) рассчитывается по формуле:

 

Эзп =Узпо – Узпб,        (1.11)

 

где Узпо, Узпб - удельные затраты по заработной плате соответственно в отчетном и базовом периодах.

4. Экономия  или увеличение заработной платы  в абсолютном выражении (Эзп ') рассчитывается по формуле:

 

          Эзп '= 3по – Сто ´ Узпб       (1.12)

 

где Зпо — расход заработной платы в отчетном периоде.

5. Изменение  уровня отчислений на социальные  нужды (Эсоц) рассчитывается по формуле:

 

Эсоц = Усо – Усб         (1.13)

 

где Усо, Ус6 — удельные отчисления на социальные нужды соответственно в отчетном и базовом периодах. [12, с.60-61]

6. Экономия  или увеличение отчислений на  социальные нужды в абсолютном  выражении рассчитывается по  формуле:

 

Эсоц = Асо – Асб         (1.14)

 

где Асо, Асб - расходы на социальные нужды в отчетном и базовом периодах.

7. Изменение  уровня амортизационных отчислений (Эа) рассчитывается по формуле:

 

Эа = Уао – Уаб,         (1.15)

 

где Уао, Уа6 — удельные амортизационные отчисления соответственно в отчетном и базовом периодах.

8. Абсолютное  увеличение либо снижение амортизационных  отчислений в составе затрат  рассчитывается по формуле:

 

Эа ' = Ао – Сто ´ Уаб.        (1.16)

 

Аналогично рассчитываются изменения по прочим затратам.

Без использования данного подхода к расчету снижения затрат сложно обеспечить оперативное регулирование и управление итоговыми показателями — себестоимостью и прибылью организаций. Поэтому целесообразно использовать приведенную методику определения размера снижения затрат на производство продукции (работ, услуг) для обеспечения условий выполнения заданий по снижению затрат, установления обоснованных заданий на перспективный период. Условиями снижения затрат на производство продукции, как показывает мировой опыт, являются снижение материало- и энергоемкости, рост производительности труда через внедрение новых технических и технологических решений, обновление и рационализацию производства. [12, с.62]

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ЗАДАЧИ.

Задача 1

Рассчитать резерв снижения себестоимости изделия за счет увеличения объема

выпуска продукции, если известны следующие данные:

Выпуск изделия в отчетном периоде – 5040 шт.

Резерв увеличения выпуска продукции – 160 шт.

Фактическая сумма затрат на весь выпуск – 22680 тыс. руб.

Фактическая сумма переменных затрат на ед. продукции – 3100 руб.

Резерв сокращения общих затрат – 816 тыс. руб.

Решение:

Сумма переменных затрат составляет 3,1*5040 = 15624 тыс. руб., а постоянных 22680 –

15624 = 7056 тыс. руб. Себестоимость  изделия составляет 22680/5,04 = 4500 руб.

После увеличения выпуск продукции составит 5040 + 160 = 5200 шт. После сокращения

затраты на весь выпуск составят 22680 – 816 = 21864 тыс. руб. Если постоянные затраты

останутся неизменными, то общие переменные затраты составят 21864 – 7056 = 14808

тыс. руб. Тогда сумма переменных затрат на единицу продукции составит 14808/5,2 =

2848 руб., а себестоимость  изделия 21864/5,2 = 4205 руб. Следовательно, резерв снижения 

себестоимости составляет 4500 – 4205 = 295 руб.

 

Задача 2

На основании данных, приведенных в таблице, рассчитать резервы роста прибыли

за счет снижения себестоимости продукции.

 

Таблица 1

Вид

продукта

Резерв снижения

себестоимости ед. продукции,

руб

Плановый

объем

реализации

продукции, ед.

Резерв

увеличения

прибыли

А

200

5044

1008

Б

120

5510

661,2

С

100

3224

322,4

Д

130

2665

346,6

ИТОГО

 

-

 

 

Решение:

Резерв увеличения прибыли – это в данном случае та сумма, на которую сократится себестоимость.

Рассчитаем резерв увеличения прибыли:

200*5044 + 120*5510 + 100*3224 + 130*2665 = 2338850 руб.

 

Задача 3

На основании данных, приведенных в таблице, провести факторный анализ

накладных расходов в себестоимости изделия А. Сделать выводы.

 

Показатели

Базовый период

Отчетный период

Отклонения

1.Общепроизводственные и общехозяйственные

расходы, тыс. руб.,

6350

 

 

6260

 

 

 

2. в  том числе на изделие А, тыс.руб.

2851

2500

 

3. Прямые  затраты, тыс. руб.,

4. В том числе на изделие А, тыс. руб

43040

19325

47620

19020

 

5. Доля изделия А в общей сумме прямых затрат

     

6. Объем производства продукта  А, шт

5760

5040

 

7. Сумма накладных расходов на  штуку А, руб.

     

 

Решение:

Проведём расчёты в таблице:

Показатели

Базовый период

Отчетный период

Отклонения

1.Общепроизводственные  и общехозяйственные 

расходы, тыс. руб.,

 

6350

 

6260

 

-90

2. в том числе на изделие А, тыс.руб.

2851

2500

-351

3. Прямые  затраты, тыс. руб.,

43040

47620

4580

4. В том числе на изделие А, тыс. руб

19325

19020

-305

5. Доля изделия А в общей сумме прямых затрат

0,449

0,399

-0,05

 

6. Объем производства продукта  А, шт

5760

5040

-720

7. Сумма накладных расходов на  штуку А, руб.

0,495

0,496

0,001


 

Факторную модель суммы накладных расходов на штуку А можно представить в виде: Н = ОР/K

Проведём факторный анализ методом цепных подстановок.

Общее изменение суммы накладных расходов на штуку А:

∆Н = Н1 – Н0 = 0,496 – 0,495 = 0,001

За счёт снижения общепроизводственных и общехозяйственных расходов:

Таким образом, положительно на сумму накладных расходов на штуку А повлияло сокращение объёма производства, а отрицательно – снижение общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

 

∆НОР= - =- 0,495= -0,061 руб.

За счёт сокращения объёма производства изделия А:

∆Нк= - 0,496- =0,062 руб.

Таким образом, положительно на сумму накладных расходов на штуку А повлияло сокращение объёма производства, а отрицательно – снижение общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В курсовой работе изучена себестоимость продукции и механизм ее формирования, основные направления и пути ее снижения. Поставленная цель курсовой работы и сопутствующие ей задачи достигнуты, что хотелось бы представить следующими выводами.

Себестоимость является одним из важных показателей хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации продукции материальных, природных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат. Под структурой себестоимости понимается соотношение различных элементов или статей затрат в общей сумме затрат на производство и реализацию продукции.

Основным документом, регламентирующим отнесение издержек на себестоимость продукции, являются «Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)». Они обеспечивают единообразное определение состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) на предприятиях, независимо от вида их деятельности, форм собственности и ведомственной подчиненности. Существуют также нормативные акты, определяющие особенности формирования затрат в отдельных отраслях.

Предприятию необходимо рассматривать анализ себестоимости как элемент управления производством. Значение анализа себестоимости продукции определяется тем, что она характеризуюет экономическую эффективность производства, и что только на основе ее всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых. Анализ себестоимости позволяет дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

На промышленных предприятиях применяются четыре основных метода калькулирования себестоимости и учета затрат на производство: простой, позаказный, попередельный и нормативный. Можно выделить и ряд других, среди которых метод Activity based costing (АВС), основанный на том, что затраты образуются в результате выполнения определенных операций. Выбор того или иного метода зависит от множества факторов, и предприятие должно учитывать при этом специфику своего производства.

Успешное функционирование и развитие предприятия в условиях рыночной экономики во многом зависит от того, как решает предприятие вопросы снижения затрат на производство и реализацию продукции. Для эффективной деятельности предприятию нужно выявлять резервы, анализировать факторы и рассматривать возможные пути снижения себестоимости продукции.

Необходимо не только определять снижение себестоимости продукции в целом, но и отслеживать тенденции изменения затрат по статьям. При анализе целесообразно использовать методику определения размера снижения затрат на производство продукции (работ, услуг) для обеспечения условий выполнения заданий по снижению затрат, установления обоснованных заданий на перспективный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Котляров, С.А. Управление затратами: учебное пособие / С.А. Котляров – СПб.: Бизнес-пресса, 2001. – 210 с.

2. Лазаревич, М.И. Себестоимость продукции на предприятии / М.И. Лазаревич // Экономика. Финансы. Управление. – 2008. - №2. - 35-40.

3. Лешко, В. Как определить причины роста себестоимости / В. Лешко // Финансовый директор. – 2005. - №7, с.37-43.

Информация о работе Основные направления снижения себестоимости продукции предприятия