Основные направления совершенствования функционирования финансовой политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 06:23, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая политика практически любого государства строится отнюдь не только на базовых экономических принципах, но и с оглядкой на текущее положение в мировой экономике. В условия глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолировано и учитывать только внутреннее состояние экономики, но и должна ориентироваться на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов. [5,c.18]

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Финансовая политика как инструмент экономики…………..4
Сущность финансовой политики………………………………………....4
Виды финансовой политики и механизм ее реализации………………..7
Глава 2. Экономическая сущность финансового механизма………….18
2.1. Сущность финансового механизма……………………………………..18
2.2. Структура финансового механизма……………………………………..21
2.3. Влияние финансового механизма на финансовую политику………….23
Глава 3. Основные направления совершенствования функционирования финансовой политики в России…………………………………………….27
3.1. Повышение эффективности межбюджетных отношений и качества управления общественными финансами в 2007-2009 годах..……………….27 3.2. Роль межбюджетного регулирования в условиях реформирования местного самоуправления ………………………………………………………41
Заключение ………………………………………...…………….......................46
Список использованной литературы ……………...………………………..49

Вложенные файлы: 1 файл

Фин пол-ка-готовая.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экономическая сущность финансового механизма.

    1. Сущность финансового механизма.

Финансовый механизм представляет собой систему действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов (см. приложение № 1).

Из этих трех фундаментальных блоков (это три "кита", на которых  держится финансовый механизм) главным является организация. Если организация плохая, то финансовый механизм всегда будет функционировать неэффективно и даже во вред экономическим отношениям в обществе.

Организация финансового механизма — это система мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств производства и технологии в процессе управления финансами.

Организация финансового механизма сводится, прежде всего к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу  на основе каких-то правил и процедур.                                       

К организационным процедурам относятся: создание органов управления финансами, построение структуры аппарата управления, разработка методик, инструкций, норм нормативов и т. п.    

Организация финансового механизма отражает также тесную взаимосвязь между системой финансовых рычагов и финансовыми ресурсами. Эта взаимосвязь выражается через координацию и  регулирование.                

Координация (лат. соре + ordinatio — расположение в порядке) в финансовом механизме означает согласованность работ всех звеньев системы механизма, аппарата управление и специалистов. Координация,  обеспечивает единство отношений финансового механизма и финансовых  ресурсов.

Регулирование (лат.  regulate — подчинение определенному порядку,  правилу) в финансовом механизме означает воздействие механизма  на финансовые ресурсы, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы при возникновении отклонений от заданных параметров. Регулирование охватывает текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от установленных норм и нормативов, от графиков, от плановых заданий. [14,c.3-15]

Планирование в финансовом механизме представляет собой процесс выработки плановых заданий составления графика их  выполнения, разработку финансовых планов и финансовых программ (финансовое прогнозирование), обеспечение их необходимыми ресурсами и рабочей силой, контроль за их исполнением. Планирование — это, прежде всего, процесс администрирования, т. е. он носит директивный характер.

Стимулирование в финансовом механизме выражается в использовании финансовых стимулов для повышения эффективности производственного и торгового процессов.

Стимул (лат. Stimulus букв. остроконечная палка, которой погоняли  животных) — это побуждение к действию, побудительная причина. К финансовым стимулам относятся цены, кредит, использование прибыли и амортизации для самофинансирования, налоги, процентные ставки, дивиденды, премии, финансовые санкции и т. п.

Финансовые стимулы воздействуют как на трудовую деятельность отдельного работника (его инициативу творческую активность и  производственную дисциплину и т. п.), так и на эффективность  производственного и торгового процессов (получение чистой  прибыли, т. е, прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта, доходов от вложения капитала, снижение стоимости заемного капитала и др.).

Таким образом, в финансовом механизме соединяются в единое целое процессы администрирования и стимулирования.[1, с.687]

Финансовый механизм есть инструмент воздействия финансов на хозяйственный процесс, под которым понимается совокупность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.

Поэтому финансовый механизм выполняет те же функции, что и финансы. Вместе с тем финансовому механизму, как инструменту воздействия финансов, присущи свои конкретные функции, а именно:

    1. организация финансовых отношений;
    2. управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений.

Содержание первой функции финансового механизма является создание им стройной системы денежных отношений, учитывающей специфику осуществления хозяйственного процесса в той или иной сфере предпринимательства или некоммерческой деятельности.

Действие второй функции финансового механизма выражается через функционирование финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент – это система рационального управления процессами финансирования хозяйственной деятельности предпринимательской организации. В процессе функционирования финансовый менеджмент опирается на финансовый механизм.

Управление финансами предприятия осуществляется с помощью финансового механизма, который состоит из двух, подсистем: управляющей и управляемой.

Субъектом управления, т.е. управляющей подсистемой финансового менеджмента, являются финансовая служба и её отделы (департаменты), а также финансовые менеджеры. В качестве основного объекта управления в финансовом менеджменте выступает денежный оборот фирмы как непрерывный поток денежных выплат и поступления, проходящих через расчетный и другие счета фирмы. Управлять денежным оборотом — значит предвидеть его возможные состояния в ближайшей и отдаленной перспективе, уметь определять объем и интенсивность поступлений и расхода денежных средств как на ближайшую дату, так и на долгосрочную перспективу. [3,c.25-28]

Финансовый механизм фирмы — это система управления финансовыми отношениями фирмы через финансовые инструменты с помощью финансовых методов. Таким образом, основными элементами финансового механизма являются: финансовые отношения как объект финансового управления, финансовые методы, финансовые инструменты, правовое обеспечение и информационное обеспечение финансового управления.   [8, с.250]

2.2.  Структура финансового механизма.

Структуру финансового механизма составляют пять взаимосвязанных элементов:

  • финансовые методы;
  • финансовые рычаги;
  • правовое обеспечение;                                                              
  • нормативное обеспечение;
  • информационное обеспечение.

Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно.

Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной ) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требования соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначают термином инпут-аутпут (INPUT-OUTPUT). Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. Финансовый метод – это планирование, прогнозирование, самофинансирование, кредитование, налогообложение и т.д. [18, с. 10-12]

Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т. п.

         Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.  
         Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.

         Информационное  обеспечение функционирования финансового  механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения. Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, сведения о поставщиках, о покупателях и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества. Одним словом, информационное обеспечение – это компьютерные программы, бухгалтерская отчётность, статистическая отчётность, оперативная отчётность и пр. [14, с.3-15]

 

2.3. Влияние финансового механизма на финансовую политику

Большое значение имеет выработка финансового механизма для выполнения финансовой политики. Учет условий в процессе проведения финансовой политики требует выявления соответствующих приемов и методов, необходимых для реализации поставленных задач связанных с социальным обеспечением, регулированием налогов, развитием научно-технического прогресса, решением проблем производственного процесса, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, развитие хозяйства всех регионов. Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения. Множество финансовых взаимосвязей предопределяет различные формы и методы организации.

Государство на основе объективных законов определяет формы и методы распределения стоимости валового национального продукта национального дохода. Государство определяет налоги, принципы и направления использования финансовых ресурсов, амортизационную политику. Государство осуществляет планирование и прогнозирование, нормативно оформляя способы организации финансовых отношений. При этом важное значение имеет контроль.

Финансовый механизм делится на:

– финансовый механизм организаций;

– страховой механизм;

– механизм функционирования государственных органов;

– кредитную политику.

В каждом из разделов выделяют структурные виды по звеньям финансовой системы.

Территориальное деление:

//- финансовый механизм федерации;

//- финансовый механизм республики;

//- финансовый механизм местных органов.

По воздействию на общественное производство:

а). механизм мобилизации финансовых ресурсов;

б). механизм предоставления финансовых ресурсов;

в). механизм стимулирования общественного производства.

Каждый элемент является составной частью единого финансового механизма, но функционирующий самостоятельно. И все элементы требуют согласования.  Все звенья различаются степенью сложности и развитием отдельных элементов. [10,c.107-114]

Государство устанавливает способы организации финансовых отношений и фиксирует эти способы в нормативных актах и финансовым правом. Финансовый механизм и финансовая политика тесно связаны с финансовым правом. Наличие юридических норм позволяет установить единые требования во всей финансовой системе. Финансовое право является инструментом формирования и проведения финансовой политики и оказывает влияние на экономическую политику.

Можно схематически изобразить эти связи:

1. Использование финансов через  познание возможностей этой категории.

2. Правовое оформление финансовой политики.

3. Развитие и реализация приемов  и методов решения задач.

4. Финансовое право осуществляет  регламентацию финансовых отношений. [11, с.752]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  3. Основные направления совершенствования функционирования финансовой политики в России 

3.1. Повышение эффективности  межбюджетных отношений и качества  управления общественными финансами  в 2007-2009 годах

 

За прошедшие несколько лет произошли принципиальные изменения финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней на основе укрепления бюджетного федерализма, повышения бюджетной дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов.

В результате принятия ряда федеральных законов сформированы принципы разграничения полномочий между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Созданы два полноценных, обладающих всеми бюджетными полномочиями, уровня местных бюджетов – районный и поселенческий. Закреплены на долгосрочной основе распределение налоговых доходов, принципы формирования  распределения межбюджетных трансфертов из федерального, региональных и местных бюджетов, а также введен прямой запрет на образование «нефинансируемых мандатов». Вместе с тем, реализация нового бюджетного законодательства требует проведения работы, как в направлении совершенствования межбюджетных отношений, так и повышения качества и эффективности управления региональными и муниципальными финансами.

Информация о работе Основные направления совершенствования функционирования финансовой политики в России