Особенности бюджетного процесса в Пермском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы российское законодательство развивалось в направлении совершенствования правовых основ бюджетной системы, а такой вопрос, как бюджетный процесс, до сих пор занимает одно из главных мест бюджетной политики. Несмотря на принятие значительного количества изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на реализацию порядка использования бюджетных средств, правоприменительная практика выявила недостатки, требующие совершенствования не только бюджетного, но и всего финансового законодательства с целью развития государственных финансов России.
Целью работы является исследование бюджетного процесса субъекта Российской Федерации на примере Пермского края.
Объектом исследования является Пермский край.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..… 3

Глава 1. Сущность и назначение бюджета РФ………………………………..…….. 4
Особенности бюджетной системы РФ………………………………… …….4
Правовые основы бюджетного процесса РФ………………………………… 6
Экономическая сущность бюджета РФ……………………………………. 10
Глава 2. Особенности бюджетного процесса в Пермском крае…………………… 19
2.1. Стадии бюджетного процесса в Пермском крае…………………………………19
2.2. Анализ основных характеристик бюджета Пермского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов………………………………………………..…23
2.2.1. Основные направления бюджетной и налоговой политики Пермского края на 2012-2014 годы……………………………………………………………………….. 23
2.2.2. Анализ доходов бюджета Пермского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов………………………………………………………………………….... 27
2.2.3. Анализ расходов бюджета Пермского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов………………………………………………………………………….. 31
Глава3. Разработать основные направления совершенствования бюджетного процесса………………………………………………………………………..……… 36
Заключение……………………………………………………………………………. 48
Список литературы……………………………………………………………………. 49

Вложенные файлы: 1 файл

proekt_finansy.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

· обеспечение  реализации региональных программ;

· обеспечение противопожарной безопасности;

· государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства;

· обеспечение социальной защиты населения;

· обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

· содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

· оказание финансовой помощи местным бюджетам;

· обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

· компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов5.

В настоящее время на региональные бюджеты возложено финансирование более 80 % всех затрат страны на социальную сферу (на среднее образование, здравоохранение, культуру), а на федеральный бюджет – 20 % (на высшее и специальное среднее образование, на учреждения здравоохранения федерального значения, на пенсии военнослужащим).

Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды.

Региональные бюджеты являются наиболее весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство, на транспорт, дорожное хозяйство и информатику. Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства, жилищно-коммунального хозяйства, и, конечно, образования, здравоохранения, культуры и искусства.

Большой удельный вес в расходах бюджета субъекта РФ занимает оказание финансовой помощи местным бюджетам, если в субъекте РФ имеется много дотационных местных бюджетов.

Делая краткие выводы по первой главе, отметим, что бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Основное назначение бюджета субъекта РФ проявляется в составе расходов, финансируемых из данного бюджета. Главная роль бюджета субъекта РФ состоит в финансировании сельского хозяйства, промышленности, энергетики и строительства, жилищно-коммунального хозяйства, и, конечно, образования, здравоохранения, и культуры и искусства. Велика роль бюджета в оказании финансовой помощи другим уровням власти. Финансирование расходов осуществляется в пределах доходов, поступающих в бюджет субъекта РФ.

Бюджетный процесс в России регулируют более двадцати нормативных документов, основными из которых являются Бюджетный кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 2000 года. Органы власти субъектов Федерации самостоятельно осуществляют регулирование бюджетного процесса  на  соответствующей  территории,  исходя из рамочных условий, установленных законодательством РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности бюджетного процесса в Пермском крае

2.1. Стадии бюджетного  процесса в Пермском крае

Основными нормативно-правовыми документами, которые устанавливают общие принципы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета Пермского края являются: Закон Пермского края  «О бюджетном процессе в Пермском крае» от 12.10.2007г. № 111-ПК (с последующими изменениями и дополнениями).

Участниками бюджетного процесса в Пермском крае, обладающими бюджетными полномочиями на краевом уровне являются:

  • губернатор Пермского края;
  • Законодательное Собрание Пермского края;
  • Исполнительные органы государственной власти Пермского края;
  • Центральный банк России;
  • Контрольно-счетная палата Пермского края;
  • главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
  • главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
  • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
  • получатели бюджетных средств.6

Пермский край один из немногих регионов России начал в 2007г. формировать проект бюджета сроком на три года (очередной финансовый год (2008г.) и плановый период (2009-2010гг.)). Прямо или косвенно, но регион выигрывает при планировании на перспективу, будь то возможность заключения трехлетних государственных контрактов, сохранение здоровья населения или строительство дорожной инфраструктуры.

На стадии составления бюджета Пермского края основные полномочия принадлежат Министерству финансов Пермского края. Указанный орган получает все необходимые сведения, а также регулярно проводит согласования с органами местного самоуправления, с Министерством финансов Российской Федерации, с юридическими лицами (с крупными налогоплательщиками) и  иными органами государственной власти с целью обеспечения составления своевременного и качественного проекта бюджета. Формально стадия составления бюджета начинается с 1 апреля года предшествующего году исполнения бюджета, однако на практике подготовка начинается раньше, примерно с февраля, когда разрабатывается план (график) работ по подготовке проекта закона о бюджете и прогноза социально-экономического развития, утверждаемый Распоряжением губернатора7; осуществляется подготовка законопроектов по изменению законодательства о порядке формирования и исполнения бюджета Пермского края. Планом подготовки прогноза социально-экономического развития Пермского края и проекта закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период упорядочен процесс взаимодействия органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления с органами государственной власти Пермского края, детально распределены сроки участия и установлены основные показатели сценарных условий функционирования экономики края.

  Расчет бюджета осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Пермского края, который формирует Департамент макроэкономики Администрации губернатора Пермского края.

До середины июня8 Министерством финансов ПК доводятся до органов местного самоуправления исходные данные для распределения межбюджетных трансфертов, а органы местного самоуправления в свою очередь в течение одного месяца вправе вносить свои предложения по изменению и уточнению исходных данных. При наличии несогласованных вопросов оформляются протоколы, которые должны содержать обоснование отказа и обоснование предложений соответствующего муниципального образования. Данные протоколы в дальнейшем рассматриваются согласительной комиссией, созданной Законодательным Собранием Пермского края и представительными органами местного самоуправления на паритетных началах до подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.

Не позднее 1октября (с 2011 года) подготовка проекта закона о бюджете Пермского края завершается и в соответствии с Законом «О бюджетном процесса в Пермском крае» проект бюджета вносится губернатором  в Законодательное Собрание Пермского края на рассмотрение и утверждение. Организация работ по рассмотрению проекта закона о бюджете возложена на председателя Законодательного Собрания Пермского края.

Председатель Законодательного Собрания направляет проект бюджета после его регистрации в течение трех дней в комитет по бюджетной и налоговой политике аппарата Законодательного Собрания Пермского края (далее - головной комитет). Головной комитет, в свою очередь, готовит заключение о соответствии состава представленных документов и материалов требованиям бюджетного законодательства, на основании которого председатель Законодательного Собрания (далее – ЗС) принимает решение о принятии к рассмотрению проекта закона о бюджете, либо о возвращении его губернатору. Принятый к рассмотрению проект закона о бюджете в течение трех дней направляется председателем ЗС в комитеты и государственно-правовое управление аппарата Законодательного Собрания Пермского края, Контрольно-счетную палату Пермского края для подготовки заключения. Комитеты ЗС рассматривают проект закона на заседаниях и дают предложения, замечания после получения заключений по результатам правовой и финансовой экспертизы. Данная информация поступает в распоряжение в головного комитета. На ее основе составляется заключение головного комитета, которое впоследствии направляется председателю Законодательного Собрания.

При рассмотрении проекта закона о бюджете на заседании Законодательного Собрания в первом чтении заслушивается доклад председатель Правительства Пермского края и (или) министра финансов Пермского края по проекту бюджета, содоклад председателя комитета по бюджетной  и налоговой политики аппарата Законодательного Собрания Пермского края, а также доклад председателя Контрольно-счетной палаты Пермского края по финансовой экспертизе законопроекта (заключением). В первом чтении обсуждается концепция законопроекта, прогноз социально-экономического развития Пермского края на очередной финансовый год и плановый период, основные направления бюджетной и налоговой политики Пермского края. Принимается проект закона в первом чтении большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания ПК, либо отклоняется и возвращается на доработку. Однако в практике бюджетного процесса нашего субъекта Федерации проект бюджета не отклонялся ни разу, но был отозван Правительством Пермского края в 2008г. по проекту бюджета 2009-2011гг. для его перерасчета в связи с экономическим кризисом.

Для подготовки текста законопроекта ко второму чтению создаются  рабочая группа и согласительные комиссии для рассмотрения протоколов разногласий, устанавливается предельный срок внесения письменных поправок субъектами права законодательной инициативы, определяется дата публичных слушаний (в 2011г. публичные слушания были назначены на 1 ноября). Второе чтение проекта закона о бюджете Пермского края проводится не ранее чем через 40 дней после принятия его в первом чтении. При рассмотрении бюджета во втором чтении утверждаются основные характеристики бюджета.

 По срокам, принятие бюджета во втором чтении приходится на декабрь, соответственно, закон о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период принимается Законодательным Собранием и подписывается губернатором в декабре. Необходимо отметить, что в течение 10 дней первоначальный проект бюджета края, проект, принятый во втором чтении, а также отчет об исполнении бюджета публикуются в сети Интернет на сайте «Бюджет Пермского края».

Основная ответственность за исполнение бюджета возлагается на Министерство финансов Пермского края. Технически бюджет исполняется следующим образом. Минфин ПК, как финансовый орган субъекта федерации,  имеет лицевой счет бюджета в органе федерального казначейства (УФК по Пермскому краю), а к нему открываются лицевые счета получателей бюджетных средств и администраторов источников дефицита бюджета, которые обслуживаются Министерством финансов Пермского края. То есть все расходы санкционируются финансовым органом региона, а вот поступление доходов находится под контролем федерального казначейства, так как лицевые счета администраторов доходов открыты к текущему счету УФК по Пермскому краю.

Контроль за исполнением краевого бюджета осуществляется Законодательным Собранием в рамках предварительного контроля - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете; текущего контроля – в ходе рассмотрения отдельных вопросов  исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп ЗС ПК, в ходе депутатских слушаний  и в связи с депутатскими запросами; последующего контроля – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Однако основными органами финансового контроля в регионе являются Контрольно-счетная палата Пермского края и Министерство финансов Пермского края, кроме того финансовый контроль от исполнительных органов вправе осуществлять главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

В целом можно отметить, что бюджетный процесс в Пермском крае не только законодательно и своевременно урегулирован, но и то, что органы государственной власти региона постоянно ведут работу по реформированию бюджетного процесса.

 

 

 

2.2. Анализ основных характеристик бюджета Пермского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов

2.2.1. Основные направления бюджетной и налоговой политики Пермского края на 2012-2014 годы

Проект бюджета Пермского края на 2012-2014 годы сформирован в соответствии с федеральным и региональным налоговым и бюджетным законодательством.

Бюджет Пермского края на 2012-2014 годы сформирован в рамках полноразмерного трехлетнего бюджета Пермского края. В трехлетней перспективе 2012–2014 годов приоритетом в области налоговой политики в Пермском крае остается, как и ранее, – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Бюджетная политика Пермского края на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов направлена на решение задач выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, повышения уровня и качества жизни граждан, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.

 Основными задачи бюджетной  политики в 2012 году и среднесрочной  перспективе являются:

  • обеспечение сбалансированности бюджета Пермского края и его устойчивости на всем периоде планирования;
  • сохранение социальной направленности бюджета;
  • стимулирование инновационного развития Пермского края;
  • продолжение поддержки инвестиционных проектов, повышение качества дорожной инфраструктуры;
  • совершенствование инструментов программно-целевого планирования бюджета;
  • формирование рациональной сети государственных учреждений Пермского края;  внедрение новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых государственными учреждениями;
  • обеспечение сбалансированности местных бюджетов в условиях изменения федерального и регионального законодательства в части перераспределения полномочий между уровнями бюджетов бюджетной системы;
  • стимулирование органов местного самоуправления, реализующих свои полномочия в соответствии с приоритетами, определенными на региональном уровне.

Проект бюджета Пермского края на 2012-2014 годы разработан на основании Исходных условий для формирования вариантов развития и основных показателей прогноза социально-экономического развития Пермского края на период до 2014 года, одобренных губернатором Пермского края.

В основу прогноза социально-экономического развития Пермского края до 2014 года положена гипотеза об умеренном росте российской экономики вследствие относительно устойчивого восстановления мировой экономики.

Информация о работе Особенности бюджетного процесса в Пермском крае