Особенности бюджетного процесса в Пермском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы российское законодательство развивалось в направлении совершенствования правовых основ бюджетной системы, а такой вопрос, как бюджетный процесс, до сих пор занимает одно из главных мест бюджетной политики. Несмотря на принятие значительного количества изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на реализацию порядка использования бюджетных средств, правоприменительная практика выявила недостатки, требующие совершенствования не только бюджетного, но и всего финансового законодательства с целью развития государственных финансов России.
Целью работы является исследование бюджетного процесса субъекта Российской Федерации на примере Пермского края.
Объектом исследования является Пермский край.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..… 3

Глава 1. Сущность и назначение бюджета РФ………………………………..…….. 4
Особенности бюджетной системы РФ………………………………… …….4
Правовые основы бюджетного процесса РФ………………………………… 6
Экономическая сущность бюджета РФ……………………………………. 10
Глава 2. Особенности бюджетного процесса в Пермском крае…………………… 19
2.1. Стадии бюджетного процесса в Пермском крае…………………………………19
2.2. Анализ основных характеристик бюджета Пермского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов………………………………………………..…23
2.2.1. Основные направления бюджетной и налоговой политики Пермского края на 2012-2014 годы……………………………………………………………………….. 23
2.2.2. Анализ доходов бюджета Пермского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов………………………………………………………………………….... 27
2.2.3. Анализ расходов бюджета Пермского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов………………………………………………………………………….. 31
Глава3. Разработать основные направления совершенствования бюджетного процесса………………………………………………………………………..……… 36
Заключение……………………………………………………………………………. 48
Список литературы……………………………………………………………………. 49

Вложенные файлы: 1 файл

proekt_finansy.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

- перевода финансового обеспечения  полиции с муниципального и  краевого уровней на федеральный;

- перевода финансового обеспечения  полномочий по здравоохранению  с муниципального уровня на  краевой;

- передачи с федерального уровня на краевой полномочий в части финансирования федеральных учреждений среднего профессионального образования, полномочий в области содействия занятости населения (за исключением социальных выплат безработным гражданам) и финансирования учреждения, осуществляющего дезинфекционную деятельность;

4) при планировании расходов  краевого бюджета учтены:

- индексация расходов  на реализацию федерального и  регионального законодательства  в части предоставления мер  социальной помощи населению  на уровень роста потребительских цен и расходов на оплату коммунальных услуг в государственных учреждениях Пермского края по соответствующим индексам, определенным в Сценарных условиях;

- увеличение фонда оплаты труда  для краевых государственных  учреждений, муниципальных учреждений, финансируемых за счет субвенций из краевого бюджета с 01 октября 2012 года на 6,0%, фонда оплаты труда для учителей общеобразовательных учреждений - с 01 июля 2012 года до уровня средней заработной платы в экономике Пермского края;

- индексация стипендиального фонда обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования с 1 сентября 2012 года на 6%;

- снижение на 2012-2013 годы ставки  страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов;

5) изменение   объема расходов  в связи с уточнением стоимости  услуг, нормативов подушевого финансирования.

С учетом этих подходов к формированию расходной части бюджета, расходы краевого бюджета на 2012 год запланированы в объеме 85 788 млн.рублей, что на 26,6% больше первоначально утвержденного бюджета 2011 года и на 2,1% уточненного. Расходы на 2013 год запланированы в объеме 85 983 млн. рублей с увеличением объема на 102,7% к 2012 году, на 2014 год – 86 771 млн. рублей, или 110,6% к 2013 году. Условно утвержденные расходы на 2013 год предусмотрены в сумме 2,1 млрд. рублей, или 2,5% от общего объема расходов, на 2014 год – 10,7 млрд. рублей, или 11,5% от общего объема расходов бюджета и соответствует требованиям БК.  Условно-утвержденные расходы – это нераспределенные по направлениям расходы, которые предусматриваются на случай непредвиденного сокращения доходов для обеспечения принятых расходов, а в случае подтверждения прогноза доходов может быть использован для принятия новых обязательств в очередном бюджетном цикле.

Основные параметры расходов краевого бюджета на 2012 -2014 годы приведены в таблице 5.

Таблица 5

тыс. рублей

Наименование расходов

2011 год

2012 год

2013 год (проект)

2014год (проект)

проект

% к первонач. бюджету 2011 года

% в общем объеме расходов

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

3 327 279,4

4 548 105,7

136,7

5,3

5 979 228,7

5 906 789,9

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

85 218,3

89 478,1

105,0

0,1

91 399,9

93 523,0

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2 041 307,7

960 078,6

47,0

1,1

786 249,3

587 990,1

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

8 901 443,3

11 372 827,4

127,8

13,3

11 912 247,4

12 564 098,9

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

968 933,9

1 298 543,0

134,0

1,5

757 916,6

423 059,3

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

39 682,5

60 756,9

153,1

0,1

61 190,3

62 005,8

ОБРАЗОВАНИЕ

11 720 782,2

14 621 763,0

124,8

17,0

14 686 331,7

15 209 753,2

КУЛЬТУРА И КИНЕМАТОГРАФИЯ

1 870 763,6

2 443 084,3

130,6

2,8

2 973 593,4

1 846 901,0

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

11 869 709,7

18 690 556,8

157,5

21,8

17 597 681,6

16 582 653,2

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

15 726 658,5

18 527 331,8

117,8

21,6

17 675 001,5

17 980 720,5

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

675 862,6

691 247,5

102,3

0,8

691 164,1

766 943,3

ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА

25 636,8

14 634,6

57,1

0,0

107 319,1

51 028,4

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

9 665 533,0

12 470 292,8

129,0

14,5

12 664 019,2

14 695 030,5

Условно утвержденные расходы

     

0,0

2 079 902,5

10 667 905,2

ВСЕГО РАСХОДОВ

67 739 590,4

85 788 700,5

126,6

100,0

88 063 245,3

97 438 402,3


 

Бюджет края на 2012 год, как и в предыдущие годы, остается социально-направленным – 64% от общего объема расходов будет направлено на данные расходы.

Улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем – один из приоритетов в расходовании бюджетных средств на планируемый период, определенных Президентом Российской Федерации.

Повышение эффективности социальной защиты населения остается приоритетной задачей органов власти края в 2012-2014 годах.

Как и в предыдущие годы,  проектом бюджета предусмотрены средства на  финансирование публичных обязательств, направленных на социальную защиту семей с детьми, малообеспеченных групп  населения, инвалидов.

Планируемые бюджетные ассигнования обеспечивают в полном объеме исполнение законодательно установленных обязательств по выплате пособий и ежемесячных денежных выплат семьям, имеющим детей, ветеранам, труженикам тыла, реабилитированным лицам и другим категориям граждан.

 Каждое звено бюджетной системы  РФ решает свои определенные  задачи по социально-экономическому  развитию соответствующей территории. Приоритетными направлениями расходов  бюджета являются расходы на  строительство, здравоохранение, образование и социальную политику, при этом значительная сумма расходов приходится на межбюджетные трансферты. Бюджетная политика должна быть направлена на подавление инфляции, обеспечение жесткой экономии (поиск резервов в доходной и в расходной частях бюджета), должна иметь социальную и инвестиционную ориентацию на всех стадиях бюджетного процесса  от разработки до использования утвержденного бюджета. Социальная сфера и поддержка инвестиций – это ключевые приоритеты бюджетной политики. На остальные направления расходов должен доминировать принцип разумной достаточности.

Глава 3. Разработать основные направления совершенствования бюджетного процесса.

Основной задачей правового и методологического обеспечения бюджетного процесса является повышение эффективности формирования и расходования бюджетных средств в интересах общества, т.е. получение наибольшего объема общественных благ в условиях ограниченности финансовых ресурсов, консолидируемых в бюджете. Это предполагает выполнение, по крайней мере, трех основных условий:

-       формирование перечня мероприятий, финансируемых из бюджета, в соответствии со степенью их полезности (востребованности), признанной обществом;

-       предотвращение расходов, сверх минимально необходимых для выполнения мероприятий, финансируемых из бюджета (неэффективное и нецелевое расходование средств);

-       наличие эффективной системы общественного контроля и воздействия на субъекты, принимающие решения в рамках бюджетного процесса.

Степень полезности мероприятий определяется представительными органами государственной власти и местного самоуправления. Учитывая, что количество мероприятий, которые очевидно полезны для общества, как правило, значительно превышает количество мероприятий, которые могут быть профинансированы из бюджета, депутаты, фактически, производят ранжирование полезности для общества этих мероприятий, и выбирают для исполнения за счет бюджетных средств лишь наиболее полезные. На основе анализа принимаемых представительным органом решений избиратели могут оценить, насколько точно депутаты представляют их интересы в органах государственной власти и либо подтвердить их мандат на предстоящих выборах, либо отказать им в доверии.

В соответствии с принципом гласности, закрепленным в ст. 36 БК, граждане могут получить информацию о выборе, сделанном от их имени депутатами при утверждении бюджета, из средств массовой информации. Единственным исключением являются секретные статьи, допускаемые лишь в составе федерального бюджета. Кроме того, в соответствии со ст. 265 БК, представительные органы государственной власти могут самостоятельно или посредством созданных ими контрольных органов осуществлять контроль исполнения бюджетного процесса. 

Таким образом, формально общество располагает инструментами контроля (гласность в формировании бюджета и контроле его исполнения) и воздействия (выборы представительных органов власти) на субъекты, принимающие решения в ходе исполнения бюджетного процесса (непосредственно на депутатов и опосредованно на иных представителей государственной власти).

С наиболее полными сведениями о планируемых и фактических бюджетных расходах граждане могут ознакомиться в публикуемых законах о бюджете и об исполнении бюджета. В этих документах финансовая информация представляется в соответствии с бюджетной классификацией, позволяющей получить представление о характере расходов, но, как правило, не о конкретных объектах и мероприятиях. Связь между объемами бюджетного финансирования и натуральными показателями по кодам целевых статей можно установить лишь в отношении целевых программ (программная часть бюджета) и по расходам, осуществляемым в соответствии с законодательно установленными нормативами, такими, например, как бюджетные трансферты населению. Граждане могут узнать, сколько в законе о бюджете (или о его исполнении) предусмотрено (израсходовано) средств, например, на медицину, но без дополнительных и не всегда успешных обращений к иным источника информации не смогут уяснить для себя, сколько же это означает новых мест в обслуживающих их медицинских учреждениях или насколько улучшается техническое оснащение этих учреждений?

Отсутствие сведений о натуральных показателях бюджета существенно снижает объективность оценки избирателем представления его интересов депутатами законодательного органа. Это негативно сказывается на качестве основного инструмента демократии – выборах в органы власти. Поэтому вопрос о совершенствовании системы общественного контроля и воздействия на субъекты, принимающие решения в рамках бюджетного процесса, имеет большее, чем сугубо экономическое значение.

В гл. 24 БК предусмотрен целый ряд статей, регламентирующих возможные изменения лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований..

Конфликты рациональности и законности зачастую не позволяют дать однозначную оценку действиям исполнительной власти при исполнении бюджета. В то же время, число таких ситуаций могло бы быть значительно меньше при ином распределении   полномочий между представительными, исполнительными и контрольными органами. Очевидно, что существующее распределение полномочий между участниками бюджетного процесса не достаточно рационально и нуждается в оптимизации.

Если рассматривать, что есть закон о бюджете для исполнительной власти, и что для представительной, можно обнаружить еще одну концептуальную проблему организации бюджетного процесса.

Закон о бюджете санкционирует расходование бюджетных средств в указанных в нем объемах и по указанным направлениям, и является основным документом, необходимым исполнительной власти для легитимного расходования средств бюджета очередного года. При этом главным параметром исполнения или не исполнения закона о бюджете является соответствие фактических объемов бюджетного финансирования показателям, утвержденным в законе о бюджете. Таким образом, для исполнительной власти главным в законе о бюджете является финансовая составляющая этого документа.

Представительная же власть, утверждая закон о бюджете, ожидает от исполнительной власти исполнения конкретных мероприятий и решения конкретных задач в интересах избирателей, для чего, собственно, и «разрешает» исполнительной власти потратить соответствующие средства бюджета. Все это не закрепляется в законе о бюджете и остается внутренними документами исполнительной власти, которые могут быть в любой момент произвольно изменены самой же исполнительной властью. Исключением являются лишь бюджетные трансферты, утверждаемые законодательно, а также долгосрочные целевые программы, которые в соответствии со статьей 179 БК подлежат утверждению представительным органом. При этом регламентация программ не редко носит довольно общий характер: детализация этапов не достаточно подробна, а формулировки допускают слишком широкое толкование.

Информация о работе Особенности бюджетного процесса в Пермском крае