Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 14:04, курсовая работа
В последние годы российское законодательство развивалось в направлении совершенствования правовых основ бюджетной системы, а такой вопрос, как бюджетный процесс, до сих пор занимает одно из главных мест бюджетной политики. Несмотря на принятие значительного количества изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на реализацию порядка использования бюджетных средств, правоприменительная практика выявила недостатки, требующие совершенствования не только бюджетного, но и всего финансового законодательства с целью развития государственных финансов России.
Целью работы является исследование бюджетного процесса субъекта Российской Федерации на примере Пермского края.
Объектом исследования является Пермский край.
Введение……………………………………………………………………………..… 3
Глава 1. Сущность и назначение бюджета РФ………………………………..…….. 4
Особенности бюджетной системы РФ………………………………… …….4
Правовые основы бюджетного процесса РФ………………………………… 6
Экономическая сущность бюджета РФ……………………………………. 10
Глава 2. Особенности бюджетного процесса в Пермском крае…………………… 19
2.1. Стадии бюджетного процесса в Пермском крае…………………………………19
2.2. Анализ основных характеристик бюджета Пермского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов………………………………………………..…23
2.2.1. Основные направления бюджетной и налоговой политики Пермского края на 2012-2014 годы……………………………………………………………………….. 23
2.2.2. Анализ доходов бюджета Пермского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов………………………………………………………………………….... 27
2.2.3. Анализ расходов бюджета Пермского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов………………………………………………………………………….. 31
Глава3. Разработать основные направления совершенствования бюджетного процесса………………………………………………………………………..……… 36
Заключение……………………………………………………………………………. 48
Список литературы……………………………………………………………………. 49
Бюджетное планирование в Пермском крае осуществлялось на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Пермского края, предполагающего умеренную динамику роста цен на нефть.
Наиболее существенное влияние на доходную и расходную части бюджета края оказали изменения следующих показателей.
При реализации сценария рост ВРП в 2012-2014 годах прогнозируется на уровне 6,0-4,8 процента. Снижение темпов роста ВРП в 2014 году связано с сокращением темпов производства, «сжатием» инвестиционных проектов бюджетообразующих предприятий, снижением цен на экспортноориентированную продукцию химической отрасли.
Ключевым внешним фактором для определения параметров прогноза социально-экономического развития Пермского края является уровень спроса и цен на рынках калийных удобрений – важнейшей продукции регионального экспорта, имеющей высокую значимость для формирования доходной части бюджета. Базовый сценарий предполагает стабилизацию и умеренный рост объемов производства и экспорта калийной продукции. Более сильное, в сравнении с остальной промышленностью, падение объемов химического производства в 2009-2010 гг., а также планируемые основными производителями темпы восстановления объемов производства, определяют динамичное развитие данного сегмента краевой промышленности даже в случае более неблагоприятного развития событий: среднегодовой темп роста объемов химического производства в период 2012-2014гг. составит 107,0-110,0%.
Развитие нефтедобывающего сектора краевой экономики в условиях комфортных для функционирования отрасли оценок внешних условий (рост цены нефти Urals в 2014 году до уровня в 101 долл. США за барр.) будет происходить с учетом сохранения ранее намеченных планов. Нефтедобыча в Пермском крае в среднесрочной перспективе сохранит свою роль в поддержании промышленного роста.
В результате роста
экономической активности, наращивания
загрузки производственных
В структуре денежных доходов населения наиболее высокий удельный вес приходится на доходы, полученные в результате экономической деятельности - оплату труда, доходов от предпринимательской деятельности и от собственности. Рост доходов от оплаты труда базируется на динамике фонда оплаты труда в экономике Пермского края. Фонд заработной платы оценивается в 2011 году выше уровня 2010 года на 10,5%. В среднесрочной перспективе по базовому варианту сценария прогнозируется рост фонда зарплаты в 1,3 раза по сравнению с уровнем 2011 года. При расчете данного показателя учтено увеличение в текущем году фонда оплаты труда работников бюджетной сферы края на 13,4%, учителям общеобразовательных учреждений - на 30%.
Формирующийся общий демографический тренд определяет в среднесрочной перспективе рост демографической нагрузки на экономику, т.е. увеличение доли нетрудоспособного населения в общей численности – с 38,6% в 2010 году до 41,6 в 2014 году.
Медленное снижение уровня безработицы, адаптация бизнеса к новым условиям остаются сдерживающими факторами для повышения уровня оплаты труда в экономике в ближайшие годы.
Базовый вариант прогноза предполагает, что темпы повышения заработной платы будут опережать инфляционные процессы (в 2012 году темп роста реальной зарплаты составит 101,4%, в 2013 году - 102,5% и в 2014 году достигнет показателя в 105,6 %).
По итогам 2011 года индекс потребительских цен в Пермском крае прогнозируется на уровне 109,5% (в среднегодовом выражении). На 2012 год инфляция в регионе запланирована на уровне 108,1%, в 2013 году – 106,1%, в 2014 году – 104,7%.
Бюджет края на 2012-2014 год сформирован исходя из задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, уменьшения дефицита бюджета в 2012 году до 4,3% к общему объему бюджета и перехода с 2013 года к бездефицитному бюджету. Для обеспечения сбалансированности краевого бюджета в 2012 году планируется привлечь кредиты банков в сумме 3 606,3 млн. рублей, в 2013 году – 1 690,5 млн. рублей с учетом необходимости погашения кредита предыдущего года. В бюджете на 2014 год предусмотрено погашение кредита 2013 года в сумме 1690,5 млн. рублей.
Положительные результаты исполнения доходной части бюджета Пермского края в текущем году позволяют рассчитывать на возможность возобновления процесса формирования оправдавшей себя в кризисный период так называемой «подушки безопасности» - резерва средств, создаваемого в целях своевременного обеспечения выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, выплат льготным категориям населения, недопущения роста кредиторской задолженности учреждений по первоочередным расходам в случае реализации неблагоприятного сценария развития экономики. Значительное увеличение расходов краевого бюджета в связи с решениями, принятыми на федеральном уровне в части повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, перераспределения полномочий между уровнями бюджетов бюджетной системы и необходимости формирования регионального дорожного фонда, не позволили предусмотреть данный резерв при планировании бюджета на 2012-2013 годы. Впервые норма федерального и регионального бюджетного законодательства о возможности формирования Резервного фонда Пермского края реализована в бюджете Пермского края на 2014 год; указанный фонд сформирован в размере 5 млрд. рублей.
Основные характеристики проекта бюджета Пермского края (краевого бюджета) на 2012-2014 годы выглядят следующим образом:
Таблица 3
млн. рублей
год |
доходы |
расходы |
дефицит (профицит) |
2012 год |
82 355, 6 |
85 788,7 |
-3 433,1 |
2013 год |
89 900,6 |
88 063,2 |
1 837,3 |
2014 год |
104 082,7 |
97 438,4 |
6 644,3 |
Бюджет края на 2012 год сформирован с дефицитом в размере 4,3% к объему доходов без учета безвозмездных поступлений, на 2013-2014 годы с профицитом. Для обеспечения сбалансированности краевого бюджета в 2012 году планируется привлечь кредиты банков в сумме 3 606,3 млн. рублей. Превышение доходов над расходами в 2013 году в сумме 1837,3 млн. рублей предлагается направить на погашение кредита предыдущего года, для погашения оставшейся суммы кредита 2012 года предлагается в 2013 году привлечь кредиты банков в сумме 1 690,5 млн. рублей. В бюджете на 2014 год превышение доходов над расходами в сумме 6 644,3 млн. рублей предлагается направить на погашение кредита 2013 года в сумме 1690,5 млн. рублей, на формирование Резервного фонда Пермского края в размере 5 млрд. рублей.
2.2.2. Анализ доходов бюджета Пермского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов
Доходная часть бюджета Пермского края на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов сформирована на основе прогноза социально-экономического развития Пермского края на 2012-2014 годы с учетом предварительных итогов социально-экономического развития края за 2011 год, основных направлений бюджетной и налоговой политики Пермского края на 2012-2014 годы, предложений администраторов доходов в бюджет Пермского края и оценки поступления доходов в бюджет Пермского края в 2011 году.
При расчете объема доходов краевого бюджета учитывалось бюджетное и налоговое законодательство Российской Федерации, а также положения проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», изменения бюджетного законодательства Пермского края, которые вступят в силу с 1 января 2012 года в части нормативов отчисления региональных налогов в бюджеты муниципальных образований.
Прогнозирование доходов бюджета Пермского края на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов осуществлялось в соответствии с Методикой формализованного прогнозирования доходов бюджета Пермского края по основным видам налогов, утвержденной приказом Министерства финансов Пермского края от 25.08.2011 № СЭД-39-01-22-183.
Общая сумма доходов краевого бюджета прогнозируется в 2012 году в размере 82 355 645,7 тыс. рублей, в 2013 году – 89 900 554,1 тыс. рублей и в 2014 году 104 082 697,8 тыс. рублей.
Доходы бюджета Пермского края в 2012 году возрастут на 38% к первоначально утвержденному бюджету 2011 года, в 2013 году рост объемов доходов от 2012 года составит 9,2%, 2014 год относительно 2013 года вырастет на 15,8%, в том числе налоговые и неналоговые доходы увеличатся соответственно на 47,6% в 2012 году, на 11,6% в 2013 году и на 16,6% в 2014 году.
Основные параметры доходов краевого бюджета на 2012 -2014 годы приведены в таблице 4.
Таблица 4
тыс. рублей
Наименование доходов |
2011 год |
2012 год |
2013 год (проект) |
2014год (проект) | ||
проект |
% к первонач. бюджету 2011 года |
% в общем объеме доходов | ||||
Налоговые и неналоговые доходы |
51 610 468,1 |
76 156 731,2 |
147,6 |
100,0 |
85 033 409,8 |
99 199 908,7 |
в том числе: |
||||||
- налог на прибыль организаций |
23 674 851,7 |
36 145 567,9 |
152,7 |
47,5 |
41 977 566,4 |
52 484 207,8 |
- налог на доходы физических лиц |
14 470 232,4 |
18 796 945,2 |
129,9 |
24,7 |
20 000 411,8 |
21 505 416,5 |
- акцизы |
7 346 738,2 |
8 780 676,9 |
119,5 |
11,5 |
10 784 352,2 |
12 398 223,4 |
- налог, взимаемый в связи
с применением упрощенной |
2 090 482,6 |
2 326 361,8 |
111,3 |
3,1 |
2 468 269,9 |
2 584 278,6 |
- налог на имущество организаций |
2 261 699,3 |
8 183 287,5 |
361,8 |
10,7 |
8 682 468,1 |
9 090 544,1 |
- налог на добычу полезных ископаемых |
369 170,0 |
273 635,0 |
74,1 |
0,4 |
270 626,0 |
272 916,0 |
- доходы от использования имущества |
271 953,0 |
284 228,0 |
104,5 |
0,4 |
203 396,6 |
189 785,3 |
- платежи при пользовании природными ресурсами |
296 422,9 |
329 992,6 |
111,3 |
0,4 |
355 224,2 |
390 253,6 |
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
788 063,0 |
775 306,5 |
98,4 |
1,0 |
25 714,1 |
20 095,9 |
Безвозмездные поступления |
8 079 594,6 |
6 198 914,5 |
76,7 |
- |
4 867 144,3 |
4 882 789,1 |
Всего доходов |
59 690 062,7 |
82 355 645,7 |
138,0 |
- |
89 900 554,1 |
104 082 697,8 |
Наибольший рост в 2012 году по сравнению с первоначально утвержденным бюджетом 2011 года сложился по налогу на прибыль организаций – 12 470 716,2 тыс. рублей, или на 52,7%. Основным фактором роста поступлений налога является улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. По статистическим данным за период январь-май 2011 года сальдированный финансовый результат крупных и средних предприятий Пермского края увеличился в 1,6 раза к аналогичному периоду 2010 года. Рост налогооблагаемой прибыли в 2011 году по сравнению с 2010 годом прогнозируется на уровне 126%, в планируемом периоде рост составит 113,2% в 2012 году, 116,1% в 2013 году и 125% в 2014 году.
На увеличение поступлений по налогу на доходы физических лиц повлияет рост фонда заработной платы: более чем на 10% в 2012 году и на 6-7% в 2013 и 2014 годах. Увеличится и норматив зачисления налога в краевой бюджет с 55% в 2011 году до 60% в 2012 и последующих годах.
Несмотря на снижение норматив отчисления акцизов на алкогольную продукцию и акцизов на нефтепродукты, рост поступлений в бюджет по акцизам на подакцизные товары составит в 2012 году 119,5% к уровню 2011 года. Причина – увеличение ставок акцизов на все виды подакцизных товаров.
За счет изменения бюджетного законодательства Пермского края в части отмены закрепления норматива отчисления налога на имущество организаций за местными бюджетами, поступления его в краевой бюджет увеличатся более чем в 3,5 раза.
В планируемом периоде сохранится структура доходов краевого бюджета. Наибольший удельный вес занимают поступления налога на прибыль организаций – более 47% в 2012 году, налога на доходы физических лиц – более 24%, акцизов – 11,5%; до 10,7% возрастет доля налога на имущество организаций.
2.2.3. Анализ расходов бюджета Пермского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов
Формирование расходной части бюджета Пермского края на 2012-2014 годы осуществлялось исходя из следующих основных подходов:
1) исполнение, в первую очередь,
действующих расходных
Решения о введении новых расходных обязательств принимались на основе анализа соответствия их целям и задачам развития региона, определенным указом губернатора Пермского края, а также наличия финансового ресурса для их реализации на всем горизонте планирования.
2) планирование расходов бюджета с сохранением, как правило, уровня 2011 года, сокращением отдельных расходов в связи с окончанием срока действия расходных обязательств или предполагаемом уменьшении потребителей бюджетных услуг;
3) планирование расходов бюджета
с учетом изменения
Информация о работе Особенности бюджетного процесса в Пермском крае