Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 23:58, курсовая работа
Совершенствование бюджетной системы и системы межбюджетных отношений является составной частью социально-экономических преобразований в России. Успех экономической стабилизации во многом зависит от создания оптимальных форм бюджетных взаимоотношений, четкого механизма выравнивания горизонтальных и вертикальных дисбалансов в бюджетах всех уровней. Формирование такого механизма – непростая задача для любой страны и особенно для России, объединяющей 89 различных по статусу субъектов Федерации: 21 суверенную республику, 6 краев, 50 областей, 3 автономные области, 7 автономных округов и два мегаполиса: Москва и Санкт-Петербург.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 6
1.1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.2. СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕГИОНАХ РФ 13
1.3. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В РФ 32
2.1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000-2004 ГГ. 32
ПОКАЗАТЕЛИ 40
2.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000-2004 ГГ. 41
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕГИОНАХ РФ 55
3.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2000-2004 ГГ. 55
3.2. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ИХ СВЯЗЬ С МЕХАНИЗМАМИ БЮДЖЕТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА 62
3.3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ РАЗРЕШЕНИЮ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
4. Принцип верховенства законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации на такой стадии бюджетного процесса, как утверждение бюджета, и наличие у этих органов права на осуществление контроля за исполнением бюджета.
5. Принцип строгой законодательной регламентации всех стадий бюджетного процесса.
Нет, пожалуй, ни одного другого правового акта, какой бы важной теме он не был посвящен, какой бы сферы он не касался, как закон о бюджете, где все процедуры его разработки, рассмотрения, принятия и исполнения столь тщательно и подробно прописаны в законе, уложены в определенные временные рамки и сроки, с определением всех прав и обязанностей участников бюджетного процесса
6. Принцип достоверности бюджета.
Это проявляется в детализированной проработке бюджета как финансового плана, максимальном сближении показателей акта об утверждении бюджета с фактическим положением дел и объективной экономической ситуацией, в стремлении осуществить подготовку проекта бюджета на научной основе, иметь реалистичные расчеты доходов и расходов бюджета. Естественно, что реальное исполнение бюджета (как финансового плана) по итогам финансового года всегда отличается от той модели, применительно к которой данный бюджет был утвержден до начала данного финансового года. В жизни редко получается так, как это было задумано, и развитие экономической ситуации, тем более в условиях рыночной экономики, трудно предвидеть с полной достоверностью. Тем не менее стремление получить как можно более достоверный бюджет, максимально сближенный с экономическими и социальными реалиями, выражает собой объективную потребность как государства, так и общества.
7.
К принципу достоверности
Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджета субъекта Российской Федерации подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме в строгом соответствии с установлениями налогового и бюджетного законодательства.
8. Принцип специализации бюджетных показателей.
В основе этого принципа лежит тот факт, что составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией, обеспечивающей единство отображения в бюджете его расходов и доходов, что дает возможность не только обеспечить полноту, обоснованность и научную достоверность бюджетных показателей, но и сопоставимость бюджетов всех уровней бюджетной системы. В свою очередь это дает возможность выявить слабые места в этой системы и направить бюджетное планирование на выравнивание уровня бюджетных показателей всех субъектов Российской Федерации.
В практике бюджетного планирования встречаются два понятия: «бюджетный год» (или «финансовый год») и «бюджетный период» (или «бюджетный цикл»).
Бюджетный год – отрезок времени, в течение которого исполняется бюджет – основной финансовый план государства. В большинстве стран, к числу которых относится и Российская Федерация, бюджетный год совпадает с календарным годом, т. е. длится с 1 января по 31 декабря включительно. Однако в некоторых государствах из-за необходимости привязки к проведению парламентских сессий, исторических традиций и других причин бюджетный (финансовый) год может начинаться в другие сроки. Так, в Великобритании, Японии, Канаде, Индии финансовый год начинается с 1 апреля, в Швеции, Норвегии, Пакистане – с 1 июля, в США – с 1 октября.
Бюджетный период – отрезок времени, охватывающий все стадии бюджетного планирования. Начинается бюджетный период с момента начала работы по составлению проекта бюджета и завершается утверждением отчета о его исполнении. Длится бюджетный период около трех лет.
Бюджетный период состоит из определенных стадий. Обычно выделяют четыре стадии бюджетного процесса, а именно: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение и утверждение бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) заключение бюджета, что включает в себя составление, рассмотрение и утверждение отчета о его исполнении. Отметим, что некоторые субъекты Российской Федерации вписывают эти стадии в определенные временные рамки.
( На примере Орловской области)
Прежде чем приступать непосредственно к характеристике планирования региональных бюджетов на примере бюджетов Орловской области, приведем основные социальные и экономические характеристики исследуемого субъекта РФ – Орловской области.
На рисунке 2 приведено географическое положение Орловской области.
Рисунок 2. Географическое положение Орловской области
Орловская область была образована – 27 сентября 1937 года. Численность населения — 769 980 (2014), доля городского населения — 66,31%. Входит в состав Центрального федерального округа и Центрального экономического района. Граничит с областями: на севере с Тульской, на востоке с Липецкой, на юге с Курской, на западе с Брянской, на северо-западе с Калужской. Площадь территории составляет 24 652 км². Административный центр — город Орёл.
Орловская область расположена на юго-западе Европейской части России, в центральной части Среднерусской возвышенности в лесостепной зоне. Протяженность территории с севера на юг более 150 км, с запада на восток — свыше 200 км.
Орловская область является одним из самых маленьких субъектов РФ. Разделена на 24 муниципальных района. Всего насчитывается 7 городов и 14 посёлков городского типа. Основная часть занимаемой площади приходится на сельскохозяйственные угодья (2085,7 тыс. га), из которых 1662,7 тыс. га (79,7 %) составляет пашня. Леса преимущественно лиственные и смешанные (дуб, берёза, сосна, осина, ель, клён, липа, ольха, лиственница, рябина), сосредоточены в основном на северо-западе области и занимают 193,7 тысячи гектаров или 7,4 % всей территории.
Численность населения области по данным Росстата составляет 769 980 чел. (2014). Плотность населения — 31,23 чел./км2 (2014). Городское население — 66,31 % (2013).
В отрасли промышленного производства города наибольшие объёмы отгруженной продукции имеют: производство пищевых продуктов, включая напитки 28,8 %; производство машин и электрооборудования 27,3 %; производство неметаллических минеральных продуктов 19,9 %; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 18,0 %. На территории Орла сосредоточено довольно много заводов. С их помощью город может обеспечивать сам себя всем необходимым. ЗАО «Протон-Электротекс», ЗАО «Электротекс», ЗАО «ОРЛЭКС» занимаются производством электронного и оптического оборудования. ЗАО “Протон”, ЗАО “Протон-Импульс”, ЗАО “Научприбор” совместно с Новосибирским институтом ядерной физики Сибирского отделения РАН разрабатывают и производят сложную медицинскую технику и аналитическое оборудование.
Все металлургическое производство лежит на плечах ОАО “Северсталь-метиз” и его дочерней компании ООО “Орелкорд”. Строительными материалами занимаются ЗАО “Велор” и ОАО “Орловский завод силикатного кирпича”. Первый занимается производством керамической плитки для внутренней облицовки полов и стен, а из названия второго ясно, что там производят кирпич и другие строительные изделия из бетона, глины, гипса и цемента. Машиностроением и оборудованием занимаются ЗАО “Дормаш”, ООО “Фригогласс-Евразия”, ООО “Завод имени Медведева – Машиностроение” и ЗАО “Орел-Погрузчик”. «Орёлтекмаш» — завод, выпускающий текстильное оборудование. «Стекломаш Орёл» (единственное в СНГ производство оборудования для стекольной промышленности и промышленности строительных материалов).
Что касается экономики, то следует отметить, что на протяжении последних лет в регионе наблюдается тенденция роста доли импорта и сокращение экспорта. Так, по итогам 2013 года доля экспорта во внешнеторговом обороте региона составила 11,6 % (в 2012 году – 14,9 %), а импорта – 88,4 % (в 2012 году – 85,1%). Основные экономические и социальные показатели орловской области представлены в приложении 1.
Бюджет Орловской области на 2014 год был принят с дефицитом в размере 2,9 миллиарда рублей. Доходы запланированы в сумме — 26,4 миллиарда рублей, расходы - 29.3 миллиарда рублей. Кроме того, в бюджете заложена сумма в 2,2 млрд. на программу празднования 450-летия основания Орла, около 200 млн. рублей - на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в районах; 264 млн. рублей - на решение вопросов газификации и водоснабжения; 57 млн. рублей - на строительство мемориального комплекса "Соборовское поле" в Троснянском районе.
Рассмотрим основные изменения бюджетного законодательства с 2014 года:
На рисунке 3 изображены собственные доходы областного бюджета
Рисунок 3 Собственные доходы областного бюджета на 2014 год, млн. рублей
Отобразим данные в диаграмме:
Рисунок 4: Структура налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, прогноз 2014 года
Далее необходимо показать процентную долю региональных бюджетов Новосибирской области по отношению к федеральному бюджету РФ за тот же период времени. В 2000-2004 гг. расходы и доходы федерального бюджета РФ составили соответственно (см. табл. 2):
Таблица 2.
Федеральный бюджет РФ в 2000-2004 гг. [43]
Годы |
Сумма федерального бюджета РФ, тыс.руб. | |
по расходам |
по доходам | |
2000 |
855 073 000 |
797 200 900 |
2001 |
1 193 482 900 |
1 193 482 900 |
2002 |
1 947 386 300 |
2 125 718 200 |
2003 |
2 345 641 400 |
2 417 791 800 |
2004 |
2 659 447 000 |
2 742 850 400 |
Итого за 5 лет |
9 001 030 600 |
9 277 044 200 |
Для большей наглядности проиллюстрируем таблицу 2 графиком (см. рис. 6).
(построено по данным: [43])
Результаты наших вычислений и результат нахождения величины процентного соотношения между региональным бюджетом субъекта Федерации (Новосибирской области) и федеральным бюджетом Российской Федерации за период с 2000 по 2004 годы приведены в таблице 3.
Из значений, приведенных в таблице 3 видно, что в среднем бюджет региона РФ – Новосибирской области – занимает долю в 0,7% по расходной части и 0,68% по доходной части в федеральном бюджете Российской Федерации в течение исследуемого периода. При этом средняя процентная доля была рассчитана методом среднего арифметического.
Таблица 3.
Соотношение между федеральным
в 2000-2004 гг.
Показатели |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
∑ за 5 лет |
1. Расходная часть федерального бюджета РФ, тыс. руб. |
855 073 000,0 |
1 193 482 900,0 |
1 947 386 300,0 |
2 345 641 400,0 |
2 659 447 000,0 |
9 001 030 600,0 |
2. Расходная часть регионального бюджета Новосибирской области, тыс. руб. |
5 549 832,8 |
8 138 190,6 |
13 149 801,5 |
15 744 060,1 |
20 322 362,0 |
62 904 247,0 |
3. Соотношение между федеральным и региональным бюджетами по расходам (стр.2 / стр. 1), % |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
0,7 |
4.Доходная часть федерального бюджета РФ, тыс. руб. |
797 200 900,0 |
1 193 482 900,0 |
2 125 718 200,0 |
2 417 791 800,0 |
2 742 850 400,0 |
9 277 044 200,0 |
5. Доходная часть регионального бюджета Новосибирской области, тыс. руб. |
5 388 187,2 |
8 050 507,7 |
13 066 250,3 |
15 831 390,8 |
20 322 362,0 |
62 658 698,0 |
6. Соотношение между федеральным и региональным бюджетами по расходам (стр.5 / стр. 4), % |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
Необходимо отметить, что в Плане социально-экономического развития Новосибирской области на 2004 год одним из приоритетных направлений социально-экономической политики органов государственной власти региона в 2004 году обозначено обеспечение роста доходной части бюджета и повышение эффективности расходования бюджетных средств регионального бюджета [44].
Информация о работе Особенности и перспективы бюджетного планирования в РФ на региональном уровне