Особенности налогообложения прибыли предприятий с иностранными инвестициями и иностранных юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в “работу” рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и “ухудшению” других.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 1-5
Понятие и признаки налога…………………………………………… 6-8
1.1.Функции налогов…………………………………………………………………….. 8-10
2. Таможенные льготы………………………………………………………… 11-13
2.1. Тарифные льготы…………………………………………………………………… 14-18
2.2. Ставки налога на прибыль……………………………………………………… 18-19
2.3. Порядок исчисления налога на прибыль и сроки его уплаты…………………………………………………………………………………………………. 19-21
3. Особенности налогообложения прибыли предприятий с иностранными инвестициями и иностранных юридических лиц………………………………………………………………………………………………. 22-31
Заключение ………………………………………………………………………… 32
Список использованной литературы ………………….……………………… 33

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и признаки налога.docx

— 70.01 Кб (Скачать файл)

Тем самым главная черта  налога - односторонний характер его  установления. Налог взимается в  целях покрытия общественных потребностей, которые стоят отдельно от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика. С этой позиции налог является индивидуально безвозмездным. Государство, взимая налоги, не дает за них непосредственного  вознаграждения плательщику. Именно поэтому  из понятия "налог" следует исключить  всякий элемент взаимности услуг.

Отметим, что налог является экономической категорией. Следовательно, необходимо учитывать, что данные односторонние, индивидуально безвозмездные пожертвования  являются экономическими. Налог является не только экономической, но и финансовой категорией. Любая финансовая категория  характеризуется тем, что движение стоимости происходит на безвозвратной  основе. Следовательно, налог как  финансовая категория должен удовлетворять  условию безвозвратности. Возврат  налога возможен в случае его переплаты  или в качестве льготы, но данные условия определяются государством в одностороннем порядке и  не влияют на характер платежа в  целом.

Не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности  и безвозмездности, являются налогами. Например, взимаемые по приговору  или решению суда штрафы в пользу третьих лиц или государства, хотя и отвечают этим характеристикам, налогами не являются.

Налоговое правоотношение носит  односторонний характер, где стержневым юридическим элементом выступает, с одной стороны, обязанность  налогоплательщика уплатить законно  установленные налоги и сборы  и, соответственно, с другой - право  государства в лице налоговых  органов требовать своевременной  и полной их уплаты.

"О налогах не договариваются" - главный принцип налогового  права. Таким образом, методом  налогового права является метод  властных предписаний. Приводным  механизмом налогообложения может  быть только принуждение. 

Налог определяет для налогоплательщика  меру его обязанностей, а для государственного налогового органа - меру дозволенных  действий. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как  способ защиты частной собственности от незаконных требований казны.

Законодательное определение  налога дается с целью указать  признаки данного платежа и ограничить возможности органов власти самостоятельно устанавливать платежи, которым  свойственны подобные черты. Плательщиком налога является собственник, а не гражданин. Уплата налога - социальная обязанность, вытекающая из права частной собственности. При налогообложении собственности  под равенством понимается экономическое  равенство плательщиков, за основу которого берется фактическая способность  к уплате налога на основании сравнения  экономических потенциалов.

В определении отмечается, что налог обеспечивает платежеспособность субъектов публичной власти. Воздействие  на поведение налогоплательщика  для получения социально значимого  результата не может быть основной целью налога. Строго говоря, любой  налог способен выполнять регулирующую роль. Для этого устанавливаются  налоговые льготы либо ужесточается режим налогообложения.

Налоги поступают в  пользу субъектов публичной власти, т.е. для финансового обеспечения  деятельности государства и (или) муниципальных  образований.

Из определения налога видно, что целью его взимания является обеспечение государственных  расходов вообще, а не какого-то конкретного  расхода.

До вступления в силу части  первой НК РФ (1 января 1999 г) фактически все обязательные платежи в бюджеты  объединялись законодателем понятием "налоговая система". Статья 2 Закона РФ от 27.12. 1991 N 2118-1 "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации" устанавливала, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в  бюджет соответствующего уровня или  во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определяемых законодательными актами. Таким образом, действовавшее  до принятия НК РФ налоговое законодательство подразумевало под налоговыми платежами  практически всю совокупность бюджетных  доходов.

С принятием НК РФ и БК РФ налоги и сборы как правовые категории были нормативно отделены от иных (неналоговых) платежей. В частности, п.1 ст.41 БК РФ четко разграничены налоговые  и неналоговые платежи. При этом к налоговым доходам отнесены все предусмотренные налоговым  законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а  также пени и штрафы.

В настоящее время термином "налоговые платежи" охватываются только два вида обязательных бюджетных  платежей - налоги и сборы.

В действующем налоговом  законодательстве также закреплено определение налога. В соответствии с п.1 ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В данном определении уточнено, что налог взимается с организаций  и физических лиц и форма платежа  обязательно является денежной. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Согласно п.5 ст.3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные  в ином порядке, чем это определено НК РФ. Смысл заключается в том, что платеж независимо от данного  ему названия должен оцениваться  по существу, с учетом характеристик  налога, указанных в законе.

В определении налога, приведенном  в ст.8 НК РФ, не указано, что налог  должен быть установлен в законодательном  порядке, что является недостатком  данного определения.

Сущность налога состоит  именно в отчуждении принадлежащих  частным лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств.

1.1. Функции налогов

 

Сущность налога проявляется  в единстве, взаимопереплетении его  функций. Функция налога - это направление  правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства.

В настоящее время в  юридической литературе термин "функция" употребляется для характеристики социальной роли государства и права. Существуют следующие признаки функции  налога:

- они вытекают из сущности  налога и определяются назначением  налога в обществе;

- представляют собой направление  воздействия налога на общественные  отношения, потребность в котором  порождает необходимость налога  как социального явления;

- отражают наиболее значимые, главные характеристики права  и направлены на решение конкретных  задач, стоящих перед правом  на данном этапе развития общества;

- выражают направление  активного действия права, упорядочивающего  налоговые отношения;

- отвечают критерию постоянства,  т.е. обладают стабильностью, непрерывностью, длительностью действия.

Одни ученые выделяют три  функции - фискальную, распределительную  и стимулирующую; другие к ним  добавляют еще две - контрольную  и поощрительную; третьи рассматривают  распределительную и фискальную функции как синонимы и добавляют  к ним контрольную.

Анализ концептуальных аспектов налогового законодательства позволил исследователям выделить еще большее  количество функций налога: конституционную, координирующую, фискальную, стимулирующую, контрольную, межотраслевую, правовую и внешнеэкономическую.

Функции налогов формируют  структуру налоговых отношений, определяют их основные институты, принципы и методы. Кроме количества функций, отмечается также разночтение и  в содержании функций.

Есть мнение, что налог  не исполняет никаких функций. Функция  есть атрибут только системы налогообложения, так как теоретический потенциал  налога как экономической категории  реализует система налогообложения, которой и свойственны определенные функции - соответственно фискальная и  распределительная.

Фискальная функция налога признается и выделяется в качестве подавляющей большинством исследователей, изучавших функции налога. Отмечают, что налогам свойственна, прежде всего, функция формирования бюджетного фонда государства, т.е. фискальная, в которой проявляется общественное назначение налога - обеспечение государства  необходимыми финансовыми ресурсами. Доля налоговых поступлений в  бюджетных доходах большинства  государств является преобладающей.

Фискальная функция определяется самой природой налогов. Она характерна для всех государств во все периоды  их развития. С ее помощью образуется государственный денежный фонд, и  создаются материальные условия  существования и функционирования государства. С развитием и совершенствованием производственных отношений значение фискальной функции налогов возрастает.

Несмотря на то что налоги изначально служат фискальной цели, их взимание может преследовать и другие цели - экономические, конъюнктурные, структурные, социальные, экологические и т.п.

Таким образом, пользуясь  налогом как косвенным инструментом воздействия, государство вызывает к жизни новые отрасли, при  этом налог может быть и доходным, но цель налога явно не только фискальная.

Регулирующие возможности  налога определяются конституционностью принципа всеобщности налогообложения.

Государство, как правило, облагает любую деятельность, способную  приносить доход. В этом выражается абсолютность фискальной функции. Индивид  лишен права выбора: платить или  не платить налоги. Общеобязательность налогообложения создает необходимый  фон для влияния на выбор деятельности путем манипуляции налоговыми обязательствами, сопутствующими тому или иному виду деятельности.

В этом заключается, относительность  регулирующей функции, то есть ее значение исчисляется не от нуля (как фискальной), а от общего уровня налогообложения. Несмотря на относительность регулирующей функции, нельзя говорить о вторичности  налоговых стимуляторов, поскольку  практикой признан факт налогового планирования, то есть использование  налогоплательщиком собственного капитала наиболее выгодным для себя образом. Такому влиянию подвержен практически каждый активный налогоплательщик. Это означает, что налог начинает занимать лидирующие позиции среди факторов, оказывающих влияние на экономическую жизнь общества.  

 

2. Таможенные льготы

 

Большая российская юридическая энциклопедия определяет таможенные льготы как преимущества, предоставляемые юридическим и физическим  лицам при ввозе, вывозе или транзите товаров, ценностей, личных вещей, других предметов. Несколько другое определение дается в учебной литературе. Некоторые авторы характеризуют таможенные льготы как определенные законодательством преимущества лицам, осуществляющим таможенные операции, состоящие в освобождении в процессе перемещения ими товаров (ввоза и вывоза) от таможенных платежей. Но последнее определение не совсем полное. На самом деле освобождение от уплаты лишь таможенных пошлин и сборов – это тарифные льготы. А понятие таможенные льготы включает в себя еще и применение упрощенной процедуры пропуска через таможенную границу товаров, личных вещей, либо полного неприменения таких процедур, наделение правом на ввоз в страну либо вывоз из нее каких-либо предметов, перемещение которых через границу по общему правилу запрещено. По юридической природе таможенные льготы делятся на конвенционные, имеющими своей основой международный договор, и односторонние, устанавливаемые государством в одностороннем порядке.

Условно все таможенные льготы можно подразделить на льготы представителям иностранных государств и их работникам и иным иностранным  лицам.

В главе 30 ТК РФ предусмотрены  таможенные льготы представительствам иностранных государств и их работникам. В частности в ст. 202 ТК определены таможенные льготы для дипломатических представительств иностранных государств, которые при соблюдении установленного порядка через таможенную границу России могут ввозить в нее и вывозить из РФ предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или времени работы таможенных органов России.

Определяя объем  этих льгот, российское таможенное законодательство исходит из норм и принципов международного публичного права, касающегося статуса дипломатических консульских и дипломатических представительств. Так, ст. 36 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года гласит; «1. Государство пребывания, в соответствии с принятыми им законами и правилами, разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобного рода услуги...». Ст. 50 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. закрепляет следующее положение: «1. Государство пребывания в соответствии с принятыми в нем законами и правилами, разрешает ввоз и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов за теми же, указанными выше, исключениями».

Отдельные положения  российского таможенного законодательства (ст.203) устанавливают таможенные льготы для главы дипломатического представительства иностранного государства и членов дипломатического персонала представительства, а также проживающих вместе с ними членов их семей. Установлено следующее: они могут ввозить в Россию товары, предназначенные для их личного использования, включая товары для первоначального обзаведения, и вывозить из России товары, предназначенные для личного пользования, с соблюдением установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации и с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов и подобного рода услуги.

Личный багаж  главы дипломатического представительства иностранного государства, членов дипломатического представительства, а также проживающих вместе с ними членов их семей освобождается от таможенного досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит товары, не предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз и вывоз которых запрещен законодательством, международными договорами Российской Федерации либо регулируется карантинными и иными специальными правилами. Такой досмотр должен проводиться только в присутствии названных выше лиц или их уполномоченных представителей.

Информация о работе Особенности налогообложения прибыли предприятий с иностранными инвестициями и иностранных юридических лиц