Особенности организаций финансов в жилищном хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является:
Изучение особенностей организаций финансов в жилищном хозяйстве, рассмотрение перечня эксплуатационные доходов и расходов жилищного хозяйства, а также выявление новых форм и методов управления эксплуатацией жилищного фонда.
На основании рассматриваемых статей, учебников, научной литературы, можно сказать, что данная тема широко и многогранно освящена во многих источниках по экономической литературе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2
1 Особенности организаций финансов в жилищном хозяйстве………………...4
2 Эксплуатационные доходы и расходы жилищного хозяйства………………..9
3 Новые формы и методы управления эксплуатацией жилищного фонда……14
Заключение………………………………………………………………………..28
Список используемых источников…………………….……………………..….31

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 58.80 Кб (Скачать файл)

     Содержание  обслуживающего персонала.

     Содержание  домохозяйства.

     Текущий ремонт жилого фонда.

     Обязательные платежи и отчисления.

          Прочие расходы (без целевых расходов). 

     Административно-управленческие расходы состоят из заработной платы  работников аппарата управления и отчислений на социальные нужды.

     Расходы по содержанию обслуживающего персонала: заработная плата с начислениями дворникам, лифтерам, уборщикам, расходы  на приобретение спецодежды для этого  персонала, обеспечение охраны его  труда и техники безопасности.

     Расходы по содержанию хозяйства: затраты на вывоз и сжигание мусора, уборку снега, на содержание дворов, по уходу  за зелеными насаждениями и др.

     Обязательные  платежи и отчисления: отчисления на подготовку кадров, содержание вышестоящей  организации, централизованных бухгалтерий, уплата комиссионных банкам за прием  от населения квартплаты, арендной платы и других платежей.

     Кроме указанных эксплуатационных расходов жилищные организации несут расходы, связанные с коммунальными услугами: водоснабжение, канализация, освещение, отопление и др. Эти расходы  полностью покрываются за счет целевых  сборов и платежей, взимаемых сверх  квартирной и арендной платы, и в  смету расходов по эксплуатации жилого фонда не включаются. С квартиросъемщиков  и арендаторов нежилых помещений  взимается плата за отопление, водоснабжение, канализацию, горячее водоснабжение, радио, телевизионную антенну, за очистку от мусора и прочие коммунальные услуги. Для определения размера затрат и их оплаты по каждому виду услуг составляется смета расходов. Бухгалтерский учет этих сборов и расходов по ним ведется обособленно от доходов и расходов по эксплуатационной деятельности на отдельном субсчете к счету 96 по каждому виду услуг в отдельности.

     Доходы  жилищного хозяйства

     Доходы  от эксплуатационной деятельности жилищного  хозяйства слагаются из следующих  источников:

     -квартирная плата;

     -арендная плата за нежилые помещения;

     -сбор с арендаторов;

     -средства, получаемые от коммунальных предприятий на возмещение расходов по обслуживанию внутридомовых сетей;

     -целевые сборы за коммунальные услуги;

     -прочие доходы.

     Размер  квартирной платы устанавливается  в зависимости от степени благоустройства  и качества жилья, а также территориального расположения дома.

     Арендная  плата взимается за аренду нежилых  помещений с торговых, снабженческо-сбытовых, промышленных предприятий и других учреждений. Ставки дифференцированы в зависимости от типа строения (каменное, деревянное, смешанное), от категории  населенного пункта (город, район  и др.), от назначения помещения, характера  деятельности арендатора. Сверх арендной платы арендаторы вносят специальные  сборы на покрытие эксплуатационных расходов жилищного хозяйства. Размер этих взносов определяется договором  на аренду исходя из сметного уровня этих расходов домовладения на 1 м2 общей площади дома Средства, получаемые от коммунальных предприятий, идут на покрытие расходов по обслуживанию внутридомовых сетей коммунальных услуг (водопровод, канализация, электроснабжение). Размер этих поступлений определяется из фактических затрат на 1 м2 жилплощади, но не выше предельных норм, устанавливаемых местными советами. К прочим доходам относятся: пени за просрочку квартплаты и арендной платы, арендная плата за жилые помещения, выручка от реализуемого имущества и металлолома и др.

     В качестве источников средств, направляемых на компенсации (субсидии), могут быть ассигнования соответствующих бюджетов, ресурсы предприятий, учреждений и  организаций, часть доходов, получаемых от населения при повышении платежей за жилье и коммунальные услуги.

     Граждане, сдавшие жилые помещения в  поднаем, утрачивают право на компенсацию  по оплате жилья и коммунальных услуг. 

     Основные  фонды и оборотные средства жилищного  хозяйства 

     Жилищное  хозяйство располагает значительными  основными фондами. К ним относятся  здания и сооружения (жилые дома, котельные, хозяйственные постройки  и др.). На долю жилых домов приходится более 90% стоимости всех основных фондов.

     В жилищном хозяйстве сосредоточена  почти пятая часть всех основных фондов страны. В составе непроизводственных основных фондов страны основные фонды  жилищного хозяйства занимают более 50%. Жилищное строительство осуществляется за счет: средств бюджета; средств предприятий и организаций, имеющих жилой фонд; средств населения с привлечением долгосрочного банковского кредита. Источниками финансирования капитального ремонта являются доходы от аренды, превышения доходов над расходами по эксплуатации жилого фонда, за исключением оставляемых в хозяйстве на прирост норматива оборотных средств и бюджетных ассигнований.

     Для осуществления хозяйственной деятельности жилищно-эксплуатационные организации, находящиеся на самостоятельном балансе, располагают собственными оборотными средствами, которые подразделяются на нормируемые и ненормируемые.

     Нормируемые оборотные средства:

     -материалы для текущего ремонта и эксплуатации;

     -малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

     -расходы будущих периодов;

     -расчеты с квартиросъемщиками;

        Ненормируемые оборотные средства:

     -денежные средства в кассе и на расчетном счете;

     -средства в расчетах (дебиторы).

                 Источники формирования оборотных средств: собственные средства (прибыль подведомственных предприятий, превышение доходов над расходами по эксплуатации жилого фонда), устойчивые пассивы, ассигнования из бюджета. В устойчивых пассивах наряду с задолженностью по заработной плате учитываются авансы арендаторов по арендной плате, авансы арендаторов по взносам на покрытие расходов по эксплуатации жилого фонда, квартирная плата, вносимая авансом. 

     Наряду  с собственными оборотными средствами жилищные организации могут пользоваться краткосрочными кредитами банка.

       Норматив по материалам для текущего ремонта и эксплуатации жилищного фонда рассчитывается по двум самостоятельным группам материалов.

        В первую группу включаются основные материалы и запасные части для ремонта, по которым действуют типовые нормы расхода на укрупненную единицу, например на 1000 м 2 кровли, на 100 квартир и т.д., в натуральных величинах. На основе этих данных определяются необходимые минимальные запасы в натуральных единицах. Исходя из цены на единицу (включая транспортные расходы) и размера минимальных запасов, определяется норматив оборотных средств в денежном выражении.

     Ко  второй группе материалов относятся  все остальные материалы, используемые для эксплуатации жилищного фонда, норматив по которым устанавливается  на основе среднего фактического остатка  в предыдущем году за вычетом лишних и ненужных материалов.

     Норматив  оборотных средств в расчетах с квартиросъемщиками устанавливается с учетом того, что согласно ст. 56 жилищного кодекса РФ квартиросъемщик обязан вносить плату за квартиру и коммунальные услуги ежемесячно не позднее 10-го числа следующего месяца. Поэтому норматив по данной статье оборотных средств определяется исходя из 40-дневной задолженности начисляемой квартирной платы./7/

     Расходы будущих периодов, методы нормирования в жилищном хозяйстве те же, что  и в промышленности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Новые формы и  методы управления эксплуатацией жилищного фонда 
 

     Организация эксплуатации жилищного фонда требует  формирования эффективной системы  управления, позволяющей обеспечить содержание жилья на требуемом уровне. Формирование системы управления эксплуатацией  жилищного фонда во многом зависит  от формы собственности. В составе  жилищного фонда страны в последние  годы значительно повысилась доля частной  собственности. Значительная часть  этого фонда приходится на приватизированные  квартиры в многоэтажных домах, хотя подавляющее большинство многоэтажных жилых домов остается в муниципальной (или государственной, как в Санкт-Петербурге) собственности города. Поэтому фактически городской жилищный фонд продолжает оставаться доминирующим по сравнению  с домами других форм собственности, что требует от городских властей  громадных усилий и средств на его содержание и ремонт. Но при  существующей системе управления и  финансирования эксплуатации жилья  необходимых средств на эти цели в большинстве местных бюджетов просто нет. Отчисления из региональных и федерального бюджетов также явно недостаточны.

     В результате городские органы власти должны самостоятельно организовать систему  эксплуатации громадного массива жилья  и обеспечить ее эффективным управлением  в условиях крайнего дефицита ресурсов. Как показал практический опыт эксплуатации жилищного фонда, в течение многих лет и десятилетий сделать  это местному руководству в подавляющем  большинстве городов страны не удается. Попытки повысить эффективность  системы управления эксплуатацией  жилищного фонда в рамках жилищно-коммунальной реформы также не привели пока к позитивным результатам.

     Рассмотрим  данную проблему более детально и  наметим пути выхода из сложившейся ситуации.

     Ведущей отраслью, обеспечивающей эксплуатацию жилищного фонда города, является жилищное хозяйство, которое призвано выполнять комплекс работ и услуг  по содержанию и ремонту жилищного  фонда, а также по доведению основных видов коммунального обслуживания до населения и других потребителей. Жилищное хозяйство ввиду преобладания городского жилищного фонда и  сложившейся системы хозяйственных  связей является, по существу, монополистом в области эксплуатации жилья  со всеми вытекающими из этой ситуации негативными моментами для потребителей.

     Основными участниками процесса эксплуатации жилищного фонда являются жилищно-эксплуатационные и ремонтные организации, администрация  города в лице соответствующих служб  и ведомств, а также жители городского жилищного фонда.

     Жилищно-эксплуатационные и ремонтные организации обеспечивают весь комплекс работ по техническому и санитарному содержанию жилья, его ремонту и модернизации. Более  крупные и объемные работы выполняются  специализированными строительными  и ремонтно-строительными предприятиями./3/

     Однако  в большинстве городов страны, особенно крупных, уровень развития жилищного хозяйства остается низким и не соответствует предъявляемым  требованиям; возложенные на него задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной мере влияет на снижение качества жизни населения.

     Жилищное  хозяйство испытывает значительные трудности, связанные с острым дефицитом  финансов, слабой материально-технической  базой, низкой квалификацией кадров, недостаточной проработанностью социально-экономических  и правовых основ деятельности жилищных организаций в части их взаимоотношений  с потребителями и органами власти.

     Жилищное  хозяйство, наряду с другими коммунальными  службами города, остается дотационным, а его содержание ложится тяжелым  бременем на городской бюджет.

     Применяемый до сих пор сугубо административный механизм регулирования жилищной сферы, использование преимущественно  бюджетных источников финансирования, отсутствие экономической заинтересованности жилищно-эксплуатационных организаций  в результатах своей деятельности и отчуждение жителей от собственности, нарушение нормальных экономических  взаимоотношений с производителями  работ и услуг привели к  серьезным негативным последствиям в жилищной сфере. Произошло снижение качества жилищного фонда и ухудшение  условий его эксплуатации, а жители так и не получили реальных рычагов  воздействия на жилищную систему. Все  это и определяет необходимость  реформирования жилищной системы.

     Схематично  процесс управления жилищной сферой, характерный для многих городов  страны, представлен на рис. 6. 

     

     

Информация о работе Особенности организаций финансов в жилищном хозяйстве