Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:29, реферат
Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.
Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.
Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.
.Сущность и необходимость управления финансами
2.Управление финансами РФ
2.1 Функциональные элементы системы управления финансами
2.2 Органы управления финансами, их функции
2.3 Роль региональных и местных финансовых органов в управлении финансами
2.4 методы управления финансами
2.5 Автоматизированные системы управления финансами
3 Финансовое планирование и прогнозирование
3.1 Виды финансовых планов. Методы финансового планирования
3.2 Виды и сферы применения финансовых прогнозов
4. Проблемы управления финансами в РФ
Заключение
Список используемой литературы
Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс, отметим, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.
Финансовый контроль осуществляют
все структурные подразделения
МФРФ соответственно их компетенции. Так,
органы казначейства призваны осуществлять
государственную бюджетную
Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой – страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.
Перестройка банковской системы
и возникновение коммерческих банков
в значительной мере изменили функции
банков (кредитных органов) в области
финансового контроля. Особая роль
в его осуществлении
Впервые в законодательном
плане решен вопрос об обязательности
ведомственного или внутреннего
контроля. Главным распорядителем и
распорядителем бюджетных средств
вменено в обязанность
Также со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРФ существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно для проведения финансового контроля – это Контрольно-ревизионное управление. С его территориальными органами на местах.
2.3 Роль региональных и местных финансовых органов в управлении финансами.
Представительные органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муниципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление и исполнение местного бюджета. Как правило, в их составе действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы. Право на формирование и исполнение местных бюджетов муниципальными образованиями гарантировано ст. 132 Конституции Российской Федерации.
При этом к исполнению дотационных
местных бюджетов (а также бюджетов
недотационных муниципальных
Мировой опыт управления финансами
муниципалитетов
В условиях демократии одной
из важнейших составных частей финансовой
системы государства являются муниципальные
финансы, которые охватывают региональные
бюджеты, бюджеты административно-
Как показывает мировая практика, через муниципальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счёт средств муниципальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.
С помощью муниципальных
финансов государство осуществляет
выравнивание уровней экономического
и социального развития территорий,
которые в результате исторических,
географических, военных и других
условий отстали в
Необходимо дальнейшее повышение роли региональных и муниципальных представительных и исполнительных органов в решении на местах назревших задач экономического и духовно развития общества. Всё это требует расширения их прав, а также развития материально-финансовой базы.
Региональные бюджеты
— главная финансовая база региональных
органов власти. Бюджетные и имущественные
права, представленные органом власти,
дают им возможность составлять, рассматривать,
утверждать и исполнять свои бюджеты,
распоряжаться переданными в
их ведение предприятиями и
Региональные бюджеты
— один из главных каналов доведения
до населения конечных результатов
общественного производства. Через
них общественные фонды потребления
распределяются между отдельными административно-
Существующая система
регулирования местных бюджетов
имеет ряд достоинств. Она позволяет
обеспечить необходимыми средствами региональные
бюджеты независимо от производительности
местных источников, создаёт предпосылки
к выравниванию уровней развития
отдельных территориальных
Таким образом, эффективное управление финансами муниципалитетов и регионов будет способствовать быстрой модернизации всех форм собственности.
2.4 методы управления финансами
Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.
Конкретными методами и формами управления финансами служат:
финансовое планирование;
прогнозирование;
программирование;
финансовое регулирование;
оперативное управление;
финансовый контроль;
Финансовое планирование
представляет собой заключительный
этап в системе народно-
Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляются в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования.
На общегосударственном
и территориальном уровнях в
систему финансового
Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел в будущем, т. е. прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз- это вероятное представление о будущих событиях, основывающихся на наблюдении, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.
Финансовое прогнозирование-
Главной целью финансового
прогнозирования является определение
реально возможного объема ресурсов
и их потребности в прогнозированном
периоде. Финансовые прогнозы являются
необходимым элементом и
Финансовое программирование
- метод финансового
-установление приоритетов расходов по направлениям;
-повышение эффективности расходования средств;
-прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.
Финансовое регулирование
социально-экономических
Основная задача, решаемая
в ходе финансового регулирования,
связана с установлением
Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются: налоги и неналоговые платежи в бюджет; финансовые льготы и санкции; общие и целевые субсидии; доходы и расходы внебюджетных фондов; доходы и расходы государственных предприятий и организаций.
Оперативное управление финансами
связано с осуществлением практических
действий по выполнению финансового
плана, внесению корректив в его
показатели с учетом новых хозяйственных
обстоятельств, изысканию иных источников
формирования финансовых ресурсов и
направлений их эффективного вложения.
Оперативное управление представляет
собой комплекс мер, разрабатываемы
на основе оперативного анализа складывающейся
ситуации и преследующих цель получения
максимального эффекта при
Оперативное управление финансами - главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.
Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.
Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.