Особенности управления финансами в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:29, реферат

Краткое описание

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.
Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.
Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.

Содержание

.Сущность и необходимость управления финансами
2.Управление финансами РФ
2.1 Функциональные элементы системы управления финансами
2.2 Органы управления финансами, их функции
2.3 Роль региональных и местных финансовых органов в управлении финансами
2.4 методы управления финансами
2.5 Автоматизированные системы управления финансами
3 Финансовое планирование и прогнозирование
3.1 Виды финансовых планов. Методы финансового планирования
3.2 Виды и сферы применения финансовых прогнозов
4. Проблемы управления финансами в РФ
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности управления финансами в РФ.docx

— 57.96 Кб (Скачать файл)

Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс, отметим, что на Минфин возложено осуществление  финансового контроля за исполнением  бюджетов субъектов российской Федерации  и местных бюджетов, если субъект  Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и  исполнение бюджета субъекта Федерации  переходит под контроль Минфина  и в случаях, когда субъект  не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения  МФРФ соответственно их компетенции. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя  при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. В связи  с повышением роли налогов в доходах  государства стало необходимо выделение  органов налоговой службы в особую систему. Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение единой системы  контроля за соблюдением российского  налогового законодательства, правомерности  исчисления, полноты и своевременности  внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы ГНС наделены широким  кругом контрольных полномочий и  прав по применению мер принудительного  воздействия к нарушителям налогового законодательства. Одновременно, для  обеспечения безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области  налогообложения были созданы федеральные  органы налоговой полиции, которые  включают в Федеральную службу налоговой  полиции, территориальные и местные  органы.

Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой – страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения  соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых  услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.

Перестройка банковской системы  и возникновение коммерческих банков в значительной мере изменили функции  банков (кредитных органов) в области  финансового контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит  Центральному Банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные  отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное  подразделение – Департамент  банковского надзора. При этом ЦБР  вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные  правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за соблюдением законодательства о  валютном регулировании.

Впервые в законодательном  плане решен вопрос об обязательности ведомственного или внутреннего  контроля. Главным распорядителем и  распорядителем бюджетных средств  вменено в обязанность осуществлять контроль за использованием этих средств.

Также со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРФ существует специальное контрольное  подразделение, предназначенное именно для проведения финансового контроля – это Контрольно-ревизионное  управление. С его территориальными органами на местах.

2.3 Роль региональных и  местных финансовых органов в  управлении финансами.

Представительные органы местного самоуправления принимают  решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению  муниципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление и исполнение местного бюджета. Как правило, в их составе  действуют местные финансовые или  финансово-казначейские органы. Право  на формирование и исполнение местных  бюджетов муниципальными образованиями  гарантировано ст. 132 Конституции  Российской Федерации.

При этом к исполнению дотационных  местных бюджетов (а также бюджетов недотационных муниципальных образований, расположенных на территории региона, получающего финансовую помощь из федерального бюджета) привлекаются органы федерального казначейства и региональных казначейств. Нередко местные финансовые органы выступают филиалами финансовых органов субъектов Российской Федерации.

Мировой опыт управления финансами  муниципалитетов свидетельствует  об их возрастающей роли в экономическом  и социальном развитии территорий.

В условиях демократии одной  из важнейших составных частей финансовой системы государства являются муниципальные  финансы, которые охватывают региональные бюджеты, бюджеты административно-территориальных  единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей. Региональные финансы  обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с  социально-культурным и коммунально-бытовым  обслуживанием населения. Муниципальные  финансы — это система экономических  отношений, посредством которой  распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.

Как показывает мировая практика, через муниципальные финансы  государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых  мероприятий расширяется. За счёт средств  муниципальных бюджетов стали финансироваться  не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные  объекты здравоохранения, мероприятия  по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

С помощью муниципальных  финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в экономическом  и социальном развитии от других районов  страны. Для этого разрабатываются  муниципальные программы. Средства на их осуществление формируются  за счёт источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных  единиц, а также налогов вышестоящих  бюджетов. При этом муниципальным  бюджетам выделяются отчисления от государственных  налогов, но чаще всего субвенции, то есть финансовые ресурсы, предоставляемые  из вышестоящих бюджетов на определённые цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты  и др.).

Необходимо дальнейшее повышение  роли региональных и муниципальных  представительных и исполнительных органов в решении на местах назревших  задач экономического и духовно  развития общества. Всё это требует  расширения их прав, а также развития материально-финансовой базы.

Региональные бюджеты  — главная финансовая база региональных органов власти. Бюджетные и имущественные  права, представленные органом власти, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в  их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Региональные бюджеты  — один из главных каналов доведения  до населения конечных результатов  общественного производства. Через  них общественные фонды потребления  распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из таких бюджетов в известной мере финансируется  и развитие отраслей производственной сферы (в первую очередь коммунального  хозяйства), объём продукции и  услуги которых также выступают  важным компонентом программы повышения  народного благосостояния.

Существующая система  регулирования местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет  обеспечить необходимыми средствами региональные бюджеты независимо от производительности местных источников, создаёт предпосылки  к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует региональные органы к  выполнению планов мобилизации общегосударственных  финансовых ресурсов.

Таким образом, эффективное  управление финансами муниципалитетов  и регионов будет способствовать быстрой модернизации всех форм собственности.

 

2.4 методы управления финансами

Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене  финансовых отношений специфические  методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.

Конкретными методами и формами  управления финансами служат:

финансовое планирование;

прогнозирование;

программирование;

финансовое регулирование;

оперативное управление;

финансовый контроль;

Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы  предполагает разработку комплекса  финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы.

Главным объектом финансового  планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между  отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляются в соответствующих планах, которые  образуют единую систему финансового  планирования.

На общегосударственном  и территориальном уровнях в  систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения.

Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о  положении дел в будущем, т. е. прогностическая информация. Процесс  получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз- это вероятное представление о будущих событиях, основывающихся на наблюдении, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.

Финансовое прогнозирование-это  прежде всего обоснование финансовых планов, предвидение финансового  положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главной целью финансового  прогнозирования является определение  реально возможного объема ресурсов и их потребности в прогнозированном периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать  различные сценарии решения социально-экономических  задач, стоящих пред всеми элементами финансовой системы.

Финансовое программирование - метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко  сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

-установление приоритетов расходов по направлениям;

-повышение эффективности расходования средств;

-прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Финансовое регулирование  социально-экономических процессов  представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в  целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового  регулирования выступают государственные  структуры, а объектами - доходы и  расходы участников общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций  распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного  хозяйства являются: налоги и неналоговые платежи в бюджет; финансовые льготы и санкции; общие и целевые субсидии; доходы и расходы внебюджетных фондов; доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Оперативное управление финансами  связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового  плана, внесению корректив в его  показатели с учетом новых хозяйственных  обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и  направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения  максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения  финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к  маневрированию финансовыми ресурсами  с целью решения вновь возникающих  задач.

Оперативное управление финансами - главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых  организаций, финансовых служб предприятий.

Одной из важнейших функций  управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции  финансов.

Финансовый контроль, являясь  формой реализации контрольной функции  финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

Информация о работе Особенности управления финансами в РФ