Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 04:01, отчет по практике
С 6 ноября 2012 года по 9 февраля 2013 года мной была пройдена учебная практика в Межрайонной ИФНС России № 1 по Еврейской автономной области, главной целью которой являлось закрепление имеющихся теоретических знаний, возможность их применения в области осуществления налоговой деятельности в подразделениях данной инспекции и изучение организационной структуры Межрайонной ИФНС России № 1 по Еврейской автономной области, а также изучение произошедших изменений в функциях и правах налоговых органов в связи с проводимой в Российской Федерации административной реформы, начатой в 2004 году.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Состав и структура инспекции, ее задачи и функции………………………...4
1.1 Общие положения…………………………………………………………….4
1.2 Основные задачи ИФНС……………………………………………………...4
1.3 Функции……………………………………………………………………….5
1.4 Перечень и состав групп персонала в подразделении ……………………..7
1.5 Полномочия ИФНС………………………………………………………….14
2 Анализ эффективности работы Межрайонной ИФНС России № 1 по Еврейской автономной области………………………………………………...17
2.1 Анализ показателей налоговых платежей………………………………….17
2.2 Анализ показателей налогового контроля………………………………....25
3.Оценка функционирования налогового механизма в ЕАО…………………28
3.1 Оценка этапов формирования и функционирования налогового механизма в регионе………………………………………………………………………….28
3.2 Анализ модели налогового механизма в ЕАО……………………………..33
3.3 Методы оценки эффективности деятельности налогового механизма в ЕАО……………………………………………………………………………….39
3.4 Противоречия действующей налоговой системы региона………………..42
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………47
Особое место в налоговом механизме принадлежит контролю. Налоговый контроль призван обеспечить полноту поступлений налоговых доходов в бюджет. Налоговый контроль должен быть всеобъемлющим, пронизывать все этапы воспроизводства. Важной целью налогового контроля является создание условий, препятствующих уходу налогоплательщика от уплаты налога.
Основной формой контроля налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками налогов является налоговая проверка, как выездная, так и камеральная (см. Таблица 3.2).
Таблица 3.2 - Структура налоговых проверок, проводимых за 2009-2011
2011 |
Удельный вес,% |
2012 |
Удельный вес,% | |
Всего проведено проверок |
30442 |
100 |
6292 |
100 |
Камеральные проверки |
30 411 |
99,9 |
6 284 |
99,9 |
из них выявившие нарушения |
2 443 |
8 |
455 |
7,24 |
Выездные проверки |
31 |
0,1 |
8 |
0,13 |
из них выявившие нарушения |
23 |
74,19 |
7 |
87,5 |
Согласно приведенным данным таблицы наибольший удельный вес в структуре проведенных проверок занимают камеральные налоговые проверки (99,9%). Выездные проверки составляют всего 31 (0,1 %). Достаточно низкий процент выездных проверок в 2011 году связан с нехваткой кадровых ресурсов, в рассматриваемой инспекции их число составляет 11 человек, и огромным количеством налогоплательщиков.
Все элементы налогового механизма тесно взаимосвязаны. При недостаточной отладке одного звена другие звенья также оказываются малопродуктивными. Так, ошибки в налоговом прогнозировании способствуют появлению диспропорций в соотношениях доходов бюджетов разных уровней.
На микроуровне важным компонентом налогового механизма является налоговое планирование, призванное обеспечить оптимизацию налоговых платежей предприятия без нарушения действующего законодательства. В условиях высокого налогового бремени оптимизация налоговых платежей позволяет предприятию выявить финансовые резервы с целью более эффективного их использования. Налоговое планирование тесно взаимосвязано с элементами налогового механизма на макроуровне, так как управление налогами организации-налогоплательщики осуществляют в макроэкономической среде.
Актуальным для ЕАО является повышение качества планирования доходных источников регионального бюджета на среднесрочную и долгосрочную перспективу с целью создания основы для эффективного использования финансовых средств, повышения инвестиционной привлекательности региона и как следствие для достижения целей региональной финансовой политики. Структура планируемых доходов бюджета должна отражать приоритеты социально-экономического развития региона и страны в целом. Структура налоговых доходов бюджета представлена в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Структура налоговых доходов ЕАО 2009-2011 гг.
Наименование |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |||
Сумма (тыс.руб.) |
Уд. вес,% |
Сумма (тыс.руб.) |
Уд. вес,% |
Сумма (тыс.руб.) |
Уд. вес,% | |
Налоговые доходы |
1537771,5 |
100 |
1879160,8 |
100 |
2486066,6 |
100 |
Налог на прибыль организаций |
275722 |
17,9 |
357570,1 |
19 |
633186,1 |
25,5 |
Налог на доходы физических лиц |
299847,3 |
19,5 |
884060,8 |
47 |
1042830,1 |
41,9 |
Акцизы |
224148 |
14,6 |
256844,6 |
13,7 |
335881 |
13,5 |
Налоги на совокупный доход |
92326,2 |
6 |
130077,3 |
6,9 |
180282,3 |
7,2 |
Транспортный налог |
52416 |
3,4 |
54454,9 |
2,9 |
68375,8 |
2,8 |
Окончание таблицы 3.3
Налог на имущество организаций |
68991 |
4,5 |
180735,7 |
9,6 |
213662,3 |
8,6 |
Налог на игорный бизнес |
14117 |
0,9 |
54,5 |
0,003 |
- |
- |
Налог на добычу полезных ископаемых |
8730 |
0,57 |
6810 |
0,4 |
6108,9 |
0,2 |
Сборы за пользование объектами животного мира и за объектами водных биологических ресурсов |
1200 |
0,08 |
1541 |
0,08 |
1250 |
0,05 |
Государственная пошлина |
274 |
0,02 |
5683,4 |
0,3 |
4490,1 |
0,2 |
Наблюдается возрастающая тенденция налоговых доходов. Если в 2009 году налоговые доходы составляли 1537771,5 тыс. руб., то к 2011 году они составили 2486066,6 тыс. руб.
Удельный вес от налога на прибыль увеличился на 7,6% (25,5 - 17,9), а от налога на доходы физических лиц на 22,4% (41,9 - 19,5). Удельный вес от налога на совокупный доход увеличились незначительно - на 1,2%, от налога на имущество организаций на 4,1% (8,6 - 4,5).
По остальным видам налогам произошло снижение поступлений: акцизы - на 1,1%, транспортный налог - на 0,6%, налог на добычу полезных ископаемых - на 0,37%, сборы за пользование объектами животного мира и за объектами водных биологических ресурсов - на 0,03%. Понижение показателей произошло также по налогу на игорный бизнес и государственной пошлины. Более наглядно структура налоговых доходов представлена на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 - Структура налоговых доходов ЕАО в 2011г.
Прогноз строится исходя из финансового
состояния и исполнения бюджета
в текущем году. При прогнозировании
доходов региона основой
ЕАО может вводить на своей территории региональные, местные налоги и сборы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ (НК РФ). Кроме того устанавливает размеры процентных ставок по ним, а также в пределах, установленных НК РФ, предоставляет налоговые льготы, вносит изменения и дополнения в региональное законодательство, предоставляет отсрочки и рассрочки по уплате налогов в бюджет региона, предоставляет налоговые льготы.
Таким образом, осуществляя налоговую политику в пределах своих полномочий, региональные власти ЕАО могут оказывать поддержку тем направлениям и видам хозяйственной деятельности, осуществление которых позволяет решать проблемы социально-экономического и финансового развития субъекта.
Проведение продуманной
Налоговое регулирование является
важным фактором развития экономической
активности предприятий и организаций
в ЕАО. Вместе с тем налогообложение
хозяйствующих субъектов
3.3 Методы оценки эффективности
деятельности налогового
в ЕАО
Реалии современного уровня развития
социально-экономических
Повышение значимости собственной налоговой политики ЕАО приводит к необходимости анализа налоговой политики с целью оценки эффективности ее реализации и выявления тенденций поведения региональной власти в процессе управления налогообложением.
В настоящее время существует множество различных методик оценки эффективности налоговой политики региона. Их можно объединить в четыре основные группы:
Несмотря на многообразие методов оценки, не существует единой общепризнанной наиболее эффективной методики, которая могла бы подойти для любого научного исследования. В связи с этим приходится самостоятельно выбирать, какую методику использовать.
У каждой группы методов оценки эффективности региональной налоговой политики есть свои плюсы и минусы, которые должны учитываться при выборе используемого метода.
Наиболее простыми в применении
являются методы на основе экспертных
оценок и методы на основе соблюдения
принципов построения налоговой
системы. Но в тоже время, они являются
менее точными и имеют
Максимально точными и сложными являются методы оценки на основе коэффициента налоговой лояльности. Они же и наиболее эффективные, поскольку позволяют оценить влияние налоговой политики региона на отдельно взятые хозяйствующие субъекты.
Группа методов на основе базовых показателей налоговой нагрузки и социально-экономического состояния региона самая оптимальная. Именно ее хотелось бы предложить в качестве основополагающей. Данная методика проста в расчетах, но в отличие от других она анализирует ряд базовых показателей, всесторонне характеризующих региональную налоговую политику, что позволяет дать наиболее полную оценку ее эффективности. К плюсам этой группы можно также отнести небольшую вероятность ошибок и точность результатов.
Можно сделать вывод, что на данной момент не существует универсальной методики оценки эффективности региональной налоговой политики. У каждой группы методов есть свои положительные и отрицательные стороны, поэтому приходится самостоятельно выбирать, какую методику использовать в зависимости от той или иной ситуации.
На основе данных из Приложения В рассчитаем показатель налоговой нагрузки.
Таблица 3.4 - Структура доходной части бюджета ЕАО 2010-2011 гг.
Наименование налога (сбора) |
2010 год |
2011 год | ||
Сумма (тыс. руб.) |
Удельный вес,% |
Сумма (тыс. руб.) |
Удельный вес, % | |
Налоговые и неналоговые доходы |
2 526 314,9 |
43,404 |
2 555 577,7 |
45,99 |
Налоговые доходы |
1 879 160,8 |
32,286 |
2 486 066,6 |
44,739 |
Неналоговые доходы |
647 154,1 |
11,119 |
69 511,1 |
1,251 |
Безвозмездные поступления |
3 294 125,5 |
56,596 |
3 001 190,2 |
54,01 |
Всего доходов |
5 820 440,4 |
100 |
5 556 767,9 |
100 |
; (3.1)
На основе полученных показателей можно сделать вывод, что налоговая нагрузка в ЕАО высокая. При данном уровне нагрузки государство располагает максимальными возможностями управления развитием экономики. Но для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %).Высокая налоговая нагрузка может привести к ликвидации стимула к предпринимательской деятельности, образование групп налогоплательщиков стремящихся к уходу от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики.
3.4 Противоречия действующей
Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах является неотъемлемой частью всей системы российского законодательства о налогах и сбора. Его характеризуют признаки:
Информация о работе Отчет о прохождении практики в межрайонной ИФНС России №1 по ЕАО