Оценка эффективности финансовой деятельности предприятия на соответствие стратегическим целям бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование финансового состояния организации ООО «Купец» и разработка предложений по увеличению финансовой устойчивости предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие и раскрыть значение анализа финансового состояния предприятия;
рассмотреть экономическое содержание валового дохода и прибыли в торговле;
изучить современные подходы к анализу хозяйственной деятельности торговых предприятий;
дать характеристику ООО «Купец»;
провести анализ финансового состояния предприятия;
разработать предложения по увеличению финансовой устойчивости организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Экономическое содержание валового дохода и прибыли в торговле 6
1.2. Анализ рентабельности в торговле 14
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «КУПЕЦ» 17
2.1. Характеристика предприятия 17
2.2. Анализ финансовой деятельности предприятия 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ФО.doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)

     При формировании и распределении прибыли  пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так  и предпринимательские интересы хозяйствующих субъектов и их контрагентов, интересы отдельных работников.

     Под формированием прибыли подразумевается  долгосрочное и краткосрочное планирование всех сторон деятельности предприятия, принятие решений, постоянный контроль за исполнением принятых решений, постоянный учет внешних и внутренних факторов, влияющих на прибыль. Необходимо отметить, что предсказание величины прибыли на следующий период с точностью более 10%, как правило, не удается даже в условиях экономической и политической стабильности, а тем более в условиях кризиса. Причиной этого является действия конкурентов и быстро меняющиеся предпочтения покупателей. Поэтому очень важно учитывать внешние и внутренние факторы, влияющие на прибыль. На объем прибыли оказывают влияние следующие внешние (независимые от предприятия) факторы:  

  • политическая  стабильность;
  • состояние экономики;
  • демографическая ситуация;
  • конъюнктура рынка;
  • темпы инфляции;
  • ставки за кредит.
 

А также  внутренние факторы:  

  • объем валового дохода;
  • размер издержек обращения;
  • производительность труда работников;
  • скорость оборачиваемости товаров;
  • наличие собственных оборотных средств;
  • эффективность использования основных фондов.
 

     Под  распределением  прибыли   понимается   порядок   её   направления, определяемый законодательством. В условиях рыночной  экономики  значительная часть прибыли изымается в виде налогов  (из  валовой  прибыли),  которые государство использует на пополнение доходов бюджета. Законом  РФ  «О  налоге на  прибыль   предприятий   и   организаций» предусмотрено право предприятиям  направлять  часть валовой прибыли   на финансирование  капитальных   вложений   производственного   и   социального назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных  на  эти  цели. Это позволяет уменьшить фактическую сумму  налога  на  прибыль,  исчисленную без учёта этой льготы, но не более чем в 2 раза.

     Главное требование, которое предъявляется  сегодня к системе распределения  прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, что она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.

     При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования, прежде всего, учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления торгового потенциала предприятия, а также современными постоянными экономическими изменениями, связанными с Мировым экономическим кризисом, что приводит к необходимости корректировки ассортимента выпускаемых товаров, дабы избежать возможности убытка. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, внедрения новых технологий, продаж перехода на прогрессивные методы труда и т.п. Общая схема распределения прибыли предприятия выглядит следующим образом:

     Чистая  прибыль = Резервный фонд + Фонд накопления + Фонд потребления + Остаток чистой прибыли

     Чистая  прибыль - показатель,  характеризующий  экономический рост предприятия  на основе собственных средств.7 Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервных фондов, либо непосредственным ее распределением по отдельным направлениям. В первом случае предприятие должно составить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к финансовому плану. Во втором случае распределения прибыль отражается непосредственно в финансовом плане.

     Фонд  накопления используется на освоение новых видов товаров, на финансирование затрат, на погашение долгосрочных ссуд и уплату процентов по ним, уплату процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм, относимых на издержки обращения, финансирование прироста оборотных средств, взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других организаций и т.д.

     Фонд  потребления используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируются:

  • расходы по эксплуатации объектов социально-бытового назначения, находящиеся на балансе хозяйствующего субъекта (строительство);
  • проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий; осуществляется выплата премий за выполнение особо важных заданий, оказание материальной помощи.

     Резервный фонд гарантирует финансовую устойчивость предприятия,  обеспечивает резервный  капитал. В рыночной экономике и в условиях кризиса отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Его величина характеризует готовность предприятия к страхованию риска, связанного с предпринимательской деятельностью в условиях неопределенности.8

     Для каждой организационно-правовой формы предприятия законодательно установлен соответствующий механизм распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, основанный на особенностях внутреннего устройства и регулирования деятельности предприятий соответствующих форм собственности.

     На  любом предприятии объектом распределении  является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление  прибыли в бюджет и по статьям  использования на предприятии. 3аконодательно  распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение же направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции самого предприятия.9

     Государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через  порядок предоставления налоговых  льгот  стимулирует направление  прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений непроизводственной сферы и т.п. Законодательство ограничивает размер резервного фонда предприятия, регулирует порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

     Порядок распределения и использования  прибыли предприятия фиксируется  в его Уставе и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических  и финансовых служб и утверждается руководящим органом предприятия.

     Прибыль общества с ограниченной ответственностью облагается налогом и распределяется в общем порядке, установленном  для юридических лиц. При подведении итогов хозяйственной деятельности за год каждому учредителю выплачивается  доля прибыли, соответствующая его вкладу в уставный капитал, после внесения в бюджет налогов, других обязательных платежей, направления прибыли на развитие предприятия и материальное поощрение работников.

     Важным  элементом деятельности торгового  предприятия является анализ и планирование своей работы. На современном этапе существует множество разных подходов к анализу, основные из них будут описаны далее.10

1.2. Анализ рентабельности в торговле

 

     Общая рентабельность торговых предприятий  на практике обычно определяется отношением прибыли к товарообороту. Он показывает, сколько процентов составляет прибыль в товарообороте. Этот уровень рентабельности следует исчислять не по всей (балансовой) прибыли, а только по прибыли от реализации товаров, так как внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения объема товарооборота. Экономисты стран с развитой рыночной экономикой его называют уровнем рентабельности продаж. Он находится в прямой зависимости от изменения уровня валового дохода, находящегося в распоряжении торгового предприятия, и в обратной - от изменения уровня издержек обращения.

     Уровень рентабельности, исчисленной отношением прибыли к товарообороту, имеет  существенный недостаток: он не учитывает, при каких хозяйственных ресурсах (активах) достигнут финансовый результат и как эффективно они используются. В связи с этим экономисты предлагают определить рентабельность хозяйственных ресурсов как отношение годовой суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств. Он показывает, сколько процентов занимает прибыль в активах предприятия или сколько копеек прибыли получено с каждого рубля хозяйственных ресурсов. В зарубежной аналитической практике его называют уровнем рентабельности функционирующего капитала. При исчислении рентабельности функционирующего капитала в расчет следует включать все основные производственные средства (собственные, арендованные и безвозмездно предоставленные) и все оборотные средства (текущие активы). Фактическую среднегодовую стоимость собственных основных средств и оборотных активов рассчитывают по данным бухгалтерских балансов.

     Способом  долевого участия можно измерить влияние на уровень рентабельности функционирующего капитала изменения  средних остатков отдельных видов  хозяйственных средств.

     Далее необходимо изучить причины и  факторы, повлиявшие на изменение средних  остатков основных и оборотных активов, и выявить резервы повышения  эффективности их использования. Средние  остатки основных производственных фондов математически можно представить как отношение объема товарооборота к уровню фондоотдачи. Влияние фондоотдачи на рентабельность функционирующего капитала можно также измерить способом долевого участия.

     Средние остатки оборотных активов можно  представить как произведение среднедневного товарооборота на их оборачиваемость в днях. В связи с этим по уровню рентабельности функционирующего капитала можно изучить влияние второго качественного показателя работы торговых предприятий - оборачиваемости оборотных средств.11 Для этого исчисляют, сколько высвобождено или дополнительно вложено средств за счет изменения оборачиваемости (умножением фактического среднедневного товарооборота за отчетный год на ускорение или замедление оборачиваемости оборотных средств в днях) и способом долевого участия определяют ее влияние на уровень рентабельности хозяйственных ресурсов (по той же методике, что и влияние на рентабельность изменения фондоотдачи).

     Мировая практика стандартной оценки хозяйственной  и финансовой деятельности предприятий  предлагает использование системы взаимосвязанных показателей рентабельности, каждый из которых несет вполне определенную нагрузку для пользователей информации.12 Одни из них применяют для оценки текущего положения предприятия, другие - при проведение динамического и сравнительного анализа показателей рентабельности по секторам основной деятельности (по видам хозяйственной деятельности и хозрасчетным подразделениям), по предприятиям-аналогам и предприятиям-конкурентам. С этой целью выработана научно обоснованная система показателей рентабельности. Наряду с рассмотренными ранее показателями рентабельности продаж и функционирующего капитала предлагается изучать рентабельность основных производственных фондов, рентабельность оборотных средств, рентабельность затрат средств на оплату труда, рентабельность собственного капитала (прибыль к источникам собственных средств), рентабельность перманентного капитала (отношение прибыли к собственному капиталу плюс долгосрочные обязательства), рентабельность экономического потенциала (прибыль к среднегодовым остаткам основных и оборотных средств и расходам на оплату труда) и др.13 Также определяют прибыль в расчете на одного работника, на 1 м 2 торговой или всей площади магазина.

     Указанные выше показатели рентабельности следует рассчитывать по прибыли от реализации товаров, балансовой и чистой прибыли, что позволяет изучить влияние составных частей прибыли и ее использования на рентабельность работы предприятия.14

     Итак, анализ рентабельности продаж должен проводится по отдельным товарам и товарным группам с использованием данных потоварного учета валового дохода и издержек обращения. Это позволяет установить высокорентабельные, низко рентабельные и убыточные товары и принять меры к расширению закупки и реализации товаров с высокой рентабельностью. В условиях рыночной экономики следует определять рентабельность каждой партии закупаемых товаров. При изучении целесообразности и эффективности закупки и реализации отдельных партий товаров необходимо учитывать их оборачиваемость.

Информация о работе Оценка эффективности финансовой деятельности предприятия на соответствие стратегическим целям бизнеса