Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 21:01, реферат
История создания, особенности организации и принципы функционирования Парижского клуба.
Парижский клуб кредиторов.
Особенности организационной структуры
Парижского Клуба.
Парижский клуб
– неформальное объединение
которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия,
Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США,
Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в
1956 году с целью реструктуризации задолженности развивающихся стран.
Членство в Парижском Клубе предполагает постоянный обмен информацией между
кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-
должников с Парижским Клубом содержат статью, обязывающую их не
предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед
ними, чем условия, предоставленные членам Клуба. Наиболее бедным странам
списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая
Клубом практика ограничивает также сумму уступки страной-кредитором активов
на вторичном рынке долгов пределом в 20 млн. долларов или 10% от общей
суммы требований к данной стране-кредитору ( в зависимости от того, что
больше ). Парижский Клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если
какое-либо государство-должник, испытывающее экономические трудности
(например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу
оздоровления под эгидой МВФ. Парижский клуб совместно с правительством
данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации её внешнего
государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить
пассивное сальдо платёжного баланса, не сокращая при этом объём импорта
товаров и капиталов.
В рамках Парижского Клуба страны, испытывающие трудности в выплате долгов
другим государствам и частные учреждениям, проводят переговоры со своими
кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Пожалуй, само
название «Парижский Клуб» не совсем точное , хотя это неформальное
объединение , а не официальная международная организация. У него нет штаб-
квартиры, секретариата, а главное, нет устава. Другими словами, этот клуб
не имеет юридического статуса.
Парижский Клуб не очень известен широкой публике, что отчасти связано с
проводимой им политикой конфиденциальности : кредиторы стараются не
раскрывать информацию, касающуюся их оценки экономического и финансового
положения того или иного должника и масштабов предоставляемых льгот по
погашению долгов. Решение о том, должна ли такая информация предоставляться
третьим сторонам и в каком объеме, принимается самим должником. Тем не
менее, за 40 с лишним лет своего существования Клуб стал одним из главных
действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования
и обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко
корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два принципа : проведение
внутренних реформ и структурной перестройки с предоставлением внешней
финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения
прежних долгов.
В 1956 году, как только клуб был организован, первые переговоры с
официальными кредиторами в Париже провело правительство Аргентины с целью
выработки взаимоприемлемой для пересмотра графиков платежей по
гарантированным государством экспортным кредитам. В следующие полтора
десятилетия с просьбами о пересмотре графиков платежей в клуб обращались
Бразилия, Чили и Турция. Наибольшая активность приходится на последние
двадцать лет, когда около 100 стран заключили более двухсот соглашений о
реструктурировании долгов на сумму боле 350 млрд. долл.[1] Свою лепту
вносят также и коммерческие банки, значительно сокращая обязательства
должников по погашению не гарантированных государством кредитов.
Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что
он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов
под председательством высокопоставленного чиновника государственного
Казначейства Франции Франсуа Перье. Будучи созданный не как постоянно
действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов
отдельным должникам, Клуб руководствуется рядом принципов, например,
принципом консенсуса. Некоторые из них периодически пересматриваются.
Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства , в
переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-
кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может
потребоваться пересмотр условий погашения . Большую часть займов и кредитов
развивающиеся страны , а также государства Центральной и Восточной Европы
получают от стран-членов Организации экономического сотрудничества и
развития (ОЭСР) , поэтому последние почти всегда участвуют в таких
переговорах.. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском
Клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конференцию ООН по торговле и
развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с
просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия
и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их
должники также обращаются в Парижский Клуб. Таким кредиторам выгодно решать
вопросы уже на многосторонней основе.
Многосторонний подход является наиболее эффективным и облегчает работу в
административно-
вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым в
отдельности. Кроме того, кредиторы придают большое значение принципу
равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных
задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них
льготы в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания
долговых обязательств другими кредиторами.
I. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПАРИЖСКОГО КЛУБА.
Принципы Парижского клуба.
В своей работе
Парижский клуб
наличие
непосредственной угрозы
обусловленность реструктуризации долга обязательством должника
проводить
определенную экономическую
равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди
кредиторов.
Первые два принципа — это условия, которые страна-должник обязана
выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита
может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции
кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между
собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов,
кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и
требования. Россия и международные клубы кредиторов.
1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению
задолженности.
Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены,
должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои
обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных
задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для
Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре
будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень
серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии
платежного баланса страны на будущий год.
Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к
кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо
непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным
учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным
юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме
задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк
данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой
валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного
сектора).
Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в
национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте
(чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием
непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности.
Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не
влечет никакой ответственности со стороны государства.
2. Условия погашения для
Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей
направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через
осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства-
кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при
условии принятия странами-должниками программ макроэкономических
преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ.
Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно, в
согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности
содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу
до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным
фондом о дополнительных ссудах».
У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются
большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед
официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает
предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно,
заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в
свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности
урегулировать финансовые отношения с такими странами.
Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал
специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять
программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями,
которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере
успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на
получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для
погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершения указанной
программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и
приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке.
Обусловленность кредитов
обязательствам должников
экономическую политику не является строгим юридическим термином.
Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валютном
фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что
обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную
экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности. Почему они
так считают?
План преобразований
МВФ, который излагается в письме-
заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:
.
ограничение роста денежной
.
сокращение дефицита
. контроль над предоставлением кредитов, совершенствование
политики обменного курса национальной валюты (речь идет об
устранении искусственного завышения курса путем девальвации),
. устранение контроля над ценами, совершенствование торгового
баланса,
.
ограничение вмешательства
Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с
сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и
т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и
других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во
многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так
что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны-
должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против