Парижский клуб кредиторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 21:01, реферат

Краткое описание

История создания, особенности организации и принципы функционирования Парижского клуба.

Вложенные файлы: 1 файл

Парижский клуб кредиторов.docx

— 50.08 Кб (Скачать файл)

Парижский клуб кредиторов.

  
Особенности организационной структуры Парижского Клуба.

 

   Парижский клуб  – неформальное объединение правительств  стран-кредиторов,

которыми являются  Австралия, Австрия,  Бельгия,  Великобритания,  Германия,

Дания, Испания,  Италия,  Канада,  Нидерланды,  Норвегия,  Португалия,  США,

Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было  создано  в

1956  году  с  целью  реструктуризации  задолженности  развивающихся  стран.

Членство в Парижском Клубе предполагает постоянный обмен  информацией  между

кредиторами о задолженности и  ходе  ее  погашения.  Все  соглашения  стран-

должников  с  Парижским  Клубом   содержат   статью,   обязывающую   их   не

предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения  долга  перед

ними, чем условия, предоставленные членам  Клуба.  Наиболее  бедным  странам

списывается до  80%  их  внешнего  долга  официальным  кредиторам.  Принятая

Клубом практика ограничивает также сумму уступки страной-кредитором  активов

на вторичном рынке долгов пределом в 20  млн.  долларов  или  10%  от  общей

суммы требований к данной стране-кредитору (  в  зависимости  от  того,  что

больше ). Парижский Клуб функционирует в тесном сотрудничестве с  МВФ.  Если

какое-либо   государство-должник,   испытывающее   экономические   трудности

(например,  по  части  баланса  платежа),  начинает  осуществлять  программу

оздоровления под эгидой  МВФ.  Парижский  клуб  совместно  с  правительством

данной  страны  вырабатывает  соглашение  о  реструктуризации  её   внешнего

государственного  долга.  В  результате  появляется  возможность   уменьшить

пассивное сальдо платёжного баланса, не  сокращая  при  этом  объём  импорта

товаров и капиталов.

   В рамках Парижского  Клуба страны, испытывающие трудности  в выплате долгов

другим государствам и частные учреждениям,  проводят  переговоры  со  своими

кредиторами  о  пересмотре  условий  и  графиков  платежей.  Пожалуй,   само

название  «Парижский  Клуб»  не  совсем  точное  ,  хотя  это   неформальное

объединение , а не официальная международная организация. У него  нет  штаб-

квартиры, секретариата, а главное, нет устава. Другими  словами,  этот  клуб

не имеет юридического статуса.

   Парижский Клуб  не очень известен широкой  публике, что отчасти  связано  с

проводимой  им  политикой  конфиденциальности  :  кредиторы   стараются   не

раскрывать информацию, касающуюся их  оценки  экономического  и  финансового

положения того или иного  должника  и  масштабов  предоставляемых  льгот  по

погашению долгов. Решение о том, должна ли такая информация  предоставляться

третьим сторонам и в каком  объеме,  принимается  самим  должником.  Тем  не

менее, за 40 с лишним лет своего существования Клуб стал  одним  из  главных

действующих лиц в проведении международной стратегии в области  кредитования

и  обеспечения  погашения  задолженностей.   Указанная   стратегия   нередко

корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два принципа  :  проведение

внутренних  реформ  и  структурной  перестройки  с  предоставлением  внешней

финансовой помощи в  форме  новых  займов  или  льготных  условий  погашения

прежних долгов.

   В 1956 году,  как  только  клуб  был  организован,  первые  переговоры  с

официальными кредиторами в Париже провело правительство  Аргентины  с  целью

выработки   взаимоприемлемой   для   пересмотра   графиков    платежей    по

гарантированным  государством  экспортным  кредитам.  В  следующие   полтора

десятилетия с просьбами о пересмотре графиков  платежей  в  клуб  обращались

Бразилия, Чили и  Турция.  Наибольшая  активность  приходится  на  последние

двадцать лет, когда около 100 стран заключили  более  двухсот  соглашений  о

реструктурировании долгов на  сумму  боле  350  млрд.  долл.[1]  Свою  лепту

вносят  также  и  коммерческие  банки,  значительно  сокращая  обязательства

должников по погашению не гарантированных государством кредитов.

   Особенность структурной  организации Парижского Клуба  состоит в  том,  что

он являет собой  собрание  представителей  суверенных  государств-кредиторов

под   председательством   высокопоставленного   чиновника   государственного

Казначейства Франции  Франсуа  Перье.  Будучи  созданный  не  как  постоянно

действующий орган, а  для  решения  конкретных  проблем  погашения  кредитов

отдельным  должникам,  Клуб  руководствуется  рядом   принципов,   например,

принципом консенсуса. Некоторые из них периодически пересматриваются.

   Поскольку  Парижский  Клуб  не  имеет   фиксированного   членства   ,   в

переговорном процессе в рамках Клуба может  участвовать  любое  государство-

кредитор, являющееся держателем обязательств по  долгам,  по  которым  может

потребоваться пересмотр условий погашения . Большую часть займов и  кредитов

развивающиеся страны , а также государства Центральной  и  Восточной  Европы

получают  от  стран-членов  Организации  экономического   сотрудничества   и

развития  (ОЭСР)  ,  поэтому  последние  почти  всегда  участвуют  в   таких

переговорах.. Среди других традиционных участников переговоров  в  Парижском

Клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конференцию  ООН  по  торговле  и

развитию (ЮНКТАД)  и,  естественно,  саму  страну-должника,  обратившуюся  с

просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например  Россия

и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты  другим  странам,  и  их

должники также обращаются в Парижский Клуб. Таким кредиторам выгодно  решать

вопросы уже на многосторонней основе.

   Многосторонний подход  является наиболее эффективным  и облегчает работу  в

административно-организационном плане, так  как  должник  имеет  возможность

вести переговоры  со  всеми  кредиторами  одновременно,  а  не  с  каждым  в

отдельности.  Кроме  того,  кредиторы  придают  большое  значение   принципу

равенства   или    равномерного    распределения    бремени    невыплаченных

задолженностей. Они хотят быть уверенными  в  том,  что  полученные  от  них

льготы в отношении условий погашения долга не использованы для  обслуживания

долговых обязательств другими кредиторами.

 

 

 

                   I. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПАРИЖСКОГО  КЛУБА.

 

 

                         Принципы Парижского клуба.

 

 

   В своей работе  Парижский клуб руководствуется  тремя основными принципами:

 

 

 

        наличие  непосредственной угрозы прекращения  платежей,

 

 

        обусловленность  реструктуризации  долга  обязательством   должника

      проводить  определенную экономическую политику,

 

 

          равномерное  распределение  бремени  невыплаченных  долгов  среди

      кредиторов.

 

 

   Первые  два  принципа  —  это  условия,  которые  страна-должник  обязана

выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий  погашения  кредита

может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится  к  позиции

кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении  между

собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий  погашения  кредитов,

кредиторы  должны  действовать  сообща  и  координировать  свои  действия  и

требования. Россия и международные клубы кредиторов.

 

 

    1. Наличие непосредственной  угрозы прекращения платежей  по погашению

                               задолженности.

   Для  того  чтобы  условия  погашения  кредита  могли  быть  пересмотрены,

должнику следует доказать, что без этого он не в  состоянии  выполнить  свои

обязательства по  выплате  внешнего  долга.  Как  правило,  наличие  крупных

задолженностей  по  платежам  в  погашение  внешних  кредитов  является  для

Парижского клуба достаточным доказательством того, что  эти  платежи  вскоре

будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать  степень

серьезности проблем  данной  страны  с  помощью  прогноза  МВФ  о  состоянии

платежного баланса страны на будущий год.

   Такие договорные  обязательства по  платежам,  как  правило,  относятся  к

кредитам   или   особым   финансовым    условиям,    предоставленным    либо

непосредственно  правительству  страны-должника,  либо  его   уполномоченным

учреждениям и  ведомствам  (долг  государственного  сектора),  либо  частным

юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте,  равную  сумме

задолженности, в отечественный коммерческий  банк  или  в  центральный  банк

данной строены, и перевод средств иностранному  кредитору  в  конвертируемой

валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты  (долг  частного

сектора).

   Неспособность  частного  должника   привлечь   достаточные   средства   в

национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной  валюте

(чтобы потом выплатить  долг иностранному кредитору)  не  считается  наличием

непосредственной  угрозы  прекращения  выплат  по  погашению  задолженности.

Такая ситуация  представляет  собой  реализацию  коммерческого  риска  и  не

влечет никакой ответственности со стороны государства.

                     2. Условия погашения для должников.

 

     Смягчение  условий  погашения  задолженности  путем  отсрочки  платежей

направлено на  то,  чтобы  должнику  восстановить  кредитоспособность  через

осуществление всеобъемлющих реформ и  преобразований.  Поэтому  государства-

кредиторы идут на  пересмотр  графиков  погашения  задолженностей  лишь  при

условии    принятия    странами-должниками    программ    макроэкономических

преобразований,  финансируемых  при  помощи  дополнительных  ссуд  от   МВФ.

Данному факту государства-кредиторы  придают  большое  значение.  Обычно,  в

согласованном  протоколе  о  пересмотре  условий   погашения   задолженности

содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола  сохраняют  силу

до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным  валютным

фондом о дополнительных ссудах».

   У должников, испытывающих  финансовые  трудности,  зачастую  накапливаются

большие  суммы  неплатежей  по  погашению  задолженности  не  только   перед

официальными и частными кредиторами, но и перед  МВФ.  Устав  МВФ  запрещает

предоставлять  таким  странам  новые  кредиты  и  ссуды  и,   следовательно,

заключать с ними соответствующие дополнительные  договоренности.  А  это,  в

свою  очередь,  лишает   страны-кредиторы   Парижского   клуба   возможности

урегулировать финансовые отношения с такими странами.

   Чтобы вырваться  из этого заколдованного круга, Парижский клуб  разработал

специальную стратегию, согласно которой страна-должник  должна  осуществлять

программу макроэкономических преобразований в соответствии  с  требованиями,

которые предъявляются к получателям дополнительных  ссуд  от  МВФ.  По  мере

успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает  право  на

получение финансовой помощи  Фонда.  И  тогда  эти  права  используются  для

погашения  имеющихся  задолженностей.   К   моменту   завершения   указанной

программы  страна-должник  должна  полностью  рассчитаться   с   долгами   и

приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке.

   Обусловленность кредитов  обязательствам должников проводить  определенную

экономическую   политику   не   является   строгим   юридическим   термином.

Определения этого принципа нет даже в  Договорах  о  Международном  валютном

фонде  и  о  Всемирном  банке.  Некоторые  страны-должники  утверждают,  что

обусловленность   кредитов   МВФ   обязательством   проводить   определенную

экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности.  Почему  они

так считают?

   План преобразований  МВФ, который излагается в письме-обязательстве  страны-

заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

         . ограничение роста денежной массы,

         . сокращение дефицита государственного  бюджета,

         .  контроль  над   предоставлением   кредитов,   совершенствование

           политики обменного  курса  национальной  валюты  (речь  идет  об

           устранении искусственного завышения курса путем девальвации),

         .  устранение контроля  над  ценами,  совершенствование  торгового

           баланса,

         . ограничение вмешательства государства  в экономику.

   Однако в  практическом  плане  программы  преобразований  МВФ  связаны  с

сокращением расходов на социальные  нужды  (образование,  здравоохранение  и

т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания  и

других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение  таких  программ  во

многих случаях приводило к беспорядкам и  политической  нестабильности,  так

что при осуществлении подобных  планов  стабилизации  правительство  страны-

должника  нередко  вынужденно  прибегать   к   репрессивным   мерам   против

Информация о работе Парижский клуб кредиторов