Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 21:01, реферат
История создания, особенности организации и принципы функционирования Парижского клуба.
|Неапольские условия
|67%-ное списание по чистой приведенной стоимости или реструктурирование |
|долга с целью его сокращения на 67% по ставкам ниже рыночных ( ВВП на |
|душу населения менее 500 долл., или долг/экспорт более 350%). |
|50%-ное списание (для других
категорий)
|Капитализация 50% и их выплата в течение 33 лет с 8-летним льготным |
|периодом, остальная часть в течение 23 лет с 6-летним льготным периодом с|
|прогрессивной шкалой
амортизации.
|Реструктуризация на 40 лет с 16-летним или 20-летним льготным периодом, |
|проценты по прежней
ставке.
В 1995-1998 гг. более 30 странам с низким уровнем дохода ( в том числе 20
африканским странам южнее Сахары) Парижский Клуб сократил задолженность на
условиях Неаполя, из них 7 странам – на 67%.
С 1997 г. действуют Лионские условия, которые предлагают 80%-е снижение
долговых обязательств, а также доведение соотношения внешний долг/экспорт
до 200-250% и платежи/экспорт до 20-25%.
Проект под названием « ИНИЦИАТИВА HIPC» предусматривает целенаправленные
усилия по снижению бремени долга самых бедных развивающихся стран при
условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по
финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.
5. Стандартные условия
|
|Стандартные (классические)
условия
|Реструктуризация до 10% долга ( в некоторых случаях только основной долг)|
|
|Срок погашения 10 лет с
5-летним льготным периодом
|Рыночные ставки.
III. РОССИЯ И Парижский Клуб .
Официальный документ.
О присоединении
Российской Федерации к
17 сентября 1997г. в Париже
Правительством Российской
Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации
к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного
государства-участника.
Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции
России в международную финансовую систему и основывается на следующих
принципах, изложенных в положениях Меморандума о взаимопонимании:
Равноправное участие России в рассмотрении вопросов урегулирования
задолженности государств-должников. Начиная с даты подписания Меморандума
российские долговые требования приобретают тот же статус, что и аналогичные
требования членов Парижского клуба.
Признание и применение при урегулировании задолженности перед Россией
официального курса Госбанка СССР.
Предоставление начальной скидки на задолженность государств-должников
перед Россией. В настоящее время Россия присоединяется к международным
программам оказания безвозмездной помощи беднейшим странам для поддержания
минимального уровня существования их населения, и в этой связи
присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба
кредиторов в качестве государства-участника предусматривает уменьшение
абсолютного объема финансовых требований б. СССР к государствам-должникам в
зависимости от их экономического положения.
В течение 1998-1999гг.
планируется подписание
27 государствами-должниками о реструктуризации их задолженности перед
Россией на условиях Парижского клуба кредиторов.
1. Какова ситуация с нашей
Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР.
Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях
обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг
всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 году
составил около 70 миллиардов долларов (внешний долг СССР в 1987 году
составил 40 миллиардов долларов). Выплатить этот государственный долг в
сравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка
России от ее экспорта резко сократилась и в еще большей степени
сократилась доля государства в этой выручке. Практически Россия может
ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 миллиардов долларов в
год, что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней
задолженности. В 1993 году Парижский клуб и Лондонский клуб (объединяют
частных кредиторов, преимущественно транснациональные банки) отсрочили на
несколько лет выплату основой части российского долга. Но отдавать его
придется.
Сегодня внешний
долг России условно можно
разделить на семь
. займы международных организаций(64% или 128,3 млрд.$)
. реструктурированный долг СССР;
. кредиты и займы российских банков(9%);
. кредиты
и займы российских компаний(
. валютные облигации внутреннего займа(6% или 11,4 млрд.$);
. еврооблигации(8% или 16,2 млрд.$)
. субфедеральные внешние займы и кредиты(1% или 2,8 млрд.$).
Россия сейчас имеет дело с тремя группами кредиторов: официальными
кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб, коммерческими банками,
или Лондонским клубом, и, наконец, коммерческими фирмами и банками,
входившими ранее в Токийский клуб.
К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по
кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках
межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или
застрахованным правительственными страховыми организациями. Двойственное
положение России в составе Парижского клуба заключается в том, что мы
выступаем в качестве должника одних стран(37 млрд. $) и, одновременно,
кредитора других стран(50-100 млрд. $).
На 1999-2001 года приходится пик расчетов страны по внешнему долгу.
Ежегодно Россия на выплату процентов и погашение собственно кредитов и
займов должна тратить 18-20 млрд. долларов (сумма, сопоставимая с доходной
частью бюджета). Надвигающийся пик образовался из-за того, что
обязательства по старым, еще советским долгам, наложились на обязательства
по кредитам и займам, полученным после 1.01.92 года. В принципе размер
суверенного российского долга сравнительно невелик. На начало 1998 года
общая задолженность перед внешними кредиторами составила примерно 130 млрд.
$, из них 100 млрд. осталось от СССР. До прихода к власти С. Кириенко сумма
внешнего долга не превышала 35% ВВП и не являлась критической. Однако за 5
месяцев правления "технократический кабинет" к этой сумме добавил примерно
16-17 млрд. долларов: крупные заимствования, сделанные за Апрель-Август;
конверсия внутреннего долга во внешний и резкая девальвация рубля привели к
тому, что внешний долг сейчас близок к 45% ВВП.
Что касается
международного кредитного
после знаменитого внутреннего дефолта, он один из самых низких в мире.
Задолженность России по
В процессе распада бывшего СССР кредитные линии, предоставленные
правительствами развитых стран «под перестройку», продолжали действовать (в
отличие от займов коммерческих банков), продукция поступала всем бывшим
союзным республикам, в то время как обслуживание накопленного долга
осуществлялась только за счет средств Российской Федерации. В рамках
базового соглашения (1996 г.) по долгосрочной реструктуризации официальной
задолженности России заключены двусторонние межправительственные соглашения
с 18-ю странами-членами клуба: Австралией, Австрией, Бельгией,
Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Канадой,
Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, Швейцарией, Швецией, Францией,
Финляндией и Японией. Кроме того, подписано свыше 60 межбанковских
соглашений о порядке учета и погашения задолженности и почти столько же
коммерческих контрактов по выверке сумм задолженностей. Отсроченный долг
подлежит погашению с 2002 по 2020 гг. нарастающим, а затем убывающим
графиком платежей. Агентом по соответствующим операциям определен
Внешэкономбанк.
Внеклубная задолженность России.
Россия взяла на себя также обязательства по урегулированию задолженности
бывшего СССР и перед странами, не входящими в Парижский клуб. Остатки
задолженностей предполагается гасить в основном товарными поставками. Так,
например, долг перед Словакией в настоящее время составляет 1,8 млрд.перед
Венгрией — 480 млн., Республикой Корея — 170 млн., Болгарией — 100 млн.,
Польшей - 20 млн. долл. Неурегулированы вопросы пока с некоторыми
странами, в частности, например, с Китаем, ОАЕ, Румынией, Ю. Кореей,
Кувейтом.
[pic]
Рис. 1. Структура внешних финансовых активов России
4. Задолженность перед Россией в рамках Парижского клуба.
Большая часть
финансовой поддержки дружественных СССР политических режимов в странах
третьего мира, т.е. предоставлялась без сколько-нибудь серьезного анализа
платежеспособности заемщиков. Как следствие, обязательства большинства
государств относятся теперь к разряду сомнительной и даже безнадежной
задолженности. Из суммарного долга 51-ой страны России в 120 млрд. долл.
почти треть приходится на 25 стран, обратившихся в этот клуб с просьбой о
реструктуризации задолженности. В рамках клуба у России 5 крупнейших
должников: Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Например, на нашу
страну приходится 80% (или 6,5 млрд. долл.) всей задолженности Йемена,
Остальные страны выплачивают (в СКВ и товарами) в лучшем случае лишь пятую
часть оговоренной в соглашениях суммы. Членство России в клубе дает нам
хоты маленькую, но надежду на увеличение сумм выплат. Конечно, процент
списания долгов, на который нам придется пойти в рамках клуба, большой. Он
определяется двумя факторами — уровнем развития страны и долей военных
поставок в сумме долга. Поэтому дисконт может составлять от 35 до 80%.
Одним из направлений работы с финансовыми активами бывшего СССР является
продажа на тендерной основе активов, выраженных в клиринговых и других
замкнутых валютах. Сюда относятся, в первую очередь, долги Индии,
Пакистана, Бангладеш, Монголии, Лаоса и некоторых других государств.
5. Последствия вступления России в Парижский Клуб.
Сам факт вступления России в Парижский клуб — явление для нас и для
Запада положительное. Во-первых, мы добились фиксации курса рубля по
задолженности на уровне тогдашнего официального курса — 60 копеек за
доллар. Во-вторых, раньше Россия, являясь крупным кредитором, существовала
как бы отдельно и сама пыталась решать связанные с задолженностью вопросы,
это не давало Западу возможности проводить в отношении стран-должников
разработанной им программы. Теперь миссии МВФ, находясь в тех или иных
странах и рассматривая вопросы о предоставлении им очередных траншей,
ставят перед ними требования о необходимости заключения соглашений с
Россией о погашении задолженности.
Есть, однако, и проблемные моменты. Поскольку Парижский клуб формально не
отвечает за ранее заключенные двусторонние соглашения, то и страны-должники
начинают уже думать - платить по ним или не платить. Тем более, что со
многими странами не определен механизм оценки старых долгов, особенно если
раньше они выражались в переводных рублях (например, если коэффициент
пересчета долгов Вьетнама, Монголии и Кубы установить как 1:1, то сумма
может превысить 50 млрд.).
У стран, не поддерживающих отношения с Парижским клубом, долги более
крупные. Единственным исправным плательщиком в последнее время остается
лишь Индия, погашающая до 1 млрд. долл. ежегодно .
После распада СССР предполагалось, что каждое из государств будет нести
свою долю ответственности по внешнему долгу (к тому времени — около 90