Пенсионная реформа России задачи и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:49, дипломная работа

Краткое описание

Пенсионная реформа в России набирает обороты. Мало кто из нас думает о том, какую позицию занять: позицию невмешательства, когда право распоряжаться пенсионными накоплениями будет принадлежать государству, или активную, то есть самим позаботиться о том, как достойно встретить старость. Увы, но ситуация в нашей стране складывается так, что работник может полагаться только сам на себя. До нынешнего времени выплаты пенсий происходили по четко отлаженной схеме: те, кто на пенсии, получали деньги за счет налогов, которые платились предприятиями за работающих граждан. Такая система могла бы работать стабильно, если бы на одного пенсионера приходилось 4-5 работающих, а ставка единого социального налога, выплачиваемого работодателем, не изменялась.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Роль и значение пенсионного обеспечения в условиях рыночных отношений 9
1.1. Социально-экономические причины реформирования пенсионных систем 9
1.2. Этапы реформирования пенсионной системы России 18
Глава 2. Современное состояние российской пенсионной системы 29
2.1. Институциональные особенности пенсионного обеспечения 29
2.2. Особенности расчета пенсий в современных условиях 38
2.3. Роль Пенсионного фонда РФ в пенсионном обеспечении населения 52
2.4. Государственное регулирование пенсионной системы 67
Глава 3. Основные направления совершенствования пенсионной системы России 72
Заключение 87
Список использованной литературы 92

Вложенные файлы: 1 файл

Пенсионная реформа России задачи и перспективы.doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание 

 

  • Введение 

  • 3

    Глава 1.

    Роль и значение пенсионного  обеспечения в условиях рыночных отношений 

    9

    1.1.

    Социально-экономические  причины реформирования пенсионных систем

    9

    1.2.

    Этапы реформирования пенсионной системы России

    18

    Глава 2.

    Современное состояние российской пенсионной системы

    29

    2.1.

    Институциональные особенности пенсионного обеспечения

    29

    2.2.

    Особенности расчета  пенсий в современных условиях

    38

    2.3.

    Роль Пенсионного фонда  РФ в пенсионном обеспечении населения 

    52

    2.4.

    Государственное регулирование пенсионной системы

    67

    Глава 3.

    Основные направления  совершенствования пенсионной системы  России

    72

    Заключение 

    87

    Список использованной литературы

    92


     

    Введение 

     

    Пенсионная реформа  в России набирает обороты. Мало кто  из нас думает о том, какую позицию занять: позицию невмешательства, когда право распоряжаться пенсионными накоплениями будет принадлежать государству, или активную, то есть самим позаботиться о том, как достойно встретить старость. Увы, но ситуация в нашей стране складывается так, что работник может полагаться только сам на себя.

    До нынешнего времени  выплаты пенсий происходили по четко  отлаженной схеме: те, кто на пенсии, получали деньги за счет налогов, которые  платились предприятиями за работающих граждан. Такая система могла бы работать стабильно, если бы на одного пенсионера приходилось 4-5 работающих, а ставка единого социального налога, выплачиваемого работодателем, не изменялась.

    Однако свои коррективы вносит неутешительная демографическая  ситуация в стране. Детей с каждым годом рождается меньше, а стареющее население растет. Сегодня на 10 пенсионеров приходится только 16 работающих. Не нужно быть профессиональным демографом, чтобы сделать следующий прогноз: рано или поздно наступит момент, когда это соотношение сравняется. Для того чтобы уберечь систему, придется либо уменьшать размер пенсионных выплат, либо увеличивать налоги. И то, и другое означает крах российской экономики.

    Пенсионная реформа, начавшаяся в России в 2002 году, призвана предотвратить  кризис.

    Результатом Пенсионной реформы должно стать формирование в России смешанной распределительно-накопительной пенсионной системы. Такая система позволит, с одной стороны, сохранить гарантии получения пенсий для старших поколений, а с другой стороны - улучшить пенсионные возможности для более молодых, при этом сняв с государства часть ответственности за старость его граждан.

    Главные компоненты реформы:

    • Изменение распределительной системы: пенсия будет больше зависеть от уплаченных пенсионных взносов.
    • Введение накопительного элемента в систему трудовых (т.е. обязательных) пенсий.
    • Создание широких возможностей для добровольного накопления пенсий.

    Таким образом, не следует  сводить всю Пенсионную реформу  только к появлению накопительной  части трудовых пенсий. Неверно и представление о том, что после завершения реформы в стране останется лишь накопительная пенсионная система.

    Основная часть пенсий в новой российской пенсионной системе  с 2002 года носит название «трудовых». Трудовые пенсии делятся на три типа:

    • трудовая пенсия по старости
    • трудовая пенсия по инвалидности
    • трудовая пенсия по случаю потери кормильца

    Трудовые пенсии в  новой системе состоят из нескольких компонентов: базовой части, страховой  части и накопительной части.

    Из них две части - базовая и страховая составляют распределительную систему. Базовая часть должна быть одинаковой почти для всех и фактически представлять собой социальное пособие по старости (нетрудоспособности). А страховая часть будет привязана к размеру пенсионных взносов, перечисленных за работника в ПФР в течение всей его трудовой жизни. Поскольку пенсионные взносы зависят от зарплаты, то получаемая пенсия окажется связанной с зарплатой гораздо теснее, чем раньше. Это, в свою очередь, должно стать стимулом для легализации зарплат. Если до начала реформы многие работодатели старались выдавать своим сотрудникам зарплату (или, по крайней мере, большую ее часть) неофициально, «в конвертах», и не платили с нее пенсионных взносов, то теперь работники будут заинтересованы в «белой» зарплате и соответствующем перечислении пенсионных взносов в ПФР.

    Средства накопительной  части подлежат инвестированию с  целью получения инвестиционного  дохода.

    Если бы средства накопительной  части пенсии должны были аккумулироваться только в ПФР, ценность такой реформы  была бы невелика. Во-первых, граждане не чувствовали бы ответственности за свою будущую пенсию. Во-вторых, эффективность управления средствами в государственных накопительных пенсионных фондах обычно низка (об этом свидетельствует опыт многих стран). Гораздо выгоднее для граждан и полезнее для экономики, если пенсионные накопления будут передаваться для инвестирования в частные финансовые институты, а выбор такого финансового института предоставляться гражданам. В России у граждан есть возможность выбора между двумя типами финансовых организаций: частными управляющими компаниями (УК) и негосударственными пенсионными фондами (НПФ).

    Данный вариант выгоден  и гражданам, и государству.

    Гражданин получает шанс на более высокий доход, а значит, и на больший размер пенсии. В стремлении к достойному обеспечению своей старости он приучается меньше полагаться на государство и больше - на себя самого. Раньше в России не было такой свободы в распоряжении своими пенсионными накоплениями. Но оборотной стороной этой свободы является повышение собственной ответственности.

    Государству выгодно, чтобы  забота о пенсиях и ответственность  за них хотя бы частично была снята  с него и переложена на самих граждан  и финансовые институты. УК и НПФ  выигрывают, потому что к ним в  управление придут большие капиталы. Наконец, народное хозяйство получит необходимые для его развития «длинные» инвестиционные ресурсы.

    В долгосрочном плане  от введения накопительных пенсий можно  ожидать следующих благоприятных  изменений:

    • Благосостояние будущих пенсионеров повысится за счет длительного срока накопления средств для финансирования пенсий.
    • Привлечение пенсионных «длинных денег» в качестве инвестиций в экономику страны обеспечит более высокие темпы экономического роста.
    • Снизится нагрузка на государственную пенсионную систему.
    • Увеличится доля официальных («белых») зарплат, и как следствие – активнее будет развиваться рынок труда.
    • Появятся возможности для развития фондового рынка и финансовой инфраструктуры.

    Перечисленные сдвиги касаются практически всех сфер экономической и социальной жизни, поэтому сегодня пенсионная реформа относится к одним из наиболее значимых преобразований в России. Очень важно полностью использовать ее потенциал. Однако следует признать, что уровень готовности всех основных участников процесса (государства, частного бизнеса и населения) к участию в реформе далек от идеального. Поэтому в краткосрочном плане быстрых успехов ожидать не приходится.

    Все, о чем рассказывалось выше, касается обязательной (государственной) пенсионной системы. Но пенсионная реформа затрагивает все формы пенсионного обеспечения, в том числе и добровольное формирование пенсий в негосударственном пенсионном фонде (НПФ).

    При существующем уровне зарплат и пенсионных взносов  накопить на пенсию большую сумму  в рамках государственной пенсионной системы не представляется возможным. У людей с низкими зарплатами пенсии будут составлять солидный процент от них, но абсолютное значение этих пенсий будет все равно мало. У высокооплачиваемых работников процент отчислений в страховую и накопительную часть, наоборот, оказывается слишком маленьким (из-за регрессивной школы ЕСН: чем больше база, тем меньше ставка налога), поэтому их пенсии в процентах от зарплат будут даже меньше, чем у бедных и средних слоев. Следовательно, выход на пенсию для таких людей будет означать серьёзное снижение уровня жизни.

    Как уже известно, сегодня  отношение средней пенсии к средней  зарплате («коэффициент замещения») в  России составляет менее 30%. Реформа  трудовых пенсий позволяет рассчитывать на повышение этого уровня до 35-40% лишь через 15-20 лет. Между тем, по мнению специалистов Международной организации труда (МОТ), для нормальной комфортной жизни на пенсии коэффициент замещения должен находиться на уровне 65-70%!

    Как может этого добиться обыкновенный трудящийся россиянин? Только одним способом: копить себе на пенсию самостоятельно. Наилучшим вариантом сегодня является добровольное пенсионное обеспечение в негосударственном пенсионном фонде (НПФ). Для большинства это несколько непривычно, но трезвый анализ убеждает в том, что без заботы о собственном будущем обеспеченная старость останется лишь недостижимой мечтой.

    Целью исследования является анализ системы пенсионного обеспечения  в Российской Федерации с учетом современных тенденций российской экономики и зарубежного опыта.

    Цель данного исследования предопределила поставленные в работе задачи:

    • раскрыть социально-экономическое причины реформирования пенсионной системы;
    • проанализировать институциональные особенности пенсионного обеспечения;
    • выявить особенности пенсионного обеспечения в России;
    • определить роль Пенсионного фонда РФ в пенсионном обеспечении населения;
    • проанализировать существующие проблемы и основные направления развития пенсионной системы Российской Федерации.

    Вопросы реформирования пенсионной системы и развития государственного пенсионного обеспечения неоднократно рассматривались в различных исследованиях, монографиях, периодических изданиях. Значительный вклад в развитие системы государственного пенсионного обеспечения внесли такие ученые и специалисты как: В.А. Андреев, М.М. Аранжереев, В.Н. Баскаков, А.А. Берг, Ю.В. Воронин, Е.Ш. Гонтмахер, Г.П. Дегтярев, М.Э. Дмитриев, М.Ю. Зурабов, Р.А. Кокорев, О.М. Колобаев, Е.В. Коломин, Ю.В. Пешехонов, Г.Б. Поляк, В.Д. Роик, А.К. Соловьев, Е.М. Четыркин, Л.П. Якушев, Е.Л. Якушев. Однако существующие проблемы в области государственного пенсионного обеспечения требуют продолжения исследований по данной тематике для выработки эффективного механизма, направленного на поступательное развитие и совершенствование негосударственных пенсионных фондов.

    Объектом исследования выступает механизм функционирования пенсионной системы страны и пенсионная реформа, находящаяся в состоянии  реформенных преобразований.

    Предмет  исследования  состоит из  социальных и  организационно-экономических отношений в процессе пенсионного обеспечения.

    Теоретической основой  дипломного исследования являются фундаментальные  труды отечественных и зарубежных ученых в области социальной сферы.

    Информационная база исследования формировалась на основе законодательных и нормативных актов Российской Федерации, официальных данных федеральных и региональных органов Госкомстата России.

    Дипломная работа состоит  из введения, трех глав, последовательно раскрывающих данную тему, заключения, списка используемой литературы.

     

     

     

     

     

    Глава 1. Роль и значение пенсионного обеспечения в условиях рыночных отношений.

    1.1. Социально-экономические причины реформирования пенсионных систем

     

    Конец ХХ столетия стал в мировой экономике периодом активного осуществления пенсионных реформ. Они происходят сегодня с большей или меньшей степенью интенсивности на всех пяти континентах планеты. Каждая реформирующаяся страна выбирает те подходы, которые ближе ей с точки зрения местных исторических политических и финансовых условий. Различна степень радикализма реформ. Различна роль, которую в этих реформах играет государство. Различны последствия реформ для экономики и социальной системы той или иной страны. Но, несмотря на все отмеченные различия в реформах есть один существенный общий элемент. Все они в большей или меньшей степени сводятся к введению в пенсионную систему накопительных элементов.1

    Необходимость пенсионного реформирования обусловлена в большинстве стран, прежде всего демографическими и отчасти экономическими факторами - быстрым старением населения, увеличением нагрузки пенсионных выплат на государственные бюджеты. Но к этим общим проблемам добавляются и свои специфические сложности, связанные с относительно более низкой способностью государств этой группы собирать соответствующие страховые платежи, невысоким уровнем доходов населения, сохранением в составе пенсионных систем многочисленных льготных категорий. Сочетание высоких страховых социальных взносов, ненадежного контроля за их выплатой, низких требований, соблюдения которых было достаточно для получения права на пенсию, а также слабой связи между произведенными взносами и полученными пенсиями самым негативным образом влияли на систему пенсионного обеспечения, подрывая ее жизнеспособность. Из группы бывших социалистических стран наибольший интерес при изучении проблемы причин реформирования представляют те государства, в которых уже не только законодательно разработаны реформы пенсионных систем, но и начался процесс их реализации: Чешская Республика, Польша и Венгрия.

    Информация о работе Пенсионная реформа России задачи и перспективы