Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:49, дипломная работа
Пенсионная реформа в России набирает обороты. Мало кто из нас думает о том, какую позицию занять: позицию невмешательства, когда право распоряжаться пенсионными накоплениями будет принадлежать государству, или активную, то есть самим позаботиться о том, как достойно встретить старость. Увы, но ситуация в нашей стране складывается так, что работник может полагаться только сам на себя. До нынешнего времени выплаты пенсий происходили по четко отлаженной схеме: те, кто на пенсии, получали деньги за счет налогов, которые платились предприятиями за работающих граждан. Такая система могла бы работать стабильно, если бы на одного пенсионера приходилось 4-5 работающих, а ставка единого социального налога, выплачиваемого работодателем, не изменялась.
Введение 3
Глава 1. Роль и значение пенсионного обеспечения в условиях рыночных отношений 9
1.1. Социально-экономические причины реформирования пенсионных систем 9
1.2. Этапы реформирования пенсионной системы России 18
Глава 2. Современное состояние российской пенсионной системы 29
2.1. Институциональные особенности пенсионного обеспечения 29
2.2. Особенности расчета пенсий в современных условиях 38
2.3. Роль Пенсионного фонда РФ в пенсионном обеспечении населения 52
2.4. Государственное регулирование пенсионной системы 67
Глава 3. Основные направления совершенствования пенсионной системы России 72
Заключение 87
Список использованной литературы 92
История развития пенсионной системы России является наглядным примером такой зависимости: до 1917 г. - страховые институты; с 1917 по 1990 гг. - институт государственного социального обеспечения, с 1991 г. - переходная форма к страховым институтам.
Если до 1990 г. государство более чем на 70% дотировало систему пенсионного обеспечения, то сейчас эта доля составляет всего 6-8% общего объема пенсионных выплат. Теперь основную финансовую нагрузку по пенсионному обеспечению (около 90% всех расходов) несут работодатели. В итоге роль и функции социальных субъектов и государства кардинально изменились. В то же время совершенно не претерпела изменений распределительная функция системы, она по-прежнему опирается на социалистические формы распределительных отношений "по факту наличия финансовых средств".
Размер пенсии не зависит от объема страховых платежей. Более того, уравниловка не только сохранилась, но и приобрела еще большие масштабы. Можно без преувеличения сказать: нестраховой характер пенсионной системы - основной тормоз ее развития. К недостаткам отечественной пенсионной системы следует отнести и то, что в ней отсутствует реальное разделение институтов социального страхования, государственного пенсионного обеспечения и социальной помощи.
Термины, принципы и инструментарий организации финансового обеспечения института социального пенсионного страхования, которые широко используются во многих развитых странах, - социальный и профессиональные риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных, профессиональных рисков и страховых тарифов, все еще не включены в арсенал практических регуляторов российской пенсионной системы.
Система социального страхования - основной институт пенсионной системы в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, при полной или частичной утрате трудоспособности, потере кормильца.
Размеры получаемых пенсий зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа, величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности и регулируются законами. В отличие от социальной пенсии, когда нуждающийся человек получает пособие за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), финансовыми источниками выплат и услуг по программам социального страхования являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных.
Базовыми характеристиками
обязательного социального
Публично-правовой демократический
характер функционирования социального
страхования позволяет
По мнению западногерманских специалистов в сфере социальной политики, государственная власть поступает правильно, когда концентрирует свои усилия на выполнении задач, которые не может никому перепоручить. Все другие задачи следовало бы вывести из сферы компетенции государства. Это предохраняет механизм государства от перегрузок и облегчает достижение консенсуса.20
На наш взгляд, для
развития отечественной пенсионной
системы требуется создать
К сожалению, потенциал
социального страхования в Росс
2.2. Особенности расчета пенсий в современных условиях
Статья 5 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень видов государственных пенсий, порядок назначения и выплаты которых подробно устанавливаются данным Законом. Итак, всего законодатель предусмотрел пять видов государственных пенсий:
Пенсии за выслугу
лет назначаются федеральным
государственным гражданским
Пенсии по старости назначаются отдельным категориям граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф.
Пенсии по инвалидности назначаются военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, и гражданам из числа космонавтов.
Пенсии по случаю потери
кормильца устанавливаются
Социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам, в частности инвалидам и пожилым людям.
Сведения об условиях и размерах выплаты каждого из видов государственных пенсий см. в ст. ст. 7 - 11, 14 - 18 Закона и комментариях к ним.
С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.
С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной.
Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.
При этом размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно.
Таким образом, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии.
Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II и III группы.
Тарифы страховых взносов для лиц 1967 года и моложе распределяются следующим образом: 20% - на страховую часть трудовой пенсии, 6% - на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии.
На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем.
Таким образом, размер пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.
В 2011 году размеры пенсий были проиндексированы дважды (таблица 2.1):
Таблица 2.1
Повышение уровня пенсионного
обеспечения
в РФ с 1 февраля 2011 г
Средний размер пенсии |
Увеличение среднего размера пенсии с 01.02.2011 | ||
до 01.02.2011 |
после перерасчета с 01.02.2011 | ||
Получатели трудовой пенсии - всего |
7820 |
8498 |
678 |
из них: |
|||
по старости |
8177 |
8886 |
709 |
по инвалидности |
5147 |
5600 |
453 |
по случаю потери кормильца |
4813 |
5236 |
423 |
Получатели двух пенсий: |
|||
Инвалиды вследствие военной травмы |
19075 |
20016 |
941 |
Инвалиды - участники ВОВ |
19278 |
20295 |
1017 |
Вдовы погибших военнослужащих |
14169 |
14882 |
713 |
Инвалиды, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» |
14478 |
15348 |
870 |
Информация о работе Пенсионная реформа России задачи и перспективы