Пенсионная реформа России задачи и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:49, дипломная работа

Краткое описание

Пенсионная реформа в России набирает обороты. Мало кто из нас думает о том, какую позицию занять: позицию невмешательства, когда право распоряжаться пенсионными накоплениями будет принадлежать государству, или активную, то есть самим позаботиться о том, как достойно встретить старость. Увы, но ситуация в нашей стране складывается так, что работник может полагаться только сам на себя. До нынешнего времени выплаты пенсий происходили по четко отлаженной схеме: те, кто на пенсии, получали деньги за счет налогов, которые платились предприятиями за работающих граждан. Такая система могла бы работать стабильно, если бы на одного пенсионера приходилось 4-5 работающих, а ставка единого социального налога, выплачиваемого работодателем, не изменялась.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Роль и значение пенсионного обеспечения в условиях рыночных отношений 9
1.1. Социально-экономические причины реформирования пенсионных систем 9
1.2. Этапы реформирования пенсионной системы России 18
Глава 2. Современное состояние российской пенсионной системы 29
2.1. Институциональные особенности пенсионного обеспечения 29
2.2. Особенности расчета пенсий в современных условиях 38
2.3. Роль Пенсионного фонда РФ в пенсионном обеспечении населения 52
2.4. Государственное регулирование пенсионной системы 67
Глава 3. Основные направления совершенствования пенсионной системы России 72
Заключение 87
Список использованной литературы 92

Вложенные файлы: 1 файл

Пенсионная реформа России задачи и перспективы.doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)
  • роль институтов личного пенсионного страхования и социальной помощи является весьма скромной по сравнению с другими институтами;
  • институт социального страхования в большинстве стран играет ключевую роль на протяжении последних 50-70 лет;
  • сочетание (пропорции и формы) институтов социального пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования зависит от особенностей социальных доктрин устройства общества (либерального, консервативного, социал-демократического и т.д.) и развитости финансово-страховых институтов.

История развития пенсионной системы России является наглядным примером такой зависимости: до 1917 г. - страховые институты; с 1917 по 1990 гг. - институт государственного социального обеспечения, с 1991 г. - переходная форма к страховым институтам.

Если до 1990 г. государство  более чем на 70% дотировало систему пенсионного обеспечения, то сейчас эта доля составляет всего 6-8% общего объема пенсионных выплат. Теперь основную финансовую нагрузку по пенсионному обеспечению (около 90% всех расходов) несут работодатели. В итоге роль и функции социальных субъектов и государства кардинально изменились. В то же время совершенно не претерпела изменений распределительная функция системы, она по-прежнему опирается на социалистические формы распределительных отношений "по факту наличия финансовых средств".

Размер пенсии не зависит  от объема страховых платежей. Более  того, уравниловка не только сохранилась, но и приобрела еще большие  масштабы. Можно без преувеличения  сказать: нестраховой характер пенсионной системы - основной тормоз ее развития. К недостаткам отечественной пенсионной системы следует отнести и то, что в ней отсутствует реальное разделение институтов социального страхования, государственного пенсионного обеспечения и социальной помощи.

Термины, принципы и инструментарий организации финансового обеспечения института социального пенсионного страхования, которые широко используются во многих развитых странах, - социальный и профессиональные риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных, профессиональных рисков и страховых тарифов, все еще не включены в арсенал практических регуляторов российской пенсионной системы.

Система социального  страхования - основной институт пенсионной системы в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, при полной или частичной утрате трудоспособности, потере кормильца.

Размеры получаемых пенсий зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа, величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности и регулируются законами. В отличие от социальной пенсии, когда нуждающийся человек получает пособие за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), финансовыми источниками выплат и услуг по программам социального страхования являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных.

Базовыми характеристиками обязательного социального страхования, которые выгодно отличают его  от других институтов пенсионной системы, являются:

  • обязательность (по закону) для страхователей - работников и работодателей - вносить страховые взносы; личное страхование, как правило, носит добровольный характер, что не позволяет ему быть столь массовым по охвату (по числу застрахованных);
  • публичный вид правоотношений субъектов социального страхования, с помощью которого достигается обязательность по закону участия в нем субъектов и высокий уровень гарантий защиты страхуемых, что позволяет отказаться от обременительной процедуры оформления индивидуальных договоров (и контроля за их исполнением) между страхователями (работодателями и работниками) и страховщиками в пользу застрахованных; личное страхование носит частный характер и осуществляется в рамках гражданско-правовых взаимоотношений;
  • обязательное (по закону) право застрахованных на получение страховых выплат при наступлении страховых случаев (виды пенсионных выплат, услуг, определенных законодательно), реализацию и полноту выплат по которым можно добиваться в судебном порядке;
  • высокий уровень сохранности финансовых средств благодаря осуществлению выплат на основе реализации принципа солидарности поколений; государство контролирует правильность и целевой характер расходования средств;
  • достаточно "дешевое" для населения страны пенсионное страхование (по сравнению с личным), что достигается массовым характером обязательного участия в нем практически всех работающих и бесприбыльными формами организации работы; система личного страхования преследует цель получения прибыли, вынуждая тех, кто им занимается, иметь дело прежде всего с "выгодными" клиентами;
  • самоуправляемые формы обязательного социального страхования, когда практически все вопросы по созданию и управлению сложными (организационными, правовыми, медико-социальными, финансовыми) системами осуществляются наиболее заинтересованными субъектами (представителями работодателей и работников).

Публично-правовой демократический  характер функционирования социального  страхования позволяет достигать  максимальной прозрачности и целевого использования финансовых ресурсов, договариваться по широкому кругу социальных гарантий, гармонизировать интересы застрахованных, страхователей и страховщиков, что в итоге укрепляет личную ответственность застрахованных и солидарность работодателей и работников, создает условия для достижения социального согласия в обществе, ослабления конфликтных ситуаций и их предупреждения.

По мнению западногерманских специалистов в сфере социальной политики, государственная власть поступает правильно, когда концентрирует свои усилия на выполнении задач, которые не может никому перепоручить. Все другие задачи следовало бы вывести из сферы компетенции государства. Это предохраняет механизм государства от перегрузок и облегчает достижение консенсуса.20

На наш взгляд, для  развития отечественной пенсионной системы требуется создать новую  институциональную базу, что предполагает:

  • определение макроэкономических пропорций и механизмов перераспределения для каждого института пенсионной системы на основе установления федеральных социальных стандартов;
  • обоснование оптимальной доли ВВП, используемой на пенсионное обеспечение как в целом, так и по отдельным пенсионным институтам на средне- и долгосрочную перспективу с учетом совершенствования механизмов их увязки с системами заработной платы и доходов, социальной политикой (включая механизмы регулирования рынка труда), условиями найма и возрастом выхода на пенсию;
  • проведение активной государственной политики в сфере занятости и создании рабочих мест, поощрение малого бизнеса и самозанятости;
  • разработку действенных механизмов делегирования полномочий региональным государственным структурам и структурам гражданского общества (товариществам взаимного страхования, самоуправляемым организациям обязательного социального страхования, а также системам профессионального корпоративного пенсионного страхования), повышение открытости и прозрачности информационного обеспечения.

К сожалению, потенциал  социального страхования в России практически не задействован. Раскрыть его в ближайшее десятилетие - стратегическая задача законодательной и исполнительной власти, объединений работодателей и профсоюзов. Впереди непростой путь выработки адекватной для России модели социального пенсионного страхования, который важно пройти вместе, преодолеть разногласия и найти приемлемые компромиссы.

 

2.2. Особенности расчета пенсий в современных условиях

 

Статья 5 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень видов государственных пенсий, порядок назначения и выплаты которых подробно устанавливаются данным Законом. Итак, всего законодатель предусмотрел пять видов государственных пенсий:

  • пенсию за выслугу лет;
  • пенсию по старости;
  • пенсию по инвалидности;
  • пенсию по случаю потери кормильца;
  • социальную пенсию.

Пенсии за выслугу  лет назначаются федеральным  государственным гражданским служащим, а также военнослужащим, гражданам  из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.

Пенсии по старости назначаются  отдельным категориям граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных  катастроф.

Пенсии по инвалидности назначаются военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, и гражданам из числа космонавтов.

Пенсии по случаю потери кормильца устанавливаются членам семьи военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных  катастроф, и граждан из числа космонавтов.

Социальная пенсия назначается  нетрудоспособным гражданам, в частности  инвалидам и пожилым людям.

Сведения об условиях и размерах выплаты каждого из видов государственных пенсий см. в ст. ст. 7 - 11, 14 - 18 Закона и комментариях к ним.

С 2002 года в России действует  пенсионная модель, основанная на страховых  принципах. В отличие от прежней  системы, пенсионные права граждан  теперь зависят не только от стажа  работы, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.

С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной.

Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.

При этом размеры страховой  части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно.

Таким образом, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый  размер трудовой пенсии (страховой  части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Фиксированный базовый  размер трудовой пенсии (страховой  части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии.

Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа  и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке  инвалидами I, II и III группы.

Тарифы страховых взносов  для лиц 1967 года и моложе распределяются следующим образом: 20% - на страховую часть трудовой пенсии, 6% - на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии.

На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем.

Таким образом, размер пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом  счете, сформированной за всю трудовую деятельность.

В 2011 году размеры пенсий были проиндексированы дважды (таблица 2.1):

  • 1 февраля 2011 года трудовые пенсии выросли на 8,8%.
  • 1 апреля 2011 года социальные пенсии выросли на 10,27%.

 

 

Таблица 2.1

Повышение уровня пенсионного  обеспечения 
в РФ с 1 февраля 2011 г

 

Средний размер пенсии

Увеличение среднего размера пенсии с 01.02.2011

до 01.02.2011

после перерасчета с 01.02.2011

Получатели трудовой пенсии - всего

7820

8498

678

из них:

     

по старости

8177

8886

709

по инвалидности

5147

5600

453

по случаю потери кормильца

4813

5236

423

Получатели двух пенсий:

     

Инвалиды вследствие военной травмы

19075

20016

941

Инвалиды - участники  ВОВ

19278

20295

1017

Вдовы погибших военнослужащих

14169

14882

713

Инвалиды, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

14478

15348

870

Информация о работе Пенсионная реформа России задачи и перспективы