Пенсионный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Анализ доходов и расходов пенсионного фонда.

Вложенные файлы: 1 файл

анализ пф.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

Одним из основных факторов, определяющих развитие национальных пенсионных систем, является выбор моделей и механизмов их финансирования.

Во  многих европейских  государствах преобладает  распределительный  тип пенсионной системы, основанный на принципе солидарности поколений, заключающемся в том, что пенсии нынешним пенсионерам формируются за счет работающих граждан.

Альтернативой распределительной  пенсионной системе  служит накопительная  модель, считающаяся  более приемлемой в ситуации старения населения, когда  размер пенсионных выплат напрямую зависит от трудового вклада гражданина, величины заработной платы и страховых взносов будущего пенсионера. Главным принципом формирования пенсий пр накопительной системе является долговременное систематическое накопление средств. При этом свободные денежные средства инвестируются с целью получения дополнительных доходов, необходимых для выполнения обязательств по пенсионным выплатам.

Однако  не в одном государстве  нет ни чисто распределительной, ни чисто накопительной  пенсионной системы. Имеет место смешанный тип пенсионной системы.

Какая же модель пенсионной системы существует в нашей стране?

Государственная система социального  обеспечения населения, ранее существовавшая в нашей стране, носила распределительный  характер и выполняла  социальную функцию. Ни право на пенсию, ни ее размер не зависели от факта уплаты страховых взносов. Распределительная (государственная) система представляла собой "обмен между поколениями" и была предназначена не для инвестиций, а для гарантированной выплаты пенсий в установленный сроки и в определенных объемах.

В условиях изменившихся социально-экономических  отношений возникла необходимость преобразования системы социального  обеспечения: перевода назначения трудовых пенсий на страховую  основу с добавлением  накопительного элемента, т.е. создания смешанной модели пенсионной системы. Через использование механизма преобразования пенсионных прав, заработанных гражданами по старому пенсионному законодательству, в права, учитываемые по новому законодательству, будет учтен трудовой стаж, заработанный на основе старых пенсионных законов.

В новой пенсионной модели будет учитываться  количество полностью  оплаченных страховых  лет, а вместо заработка - размер страховых  платежей, перечисленных  работодателем в  интересах работника. Каждому открывается индивидуальный лицевой счет, на котором будут отражаться только полностью оплаченный, покрытый страховыми платежами, год. Не оплаченные годы учитываться не будут.

Территориальные пенсионные органы, организованные по принципам  единой пенсионной службы, проводят персонифицированный учет сведений о количестве оплаченных страховых лет, о размерах поступивших на счет застрахованного платежей, о росте пенсионного капитала, включая его накопительную составляющую, отражаемую на специальной части личного счета, об индексации страховой части и зачислении инвестиционного дохода, начисленного на накопительную часть.

Ежегодно  каждый застрахованный будет получать сведения о состоянии своего личного счета, о  поступлениях на него и вместе с тем  иметь возможность  подтвердить правильность данных о платежах работодателя.

Многим  гражданам, претендующим на пенсию, порой  трудно понять, какая  у них должна быть пенсия, когда возникает  право на пенсию, куда за ней следует  обращаться и какие  документы необходимо представить для назначения пенсии. Беликова Т.Н., Минаева Л.Н. Все о пенсиях. Питер, 2007, стр.8-10

Одной из главных задач  пенсионной реформы  стало сохранение пенсионных прав, заработанных гражданами до 01.01.2002 г. в связи с  введением в действие Закона "О трудовых пенсиях" началось преобразование пенсионных прав граждан в пенсионный капитал, которое продолжится до 2013 года и отразится не только на тех, кто уже на пенсии, но и на тех, кто продолжает работу до достижения пенсионного возраста и после него. Беликова Т.Н., Минаева Л.Н. Все о пенсиях. Питер, 2007, стр. 16

1.2 Понятие пенсии, виды  трудовых пенсий.

Пенсии  как форма социальной защиты нетрудоспособных посредством социального  страхования или  бюджетного финансирования появились в конце XIX - начале XX в. При этом на первом этапе были введены пенсии по инвалидности, а затем пенсии по старости. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. Под общей редакцией Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю. Зурабова. М., 2007г., стр. 366

Пенсия - это ежемесячная  долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных  средств в качестве основного источника  средств существования  лицам, достигшим  установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца.

В Федеральном законе "О  трудовых пенсиях  в Российской Федерации" № 173-ФЗ от 17.12.2001 трудовая пенсия определена как  ежемесячная денежная выплата для компенсации  гражданам заработной платы или дохода, которые получали лица, застрахованные в системе пенсионного страхования, перед назначением им трудовой пенсии.

В соответствии с действующим  законодательством  пенсии можно классифицировать на пенсии по государственному пенсионному обеспечению  и трудовые пенсии. Долженкова Г.Д. Право  социального обеспечения. М.: ЮРАЙТ, 2005, стр. 60

В зависимости от источника  финансирования пенсии подразделяются на два  вида: трудовые пенсии и пенсии по государственному обеспечению.

Трудовые  пенсии финансируются  за счет средств страхователей (работодателей), уплачиваемых в виде части единого социального налога, и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета.

Базовая часть в структуре  трудовой пенсии является государственной гарантией минимального пенсионного обеспечения граждан при наличии у них: для пенсии по старости - не менее 5 лет страхового стажа, для пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца - не менее одного дня страхового стажа.

Структуру пенсионной системы Российской Федерации можно представить в виде следующей схемы: Беликова Т.Н., Минаева Л.Н. Все о пенсиях. Питер, 2007, стр. 16-19

 
Пенсионная  система РФ

(источники  финансирования)

 
   
 
Пенсионное  страхование   Пенсионное  обеспечение  
       
 
Трудовые  пенсии   Государственные пенсии  
       
 
Виды  трудовых пенсий   Виды государственных  пенсий  
       
 
-по  старости

-по инвалидности

  -по случаю  потери кормильца   Виды государственных  пенсий  
        - по старости

- по инвалидности

- по случаю потери кормильца

- за выслугу лет

- социальные  пенсии

 
Состоят из трех частей:

-базовой

-страховой

-накопительной

  Состоит из двух частей:

-базовой

-страховой

     
           
 
Финансирование   Финансирование  
       
 
Базовая часть трудовой пенсии за счет сумм ЕСН   Страховая и  накопительная части за счет средств  бюджета ПФ РФ   Государственные пенсии финансируются за счет средств  федерального бюджета  
           

Схема 1. Структура пенсионной системы РФ

Пенсии  по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о пенсионном обеспечении, и которая предоставляется либо в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости, инвалидности, либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы в результате радиационных или техногенных катастроф, случае наступления инвалидности или потере кормильца при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления средств к существованию.

Пенсии  по государственному пенсионному обеспечению  подразделяются:

- на пенсии за  выслугу лет;

- пенсии по старости;

- пенсии по инвалидности;

- социальные пенсии.

Трудовая  пенсия - ежемесячная  денежная выплата  в целях компенсации  гражданам заработной платы или иного  дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены их семьи в связи со смертью этих лиц, и право на которую определено в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о трудовых пенсиях.

Виды  трудовых пенсий:

- по старости;

- по инвалидности;

- по случаю потери  кормильца. Долженкова  Г.Д. Право социального  обеспечения. М.: ЮРАЙТ, 2005, стр. 60-61

Пункты 2 и 3 ст. 5 Закона № 173 - ФЗ определяют структуру  трудовой пенсии, устанавливаемой  в соответствии с  этим Законом.

Соответственно, трудовая пенсия по старости и по инвалидности состоит и трех частей:

- базовой;

- страховой;

- накопительной.

Базовая часть трудовой пенсии является единой федеральной  гарантией фиксированного дохода в старости, инвалидности и при  потере кормильца. Размер базовой части трудовой пенсии определяют исключительно социальные факторы - жизненные обстоятельства, а также установленные государством минимальные гарантии в сфере пенсионного обеспечения.

Страховая часть трудовой пенсии зависит только от результатов труда конкретного человека, которые оцениваются на основании накопленных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой страховых платежей и устанавливается в дифференцированной сумме.

Накопительная часть трудовой пенсии определяется индивидуальными пенсионными накоплениями застрахованного лица и призвана обеспечит ему в старости высокий уровень материального достатка.

Трудовая  пенсия по случаю потери кормильца состоит  не из трех, а из двух частей: базовой и  страховой.

В соответствии с п. 12 ст. 9 Закона № 173 - ФЗ в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные с специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения этих средств.

В соответствие со ст. 3 Закона о трудовых пенсиях право  на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Но есть граждане, которые по каким-либо причинам не приобрели право на трудовую пенсию. Например, достигли пенсионного возраста, но не имеют пяти лет страхового стажа и не являются инвалидами.

Таким гражданам может  быть установлена  социальная пенсия в  соответствии с Законом  № 166-ФЗ. Для назначения этого вида пенсии по государственному пенсионному обеспечению  не требуется вообще никакого страхового стажа. Однако условия установления социальной пенсии являются более жесткими, чем трудовой пенсии.

Иностранные граждане и лица без  гражданства, постоянно  проживающие на территории России, имеют право  на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных российским законодательством или международным договором. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. Под общей редакцией Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю. Зурабова. М., 2007г., стр. 371-373

Информация о работе Пенсионный фонд