Пенсионный фонд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – финансы. Предмет исследования – роль Пенсионного фонда РФ в финансовой системе
Цель работы – выявить проблемы и перспективы деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации в финансовой системе России. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать теоретические основы деятельности государственных внебюджетных фондов;
2) исследовать роль Пенсионного фонда РФ в финансовой системе;
3) рассмотреть перспективы развития Пенсионного фонда РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы деятельности государственных внебюджетных
фондов 5
1.1 Сущность и функции финансов 5
1.2 Сущность и структура финансовой системы 9
1.3 Государственные внебюджетные фонды РФ 15
1.4 Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации 22
2. Особенности деятельности Пенсионного фонда РФ 29
2.1 Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда РФ 29
2.2 Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ 34
2.3 Анализ динамики и структуры Пенсионного фонда РФ 38
3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ 46
3.1 Проблемы развития Пенсионного фонда РФ 46
3.2 Перспективы развития Пенсионного фонда РФ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60

Вложенные файлы: 1 файл

ПФ РФ 2013(2).doc

— 432.50 Кб (Скачать файл)

С целью раскрытия  экономической сущности внебюджетных фондов следует обратиться к их признакам. Главными отличительными чертами внебюджетных фондов являются [19, с. 236].

  1. То, что внебюджетные фонды представляют собой определенную совокупность денежных средств, финансовых ресурсов, находящихся в собственности государства. Это касается как доходов, так и расходов указанных фондов. Не существует внебюджетных фондов только с одними доходами или только с расходами. Иными словами, расходы и доходы фонда всегда взаимосвязаны.
  2. Создание государственных внебюджетных фондов для финансирования вполне определенных, конкретных задач с запретом направлять аккумулированные в них финансовые ресурсы на иные цели, чем это было предусмотрено при образовании фонда. Иначе говоря, все внебюджетные фонды имеют целевой характер.
  3. Накопленные в государственных внебюджетных фондах ресурсы находятся в оперативном управлении определенного государственного учреждения, которое в ряде случаев специально создается для выполнения этой задачи.
  4. Важным признаком государственных внебюджетных фондов является нахождение их денежных средств в собственности Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации.
  5. Источники формирования и направления расходования средств государственных внебюджетных фондов ежегодно указываются в актах, принимаемых соответствующими законодательными органами государственной власти, то есть все расходы и доходы государственных внебюджетных фондов, их размер ежегодно устанавливаются в законах о бюджетах этих фондов.
  6. Важным признаком внебюджетных фондов является наличие собственных источников доходов. Основным источником формирования государственных внебюджетных фондов являются страховые взносы.

Исходя из указанных  признаков внебюджетных фондов, можно дать развернутое определение государственного внебюджетного фонда как совокупности находящихся в государственной собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации денежных средств (финансовых ресурсов), обособленных от государственных бюджетов, имеющих целевой характер, источники формирования в виде целевых доходов или целевых отчислений от конкретных доходов, размер и направления расходования которых ежегодно указываются в соответствующих законах о бюджетах этих фондов, оперативное управление которыми осуществляется уполномоченными государственными учреждениями [36, с. 324].

Как и бюджет, внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную [36, с. 336]. Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть национального дохода перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития или обеспечения экологического равновесия.

Контрольная функция  внебюджетных фондов проявляется в  возможности постоянного сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики.

Таким образом, с институциональной  точки зрения государственные внебюджетные фонды – это совокупность самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти Российской Федерации. Как финансовая категория внебюджетные фонды представляют собой совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов в целях осуществления важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет [35, с. 564].

К государственным внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования Российской Федерациии Фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд РФ –  образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. Это постановление было принято после принятия Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР» 20 ноября 1990 г. Реально фонд начал функционировать лишь с 1 января 1992 г. [5, с. 112]. Как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением. Основным документом, регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде России, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №2122-1 (в ред. от 5 августа 2000 г.) [5, с. 400].

Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат [1].

В основные задачи ПФ РФ входят [5, с. 401].

1) Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ Российской Федерации.

2) Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.

3) Капитализация средств ПФ Российской Федерации, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц.

4) Контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств.

5) Межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

В соответствии с проводимой в России реформой пенсионного обеспечения  существенно изменился порядок формирования доходов и направления расходования средств этого фонда.

В настоящее время через Пенсионный Фонд РФ осуществляются выплаты по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению.

Фонд социального страхования  РФ (ФСС РФ) – второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7.08.1992 г. Является автономным и строго целевым. Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации [3, с. 406].

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует  выплату пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, при признании человека безработным, а также пособия на погребение умерших [40, с. 59].

К источникам поступлений  денежных средств в бюджеты обязательного  социального страхования относятся [38, с. 408].

  1. Страховые взносы.
  2. Дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов.
  3. Штрафные санкции и пени.
  4. Денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам.
  5. Доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования.
  6. Иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.

В 2000 году Фонд социального  страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения  граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное  лечение, а также их бесплатного  проезда к месту лечения и  обратно за счет средств федерального бюджета. Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонды обязательного  медицинского страхования (ФОМС) – Система обязательного медицинского страхования является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» принятый от 28.06.1991 г. [16, с. 414]. Закон установил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в РФ, определил средства ФОМС в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения. ОМС является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счёт средств ОМС в объёме и на условиях, соответствующих программам ОМС.

Основные задачи Федерального фонда состоят в следующем [16, с. 415].

  1. Обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ».
  2. Достижение финансовой стабильности системы страхования на перспективу.

3) Участие в разработке, финансировании и реализации финансовой политики в области ОМС.

4) Разработка и реализация мероприятий по выравниванию условий работы территориальных фондов в части объёма и качества предоставляемых услуг.

5) Финансирование целевых медицинских программ, медицинской науки, подготовки и переподготовки кадров.

6) Финансирование материально-технической базы здравоохранения.

Средства Фонда ОМС  формируются главным образом  за счёт отчислений от обязательных платежей по единому социальному налогу организаций-работодателей и индивидуальных предпринимателей.

Итак, важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.

Внебюджетные фонды  помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости, кризисных явлений.

 

1.4 Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации

 

Страховые взносы с 1 января 2010 года являются основным источником формирования бюджетов государственных  внебюджетных фондов [14].

Плательщиками страховых  взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Объектом обложения  страховыми взносами признаются выплаты  и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам.

Особенности деятельности внебюджетных фондов выделены в главу 17 «Бюджеты государственных внебюджетных фондов» Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) [1].

В соответствии со статьей 145 БК РФ проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов составляются на очередной финансовый год и плановый период и представляются в Минздравсоцразвития  России, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектами соответствующих бюджетов.

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  по представлению Правительства  Российской Федерации принимаются  в форме федеральных законов. Бюджеты и отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами по каждому внебюджетному фонду отдельно. Бюджеты территориальных внебюджетных фондов утверждаются законами субъектов Российской Федерации.

В 2009 году был принят федеральный  закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых  взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации, Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования  и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в соответствии с которым единый социальный налог с 1 января 2010 был заменен страховыми взносами напрямую в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМС [14].

С 2011 года страховые взносы уплачиваются работодателями по единой ставке с суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающей 463000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты и иные вознаграждения не облагаются и, соответственно, страховые взносы не уплачиваются. Если работник осуществлял деятельность в двух и более организациях, ограничение выплат применяется по каждой организации отдельно.

Тарифы страховых взносов, установленные данным законом в 2011 году, приведены в Приложении Б (таблица Б.1)

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации