Пенсионный фонд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – финансы. Предмет исследования – роль Пенсионного фонда РФ в финансовой системе
Цель работы – выявить проблемы и перспективы деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации в финансовой системе России. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать теоретические основы деятельности государственных внебюджетных фондов;
2) исследовать роль Пенсионного фонда РФ в финансовой системе;
3) рассмотреть перспективы развития Пенсионного фонда РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы деятельности государственных внебюджетных
фондов 5
1.1 Сущность и функции финансов 5
1.2 Сущность и структура финансовой системы 9
1.3 Государственные внебюджетные фонды РФ 15
1.4 Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации 22
2. Особенности деятельности Пенсионного фонда РФ 29
2.1 Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда РФ 29
2.2 Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ 34
2.3 Анализ динамики и структуры Пенсионного фонда РФ 38
3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ 46
3.1 Проблемы развития Пенсионного фонда РФ 46
3.2 Перспективы развития Пенсионного фонда РФ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60

Вложенные файлы: 1 файл

ПФ РФ 2013(2).doc

— 432.50 Кб (Скачать файл)

 

 Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за 2011 год поступили в общей сумме 2,8 трлн. рублей, или 102,9% от плана, а в 2012 году они увеличились на 0,2 трлн. рублей. Сумма поступлений страховых взносов за 2011 год превышает поступления 2010 года почти на 0,9 трлн. рублей, что связано в основном с увеличением в 2011 году тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до 26% (установленный тариф на обязательное пенсионное страхование в 2010 году – 20%), в 2012 году поступление страховых взносов увеличилось на 63,7 млрд. рублей. Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР за 2011 год составили 418,1 млрд. рублей, из них страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (НЧП) поступило 376,6 млрд. рублей, что на 52 млрд. рублей больше, чем в 2010 году и почти на 19% меньше, чем в 2012 году. Рост поступлений страховых взносов на НЧП связан с увеличением работников из числа лиц 1967 года рождения и моложе, за которых работодатели уплачивают 6% тарифа на накопительную часть пенсии.

Общий объем средств  пенсионных накоплений за 2011 год увеличился на 177,6 млрд. рублей и по состоянию на 1 января 2012 года превысил 0,5 трлн. рублей. В рамках Программы государственного софинансирования пенсий в 2011 году в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации поступили дополнительные страховые взносы граждан и взносы работодателей в пользу застрахованных лиц на общую сумму 4,1 млрд. рублей. В сравнении с 2010 годом эта сумма увеличилась на 0,45 млрд. рублей.

Из федерального бюджета  в ПФР в 2011 году поступили средства в сумме 

2,4 трлн. рублей (в 2010 году поступило на 0,2 трлн. рублей больше), в том числе [43]:

1) На выплату средств материнского (семейного) капитала – 174,3 млрд рублей, что на 75,7 млрд. рублей больше, чем в 2010 году и на 0,4 млрд. рублей меньше, чем в 2012 году.

2) На компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных – на категорий плательщиков – 69,6 млрд. рублей, что на 3,2 млрд. рублей меньше, чем в 2010 году.

3) На финансовое обеспечение федеральной социальной доплаты – 34,5 млрд. рублей, что на 2,5 млрд. рублей больше, чем в 2010 году и на 1,1 млрд. рублей больше, чем в 2012 году.

4) На софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц – участников Программы государственного софинансирования пенсий, уплативших дополнительные страховые взносы, – 3,4 млрд. рублей, что на 0,9 млрд. рублей больше, чем в 2010 году.

5) на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации –924,4 млрд. рублей, что на 390 млрд. рублей меньше, чем в 2010 году.

Суммарные доходы бюджета  Пенсионного фонда РФ за 2012 год  составили 5,89 трлн. рублей, что на 0,63 трлн. рублей больше, чем в 2011 году.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за 2012 год поступили в общей сумме 3,0 трлн рублей, что превышает аналогичные показатели 2011 года на 0,2 трлн рублей. При этом тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование был снижен в 2012 году с 26% до 22%.

Суммарные доходы по накопительной  составляющей бюджета ПФР за 2012 год составили 476,9 млрд рублей, из них страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии поступило 440,3 млрд рублей, что на 63,7 млрд рублей больше, чем в 2011 году. Рост поступлений страховых взносов на НЧП связан с увеличением работников из числа лиц 1967 года рождения и моложе, за которых работодатели уплачивают 6% тарифа на накопительную часть пенсии. Общий объем средств пенсионных накоплений граждан за 2012 год увеличился на 220,8 млрд рублей и по состоянию на 1 января 2013 года превысил 1,6 трлн рублей (без учета средств пенсионных накоплений, формирующихся в НПФ).

В рамках Программы государственного софинансирования пенсий в 2012 году в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации поступили дополнительные страховые взносы граждан и работодателей на общую сумму 6,2 млрд. рублей. В сравнении с 2011 годом эта сумма увеличилась на 2,2 млрд. рублей. Из федерального бюджета в бюджет ПФР поступили средства в сумме 2,8 трлн. рублей (в 2011 году поступило на 0,4 трлн. рублей больше), в том числе:

- на предоставление  материнского капитала – 207,7 млрд. рублей, что на 33,4 млрд. рублей больше, чем в 2011 году;

- на компенсацию выпадающих  доходов бюджета ПФР в связи  с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков и снижением основного тарифа на ОПС с 26% до 22% – 304,4 млрд. рублей, что на 234,8 млрд. рублей больше, чем в 2011 году;

- на финансовое обеспечение  федеральной социальной доплаты  к пенсии –33,4 млрд. рублей (в 2011 году – 34,5 млрд. рублей);

- на софинансирование  формирования пенсионных накоплений  участников Программы государственного софинансирования пенсий, уплативших дополнительные страховые взносы в ПФР, – 3,9 млрд. рублей (в 2011 году – 3,4 млрд. рублей, в 2010 году – 2,5 млрд. рублей);

- на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации – 1,0 трлн. рублей (в 2011 году – 0,9 трлн. рублей);

- на осуществление  единовременной выплаты некоторым  категориям граждан в связи с 67-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов – 9,2 млрд. рублей.

Рассмотрим расходы бюджета Пенсионного фонда РФ в 2010–2012 годах, исходя из годовых отчетов ПФ РФ.

Таблица 2.2 – Расходы ПФР в 2009–2011 годах [42]

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Общий объем расходов, трлн. руб.

4,09 трлн. руб

4,1 трлн. руб

4,5 трлн. руб

Выплата трудовых пенсий, трлн. руб.

3,4 трлн. руб

3,8 трлн. руб

4,2 трлн. руб

Социальные пенсии, млрд. руб.

31,0 млрд.руб

29,4 млрд.руб

34,8 млрд.руб

Расходы на осуществление ежемесячной  денежной выплаты (монетизация льгот), млрд. руб.

293,6 млрд.руб

311,9 млрд.руб

325,4 млрд.руб

Расходы на выплату «материнского  капитала», млрд. руб.

98,6 млрд.руб

174,3 млрд.руб

212,4 млрд.руб


 

Согласно таблицы 2.2 видно, что расходы бюджета Пенсионного фонда РФ за 2011 год увеличились на 0,7 млрд. рублей по сравнению с 2010 годом и превысили 4,9 трлн. рублей. На выплату пенсий в 2011 году направлено 4,1 трлн. рублей, что на 406,4 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. Из них на выплату трудовых пенсий направлено 3,8 трлн. рублей, что на 0,4 трлн. рублей больше, чем в 2010 году.

Расходы Пенсионного  фонда Российской Федерации на предоставление федеральной социальной доплаты к пенсии в 2011 году снизились на 1,6 млрд. рублей по сравнению с 2010 годом и составили 29,4 млрд. рублей. Это связано со снижением числа лиц, получающих федеральную социальную доплату к пенсии, в том числе с учетом роста общего уровня пенсионного обеспечения в стране.

На ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан  Пенсионным фондом Российской Федерации израсходовано 311,9 млрд. рублей, что на 18,3 млрд. больше, чем в 2010 году.

Расходы по накопительной  составляющей бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации за 2011 год составили 240,5 млрд. рублей. Из них сумма средств пенсионных накоплений, переданных в негосударственные пенсионные фонды, составила 236,7 млрд. рублей, что на 169,8 млрд. больше, чем в 2010 году. Обязательства Пенсионного фонда Российской Федерации по пенсионному обеспечению граждан выполнены в полном объеме. В декабре 2011 года Пенсионный фонд Российской Федерации осуществил досрочную выплату пенсий за праздничные дни января 2012 года.

На начало 2012 года Пенсионный фонд Российской Федерации располагал достаточными денежными средствами для обеспечения своевременной выплаты пенсий в январе 2012 года.

Расходы бюджета Пенсионного  фонда РФ за 2012 год в целом увеличились на 0,23 трлн. рублей по сравнению с 2011 годом и составили 5,45 трлн. рублей.

На выплату пенсий в 2012 году направлено 4,5 трлн рублей, что на 443 млрд. рублей больше, чем в 2011 году.

На предоставление материнского (семейного) капитала Пенсионным фондом Российской Федерации в 2012 году направлено 212,4 млрд рублей, что на 41,1 млрд рублей больше, чем в 2011 году.

Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление федеральной социальной доплаты к пенсии в 2012 году увеличились на 5,4 млрд рублей по сравнению с 2011 годом и составили 34,8 млрд рублей. На ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан израсходовано 325,4 млрд рублей, что на 13,5 млрд рублей больше, чем в 2011 году.

Расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год составили 256,1 млрд рублей. Из них сумма средств пенсионных накоплений, переданных в негосударственные пенсионные фонды, составила 244,5 млрд рублей, что на 7,8 млрд больше, чем в 2011 году.

Особенностью исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ в 2012 году стало осуществление выплат за счет средств пенсионных накоплений граждан в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». В 2012 году на единовременную выплату средств пенсионных накоплений направлено 7,1 млрд рублей, на выплату накопительной части трудовых пенсий – 11 млн рублей, на срочную пенсионную выплату – 1,6 млн рублей. [17].

Итак, анализ финансирования пенсионного обеспечения показал, что:

- доходы пенсионного фонда начиная с 2009 по 2012 гг. имеют тенденцию к увеличению;

- наблюдается повышение расходов Пенсионного фонда на пенсии по обязательному пенсионному страхованию, по выплате пенсий и пособий по социальному обеспечению.

Таким образом, проанализировав  динамику бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010, 2011 и 2012 года можно выявить тенденцию увеличения сфер социального бюджета в финансировании социальной системы.

Мы наблюдаем увеличение средних размеров пенсий, увеличение доходов ПФР. Бюджет пенсионного фонда находится в профиците. С каждым годом растет размер доходов, расходов, а также увеличивается размер пенсий. Размер пенсий стал выше прожиточного минимума. Но у каждой системы существуют свои достоинства и недостатки. В следующей главе мы проанализируем проблемы Пенсионного фонда, пути их решения, а также перспективы развития.

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ

 

3.1 Проблемы развития  Пенсионного фонда РФ

 

Социальная политика государства реализуется через  систему социальной защиты, важным элементом которой является социальное страхование. Пенсионный фонд относится к числу фондов общественного страхования, накопление которых происходит при непосредственном участии застрахованных граждан [9].

В последние годы выплата  государственных пенсий становится одной из главных проблем в России. Их уровень будет снижаться, а Пенсионный фонд будет испытывать дефицит, который в 2011 году составил 875 млрд. рублей. На покрытие выпадающих доходов в связи с сохранением льгот по уплате страховых взносов отдельными категориями страхователей из федерального бюджета поступило 69,5 млрд. рублей. Дефицит Пенсионного фонда в 2012 году находился на уровне 1,83% ВВП и составил 1,075 триллиона рублей, к 2014 году он может снизиться до 1,79% ВВП. Причиной роста дефицита в 2012 году по сравнению с 2011 годом является рост на 500 тысяч человек количества пенсионеров, в том числе за счет перехода на трудовую пенсию военных пенсионеров.

Дефицит ПФР увеличивают расходы на досрочно назначаемые пенсии по старости в связи с работой на вредных и опасных производствах. В нашей стране действует механизм персонифицированных отчислений в этот фонд, размер которых зависит от индивидуальной заработной платы работника [6]. Сегодня минимальный размер пенсии составляет 5157 рублей. Прожиточный минимум пенсионера составляет 4 633 руб. 20 коп. Размер трудовых пенсий в России в 2012 году увеличился до 9 тыс. 200 рублей после двух индексаций страховой части пенсии: индексация трудовых пенсий с 1 февраля 2012 года на 7% и 1 апреля 2012 года на 2,4%; на 6% увеличился размер ЕДВ с 1 апреля 2012 года; произошла индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 14,1% с 1 апреля 2012 года.. Для решения этой проблемы возможно открытие индивидуальных инвестиционных счетов, где работник и работодатель формировали бы «добровольные накопления» на старость и образование. По корпоративным пенсионным программам для каждого сотрудника должны быть открыты персональные пенсионные счета (ППС), чтобы при смене места работы человек не терял будущую корпоративную пенсию (сейчас это распространенная практика), а был вправе «беспрепятственно и без потерь» перевести накопленные средства со своего ППС от одного работодателя к другому. При этом для пенсионных средств должна быть создана «единая система гарантий». На сегодняшний день в России на 128 работающих приходится 100 пенсионеров, и дисбаланс будет только увеличиваться. на каждого пенсионера будет приходится лишь по одному работающему. По прогнозам к 2030г., если не менять правила выхода на пенсию, соотношение работающих и пенсионеров упадет примерно до соотношения 1:1. В идеале оно должно составлять 4:1. [6].

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации