Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:28, курсовая работа
Целью исследования является всестороннее изучение процесса функционирования Пенсионного Фонда РФ на современном этапе, выявление его проблем для последующей корректировки и устранения в рамках эффективной федеральной системы социальной защиты населения.
Введение………………………………………………………….….3
1.Организационно-правовые основы функционирования
Пенсионного фонда РФ…………………………………………....5
2.Анализ функционирования Пенсионного фонда РФ на
современном этапе
2.1. Особенности функционирования Пенсионного фонда
РФ на современном этапе пенсионной реформы…………….….9
2.2. Анализ доходов и расходов Пенсионного фонда РФ………16
3.Современные проблемы функционирования Пенсионного
фонда РФ
3.1.Проблемы реализации действующей модели пенсионного страхования граждан в РФ………………………………………..18
3.2.Проблемы обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ……………………………………….…..23
Заключение…………………………………………………….…..25
Список литературы………………………………………………..27
Приложения……………………………………………………..…28
- проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ.
2.Анализ функционирования
2.1. Особенности
функционирования Пенсионного
В Российской Федерации в течение последних 10 лет проводились мероприятия, направленные на совершенствование пенсионной системы, по итогам которых достигнуты следующие результаты:
- установление гарантированного
минимального уровня
- восстановление утраченных в
ходе рыночных реформ
- создание объективных
- повышение среднего размера трудовой пенсии.
Средний размер трудовой пенсии по старости в Российской Федерации в 2012 году составил 9706 руб. С 2002 года он увеличился в 6,5 раз в номинальном размере и более чем в 2,8 раза в реальном. Отношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера постоянно увеличивалось и составило в 2002 году - 108,4%, в 2007 году - 110,4% и в 2012 году - 179,8%.
Коэффициент замещения
трудовой пенсии по старости в 2002 году
составлял 34%, к 2007 г. он снизился до 25% ввиду
вызванного объективными причинами
отставания темпов индексации трудовой
пенсии от темпов роста заработной
платы, а к 2012 году увеличился до 36,8%
в результате целевого роста базовой
части трудовой пенсии в период 2008
- 2009 годах и проведения в 2010 году
валоризации пенсионных прав за советский
период.
Основными целями развития пенсионной
системы на данный момент являются:
- гарантирование социально
- обеспечение долгосрочной
Задачами развития пенсионной системы являются:
- создание условий для
- обеспечение совокупного
- установление приемлемого
- обеспечение функционирования
гибкой и адаптивной
- развитие трехуровневой
- повышение эффективности
Пенсионная система базируется на
трехуровневой модели:
1.уровень
- трудовая пенсия (государственная
пенсия) в рамках государственной
(публичной) системы
2.уровень
- корпоративная (добровольная) пенсия,
право на которую
3.уровень
- частная (добровольная) пенсия, формируемая
за счет взносов, производимых
физическим лицом в
Прогнозируется, что трехуровневая
пенсионная система в долгосрочной
перспективе должна обеспечить работнику
при страховом (трудовом) стаже не
менее 40 - 45 лет коэффициент замещения
до 70% утраченного среднего заработка.
В соответствии с действующим
законодательством тариф
- поэтапного повышения уровня облагаемого заработка.
- расширения охвата работающих граждан обязательным пенсионным страхованием;
- поэтапного приведения размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем пенсионных выплат, а также предоставления права выбора для самозанятых варианта уплаты страховых взносов с учетом объема формируемых пенсионных прав;
-установления дополнительного
тарифа страховых взносов для
страхователей в отношении
Для гарантирования социально
приемлемого уровня пенсионного
обеспечения предполагается устанавливать
обоснованный тариф страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование,
а также содействовать
Основным принципом реформирования института
накопительной составляющей пенсионной
системы является повышение ее эффективности
в целях улучшения пенсионного обеспечения
граждан за счет формирования и инвестирования
средств пенсионных накоплений. Совершенствование
системы формирования пенсионных прав
является предоставление гражданам дифференцированного
пенсионного обеспечения с учетом их личного
участия в государственной пенсионной
системе солидарного характера. Действующий
порядок исчисления размера трудовых
пенсий приводит к неэквивалентности
пенсионных прав и обязательств.
Должны быть решены следующие задачи,
которые не надлежащим образом решаются
в рамках действующей пенсионной системы:
- регулирование индексации пенсий;
- повышение продолжительности
страхового (трудового) стажа,
- обеспечение устойчивого
поступления в течение
- формирование обеспеченных
- поддержание приемлемого
В
связи с этим назрела необходимость
изменения действующей системы
формирования пенсионных прав с тем,
чтобы она позволяла адекватно
регулировать все основные элементы
пенсионного обеспечения
Предполагается, что обязательства пенсионной
системы должны постоянно балансироваться
с ее текущими доходами.
Целесообразно поставить приобретение
пенсионных прав в зависимость от участия
граждан в распределительной составляющей
пенсионной системы, стажа работы, при
этом одновременно государство должно
обеспечить выполнение условий по коэффициенту
замещения.
В рамках новой системы должно обеспечиваться
формирование трудовой пенсии в размере
до 40% заработной платы при наличии нормативного
стажа.
Предлагается на переходный период производить
расчет трудовой пенсии исходя из нормативного
стажа (30 лет) для получения пенсии в размере
до 40% средней заработной платы по стране.
В долгосрочной перспективе с учетом изменений
демографической ситуации предусмотрено
доведение нормативной продолжительности
трудового стажа до уровня, обеспечивающего
актуарную сбалансированность прав и
обязательств (в современных демографических
параметрах актуарная сбалансированность
достигается при 42 годах нормативного
стажа уплаты страховых взносов). Для стимулирования
трудовой активности и выхода на пенсию
в более позднем возрасте планируется
предусмотреть возможность назначения
трудовой пенсии в более высоком размере
при наличии страхового (трудового) стажа
сверх нормативного. В условиях текущей
демографической ситуации предлагается
сохранить право выхода на трудовую пенсию
в установленном ныне пенсионном возрасте.
В этой связи в среднесрочной перспективе
предлагается (в качестве альтернативы
повышению пенсионного возраста) механизм
стимулирования граждан к более позднему
назначению трудовой пенсии по старости.
Кроме того, предлагается привести в соответствие
показатели ожидаемого периода выплаты
трудовой пенсии по старости с фактической
(статистической) продолжительностью
жизни соответствующих возрастов.
Предусматривается постепенное увеличение
ожидаемого периода выплаты трудовой
пенсии по старости, применяемого для
расчета страховой части трудовой пенсии
по старости, с 19 лет (228 месяцев) в 2013 году
до 21 года (252 месяца) в 2015 году, исходя из
увеличения средней продолжительности
жизни получателя трудовой пенсии по старости.
При этом, начиная с 2016 года, предлагается
устанавливать продолжительность ожидаемого
периода выплаты пенсии исходя из статистической
продолжительности.
Переход на статистическую продолжительность
ожидаемого периода выплаты трудовой
пенсии снизит дефицит бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации в 2014 году
на 1,08 млрд. рублей, в 2020 году - 106 млрд. рублей.
Необходимо учитывать, что
Реализация мероприятий по совершенствованию
системы формирования пенсионных прав
позволит в долгосрочной перспективе
осуществить переход к новой системе формирования
пенсионных прав, исходя из требования
актуарной сбалансированности пенсионных
прав и обязательств.
Насущной необходимостью
является повышение эффективности
управления системой обязательного
пенсионного страхования в
- на функционирование
- на синхронизацию
- на предоставление пенсионных услуг в электронном виде.
Кроме того, в целях повышения адресности предоставления социальных гарантий и легализации рынка труда необходимо совершенствование системы персонифицированного учета граждан. Модернизация и создание единой системы персонифицированного учета граждан на основе информационных ресурсов государственных внебюджетных фондов должны обеспечить полную идентификацию граждан, учет их трудовых и социальных прав, включая меры социальной поддержки, ведение полной трудовой и социальной документации граждан в электронном виде (в частности, электронной трудовой книжки работника).
В современных условиях,
когда нарастает процесс
Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования