Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 12:30, реферат
Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, относятся к непроизводственной сфере. Таким образом, непроизводственную сферу можно рассматривать, как совокупность отраслей и видов деятельности, направленных непосредственно на человека или на преобразование социальных условий, в которых он существует. При этом данная область деятельности также опосредствует денежными, в частности – финансовыми отношениями.
Введение
1 Содержание финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы
2 Особенности финансов непроизводственной сферы
3 Развитие финансово-хозяйственных механизмов непроизводственной сферы в современных условиях
Заключение
Список использованных источников
Большинство учреждений
и организаций
Сметно-бюджетное
Бюджетное финансирование основывается на следующих принципах:
- финансирование по
мере выполнения плана по
- предоставление бюджетных ассигнований в минимально необходимых размерах и в соответствии с установленными нормами и нормативами (имеется в виду, что эффективность использования бюджетных средств, предоставляемых учреждениям и организациям непроизводственной сферы, во многом зависит от установленных норм и их экономической обоснованности). Однако применяемые в настоящее время нормы не обеспечивают достаточно высокой точности в определении затрат на содержание бюджетных учреждений. Это связано с тем, что в условиях инфляции они быстро теряют свою способность отражать реальную потребность в финансовых ресурсах на покрытие тех или иных расходов, а механизм их корректировки не разработан. Поэтому большинство применяемых в настоящее время норм носит расчетный характер и определяется на основе достигнутых показателей. Вместе с тем использование научно обоснованных норм бюджетных расходов имеет не только финансовое, но и народнохозяйственное значение как средство для достижения эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в непроизводственной сфере;
- финансирование расходов строго по целевому назначению. В соответствии с указанным принципом выделение средств из бюджета осуществляется под конкретные цели и мероприятия.
Основанием для финансирования расходов бюджетных учреждений является смета. Она представляет собой особую форму финансового плана. В настоящее время учреждения, состоящие на бюджетном финансировании, составляют смету расходов, где отражается односторонний характер отношений с бюджетом, объем бюджетных ассигнований и их распределение по статьям расходов. При наличии в учреждении доходов от хозяйственной или коммерческой деятельности они планируются в самостоятельной приходно-расходной смете и используются в особом порядке.
В смете расходов приводятся общие сведения об учреждении: его наименование, адрес, подразделения бюджетной классификации, тип здания, в котором располагается учреждение, его кубатура, площадь, наличие водопровода и другие сведения. Имеется сводный раздел, где отражается сумма расходов по всем статьям сметы - всего и с разбивкой по кварталам. В качестве самостоятельного существует раздел расчетов к смете, в котором находит обоснование размер затрат по каждой статье расходов сметы.
Сметное финансирование строго регламентирует использование бюджетных средств, дает лишь ограниченные возможности их перераспределения в разрезе определенного круга статей. За расходованием средств бюджета установлен контроль со стороны финансовых органов, осуществляющих финансирование учреждений.
Однако авторитарный бюджетный режим, строгий контроль по каждой статье сметы не только лишают организации всякой хозяйственной самостоятельности, но и порождают иждивенчество, не заинтересовывают в рациональном использовании государственных средств. Действовавший в течение многих лет сметный порядок финансирования организаций непроизводственной сферы, сыгравший в прошлом большую роль в развитии образования, здравоохранения, культуры, вступил в противоречие с новыми задачами по включению отраслей социальной сферы в рыночные отношения. До Недавнего времени хозрасчетные принципы товарно-денежных отношений в этих отраслях были весьма ограничены. Такие категории, как цена, прибыль, премия, практически не применялись. Необходимо было дать возможность непроизводственным организациям вступать в хоздоговорные отношения с любыми предприятиями, организациями, расширить в этой сфере товарно-денежные отношения.
Это не означает отказ от бюджетного финансирования, тем более, что ряд бесплатных услуг гарантирован населению конституционно. Однако в дальнейшем будет, очевидно, развиваться три вида финансового обеспечения организаций непроизводственной сферы:
1) бюджетное финансирование, при котором государственный бюджет является единственным источником;
2) бюджетно-хозрасчетное финансирование (смешанное), при котором часть затрат покрывается средствами бюджета;
3) хозрасчетное финансирование - осуществляется исключительно за счет собственных средств.
Бюджетное финансирование и в дальнейшем будет играть большую роль в развитии непроизводственных отраслей, но развитие рыночных отношений потребовало коренного изменения в механизме хозяйствования учреждений и организаций непроизводственной сферы.
Анализ особенностей финансов непроизводственной сферы показал, что основным источником финансирования расходов непроизводственной сферы является бюджет. В разных странах на цели финансирования нематериального производства устанавливается различный процент отчислений, в зависимости от направления развития экономики в стране. В странах с большей социальной ориентированностью - доля этих отчислений выше, в странах, где приоритетным ориентиром является рыночная экономика - отчисления на финансирование непроизводственной сферы не столь значительны. Однако необходимо отметить, что практически во всех странах, в том числе и в Республике Беларусь, такие отрасли как образование, здравоохранение, культура, социальные услуги финансируются в большей или меньшей степени за счет средств бюджета.
3 РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВО-
До конца 80-х гг. практически единственным источником финансирования социально-культурных учреждений был государственный бюджет. Отдельные учреждения могли иметь внебюджетные (специальные) средства: например, школы - от сбора металлолома и макулатуры, но они, как правило, составляли менее 1% от объема расходов учреждения.
Строгая регламентация вопросов финансово-хозяйственной деятельности, отсутствие инициативы на местах тормозили развитие товарно-денежных отношений в непроизводственной сфере, влияли на качество оказываемых услуг.
Вместе с тем возможности
дополнительного выделения
Таким образом, отставание в развитии товарно-денежных отношений в непроизводственной сфере, дефицит государственного бюджета и связанное с ним недофинансирование социально-культурных учреждений и организаций вызвали объективную необходимость разработки новых методов хозяйствования, совершенствования финансового механизма в этой сфере деятельности.
В 1988 г. были разработаны положения нового механизма хозяйствования в отраслях непроизводственной сферы. Они распространяются на учреждения здравоохранения, образования, культуры и средств массовой информации, физической культуры и спорта, социального обеспечения, хозяйственная деятельность которых базируется на полном или частичном бюджетном финансировании.
Указанные положения предусматривали решение ряда задач:
1) привлечение внебюджетных
средств в качестве
2) изменение системы
бюджетного финансирования
3) расширение прав
учреждений, организаций в решении
вопросов финансово-
4) создание заинтересованности
работников в улучшении
5) повышение материального благосостояния коллектива.
Совершенствование финансово-хозяйственного механизма страны началось с совершенствования финансово-хозяйственного механизма учреждений здравоохранения, культуры, некоторых типов учреждений образования. Реализовать одновременно поставленные задачи во всех отраслях непроизводственной сферы невозможно по ряду объективных причин. Однако был сделан первый шаг к развитию товарно-денежных отношений в непроизводственной сфере, расширилась сфера финансовых отношений, предоставлена возможность учреждениям формировать собственные, внебюджетные средства. Таким образом, появилась возможность в отраслях социально-культурной сферы сочетать бюджетное финансирование с развитием платных услуг и выполнением работ по договорам с предприятиями, организациями на платной основе.
В настоящее время финансовые ресурсы социально-культурных учреждений формируются из следующих источников: средств бюджета; внебюджетных средств.
За счет средств бюджета финансируется деятельность учреждений по оказанию бесплатных услуг в соответствии с показателями планов социально-экономического развития. Причем не допускается замена бесплатных услуг платными (имеется в виду их оптимальное сочетание).
Объем бюджетных ассигнований определяется по нормативу бюджетного финансирования, который устанавливается по показателю, в наибольшей степени характеризующему конечный результат деятельности учреждения (число учащихся в школах, количество пролеченных больных в больницах, число детей в детских дошкольных учреждениях, количество врачебных посещений в поликлиниках и др.), т. е. размер финансирования поставлен в зависимость от результатов работы учреждения, организации. Норматив выполняет функцию цены на услуги, оказываемые учреждением, и должен покрывать издержки по оказанию данного вида услуг, т. е. обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат, формирование средств на выплату заработной платы, создание материально-технической базы, а также социальное развитие и материальное стимулирование коллектива. Таким образом, бюджетные ассигнования перестали быть обычным возмещением затрат по смете учреждения, так как их величина определяется не затратами по смете, а ценой произведенных услуг, оцениваемых по установленным нормативам.
Такие нормативы должны быть научно обоснованными, отражать общественно-необходимые затраты по оказанию соответствующих услуг и ориентироваться на высокое качество. Однако разработка таких нормативов в республике не производилась, поскольку в условиях дефицита бюджета профинансировать расходы, рассчитанные по научным нормативам, не представлялось возможным. Поэтому в практике бюджетного планирования используются расчетные нормативы бюджетного финансирования, исчисленные на основании данных о фактических затратах прошлых лет.
Научно разработанные нормативы могли бы играть роль ориентира в определении объема финансовых ресурсов для организации деятельности учреждения. Разница между нормативной величиной финансирования и возможностями бюджета могла бы определять размер недостающих средств, компенсировать которые могут внебюджетные источники, выполняя при этом функцию дофинансирования.
Потребность в нормах и нормативах сохраняется и в условиях рыночной экономики. Именно рынок заставит руководителей нормировать элементы собственных затрат, анализировать их целесообразность и эффективность, чтобы выдержать условия конкуренции.
Внебюджетные ресурсы учреждения, организации непроизводственной сферы формируются из собственных и приравненных к ним средств, а также привлеченных. К собственным относятся средства, полученные от оказания платных услуг населению, выполнения работ по договорам с предприятиями, организациями, выполнения социальных заказов, выручка от реализации продукции, проценты банка за пользование временно свободными денежными средствами организации и др.
Привлеченные - это добровольные взносы населения, средства, поступающие из общественных фондов, денежные средства и материальные ценности других предприятий, организаций.
В настоящее время объем внебюджетных ресурсов и направления их использования определяются в отдельной смете внебюджетных средств.
Расширение платных услуг, связанных с основной деятельностью, не должно вызывать сокращения бесплатных услуг, финансирование которых осуществляется из бюджета. Отраслевые министерства, ведомства регламентируют виды услуг, которые учреждения, организации могут оказывать за плату.
При решении вопроса о видах и объеме услуг, оказываемых населению за плату, необходимо исходить из их роли в обеспечении воспроизводства рабочей силы. Жизненно важные для населения услуги должны оказываться бесплатно и финансироваться из государственного бюджета.
Новый механизм хозяйствования предусмотрел систему экономического стимулирования результатов деятельности коллектива. Учреждения, организации непроизводственной сферы смогли образовать поощрительные фонды (материального поощрения, производственного и социального развития), размер которых зависит от конечных результатов деятельности.
Одновременно были значительно расширены права руководителей учреждений. Они самостоятельно определяют численность штатов, устанавливают должностные оклады и надбавки к ним в пределах образованного по нормативу фонда оплаты труда (заработной платы).