Переход непроизводственной сферы Республики Беларусь на рыночные условия хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 12:30, реферат

Краткое описание

Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, относятся к непроизводственной сфере. Таким образом, непроизводственную сферу можно рассматривать, как совокупность отраслей и видов деятельности, направленных непосредственно на человека или на преобразование социальных условий, в которых он существует. При этом данная область деятельности также опосредствует денежными, в частности – финансовыми отношениями.

Содержание

Введение
1 Содержание финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы
2 Особенности финансов непроизводственной сферы
3 Развитие финансово-хозяйственных механизмов непроизводственной сферы в современных условиях
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

финансы НС - копия.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, с совершенствованием механизма хозяйствования в условиях развития рыночных отношений изменяются формы и методы финансирования учреждений, организаций непроизводственной сферы. Появляется реальная возможность привлечения и использования собственных средств для тех предприятий, организаций и учреждений, которые ранее находились на полном или частичном бюджетном финансировании.

Ряд предприятий, организаций, осуществляющих свою деятельность на принципах неполного хозрасчета, переходит на самофинансирование и  полный хозрасчет, основанный на коммерческой деятельности: например, предприятия  жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, учреждения культуры, такие, как театры, театры-студии и др.

Меняется и метод  предоставления бюджетных ассигнований учреждениям и организациям, получающим дотации из бюджета. Если ранее сумма  дотации определялась как разница между доходами и расходами по смете учреждения, организации, то сейчас бюджетные средства выдаются на покрытие разрыва между величиной нормативных затрат, рассчитанных на объем предоставляемых услуг, и фактическими расходами по реализации этих услуг.

Таким образом, перестройка механизма хозяйствования в непроизводственной сфере, развитие товарно-денежных отношений, возможность зарабатывать собственные средства путем оказания платных услуг позволили перейти от чисто бюджетного финансирования учреждений и организаций, состоящих на бюджете, к смешанной форме финансирования, основанной на частичном хозрасчете, а в отдельных случаях - на полный хозрасчет.

Это дает возможность  в определенной степени снять  нагрузку с бюджета, способствует развитию инициативы учреждений, заставляет их шире использовать финансовые рычаги и стимулы в организации своей деятельности.

Анализ данного раздела  позволяет сделать вывод, что  с развитием рыночных механизмов хозяйствования финансирование сферы  непроизводственных отношений постепенно отходит от абсолютно бюджетного датирования. Некоторые отрасли нематериального производства постепенно переходят на хозрасчет, функционируют и развиваются исходя из собственных сил и стимулов. Но в то же время есть такие сферы, которые регулируются государством, и, соответственно, основным источником финансирования таких отраслей является бюджет. В Республике Беларусь к таким сферам относятся образование, здравоохранение, оборона, культура, органы социальной защиты и т.п. Такое расположение дел обусловлено значимостью услуг, оказываемых этими отраслями для населения и невозможностью в полной степени регулирования этих отношений без государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании  проведенного исследования можно сделать  следующие выводы.

1. Значительная часть  создаваемого обществом национального  дохода направляется государством  на развитие непроизводственной  сферы. Эффективное, рациональное  использование этих средств, их  целевое расходование во многом  зависят от организации финансов  в непроизводственной сфере.

2. Под финансами непроизводственной  сферы следует понимать совокупность  денежных отношений, опосредующих  движение фондов денежных средств,  образующихся в результате перераспределения  созданного в отраслях материального  производства национального дохода в целях создания нематериальных благ и услуг.

3. Особенности финансов  в непроизводственных отраслях:

- финансовые отношения  сопровождают движение фондов  денежных средств, образованных  в порядке перераспределения  национального дохода.

- источником покрытия  затрат в непроизводственной  сфере является национальный  доход, созданный работниками  материального производства.

- поскольку основным  источником финансирования отраслей  непроизводственной сферы является  государственный бюджет, то финансовые отношения возникают в основном между государством и учреждениями непроизводственной сферы;

- большинство предприятий,  учреждений непроизводственной  сферы находятся в подчинении  местных органов власти (вся низовая  сеть дошкольных учреждений, школ, больниц, библиотек, коммунальные предприятия, бытовые организации и др.).

- в условиях развития  рыночных отношений, а также  дефицита бюджета развивается  сфера платных услуг, оказываемых  учреждениями и организациями  непроизводственной сферы, привлекаются  внебюджетные источники финансирования.

- в структуре затрат  учреждений непроизводственной  сферы высокий удельный вес  занимает заработная плата (по  ряду отраслей она достигает  60-80%), так как работникам непроизводственной  сферы свойственна низкая фондовооруженность труда и высокая трудоемкость.

4. До конца 80-х гг. практически единственным источником  финансирования социально-культурных  учреждений был государственный  бюджет. Отдельные учреждения могли  иметь внебюджетные (специальные)  средства: например, школы - от сбора металлолома и макулатуры, но они, как правило, составляли менее 1% от объема расходов учреждения.

5. В 1988 г. были разработаны  положения нового механизма хозяйствования  в отраслях непроизводственной  сферы. Они распространяются на  учреждения здравоохранения, образования, культуры и средств массовой информации, физической культуры и спорта, социального обеспечения, хозяйственная деятельность которых базируется на полном или частичном бюджетном финансировании.

6. Совершенствование  финансово-хозяйственного механизма страны началось с совершенствования финансово-хозяйственного механизма учреждений здравоохранения, культуры, некоторых типов учреждений образования. Реализовать одновременно поставленные задачи во всех отраслях непроизводственной сферы невозможно по ряду объективных причин. Однако был сделан первый шаг к развитию товарно-денежных отношений в непроизводственной сфере, расширилась сфера финансовых отношений, предоставлена возможность учреждениям формировать собственные, внебюджетные средства. Таким образом, появилась возможность в отраслях социально-культурной сферы сочетать бюджетное финансирование с развитием платных услуг и выполнением работ по договорам с предприятиями, организациями на платной основе.

7. В настоящее время  финансовые ресурсы социально-культурных учреждений формируются из следующих источников: средств бюджета; внебюджетных средств.

Подводя итог можно сказать, что в условиях перехода к рыночным методам хозяйствования идет процесс  совершенствования финансовых отношений  предприятий, учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Во-первых, расширяется  их самостоятельность по использованию  находившихся в их распоряжении материальных, трудовых и значительной части финансовых ресурсов. Например, эти предприятия  получили право обменивать, сдавать в аренду или продавать другим предприятиям и организациям здания, сооружения, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности.

Во-вторых, осуществляется перевод многих этих субъектов хозяйствования на платные начала финансирования.

В-третьих, пересматриваются тарифы на оказываемые услуги с тем  расчетом, чтобы они в большей  мере обеспечивали свою самоокупаемость  и самофинансирование.

В-четвертых, происходит разумное сочетание в деятельности непроизводственного сектора бюджетного финансирования и платных услуг.

В-пятых, коренным образом  перестраивается система бюджетного финансирования предприятий, учреждений и организаций этого сектора  экономики - происходит замена планирования и финансирования расходов на их содержание в зависимости от достигнутого уровня на переход на нормативный метод покрытия затрат. Государство вводит такой механизм финансирования, когда потребности вышеназванных предприятий и организаций финансируются из бюджета на основе нормативов, определяемых из расчета на одного жителя или других показателей. Сами размеры бюджетного финансирования становятся в зависимость от результативности работы соответствующих учреждений и организаций.

В-шестых, применение на этих предприятиях разнообразных систем материального стимулирования. Все они призваны установить зависимость размеров материального поощрения от конечных результатов деятельности трудовых коллективов.

В последние годы были значительно расширены права  предприятий, организаций и учреждений непроизводственного профиля в области оплаты труда своих работников.

1. Они получили право самостоятельно устанавливать должностные оклады.

2. Им предоставлено право, устанавливать своим работникам дифференцированные надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе за счет и в пределах фонда заработной платы. Надбавки можно уменьшать или полностью отменять при ухудшении качества работы.

3. Им было разрешено устанавливать работникам доплаты за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличения объема работ.

4. Вузы получили право  оставлять себе всю валютную  выручку.

Таким образом, знание особенностей финансов непроизводственной сферы  позволяет правильно организовать их в условиях становления и развития рыночных отношений в республике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Вахрин, П.И. А.С. Нешитой.  Финансы: Учебник для вузов, 4-е  издан., перераб. и дополнен. М.: 2005. - 256 с.

2. Нешитой, А.С. Финансы:  Учебник. - 5-е издание, перераб.  И доп. - М. 2005. - 293 с.

3. Пушкарев В.М. История финансовой мысли и политика налогов. Учебное пособие. М;. 1996 г. - 307 с.

4. Теория финансов: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко,  Т.В. Сорокина и др.; Под ред.  проф. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 351 с.

5. Финансы: Учебник.  Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. проф. В.В. Ковалева. М.: 2003. - 284 с.

6. Финансы. Учебник  под общ. ред. Дробозиной Л.А.  М.: 1999. - 394 с.

7. Финансы: Под ред.  проф. Родионовой В.М. М.: Финансы  и статистика. 1995. - 391 с.

8. Финансы: Учебник  / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М. 2004. - 284 с.

9. Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. М.И.  Плотницкого. - Мн.: 2005. - 385 с. 

10. Финансы предприятий:  Учебник / Л.Г. Колпина, Т.Н. Кондратьева,  А.А. Лапко; Под ред. Л.Г. Колпиной. - 2-е изд., дораб. и доп. - Мн.: Выш. шк., 2004. - 336 с.

11. Финансы предприятий:  Учебное пособие / Н.Е. Заяц  и др.; Под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. - 2-е изд. - Мн.: Выш.  шк., 2005. - 528 с.

12. Ханкевич, Л.А. Финансы:  Практ. пособие. Мн.:2002. - 392 с.




Информация о работе Переход непроизводственной сферы Республики Беларусь на рыночные условия хозяйствования