Перспективы сокращения дефицита бюджета в условиях финансового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и перспективы сокращения дефицита бюджета в условиях финансового кризиса.
Задачи исследования:
• раскрыть понятие профицита и дефицита бюджета;
• показать возможности сокращения профицита бюджета и источники финансирования его дефицита;
• выявить роль бюджетного дефицита (профицита) в государственном регулировании экономики, изложить аспекты нормативно-законодательное регулирования дефицитов бюджетов;
• дать оценку профицита (дефицита) федерального бюджета;
• изучить прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2013-2014 гг. и источники его финансирования;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая стародубцева.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

Итак, бюджетная политика государства регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные  фонды денежных ресурсов и обеспечивает решения социально-экономических  задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счет ресурсов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Регулирующим и контролирующим инструментом ее является бюджетный дефицит (профицит). Это сложная финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства (прежде всего налоговыми поступлениями) и потребностями в государственном финансировании, обеспечивающем эффективную реализацию всех функций государства (регулирующую и управленческую, оборонную, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую). Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады, стагнация и периоды депрессии производства; неоправданный рост расходов и их неэффективность.

 

 

 

1.2 Сокращение профицита бюджета и источники финансирования его дефицита.

Согласно  статье 88 Порядок использования  профицита бюджета:

1. Федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации,  местный

бюджет должны быть составлены соответственно Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления и утверждены законодательными органами,

представительным органом  местного самоуправления без профицита  бюджета.    

2. Если в процессе  составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита бюджета в следующей последовательности;

  • сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюджета - сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов);
  • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашении долговых обязательств;
  • увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов

бюджетам других уровней.     

 Если меры, предусмотренные  абзацами вторым - четвертым настоящего  пункта, осуществлять нецелесообразно,  следует сократить налоговые  доходы бюджета путем  внесения  изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации.

 

Механизм распределения  профицита.

 

      Отличительной  особенностью федерального бюджета  РФ является его новая и  весьма своеобразная конструкция, которая, по мнению Правительства РФ, реализует заявленную в бюджетном послании Президента РФ позицию о том, что федеральный бюджет должен быть в максимальной степени защищен от таких внешних воздействий, как изменение мировых цен на российские экспортные товары. 
         Механизм такой защиты построен на разных макроэкономических прогнозных вариантах формирования доходной и расходной частей федерального бюджета. В результате за счет дополнительных доходов, получаемых в условиях более высоких экспортных цен, по существу формируется вторая, достаточно изолированная часть федерального бюджета. Эта часть государственных финансовых ресурсов получила название "финансовый резерв". Источником образования финансового резерва являются свободные остатки средств федерального бюджета.         

В ходе исполнения федерального бюджета на пополнение финансового резерва направляются превышение доходов над расходами федерального бюджета, а также сверхплановые доходы бюджета, за исключением средств единого социального налога (взноса), предназначенных на выплату базовой части трудовой пенсии, направляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ. 
 
       

Средства финансового  резерва могут использоваться только на: 
-       замещение внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета: поступлений от размещения государственных ценных бумаг, поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; 
-       замещение внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета; 
-       погашение государственного долга Российской Федерации. 
 
      Средства финансового резерва могут размещаться на финансовых рынках в первоклассных высоколиквидных государственных ценных бумагах (в том числе правительств иностранных государств). 
 
         Управление средствами финансового резерва осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, определяемом Правительством РФ. В соответствии с постановлением Министерству финансов РФ предоставлено право: 
-       размещать средства финансового резерва на финансовых рынках путем вложения в государственные ценные бумаги Российской Федерации и государственные ценные бумаги правительств иностранных государств, имеющих наивысшие рейтинги ведущих рейтинговых агентств; 
-       осуществлять продажу указанных ценных бумаг (в случае неблагоприятной конъюнктуры) и направлять вырученные средства на замещение внутренних и внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета; 
-       определять объемы, цены и сроки приобретения и продажи государственных ценных бумаг. 
 
      При этом Минфину России предписано ежеквартально отчитываться перед Правительством РФ об объемах и направлениях расходования, а также способах и объемах размещения средств финансового резерва. 
  Средства, полученные от размещения средств финансового резерва, учитываются в составе средств финансового резерва. 
 

Способы финансирования дефицита бюджета.

 

В большинстве стран, в том числе и в России, используются следующие основные способы финансирования бюджетного дефицита:

1) кредитно-денежная эмиссия  (монетизация);

2) долговое финансирование (внутреннее и внешнее);

3) увеличение налоговых  поступлений в госбюджет, а  также доходов от приватизации, продажи госимущества.

Последний, третий способ вряд ли можно отнести к способам, используемым исключительно для  финансирования дефицита бюджета. Он широко применяется и просто в целях пополнения доходов бюджета. Поэтому к собственно источникам финансирования дефицита бюджета в большей степени относятся первый и второй способы.

Рассмотрим достоинства  и недостатки эмиссионного способа  финансирования дефицита государственного бюджета в таблице №1.

Таблица №1

Достоинства и недостатки эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета.

Достоинства

Недостатки

Рост денежной массы  является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии

В долгосрочном периоде  увеличение денежной массы ведет  к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Это мера, которую можно  осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный  банк проводит операции на открытом рынке  и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

Этот метод может  оказать дестабилизирующее воздействие  на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.


 

Монетизация как способ сокращения дефицита бюджета представляет собой увеличение количества денег  в обращении (в том числе за счет банковского финансирования). Хотя этот способ используется государством очень редко, в исключительных случаях, поскольку он является чисто инфляционным, однако его не стоит исключать из арсенала методов финансирования дефицита бюджета.

При монетизации увеличивается  количество денег в обращении, темпы  роста денежной массы существенно  превосходят темпы роста реального  ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. При этом все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. У государства образуется дополнительный доход - сеньораж, то есть новый доход от печатания денег.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно  эмиссией наличных денег, а осуществляться в других формах. Например, в виде расширения кредитов Центрального банка  государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей. В последнем случае Правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то они нередко финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит государственного бюджета. Поэтому хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

В целом монетизация  может быть использована как способ решения проблемы дефицита госбюджета. Однако необходимо иметь в виду, что это небезопасный для экономики  способ. Национальными правительствами  он обычно используется в исключительных случаях, когда, например:

1) имеется значительный  внешний долг, что исключает льготное  финансирование дефицита бюджета  из внешних источников;

2) возможности внутреннего  долгового финансирования практически  исчерпаны;

3) валютные резервы  Центрального банка истощены, в силу чего регулирование платежного баланса остается первостепенной задачей;

4) экономика способна  выдержать высокую инфляцию, а  граждане уже привыкли к постоянному  росту цен.

Менее болезненным и  более управляемым способом решения проблемы дефицита государственного бюджета является долговое финансирование. В результате долгового финансирования дефицит бюджета покрывается за счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за ее пределами. На основании этого формируется внешний и внутренний долг государства. В таблице №2 представлены достоинства и недостатки финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга.

Таблица №2

Достоинства и недостатки финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего  долга

Достоинства

Недостатки

Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования

По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

Это достаточно оперативный  способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным.

«Эффект вытеснения»  частных инвестиций. Этот эффект заключается  в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции.

Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса.


 

Применение государственных  займов для финансирования дополнительных государственных расходов определяется также значительно меньшими их негативными  последствиями для экономики  по сравнению, например, с дополнительной эмиссией. С другой стороны, практика долгового финансирования является политически более благоприятной для правительства, чем повышение налогов. В странах, где дефициты бюджета запрещены и финансирование через эмиссионный банк также недопустимо, доходная часть государственного бюджета может финансироваться только через налоги. Но увеличение налогов всегда негативно воспринимается гражданами, мнение которых для правительства является небезразличным, особенно во время выборов. Поэтому посредством кредитного финансирования правительство может значительно увеличить свои расходы, не усиливая столь непопулярное налоговое бремя. Это, кстати, и объясняет тот факт, почему в последнее время кредитное финансирование стало одним из популярных инструментов экономической политики в большинстве развитых стран, задолженности которых в последние два-три десятилетия значительно возросли.

Информация о работе Перспективы сокращения дефицита бюджета в условиях финансового кризиса