Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 11:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и перспективы сокращения дефицита бюджета в условиях финансового кризиса.
Задачи исследования:
• раскрыть понятие профицита и дефицита бюджета;
• показать возможности сокращения профицита бюджета и источники финансирования его дефицита;
• выявить роль бюджетного дефицита (профицита) в государственном регулировании экономики, изложить аспекты нормативно-законодательное регулирования дефицитов бюджетов;
• дать оценку профицита (дефицита) федерального бюджета;
• изучить прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2013-2014 гг. и источники его финансирования;
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки "Юралс" и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП, а также снижением курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи и экспорта нефти.
Увеличение ненефтегазовых
доходов федерального бюджета к
ВВП в 2011-2013 годах по отношению
к 2010 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений
по налогу на добавленную стоимость и
акцизам
(таблица №5).
Таблица № 5
Структура доходов федерального бюджета, млрд. рублей
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |||||
Отчет |
% к ВВП |
закон с учетом изменений |
% к ВВП |
факт |
% к ВВП |
факт |
% к ВВП |
Прогноз |
% к ВВП | |
Доходы, всего |
7 337,8 |
18,8 |
7 783,8 |
17,3 |
8617,8 |
17,4 |
9131,7 |
16,5 |
9983,9 |
16,1 |
в том числе: |
||||||||||
Нефтегазовые доходы |
2984,0 |
7,6 |
3 744,3 |
8,3 |
4003,0 |
8,1 |
4088,1 |
7,4 |
4295,0 |
6,9 |
Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % |
40,7 |
- |
48,1 |
- |
46,5 |
- |
44,8 |
- |
43,0 |
- |
НДПИ |
969,2 |
2,5 |
1 317,1 |
2,9 |
1314,0 |
2,7 |
1392,8 |
2,5 |
1495,2 |
2,4 |
Таможенные пошлины |
2014,8 |
5,1 |
2 427,2 |
5,4 |
2689,0 |
5,4 |
2695,3 |
4,9 |
2799,8 |
4,5 |
Ненефтегазовые доходы |
4353,8 |
11,2 |
4 039,5 |
9,0 |
4614,8 |
9,3 |
5043,6 |
9,1 |
5688,9 |
9,2 |
Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % |
59,3 |
- |
51,9 |
- |
53,5 |
- |
55,2 |
- |
57,0 |
- |
НДС |
2050,0 |
5,2 |
2 295,8 |
5,1 |
2750,4 |
5,5 |
3 144,6 |
5,7 |
3 616,1 |
5,8 |
Налог на прибыль организаций |
195,4 |
0,5 |
217,3 |
0,5 |
233,4 |
0,5 |
246,1 |
0,4 |
274,2 |
0,4 |
ЕСН |
509,8 |
1,3 |
28,1 |
0,1 |
||||||
Акцизы |
101,5 |
0,3 |
134,5 |
0,3 |
260,1 |
0,5 |
312,2 |
0,6 |
423,7 |
0,7 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) |
12,3 |
0,0 |
16,7 |
0,0 |
31,0 |
0,1 |
35,1 |
0,1 |
36,0 |
0,1 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
494,6 |
1,3 |
558,8 |
1,2 |
673,7 |
1,4 |
718,2 |
1,3 |
784,4 |
1,3 |
Предельный объем расходов федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов определен исходя из прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом сокращения его размера в 2011-2013 годах с 3,6% к ВВП до 2,9% к ВВП (таблица 3.5):
Таблица №6
Расчет предельного объема расходов федерального бюджета, млрд. рублей
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |||
факт |
прирост к предыдущему году |
факт |
прирост к предыдущему году |
Прогноз |
прирост к предыдущему году | ||
Доходы, всего |
7783,8 |
8617,8 |
834,0 |
9131,7 |
513,9 |
9983,9 |
852,2 |
%% к ВВП |
17,3 |
17,4 |
16,5 |
16,1 |
|||
Источники покрытия дефицита |
2428,6 |
1767,3 |
- 661,3 |
1712,9 |
- 54,4 |
1765,2 |
52,3 |
%% к ВВП |
5,4 |
3,6 |
3,1 |
2,9 |
|||
Расходы |
10212,4 |
10385,1 |
172,7 |
10844,6 |
459,5 |
11749,1 |
904,5 |
%% к ВВП |
22,7 |
20,9 |
19,6 |
19,0 |
|||
в том числе условно утверждаемые |
271,1 |
587,5 | |||||
%% к общему объему расходов |
2,5 |
5,0 |
Прогнозируемые объемы доходов федерального бюджета и целевые ограничения по размеру дефицита федерального бюджета формируют предельный объем расходов федерального бюджета со снижением с 22,7 % к ВВП в 2010 году до19,0% к ВВП в 2013 году.
В номинальном выражении в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году (таблица № 7).
Таблица №7
Динамика расходов федерального бюджета
Показатель |
2010 год |
Прогноз | ||
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||
Изменения к предыдущему году, млрд. рублей |
552,3 |
172,7 |
459,5 |
904,5 |
% (в номинальном выражении) |
5,7 |
1,7 |
4,4 |
8,3 |
% (в реальном выражении) |
- 3,9 |
- 4,5 |
- 1,5 |
2,7 |
2.2 Прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010-2012 гг. и источники его финансирования
Правительство России одобрило основные характеристики федерального бюджета на 2010-2012 годы. Пока что бюджет на будущий год почти полностью скопирован с нынешнего: 6,6 трлн рублей доходов, 9,5 трлн рублей расходов.
В течение последующих трех лет бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться. Дефицит бюджета – 2010 г. составит 2,9 трлн рублей, а с учетом расходов на формирование антикризисного фонда ЕврАзЭС и на докапитализацию банков – 3,2 трлн рублей. или 7,5 процента ВВП страны. В 2011 году его планируется сократить до 4,3 процента ВВП, а в 2012 – до 3 процентов ВВП. По словам Кудрина, с 2013 года будет возобновлено действие нормы Бюджетного кодекса по ограничению размера дефицита федерального бюджета 1% [5].
У власти была альтернатива – либо разом сократить расходы, либо изыскать дополнительные источники для покрытия дефицита. Первое неизбежно повлекло бы за собой снижение уровня соцподдержки граждан, свертывание антикризисных мер и программ развития, поэтому решено было выбрать второй вариант.
В 2010 году порядка 70% расходов бюджета будут иметь социальный характер, сохранятся приоритеты, связанные с инвестициями в человеческий капитал и инновациями. Только на пенсионную систему выделят более 600 миллиардов рублей. В полном объеме сохранены расходы на национальную оборону и безопасность.
По ряду направлений расходы даже будут увеличены, причем уже в текущем году. Так, правительство РФ осенью внесет в Госдуму предложение о добавлении в расходную часть бюджета на 2009 год 210 миллиардов рублей на капитализацию банков.
Речь идет о выпуске облигаций федерального займа (ОФЗ), которые при желании банков государство сможет обменивать на их привилегированные акции.
В ближайшие годы ситуация
в экономике останется
Расходы на 2010 год должны быть перегруппированы, многое придется отменить или перенести. Наиболее существенно сокращаются расходы на инвестпрограммы, в том числе на строительство объектов транспортной системы и культуры.
Экономия отчасти коснется и социальной сферы – индексация зарплат бюджетников в 2010 году пока не планируется.
Для покрытия дефицита бюджета в 2010 году, помимо Резервного фонда, правительству придется расконсервировать Фонд национального благосостояния (ФНБ), а также увеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям.
К концу нынешнего года в Резервном фонде останется не более 1,7 трлн рублей. Таким образом, для покрытия бюджетного дефицита 2010 года из Резервного фонда возьмут 1,7 трлн рублей – на этом его средства и закончатся. Из фонда национального благосостояния заберут четверть – 682 млрд рублей, которые пойдут на погашение дефицита Пенсионного фонда (ПФР), который в будущем году может составить 1,166 трлн рублей [5].
Наконец, недостающие 830 млрд рублей будут закрыты за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынках. Минфин планирует увеличить объем внутренних займов с 425 миллиардов рублей в 2009 году до 656 миллиардов рублей в 2010 году.
По данным Reuters, на внешние займы, к которым Россия не прибегала с 1998 года, придется $18 млрд (570 млрд рублей). Ранее власти предполагали занять в 2010 году порядка $10 млрд через выпуск еврооблигаций, но теперь в Минфина заговорили о желании занять денег еще и у Всемирного банка – так дешевле, чем на открытом рынке.
Наращивание внешних займов – это возврат к старой модели, генерирующей рост денежной массы за счет притока капитала извне и разгоняющей инфляцию, не одобряют такую идею эксперты, опрошенные "Ведомостями". При среднегодовом курсе 34,5 рубля за доллар, прогнозируемом Минэкономразвития, объем внешних займов составит порядка $19 млрд, что повысит внешний долг страны почти на 50%. Напомним, до сих пор внешний государственный долг РФ сокращался и на 1 июля 2009 года составляет $39 млрд. Лучше увеличивать внутренние займы, советуют эксперты: у банков скопилось много ликвидности, вложения в бумаги Минфина были бы хорошей альтернативой покупкам менее доходных зарубежных гособлигаций [5].
А пока что чиновники пытаются задействовать все возможности для латания бюджетной дыры. Однако с допдоходами бюджета пока неясно. Правительство временно отказалось от предлагавшихся Минфином мер по повышению экспортной пошлины и ставки НДПИ на газ, а также дополнительному повышению акцизов на алкогольную продукцию (на 20% к ранее утвержденному уровню на 2010 год).
Сверхплановая индексация акцизов на «народные» водку и пиво могла принести дополнительно до 250 миллиардов рублей. Однако эти предложения были неоднозначно восприняты бизнес–сообществом и экспертами.
Пивные компании, которым было обещано повышение акциза в 2010 году в три раза по сравнению с нынешней ставкой, по сообщениям СМИ, направили письмо Путину, предупредив, что такие меры могут привести к сокращению производства бражного напитка и росту цен.
По расчетам экспертов Института экономики переходного периода (ИЭПП), трехкратный рост пивного акциза привел бы к удорожанию каждой бутылки на 3,5 рубля, что весьма ощутимо для среднего и низкого ценового сегмента и неизбежно привело бы к сокращению спроса и сжатию легального рынка [5].
Удорожание водки также могло бы привести к увеличению доли теневого сектора и росту отравлений от некачественного алкоголя.
При этом эксперты сочли малореальным ожидавшийся Минфином фискальный эффект и решение таким способом проблемы дефицита бюджета – вместо роста доходов экономика могла получить новый скачок цен.
Поэтому власти решили ввести квотирование этилового спирта для производства вино-водочной продукции. Производители должны будут получать специальное разрешение на покупку спирта для производства водки и вина.
Итак, в 2010-2012 гг. федеральный бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться – с 7,5 процента ВВП страны в 2010 г. до 3 процентов ВВП в 2012 г. в целях сокращения дефицита бюджета Правительство РФ нацелено на: сокращение неэффективных расходов; существенное сокращение расходов на инвестпрограммы, в том числе на строительство объектов транспортной системы и культуры; отсутствие индексации зарплат бюджетников. Для покрытия дефицита бюджета в 2010 году, помимо Резервного фонда, правительству придется расконсервировать Фонд национального благосостояния, а также увеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям. Пополнить бюджет планируется за счет дополнительных доходов путем введения квотирования этилового спирта для производства вино-водочной продукции.
2.3 Политика снижения дефицита бюджета в США
Характерной чертой современного этапа является рост размеров бюджетных дефицитов. Суммарный дефицит бюджета США за 2010-2019 годы при сохранении нынешней динамики составит 9 трлн долларов. Такой вывод содержится в обнародованном накануне прогнозе административно-бюджетного управления (АБУ) Белого дома [23].
Дефицит федерального бюджета США за половину финансового года, начавшегося 1 октября 2008 года, года превысил 311 миллиардов долларов, увеличившись на 20,5 процента по сравнению с тем же периодом годом ранее. Никогда в США дефицит бюджета не был таким большим – прежний рекорд был установлен в 2006 году, когда за шесть месяцев расходы превысили доходы на 302 миллиарда долларов.
Доходы США за первую половину фискального года составили 1,146 триллиона долларов, что на 2,2 процента больше, чем годом ранее. Расходы выросли на 5,7 процента до 1,457 триллиона.
Согласно докладу АБУ, общие расходы правительства в 2009 году составят 3,653 трлн долларов, а поступившие в бюджет доходы – 2,074 трлн. Таким образом, бюджетный дефицит достигнет в этом финансовом году, который закончился 30 сентября, рекордной суммы в 1,58 млрд долларов. Этот показатель превышает прошлогодний более чем в 3 раза.
Информация о работе Перспективы сокращения дефицита бюджета в условиях финансового кризиса