Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 11:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и перспективы сокращения дефицита бюджета в условиях финансового кризиса.
Задачи исследования:
• раскрыть понятие профицита и дефицита бюджета;
• показать возможности сокращения профицита бюджета и источники финансирования его дефицита;
• выявить роль бюджетного дефицита (профицита) в государственном регулировании экономики, изложить аспекты нормативно-законодательное регулирования дефицитов бюджетов;
• дать оценку профицита (дефицита) федерального бюджета;
• изучить прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2013-2014 гг. и источники его финансирования;
· в объеме не более одной двенадцатой общего объема расходов федерального бюджета текущего финансового года направляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году.
Особенность внутренних источников финансирования бюджетного дефицита связана с тем, что Правительство РФ постоянно увеличивает сроки заимствования на внутреннем рынке, что, естественно, приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения государственных ценных бумаг с различными сроками погашения.
Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных закупок. Улучшению структуры внешних заимствований в значительной степени способствует получение кредитов от ведущих международных организаций. Однако внешние заимствования сопряжены с необходимостью поддержания такой структуры платежного баланса, когда валютные поступления достаточны для своевременного выполнения обязательств по займам. В противном случае создаются дополнительные сложности в регулировании валютного курса относительно российского рубля.
Так по данным Министерства Финансов РФ Федеральный бюджет за 2012 год исполнен с дефицитом в размере 27 миллиардов рублей, или 0,04% ВВП, А данные за 2011 год составили 121,54 миллиарда рублей.
1.3 Бюджетный
дефицит (профицит) как инструмент
государственного
В западных экономических теориях проблемы бюджетного дефицита (профицита) рассматриваются преимущественно в аспекте задач экономического роста и обеспечения полной занятости. В российской правительственной бюджетной политике они увязываются только с подавлением инфляции и уплатой внешнего долга.
Различают два типа бюджетно-налоговой политики, в которой формируется тот или иной подход к бюджетному дефициту: стимулирующая бюджетно-налоговая и сдерживающая бюджетно-налоговая (фискальная рестрикция). Первая имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном подходе политика снижения налогов может привести к росту бюджетного потенциала (снижению бюджетного дефицита) за счет расширения производства и накопления капитала.
Сдерживающая бюджетно-
Если бюджетный дефицит возникает вследствие необходимости осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики и ее модернизацию или в результате чрезвычайных обстоятельств (проведение антитеррористических операций, ликвидация стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций – структурный дефицит. Он необходим для проведения обоснованной государственной политики по стабилизации экономики и защите интересов общества, когда текущих бюджетных расходов становится недостаточно.
Возможен также циклический дефицит (излишек), который отражает конъюнктурные явления, неизбежные в капиталистической рыночной экономике. Поэтому одна из основных задач бюджетно-налоговой политики - создание системы встроенных стабилизаторов экономики с целью ослабления эффектов колебательных явлений как в потреблении так и в накоплении сектора домашних хозяйств, коммерческих организаций и государства.
При дискреционной бюджетно-
Государство законодательно воздействует на параметры, определяющие и регулирующие размеры бюджетного дефицита. Один из главных принципов бюджетной системы Российской Федерации – сбалансированность бюджетов. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ он означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему его доходов и поступлений из источников финансирования дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета органы власти и управления должны исходить из необходимости снижения дефицита бюджета. При этом сбалансированность бюджета должна достигаться на основе обеспечения эффективности и экономности использования бюджетных средств, т.е. получения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием ожидаемого бюджетом объема средств.
Нормативное регулирование размеров бюджетного дефицита, предусмотренное Бюджетным кодексом определяет: размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, а бюджета субъекта Федерации – 15% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета: указанный предельный размер дефицита на региональном уровне можно повысить на величину поступлений от продажи имущества субъекта Федерации в случае утверждения этой статьи доходов бюджетным законом субъекта Федерации; размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации с возможностью повышения этого предела на сумму доходов от продажи имущества местного самоуправления [17, c. 57].
При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники его финансирования. Текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, объем доходов местного бюджета.
Существует проблема определения количественной величины дефицита бюджета, что связано с оценкой бюджетных потребностей и ассигнований, точностью учета фактора инфляции (дефлятора), величины бюджетных обязательств, переходящих с прошлых лет (кредиторская задолженность государства по оборонному заказу и другим программам и "федеральным мандатам", которые не были профинансированы в прошлые годы).
В Российской Федерации пока не внедрены нормативно-законодательные бюджетные технологии, четко регулирующие исполнение обязательств государства перед секторами экономики, бюджетной сферой и населением. Правительству предоставлены чрезмерно большие полномочия вносить изменения в утвержденный законом бюджет в ходе его исполнения.
Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение объема поступления доходов федерального бюджета или поступлений из источников финансирования его дефицита, что приводит к неполному финансированию расходов, то вводится режим сокращения расходов федерального бюджета (секвестр). Решение об этом принимает правительство, если годовые бюджетные назначения уменьшаются не более чем на 10%. В случае сокращения ассигнований свыше 10% секвестр вводится федеральным законом. Причем должен соблюдаться принцип пропорциональности сокращения расходов в отношении всех главных распорядителей бюджетных средств и всех программ на текущий финансовый год.
Доходы, фактически полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, направляются Министерством финансов РФ на уменьшение дефицита бюджета и погашение государственного долга без внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. (Бюджетная задолженность в системе финансовых отношений РФ Е.А. Морозова, Экономические науки-2007№10 ).
2. Анализ динамики профицита федерального бюджета РФ и перспективы снижения дефицита с учетом зарубежного опыта
2.1 Оценка профицита (дефицита) федерального бюджета
2.1 Оценка профицита (дефицита) федерального бюджета
Федеральный бюджет РФ на протяжении ряда лет (начиная с 1999 г.) формировался с профицитом (таблица №3), исходя из определенного уровня цен на нефть.
Таблица №3 – Основные показатели федерального бюджета в 2005-2008 гг., млрд.руб.
Годы |
Доходы |
Расходы |
Профицит |
2005 |
5127,23 |
3514,35 |
1612,88 |
2006 |
6278,89 |
4284,80 |
1994,09 |
2007 |
7764,55 |
6131,81 |
1632,74 |
2008 |
9258,06 |
7560,87 |
1697,19 |
Весь "сверхпрофицит", который появлялся из-за того, что реальная цена на нефть была постоянно выше прогнозной, направлялся в Стабилизационный фонд. Стабилизационный фонд – это целевой бюджетный фонд с законодательно установленными источниками его образования. Средства фонда предназначались для покрытия дефицита бюджета, образуемого при сокращении объема поступлений от экспортных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефти), могли временно размещаться в долговые обязательства иностранных государств по выбору правительства (предоставление займов иностранным государствам), а также направлялись на покрытие текущих и капитальных расходов бюджета.
В то время Стабилизационный фонд являлся главным инструментом, сдерживающим объем денежной массы в РФ. В случае если бы средства, находящиеся в нем, попали в обращение, случился бы инфляционный скачок.
С 2008 г. Стабфонд разделен на Резервный фонд (ст. 96.9 Бюджетного кодекса РФ) и Фонд будущих поколений (ст. 96.10 Бюджетного кодекса РФ).
Как видим из таблицы № 3, в 2007 г. профицит федерального бюджета РФ составил 1632,74 млрд руб. (рисунок № 1).
Рисунок № 1 – Динамика профицита федерального бюджета РФ в 2005-2008 гг., млрд.руб.
За январь-декабрь 2007 года федеральный бюджет, по предварительной оценке, исполнен:
по доходам – в сумме 7 трлн 764,55 млрд рублей,
по финансированию расходов – 6 трлн 131,81 млрд рублей
по кассовому исполнению расходов – 5 трлн 982,17 млрд рублей
кассовый профицит – 1 трлн 782,39 млрд рублей;
Первичный профицит составил 1 трлн 924,53 млрд рублей.
Объем ВВП России за 2007 года достиг 32 трлн 530,0 млрд рублей.
Добавим, что совокупный объем средств Стабилизационного фонда РФ в рублевом эквиваленте на 1 января 2008 года составил 3 трлн 849,11 млрд рублей, в то время, как на 1 января 2007 года объем Стабфонда составлял 2 трлн 346,92 млрд рублей.
Профицит федерального бюджета РФ в 2008 году составил 1697,19 млрд рублей или 4% ВВП, говорится в официальном сообщении Минфина РФ.
Доходы федерального бюджета в 2008 году составили 9 трлн 258 млрд рублей, расходы на кассовой основе – 7 трлн 560,87 млрд рублей Первичный профицит федерального бюджета составил 1 трлн 849 млрд руб или 4,4% ВВП.
Исполнение федерального бюджета за 2009 год по доходам составил в объеме 6 триллионов 713 миллиардов 821 миллионов рублей, или 16,6% объема ВВП за 2009 год (40 триллионов 420 миллиардов рублей), или 100,0% к объему доходов.
Дефицит бюджета 2009 г. будет покрываться за счет Резервного фонда, накопленного во времена высоких цен на нефть.
Сальдо источников финансирования дефицита федерального бюджета на 1 января 2010 года составит, по оценке Минфина, 3 триллиона 32 миллиардов 121,2 миллионов рублей. Законопроектом запланировано сальдо в размере 2 триллиона 978 миллиардов 398,3 миллионов рублей. При этом источники внутреннего финансирования дефицита 3 триллиона 243 миллиардов 911,8 миллионов рублей (запланировано законопроектом 3 триллиона 190 миллиардов 188,5 миллионов рублей), источники внешнего финансирования – минус 211 миллиардов 790,6 миллионов рублей (такой же объем запланирован и законопроектом).
Таким образом, в 1999-2008 гг. федеральный бюджет РФ исполнялся с профицитом. Сверхпрофицит федерального бюджета РФ направлялся в Стабилизационный фонд (с 2008 г. – Резервный фонд и Фонд будущих поколений). В 2005-2008 гг. профицит федерального бюджета вырос на 84,31 млрд.руб. и составил в 2008 г. 1697,19 млрд.руб.
Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП.
В номинальном выражении в 2011-2012 годах прогнозируется рост поступлений в федеральный бюджет: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 10,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом - на 6,0%, в 2013 году по сравнению с 2012 годом - на 9,3% (таблица №4):
Таблица №4
Динамика доходов федерального бюджета
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |||
факт |
прирост к предыдущему году |
факт |
прирост к предыдущему году |
Прогноз |
прирост к предыдущему году | ||
Доходы, всего |
7783,8 |
8617,8 |
834,0 |
9131,7 |
513,9 |
9983,9 |
852,2 |
в том числе: |
|||||||
Нефтегазовые доходы (млрд. рублей) |
3744,3 |
4003,0 |
258,7 |
4088,1 |
85,1 |
4295,0 |
206,9 |
Ненефтегазовые доходы (млрд. рублей) |
4039,5 |
4614,8 |
575,3 |
5043,6 |
428,8 |
5688,9 |
645,3 |
Темпы прироста доходов к предыдущему году, % |
10,7 |
6,0 |
9,3 | ||||
в том числе: |
|||||||
Нефтегазовые доходы |
6,9 |
2,1 |
5,1 | ||||
Ненефтегазовые доходы |
14,2 |
9,3 |
12,8 | ||||
Доля в общем объеме доходов, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|||
в том числе: |
|||||||
Нефтегазовые доходы |
48,1 |
46,5 |
- 1,6 |
44,8 |
- 1,7 |
43,0 |
- 1,8 |
Ненефтегазовые доходы |
51,9 |
53,5 |
1,6 |
55,2 |
1,7 |
57,0 |
1,8 |
Информация о работе Перспективы сокращения дефицита бюджета в условиях финансового кризиса