Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:45, курсовая работа
Мировая практика и опыт показали, что главными движущими силами предпринимателей являются стремление удовлетворить общественные потребности в товарах и услугах и тем самым обеспечить себе и окружающим финансовую независимость. И то и другое — это цель.
В условиях рыночной экономики предприятия зачастую вступают в жесткую конкуренцию друг с другом. Задача каждого предприятия – предложить потребителю наиболее привлекательные по качеству и стоимости товары и услуги, либо создать уникальную продукцию, исключив конкуренцию. Современное предприятие должно постоянно развиваться: на успех может рассчитывать только та компания, которая способна на быстрое и гибкое приспособление к постоянно меняющимся условиям рынка.
Введение 3
Глава 1. Планирование деятельности предприятия сферы обслуживания 5
1.1 Планирование деятельности предприятия 6
1.2. Бизнес-план, его цели и сфера применения 8
1.3 Структура бизнес-плана 10
3. Практическая часть. Финансовый анализ ОАО «КАМАЗ-Дизель» 18
3.1. Горизонтальный и вертикальный анализ 19
3.2 Коэффициентный анализ 23
3.3. Методы диагностики финансового состояния предприятия 33
Заключение 36
Список использованных источников 40
Содержание
Введение 3
Глава 1. Планирование деятельности предприятия сферы обслуживания 5
1.1 Планирование деятельности предприятия 6
1.2. Бизнес-план, его цели и сфера применения 8
1.3 Структура бизнес-плана 10
3. Практическая часть. Финансовый анализ ОАО «КАМАЗ-Дизель» 18
3.1. Горизонтальный и вертикальный анализ 19
3.2 Коэффициентный анализ 23
3.3. Методы диагностики финансового состояния предприятия 33
Заключение 36
Список использованных источников 40
Мировая практика и опыт показали, что главными движущими силами предпринимателей являются стремление удовлетворить общественные потребности в товарах и услугах и тем самым обеспечить себе и окружающим финансовую независимость. И то и другое — это цель.
В условиях рыночной экономики предприятия зачастую вступают в жесткую конкуренцию друг с другом. Задача каждого предприятия – предложить потребителю наиболее привлекательные по качеству и стоимости товары и услуги, либо создать уникальную продукцию, исключив конкуренцию. Современное предприятие должно постоянно развиваться: на успех может рассчитывать только та компания, которая способна на быстрое и гибкое приспособление к постоянно меняющимся условиям рынка.
Развитие предполагает разработку и внедрение в производство новых проектов. Это могут быть как проекты, основанные на уже освоенных предприятием технологиях, так и инновационные проекты. В Современном экономическом словаре проект определяется как «замысел, воплощенный в форму описания, обоснования, расчетов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации». Проект имеет определенные временные рамки и последовательность разработки, его конечный результат носит уникальный характер.
Возможность практического применения подразумевает не только техническую возможность, но и вопрос о выгоде создания конкретного проекта. Любой предприниматель всеми способами старается уменьшить потери денег, вложенных в различные проекты, хотя полностью устранить потери никому не удается. Бизнес — это всегда риск, но в одном случае, возможно, не будет получена вся расчетная прибыль, а в другом - может быть потеряно все. Чтобы этого избежать, предприниматель должен заранее сравнить затраты на проект и доход от его реализации, т.е. оценить размер возможной прибыли и эффективность проекта. Для этого составляется бизнес-план проекта.
Упорядоченную схему действий по достижению определенной цели называют планом, следовательно, планирование есть непрерывный процесс поиска новых путей и методов оптимизации целевых действий за счет новых возможностей. На предприятиях производятся и анализируются расчеты альтернативных предложений и описываются ожидаемые результаты экономической деятельности, осуществляется выбор оптимальной цены реализации, величины выпускаемой серии продукции, принимаются решения в область кредитной и инвестиционной политики и многое другое. На основе этого анализа принимается экономически обоснованное решение об эффективности разработанного бизнес-плана.
Экономику общества можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперативной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления в обществе и приумножения национального богатства. От того, насколько эффективно работают предприятия, зависит их финансовое состояние.
Предприятие — это обособленная специализированная производственная единица, основой которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства создать нужную потребителям продукцию (или услуги) соответствующего назначения и получить прибыль. Предприятие - это одновременно главный производитель материальных благ и главный хозяйствующий субъект рыночной экономики.
В зависимости от формы собственности предприятия делятся на государственные (муниципальные) и частные. По характеру ответственности за результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия могут иметь неограниченную (полную) ответственность и ограниченную ответственность. По структуре производства предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные и комбинированные.
Классификация предприятий по размеру (производственной мощности) наиболее широко распространена. Как правило, все предприятия делятся на три группы: малые, средние и крупные. При отнесении предприятий к одной из указанных групп используются следующие показатели: численность работников, стоимостный объем выпуска продукции, стоимость основных производственных фондов.
Задачи, стоящие перед предприятием, определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой. Право постановки задачи перед персоналом предприятия остается за владельцем, независимо от его статуса: частное лицо, акционер или государственный орган.
Главной задачей предприятия является производство товаров или услуг, удовлетворяющих потребности общества. Важнейшей задачей коммерческого предприятия также является получение дохода за счет реализации произведенной продукции (или услуг). На основе полученного дохода удовлетворяются интересы владельцев средств производства, экономические и социальные запросы трудового коллектива .
Планирование, то есть непрерывный процесс поиска новых путей и методов оптимизации целевых действий за счет новых возможностей, является важнейшей составной частью управления предприятием. Грамотное и квалифицированное планирование позволяет успешно и безубыточно осуществлять производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Планирование позволяет:
- предвидеть перспективу развития предприятия на будущий период;
- эффективно и целеустремленно проводить научно-техническую политику на предприятии;
- повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия;
- своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;
- избежать риска банкротства.
Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми руководствуются в процессе составления планов на предприятии:
-научная обоснованность планирования. Этот принцип означает, что планирование должно осуществляться на научной основе;
-непрерывность планирования означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и годовые планы;
-нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия направлена на повышение эффективности производства и на достижение максимальной прибыли;
-принцип взаимной увязки и координации проводимых мероприятий .
Перспективное планирование, охватывающее период от 10 до 20 лет (обычно 10-12 лет), предусматривает разработку общих принципов ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития); определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Перспективное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности предприятия в международном масштабе.
В системе перспективного планирования в зависимости от методологии и целей обычно различают долгосрочное планирование и стратегическое планирование.
В системе долгосрочного планирования используется метод экстраполяции, т.е. применение результатов прошлого периода и на основе постановки оптимистических целей распространение несколько завышенных показателей на будущий период.
Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период.
В основу при разработке плана кладется:
-анализ перспектив развития предприятия, задачей которого является выяснение факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;
-анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении того, насколько конкурентоспособна продукция предприятия на разных рынках и что оно может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;
-выбор стратегии на основе анализа перспектив предприятия в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;
-анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых, более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов.
В системе долгосрочного планирования цели претворяются в программы действий, бюджеты (годовой план), планы прибылей, разрабатываемые для каждого из главных подразделений предприятия. Затем программы и бюджеты выполняются этими подразделениями и определяются отклонения фактических показателей от запланированных.
Стратегический план выражен стратегией предприятия. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В нем могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звена управления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.
Планирование должно охватывать все производственные подразделения с целью обеспечения сбалансированности между ними .
Планирование бизнеса – это процесс поиска путей к достижению поставленных целей посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами. В ходе планирования составляется программный документ - бизнес-план - программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Цель разработки бизнес-плана — сравнить затраты и доходность, определить эффективность проекта, оценить выгоду и принять решение об осуществлении проекта.
Бизнес-план помогает решить следующие проблемы:
-определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
-сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
-выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их формированию и реализации;
-выявить соответствие имеющихся кадров фирмы;
-определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
-оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
-предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Бизнес-план имеет две группы пользователей - внутренних (инициатор бизнес-идеи, учредители и персонал фирмы) и внешних (потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры). В первом случае предприниматель должен убедить себя, что придуманное им дело стоящее, в другом случае - других. В этой сфере хозяйственных интересов предприятия бизнес-план может помочь решить проблему финансирования. При заключении договоров банка с инвестиционным фондом либо другим возможным инвестором бизнес-план позволяет убедить их в том, что предприятие имеет перспективные возможности развития производства, что есть последовательная и реальная программа проведения предпринимательской идеи в жизнь. Иногда, убеждая других, инициатор бизнес-идеи лучше начинает понимать себя. В любом случае, при разработке бизнес-плана необходимо учесть и сбалансировать интересы всех участвующих сторон: заказчика бизнес-плана; разработчика бизнес-плана; потенциальных инвесторов, кредиторов, партнеров, заинтересованных в возврате вкладываемых средств с прибылью; муниципальных и региональных органов власти, определяющих потребности и приоритеты в развитии региона, тех или иных сфер бизнеса; подрядных фирм; потребителя. В реальной жизни бизнес-планы подразделяются в зависимости от степени детализации, субъекта и объекта планирования, конкретных целей и задач.
Специалисты обращают внимание на две типичные ошибки.
Первое - это то, что существует, якобы, одна «правильная» структура бизнес-плана. Это утверждение верно только в том смысле, что, когда речь идет о привлечении внешних инвестиций, то приходится подстраиваться под требования инвестора.
Второе суеверие - что структура бизнес-плана и последовательность его разработки - одно и то же. Иными словами, предполагается, что существует некая линейная схема, а в ней - позиция номер один, с которой всегда надо начинать. Кстати, это заблуждение поддерживается существованием программных продуктов, которые своей жесткой структурой задают единственную последовательность работы. Здравый же смысл подсказывает, что это не так. Не существует какой-то универсальной последовательности составления бизнес-плана. Не важно, с чего начать, все равно придется пройти все необходимые разделы, и сделать это не один раз. В разных компаниях последовательность составления бизнес-плана не совпадает. Фактически это всегда итерационный процесс, который нельзя выстроить даже в виде цепочки, замкнутой в круг.
Информация о работе Планирование деятельности предприятия сферы обслуживания