Планирование деятельности предприятия сферы обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Мировая практика и опыт показали, что главными движущими силами предпринимателей являются стремление удовлетворить общественные потребности в товарах и услугах и тем самым обеспечить себе и окружающим финансовую независимость. И то и другое — это цель.

В условиях рыночной экономики предприятия зачастую вступают в жесткую конкуренцию друг с другом. Задача каждого предприятия – предложить потребителю наиболее привлекательные по качеству и стоимости товары и услуги, либо создать уникальную продукцию, исключив конкуренцию. Современное предприятие должно постоянно развиваться: на успех может рассчитывать только та компания, которая способна на быстрое и гибкое приспособление к постоянно меняющимся условиям рынка.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Планирование деятельности предприятия сферы обслуживания 5

1.1 Планирование деятельности предприятия 6

1.2. Бизнес-план, его цели и сфера применения 8

1.3 Структура бизнес-плана 10

3. Практическая часть. Финансовый анализ ОАО «КАМАЗ-Дизель» 18

3.1. Горизонтальный и вертикальный анализ 19

3.2 Коэффициентный анализ 23

3.3. Методы диагностики финансового состояния предприятия 33

Заключение 36

Список использованных источников 40

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 80.00 Кб (Скачать файл)

     Помимо финансовых коэффициентов, в анализе финансового состояния большую роль играют абсолютные показатели, рассчитываемые на основе отчетности, такие, как чистые активы, собственные оборотные средства, показатели обеспеченности запасов собственными оборотными средствами.

      Кроме того, были применены метод диагностики финансового состояния предприятия — оценка ликвидности баланса (по Шеремету).

      Выводы и заключения финансового анализа кратковременный в силу постоянного изменения финансового состояния.

      С целью более объективной оценки состояния ОАО «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ» финансовый анализ проводился как по рублевым значениям показателей отчетности, так и по их валютным эквивалентам.

   3.1.  Горизонтальный и вертикальный анализ

 

Изучение  структуры и динамики средств предприятия и источников их формирования для ознакомления с общей картиной финансового состояния осуществляется, как отмечалось ранее, на базе горизонтального, вертикального и коэффициентного анализов.

Горизонтальный  и вертикальный анализы актива баланса

Анализ  динамики валюты баланса и нетто-активов  ОАО «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ»  показал, что  размер имущественного комплекса в 2008—2009 гг. в рублевых измерителях  имел тенденцию к понижению. За период с 2008 по 2009 год валюта баланса уменьшилась  с 6227044 до 6001506 тыс. долл. (почти в 1,03 раза).

Таблица 1. Горизонтальный и вертикальный анализы  актива баланса ОАО «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ» (в % к валюте баланса)

Показатель

Годы

2008

2009

Валюта баланса, %

100

100

Убытки

0

0

В необоротные активы

50,93

53,05

Основные фонды

20,47

19,46

Нематериальные активы,

в % к нетто-активу

0,01

0,002

Оборотные активы

49,07

46,95

Запасы и затраты

14,13

13,73

Дебиторская задолженность

34,64

31,74

Высоколиквидные активы

0,27

1,46


 

Внеоборотные активы предприятия состоят из основных средств (зданий и сооружений, машин и оборудования), на которые приходится 50,93% в необоротных активов на конец 2008 г., 53,05% — на конец 2009г.

Доля  основных фондов в валюте баланса возросла с 20,47 до 19,46%.

Ситуация, когда наибольшая часть в необоротных  активов представлена производственными основными средствами и незавершенным строительством, характеризует ориентацию на создание условий расширения основной деятельности предприятия.

Нематериальные  активы за два рассматриваемых года имели тенденцию к понижению  в 2009г..

В структуре оборотных активов доля высоколиквидных активов (статьи «Денежные средства» и «Краткосрочные финансовые вложения») за период 2008—2009 гг. составляла от  0,27 до 1,46%; в 2009 г. данный показатель был равен 1,46%. Такой уровень является достаточно низким, так как для большинства российских предприятий приемлемым считается уровень в 10%.

Количество  запасов уменьшилось: за 2009 г. — на 55621 тыс. руб.

Соотношение в необоротных и оборотных активов свидетельствует о медленном снижении доли в необоротных активов: в 2008—2009 гг. данное соотношение составило 51% к 50%, 54% к 47%.

Структура активов предприятия отражает принадлежность ОАО «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ» к фондоемкой отрасли, которая подразумевает наличие значительных капитальных вложений: внеоборотные активы составляют около 54% валюты баланса и более, причем большая часть из них — основные фонды.

Горизонтальный и вертикальный анализы пассива баланса

Обязательства предприятия представлены как краткосрочной, так и долгосрочной задолженностью, причем краткосрочная задолженность преобладает в структуре заемных средств; долгосрочная задолженность в 2009 г. составляет всего 21,63% валюты баланса (табл. 2).

В структуре  краткосрочной задолженности преобладает  кредиторская задолженность. Последняя считается наиболее дешевым источником заемных средств, однако при этом требует большего контроля со стороны предприятия-должника из-за более краткосрочного и неустойчивого характера, возможных санкций со стороны контрагентов и налоговой инспекции. Поэтому снижение доли кредиторской задолженности в краткосрочных заемных средствах с 30,06%  в 2008 г. до 38,63% в 2009 г. можно считать положительной тенденцией.

Горизонтальный и вертикальный анализы пассива баланса ОАО  «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ» (в % к валюте баланса)

При изучении структуры пассивов прослеживается тенденция к увеличению доли собственных  средств: увеличение происходило с 0,14% в 2008 г. до 0,31% — в 2009 г. В зарубежной практике специалисты считают, что финансовая зависимость от внешних источников начинается при падении показателя ниже уровня 50%.

Таблица 2

Показатель

Годы

2008

2009

 

Валюта баланса, %

100

100

Источники собственных средств

48,25

29,99

Капитал и резервы

0,14

0,31

Резервы предстоящих расходов и платежей

1,02

0,64

Источники заемных средств

0

0

Долгосрочная задолженность

21,68

22,01

Краткосрочная задолженность

30,06

38,63

Кредиторская задолженность

29,04

37,99


 

Соотношение собственных и заемных средств  рассматриваемого предприятия свидетельствует  об увеличении доли собственных средств  и соответственно об уменьшении заемных.

Горизонтальный и вертикальный анализы отчета о прибылях и убытках

Показатели  финансовых результатов (прибыли) характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной.

Таблица 3

Показатель

Годы

2008

2009

 

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

100

100

Себестоимость проданных товаров

95,12

101,13

Чистая прибыль

0,78

4,97

Операционные доходы

1,31

12,08

Операционные расходы

2,03

13,35


 

В динамике финансовых результатов предприятия  можно отметить следующие изменения. Динамика чистой выручки была положительной  в  2009 г., когда увеличение данного показателя составило 4,97%. Темпы прироста себестоимости увеличились с 95,12% до 101,13%.

В 2008 и 2009 гг. наблюдался чистая прибыль увеличилась в 2009 г. на 453454 тыс. руб.

Операционные  доходы превышают операционные расходы.

 

3.2 Коэффициентный  анализ

Показатели ликвидности и платежеспособности

Платежеспособность  предприятия выступает в качестве внешнего проявления финансовой устойчивости, сущность которой заключается в  обеспеченности оборотных активов долгосрочными источниками формирования. Большая или меньшая текущая платежеспособность (неплатежеспособность) обусловлена той или иной степенью обеспеченности оборотных активов долгосрочными источниками. Некоторые показатели платежеспособности приведены в табл. 3.

Таблица 4 Показатели ликвидности и платежеспособности ОАО «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ» (тыс. руб.)

Коэффициент

Годы

2008

2009

Покрытия

1,69

1,23

Текущей ликвидности

1,69

1,23

Абсолютной ликвидности

0,009

0,04

Соотношения заемных и

собственных средств

0

0

Собственного оборотного

Капитала

1183921

499173


 

 Коэффициент покрытия дает общую оценку ликвидности активов, показывая, только рублей оборотных активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет оборотных активов. Чем больше величина оборотных активов по отношению к текущим пассивам, тем больше уверенность, что существующие обязательства будут поганены за счет имеющихся активов. В западной учебно-аналитической практике приводится критическое нижнее значение показателя, равное 2, т. е. если отношение оборотных активов и обязательств предприятия меньше 2, то предприятие не в состоянии полностью и в срок погасить свои обязательства. Однако с учетом российских условий приемлемым считается значение этого коэффициента больше 1.

Коэффициент покрытия анализируемого предприятия  выше нормативного значения.

Коэффициент текущей ликвидности отражает способность предприятия погасить свои кредитные обязательства, мобилизовав при этом дебиторскую задолженность, наряду с денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями. В западной литературе приводится ориентировочное нижнее значение показателя, равное 1, но в российской практике нормальным считается значении показателя на уровне 0,7—1,5.

Значение  данного коэффициента для ОАО  «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ» в 2008—2009 гг. было в  пределах нормы.

Коэффициент абсолютной ликвидности является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия: он показывает, какую часть краткосрочных заемных средств удастся погасить немедленно только за счет высоколиквидных активов. Нормальным даже по зарубежным меркам считается значение коэффициента на уровне 0,2 и более. Для российских предприятий и организаций зачастую характерен уровень 0,01—0,05. Для ОАО «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ» он составлял 0,009-0,04, что свидетельствует что денежных средств достаточно для единовременных выплат по обязательствам.

Коэффициент собственного оборотного капитала позволяет рассчитать величину оборотных активов, финансируемых за счет собственных средств. Он рассчитывается как разница между оборотными активами и краткосрочной задолженностью. За рассматриваемый период величина этого коэффициента ОАО «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ» была уменьшена по сравнению с 2008 г. на 684748

 тыс.  руб., что свидетельствует об уменьшение  финансовой устойчивости предприятия.

Анализ показателей оборачиваемости.

Показатели  оборачиваемости являются относительными и характеризует эффективность использования ресурсов (имущества) предприятия. Алгоритм расчета оборачиваемости состоит в том, что выручка от реализации делится на величину показателя, оборачиваемость которого планируется. Оборачиваемость актива, единицей измерения которой служит количество оборотов, рассчитывается по формуле:

(1)

Показатели  оборачиваемости в оборотах показывают, сколько раз обернулся в отчетном периоде тот или иной оборотный  актив.

Среднюю величину актива определяют исходя из бухгалтерского баланса по формуле среднего арифметического:

(2)

 

где Аср – средняя величина активов за отчетный период; Он.п. – остаток активов на начало расчетного периода; Ок.п. – остаток активов на конец расчетного периода.

Рассчитывают  показатель оборачиваемости в днях, т.е. продолжительность оборота производится по формуле:

(3)

Где D – количество дней в исследуемом периоде (квартал – 90, полугодие – 180, год – 365).

Показатели  оборачиваемости в днях показывают, на сколько дней омертвлены денежные средства в оборотных активах. Снижение показателя считается благоприятной  тенденцией.

  1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (мобильных средств, подвижных средств) рассчитывается по формуле:

Информация о работе Планирование деятельности предприятия сферы обслуживания