Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 05:07, курсовая работа
Целью исследования является анализ процесса планирования расходов бюджета на социальное обеспечение населения.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить состав и структуру расходов бюджетов на социальное обеспечение населения;
- раскрыть методику планирования расходов бюджетов на социальное обеспечение населения;
Содержание
Введение
Очевидно, что развитие социальной инфраструктуры повышает качество жизни населения, что является, в конечном счете, основой роста национальной экономики, а также укрепления социальной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма актуальны для всех стран мира. Сводный показатель качества жизни — смертность и заболеваемость, состояние окружающей среды, уровень образования, динамика преступности — в большинстве государств за последние годы вырос. По данным ООН (1996 год) наиболее высок этот показатель в Канаде, США, Нидерландах и Норвегии. В нашей стране — в одном из крупных регионов мира — качество жизни населения в 90-х годах ухудшилось, в результате чего возросло количество нерешенных проблем.
Традиционно социальная
сфера имеет бюджетное
Нынешнему этапу развития общества и экономики присущи противоречия между необходимостью построения современной социальной системы и отсутствием надлежащих социально-экономических условий; между потребностями в значительных финансовых ресурсах и реальными возможностями государства и территорий по финансированию социальной сферы; между старыми организационными формами, новыми задачами экономической реформы и негативными явлениями в обществе. Своевременное решение всех этих проблем должно стать залогом успешного развития страны в будущем.
Целью исследования является анализ процесса планирования расходов бюджета на социальное обеспечение населения.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить состав
и структуру расходов бюджетов
на социальное обеспечение
- раскрыть методику
планирования расходов
- определить
направления совершенствования
планирования бюджетных
Теоретической базой исследования, проводимого в курсовой работе, послужили нормативно-правовые акты, учебные пособия, публикации в периодической печати, ресурсы сети Интернет.
1. Состав и структура
расходов бюджетов на
Социальная политика представляет собой систему действий органов государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающих решение ключевой задачи государства - повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет эффективного использования общественных (государственных и муниципальных) финансов.
В целях создания условий для повышения уровня жизни населения на основе устойчивого развития российской экономики, а также обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области социально-экономического развития Российской Федерации Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2009 г. N 1663-р были утверждены Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года. Данный документ определяет основные направления и ориентиры социальной политики на среднесрочную перспективу [10, с.7].
Свободный, образованный, здоровый, активный человек - основа конкурентоспособности страны. Исходя из этого главной целью деятельности Правительства Российской Федерации является создание условий для повышения уровня жизни российских граждан, в том числе для повышения материального благополучия, обеспечения возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, обеспечения безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы.
Социальная политика и экономическая политика должны дополнять и усиливать друг друга. При этом социальная политика будет гибко реагировать на изменения в обществе, а социальные институты - развиваться в соответствии с потребностями различных групп населения. Важнейшими направлениями формирования новой социальной модели станут общественный диалог, развитие механизмов социального партнерства.
Социальная политика будет ориентирована как на действенную поддержку людей, в силу объективных причин оказавшихся в сложной жизненной ситуации, так и на создание условий для того, чтобы каждый человек мог самостоятельно формировать стабильные, благополучные социальные позиции для себя и своей семьи.
Вышеуказанный документ предусматривает сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи гражданам России на основе: поддержания высоких темпов экономического роста; обеспечения макроэкономической стабильности; увеличения денежных доходов населения; повышения эффективности программ социальной защиты; совершенствования механизмов социального партнерства. Для достижения поставленных целей используются новые формы предоставления государственной социальной помощи населению с соблюдением принципа адресности; продолжается замена натуральных льгот денежными компенсациями; совершенствуется система социального обслуживания граждан, оказавшихся и сложной жизненной ситуации; ведется работа по повышению качества и увеличению объема государственных социальных услуг, в том числе направленных на реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов.
Одной из важнейших
проблем социального развития все
еще остается низкий уровень жизни
граждан, измерителем которого является
коэффициент соотношения
В соответствии
с Законом РФ от 31.03.2006г. № 44-ФЗ «О
потребительской корзине в
В целом система социальной зашиты населения нашей страны и ее финансового обеспечения построена на принципах разграничения полномочий и расходных обязательств между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также государственными внебюджетными фондами. В этих фондах аккумулируются средства на реализацию важнейших социальных гарантий: пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам и т.д. Основным источником формирования данных фондов является единый социальный налог, плательщиками которого в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса РФ являются все работодатели независимо от формы собственности. Если налоговая база в расчете на каждое физическое лицо составляет до 280 тыс. руб. в год, то ставка такого налога составляет 26%, из которых 20%, зачисляется в федеральный бюджет. Оставшиеся средства но установленным пропорциям распределяются между государственными внебюджетными фондами: социального страхования — 2,9%, обязательного медицинского страхования — 3,1%, из которых 1,1% поступает в Федеральный фонд ОМС, а 2,0% — в территориальные фонды ОМС.
В обшей сумме расходов федерального бюджета на 2011 г. расходы по разделу 1000 «Социальная политика» составляют 3,7%. К числу основных расходных обязательств федерального бюджета но этому разделу относится пенсионное и социальное обеспечение граждан, что следует из таблицы 1.1.
Таблица 1.1
Структура расходов федерального бюджета на 2011 г. по разделу 1000 «Социальная политика» [15, с.134]
Код |
Наименование расходов |
Сумма, тыс.рублей |
Удельный вес, (%) |
1000 |
Социальная политика |
328 751 096,0 |
|
1001 |
Пенсионное обеспечение |
240 811 848,6 |
73,7 |
1002 |
Социальное обслуживание населения |
6 326 211,0 |
1,9 |
1003 |
Социальное обеспечение населения |
75 030 403,3 |
4,8 |
1004 |
Охрана семьи и детства |
2 145 705,4 |
0,6 |
1005 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
132 556,6 |
0,04 |
1006 |
Другие вопросы в области социальной политики |
4 304 371,1 |
1,3 |
В 2003-2010 гг. расходы консолидированного бюджета РФ возросли с 2 трлн. руб. до 8,8 трлн. руб., т.е. более чем в 2 раза в реальном выражении. Увеличение объема расходов происходило в целом адекватно темпам роста ВВП и не сопровождалось значительным повышением зависимости бюджета от конъюнктуры мировых сырьевых рынков (рис. 1.1).Объем расходов федерального бюджета РФ увеличился я с 11, 7% к ВВП в 2003г. до 18% к ВВП в 2007 г., затем сократился до 16,3% ВВП в 2008 г и в 2010 г. достиг уровня 2007г. Суммарная величина расходов по отношению к ВВП по основным разделам и подразделам в 2010 г. заметно выросла по сравнению с предшествующим годом. Расходы консолидированного бюджета на образование выросли в 2,4 раза в реальном выражении, на здравоохранение - в 3,4 раза.
Рис. 1.1. Динамика расходов консолидированного бюджета РФ (в %), за 2003-2010 годы [15, с.136]
С 2005 г. началась реализации национальных проектов, т.е. проектов в социально-значимых сферах экономики, поэтому целесообразно проанализировать динамику бюджетных расходов на финансирование отраслей социальной сферы именно за 2007-2010 гг., чтобы оценить существенность произошедших изменений в данной области.
Анализ бюджетных расходов за 2007-2010 гг. свидетельствует о повышении расходов на социальные цели. Наиболее заметные изменения в сторону повышения коснулись таких разделов как «Жилищно-коммунальное хозяйство» (рост с 2,2 до 2,4% ВВП), «Образование» (с 3,7 до 3,8% ВВП) и «Здравоохранение и спорт» (рост с 2,6 до 2,8% ВВП). Вместе с тем, по оценкам экспертов, данная благоприятная тенденция в значительной степени нивелируется из-за все еще сохраняющегося высокого уровня инфляции, а также увеличения тарифов на энергоносители, услуги ЖКХ, возрастающей стоимости медицинской помощи и образования.
Рост среднего размера трудовой пенсии в реальном выражении за период 2008-2010 годы составил около 34%. Продолжился процесс перевода натуральных льгот в денежные выплаты, что повысило за 2008-2010 годов в 1,64 раза общий размер социальных трансфертов населению.
Как свидетельствует структура расходов консолидированного бюджета, Россия относится к числу стран, в которых посредством государственных финансов перераспределяется сравнительно невысокая доля ВВП. Расходы на финансирование отраслей социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, ЖКХ и социальная политика) в федеральном бюджета 2009 года составили 616,4 млрд. рублей, что на 38,3% выше соответствующего показателя 2008 года. Следует отметить, что по показателю доли в ВВП увеличение социальных расходов составило 2 процентных пункта и достигло 2,3% ВВП. В общих расходах федерального бюджета доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы уменьшилось на 6 процентных пунктов: с 15,0 до 14,4%, что, по крайней мере, в три раза меньше доли среднемирового показателя бюджетных расходов на социальные функции государства.
Таблица 1.2
Структура расходов на социальное обеспечение и здравоохранение в ряде западных стран и России в 2010 году [15, с.137]
Страна |
Доля общих расходов на социальное обеспечение в ВВП |
Доля пенсий в ВВП |
Доля расходов на здравоохранение в ВВП |
Все страны |
14,5 |
6,6 |
4,9 |
Европа |
26,2 |
14,9 |
5,8 |
США |
16,5 |
7,2 |
7,6 |
Венгрия |
22,3 |
9,3 |
5,4 |
Польша |
25,1 |
14,3 |
5,2 |
Чехия |
18,8 |
8,1 |
6,8 |
Россия |
10,2 |
6,5 |
2,5 |
Удельный вес расходов на образование в России в 2010 г. составил 4,1%. Одновременно с этим в США они за последние годы расходы на образование составляли порядка 8%, а в Австралии, например, стабильно превышали 14%. Несмотря на значительные темпы роста расходов на образование о достаточности выделяемых сумм говорить пока не приходится. По подразделу «Социальное обслуживание населения» ассигнования федерального бюджета в 2010 г. составили 3,6 млрд. рублей (108,4% к уровню 2009 года). Удельный вес расходов раздела «Социальная политика» в общих расходах федерального бюджета на 2010 г. составляет 3,86%, против 5,03% в 2009 г. Столь существенное сокращение объема расходов по данному разделу связано с тем, что средства на финансирование мероприятий в сфере занятости населения, в том числе расходы по их администрированию, с 2010 г. передаются на уровень субъектов Российской Федерации и отражаются по разделу «Межбюджетные отношения». Важнейшей особенностью бюджета 2010 года выступает существенное увеличение ресурсов на реализацию четырех приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Развитие АПК», расходы на финансирование которых составят 230,9 млрд. рублей, что на 114,4 млрд. рублей, или почти в 2 раза больше объемов 2009 года (табл. 1.3)
Таблица 1.3
Финансирование приоритетных национальных проектов в социальной сфере [5, с.23]
Национальные проекты |
2009 г. |
2010 г. | ||||
Намечено в декабре 2009г., млрд. руб. |
Утверждено |
Намечено в декабре 2010г., млрд. руб. |
Утверждено | |||
млрд. руб. |
% к намеченному |
млрд. руб. |
% к намеченному | |||
Образование |
25,3 |
29,3 |
115,8 |
31,2 |
48,9 |
156,7 |
Здоровье |
88,4 |
62,6 |
70,8 |
120,5 |
107,7 |
89,4 |
Жилье |
35,4 |
37,2 |
105,1 |
46,2 |
50,78 |
110,0 |
Итого: |
149,1 |
129,1 |
86,6 |
197,9 |
207,4 |
104,8 |
Информация о работе Планирование расходов на социальное обеспечение населения