Планирование расходов на социальное обеспечение населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 05:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ процесса планирования расходов бюджета на социальное обеспечение населения.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить состав и структуру расходов бюджетов на социальное обеспечение населения;
- раскрыть методику планирования расходов бюджетов на социальное обеспечение населения;

Вложенные файлы: 1 файл

Планрование расходов на социальное обеспечение населения.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Что касается расходов на социальное обеспечение, то в России за последние три года они составляли примерно 25% совокупных правительственных  расходов и чуть больше 9% ВВП. В странах  ЕС они повсеместно выше 22%.

Анализ расходов на социальную сферу свидетельствует  об их приросте в бюджете на 2010 г. в реальном выражении (в сопоставимых ценах) по образованию, здравоохранению, спорту, культуре, кино, СМИ. По блокам ЖКХ и социальная политика фиксируется снижение затрат в относительном выражении на 10,3% и на 5%.

Незначительные  темпы роста расходов на социальное обеспечение в федеральном бюджете во многом можно объяснить все большей передачей полномочий на территориальный уровень. В целом расходы на социальные цели в федеральном бюджете составят в 2010 г. 9,4% ВВП, а в консолидированном – около 12% ВВП. Это больше, чем в 2009 году, однако существенно меньше (приблизительно на 40%) от минимального уровня расходов на социальные нужды, рекомендованного Копенгагенской декларацией о социальном развитии (1995 г.), в соответствии с которой уровень расходов на социальные нужды должен составлять не менее 20% ВВП.

Социальное  обслуживание осуществляется как на «бесплатной» основе (т. е. за счет средств  бюджета), так и на платной. Его предоставление может быть организовано в учреждениях любой организационно-правовой формы —негосударственных, муниципальных и государственных. Под негосударственным сектором подразумеваются учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на негосударственной форме собственности, а также лица, осуществляющие частную деятельность в данной сфере. К негосударственному сектору можно также отнести общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.

В соответствии с Законом РТ от 5 февраля 2010г. № 170-ОЗ «О социальном обслуживании населения  в РТ» в области гарантируется  право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном секторе системы социального обслуживания в порядке и на условиях, установленных законами и иными нормативными правовыми актами области.

Основными видами социальных услуг в зависимости от их назначения являются [9, с.82]:

- социально-бытовые, направленные  на поддержание жизнедеятельности  граждан в быту;

- социально-медицинские,  направленные на поддержание  и улучшение здоровья граждан;

- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан в целях их социальной адаптации;

- социально-педагогические, направленные на профилактику  отклонений в поведении и аномалий  личного развития клиентов социальных  служб, формирование у них позитивных  интересов, в том числе в  сфере досуга, на организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;

- социально-экономические,  направленные на поддержание  и улучшение жизненного уровня;

- социально-правовые, направленные  на поддержание или изменение  правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Социальное обслуживание осуществляется в следующих формах:

- обслуживание в стационарных  учреждениях социального обслуживания;

- предоставление временного  приюта;

- реабилитационные услуги;

- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

- социальное обслуживание  на дому (включая социально-медицинское  обслуживание);

- дневное пребывание  в учреждениях социального обслуживания;

- социально-консультационная  помощь;

- материальная  помощь;

- срочное социальное  обслуживание;

- предоставление  жилого помещения в специальных  домах для одиноких престарелых  граждан.

К категориям граждан  и группам населения, имеющим  право на социальное обслуживание в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания РТ, относятся:

1) дети (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, беспризорные, дети-инвалиды, дети, имеющие отклонения в умственном, психическом и физическом развитии, дети семей беженцев и вынужденных переселенцев, безнадзорные);

2) семьи (малообеспеченные, неполные, многодетные, имеющие в  своем составе инвалидов, в  том числе детей-инвалидов; с  несовершеннолетними родителями);

3) отдельные граждане (безработные, бездомные, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных или приравненных к ним бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы);

4) женщины (подвергшиеся психофизическому насилию, одинокие матери с несовершеннолетними детьми, несовершеннолетние матери, беременные женщины, кормящие матери);

5) граждане пожилого  возраста (женщины старше 55 лет, мужчины  старше 60 лет) и инвалиды (в том  числе дети-инвалиды), нуждающиеся  в постоянной или временной  посторонней помощи в связи  с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению;

6) граждане без  определенного места жительства  и занятий;

7) другие категории  граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Особую социальную значимость имеют вопросы опеки  и попечительства над детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения  родителей, детской беспризорности, отражаемые в подразделе бюджетной  классификации 1004 «Охрана семьи и детства».

Таким образом, в настоящее время при проведении мероприятий государственной социальной политики в Российской Федерации  обеспечивается реализация принципов  адресности и нуждаемости, а формы  предоставления социальной помощи и  социального обслуживания взаимосвязаны с экономическими, демографическими, политическими и другими необходимыми факторами.

 

 

 

2. Методика планирования  расходов бюджета на социальное  обеспечение населения

 

 

Расходы являются одной из важнейших характеристик  государственного бюджета. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы, реализация экономической и социальной политики государства.

Расходы бюджета  представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным направлениям.

Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики [7, с.54].

Социальная  сущность расходов отражается в том, что через них государство  осуществляет политику социального  маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач.

Управление  процессами создания, распределения, перераспределения  и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов [8, с.112].

По общественному  назначению расходы бюджета государства  могут быть поделены на следующие  группы:

- расходы на  социальные цели;

- внешнеэкономические расходы;

- экономические расходы;

- расходы на оборону страны;

- расходы на управление.

Выделяют 2 основных метода планирования бюджетных расходов:

- программно-целевой,

- нормативный.

Программно-целевой метод  бюджетного планирования представляет собой системное планирование выделений  бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, которые предназначены для решения экономических и социальных задач. Данный метод планирования финансовых ресурсов позволяет обеспечить единый подход к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов в рамках конкретных программ и проектов, их концентрацию и целевое использование, способствует улучшению контроля. В совокупности это способствует повышению уровня эффективности освоения бюджетных средств.

Объем финансовых ресурсов, выделяемых для реализации отдельных проектов и мероприятий, определяется на основании сметного порядка планирования и финансирования. Основу расчета смет бюджетных учреждений составляют физические показатели деятельности (число койко-мест, число групп, число учащихся и т.п.), финансовые нормы и время работы учреждений. В ходе планирования расходов на социальную защиту населения (пенсии, пособия и др.) необходимо учитывать как количество получателей этих средств, так и нормы выплат.

Нормативный метод  планирования расходов применяется при формировании смет бюджетных учреждений и планировании средств на финансовое обеспечение бюджетных мероприятий. Эти нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Они включают:

- натуральные показатели удовлетворения социальных потребностей в денежном выражении (нормы расходов на питание в бюджетных учреждениях, обеспеченность медикаментами, мягким инвентарем и др.);

- нормы индивидуальных выплат (размеры пособий, стипендий,  ставка заработной платы и т. д.);

- нормы, которые основываются на среднестатистических величинах расходов за предыдущий период и материально-финансовых возможностях общества (например, нормы учебных расходов, расходов на содержание помещений и т.д.).

Бюджетные нормы  делятся на обязательные (установлены  правительством или территориальными органами власти) и факультативные (установлены ведомствами). Нормы могут быть простыми (по отдельным видам расходов) и укрупненными (по  совокупности расходов или по учреждению в целом). На базе финансовых норм и натуральных показателей (площадь помещения, численность обслуживаемых лиц и т.д.) составляются сметы бюджетных расходов, которые могут быть [8, с.115]:

- индивидуальные - разрабатываются для отдельного мероприятия;

- общие - для совокупности однотипных учреждений или мероприятий;

- на финансирование централизованных  мероприятий - для финансирования проводимых в централизованном порядке мероприятий (закупка оборудования, строительство, ремонт и т.д.);

- сводные - сметы по ведомству, объединяющие индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия.

В смете бюджетного учреждения отражаются свод расходов, свод доходов, производственные показатели учреждения, обоснование доходов и расходов и др. данные. Утвержденные сметы являются  финансовыми планами бюджетных учреждений на определенный период времени.

Для расчета  финансирования отдельных мероприятий используются следующие формулы:

- обеспечение  деятельности государственных органов  управления [11, с.80]:

 

= ,                                                                                                          (2.1)

где:  i = 1;

P1 - число звеньев (органов), составляющих аппарат управления государства;

Sр1 - сумма расходов, необходимая на содержание одного  звена (органа) управления государства.

 

 

- обеспечение  аппарата управления судебной  системы РФ:

 

= ,                                                                                                          (2.2)

где:  i = 1;

Р2 - количество звеньев, входящих в федеральную  судебную систему, оплата которых осуществляется за счет средств федерального бюджета;

Sр2  - сумма расходов на одно звено федеральной судебной системы.

 

 

- обеспечение  международной деятельности:

 

= ,                                                                                                          (2.3)

где: i=1;

Р3 - количество операций, проводимых государством в  соответствии с планом международного сотрудничества в финансовом году;

Sрз - сумма расходов, необходимая на проведение одной операции в сфере международного сотрудничества.

 

 

Аналогично  рассчитываются объемы финансирования фундаментальных исследований и  мероприятий по содействию научно-техническому прогрессу и использованию космического пространства, поддержки железнодорожного, воздушного и морского видов транспорта и атомной энергетики, мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и т.п., за исключением:

- обеспечения обслуживания [11, с.83]:

 

= + ,                                                                                            (2.4)

 где:  i = l...P4;

i = 1;

Р5 - количество внешних заимствований и внутренних долговых обязательств, которые по срокам необходимо выплатить в данном финансовом году соответственно;

Sрв3 - сумма внутреннего  долга (заимствования);

Sрвд - сумма  внешнего долга.

 

- обеспечение  выделения финансовых средств,  представляемых юридическим и  физическим лицам в виде трансфертов,  субсидий, субвенций и кредитов.

 

 

= ,                                                                                                         (2.5)

где:  i = 1;

K - вид платежа, предусматриваемый бюджетом к выплате,

n - количество предполагаемых однородных элементов (видов) получателей платежей;

Sib – суммы  платежей, предусматриваемых для  обеспечения i-го однородного  элемента платежа.

 

- обеспечения  финансовыми средствами юридических  и физических лиц, выполняющих  работы и услуги по государственным  контрактам,

 

= ,                                                                                              (2.6)

Информация о работе Планирование расходов на социальное обеспечение населения