Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 05:07, курсовая работа
Целью исследования является анализ процесса планирования расходов бюджета на социальное обеспечение населения.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить состав и структуру расходов бюджетов на социальное обеспечение населения;
- раскрыть методику планирования расходов бюджетов на социальное обеспечение населения;
Что касается расходов на социальное обеспечение, то в России за последние три года они составляли примерно 25% совокупных правительственных расходов и чуть больше 9% ВВП. В странах ЕС они повсеместно выше 22%.
Анализ расходов на социальную сферу свидетельствует об их приросте в бюджете на 2010 г. в реальном выражении (в сопоставимых ценах) по образованию, здравоохранению, спорту, культуре, кино, СМИ. По блокам ЖКХ и социальная политика фиксируется снижение затрат в относительном выражении на 10,3% и на 5%.
Незначительные темпы роста расходов на социальное обеспечение в федеральном бюджете во многом можно объяснить все большей передачей полномочий на территориальный уровень. В целом расходы на социальные цели в федеральном бюджете составят в 2010 г. 9,4% ВВП, а в консолидированном – около 12% ВВП. Это больше, чем в 2009 году, однако существенно меньше (приблизительно на 40%) от минимального уровня расходов на социальные нужды, рекомендованного Копенгагенской декларацией о социальном развитии (1995 г.), в соответствии с которой уровень расходов на социальные нужды должен составлять не менее 20% ВВП.
Социальное обслуживание осуществляется как на «бесплатной» основе (т. е. за счет средств бюджета), так и на платной. Его предоставление может быть организовано в учреждениях любой организационно-правовой формы —негосударственных, муниципальных и государственных. Под негосударственным сектором подразумеваются учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на негосударственной форме собственности, а также лица, осуществляющие частную деятельность в данной сфере. К негосударственному сектору можно также отнести общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.
В соответствии с Законом РТ от 5 февраля 2010г. № 170-ОЗ «О социальном обслуживании населения в РТ» в области гарантируется право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном секторе системы социального обслуживания в порядке и на условиях, установленных законами и иными нормативными правовыми актами области.
Основными видами социальных услуг в зависимости от их назначения являются [9, с.82]:
- социально-бытовые,
- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан в целях их социальной адаптации;
- социально-педагогические,
направленные на профилактику
отклонений в поведении и
- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
- социально-правовые, направленные
на поддержание или изменение
правового статуса, оказание
Социальное обслуживание осуществляется в следующих формах:
- обслуживание в стационарных
учреждениях социального
- предоставление временного приюта;
- реабилитационные услуги;
- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
- социальное обслуживание
на дому (включая социально-
- дневное пребывание
в учреждениях социального
- социально-консультационная помощь;
- материальная помощь;
- срочное социальное обслуживание;
- предоставление
жилого помещения в
К категориям граждан и группам населения, имеющим право на социальное обслуживание в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания РТ, относятся:
1) дети (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, беспризорные, дети-инвалиды, дети, имеющие отклонения в умственном, психическом и физическом развитии, дети семей беженцев и вынужденных переселенцев, безнадзорные);
2) семьи (малообеспеченные,
неполные, многодетные, имеющие в
своем составе инвалидов, в
том числе детей-инвалидов; с
несовершеннолетними
3) отдельные граждане (безработные, бездомные, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных или приравненных к ним бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы);
4) женщины (подвергшиеся психофизическому насилию, одинокие матери с несовершеннолетними детьми, несовершеннолетние матери, беременные женщины, кормящие матери);
5) граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению;
6) граждане без
определенного места
7) другие категории граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Особую социальную значимость имеют вопросы опеки и попечительства над детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, детской беспризорности, отражаемые в подразделе бюджетной классификации 1004 «Охрана семьи и детства».
Таким образом,
в настоящее время при
2. Методика планирования
расходов бюджета на
Расходы являются одной из важнейших характеристик государственного бюджета. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы, реализация экономической и социальной политики государства.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным направлениям.
Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики [7, с.54].
Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач.
Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов [8, с.112].
По общественному назначению расходы бюджета государства могут быть поделены на следующие группы:
- расходы на социальные цели;
- внешнеэкономические расходы;
- экономические расходы;
- расходы на оборону страны;
- расходы на управление.
Выделяют 2 основных метода планирования бюджетных расходов:
- программно-целевой,
- нормативный.
Программно-целевой метод бюджетного планирования представляет собой системное планирование выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, которые предназначены для решения экономических и социальных задач. Данный метод планирования финансовых ресурсов позволяет обеспечить единый подход к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов в рамках конкретных программ и проектов, их концентрацию и целевое использование, способствует улучшению контроля. В совокупности это способствует повышению уровня эффективности освоения бюджетных средств.
Объем финансовых ресурсов, выделяемых для реализации отдельных проектов и мероприятий, определяется на основании сметного порядка планирования и финансирования. Основу расчета смет бюджетных учреждений составляют физические показатели деятельности (число койко-мест, число групп, число учащихся и т.п.), финансовые нормы и время работы учреждений. В ходе планирования расходов на социальную защиту населения (пенсии, пособия и др.) необходимо учитывать как количество получателей этих средств, так и нормы выплат.
Нормативный метод планирования расходов применяется при формировании смет бюджетных учреждений и планировании средств на финансовое обеспечение бюджетных мероприятий. Эти нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Они включают:
- натуральные показатели удовлетворения социальных потребностей в денежном выражении (нормы расходов на питание в бюджетных учреждениях, обеспеченность медикаментами, мягким инвентарем и др.);
- нормы индивидуальных выплат (размеры пособий, стипендий, ставка заработной платы и т. д.);
- нормы, которые основываются на среднестатистических величинах расходов за предыдущий период и материально-финансовых возможностях общества (например, нормы учебных расходов, расходов на содержание помещений и т.д.).
Бюджетные нормы делятся на обязательные (установлены правительством или территориальными органами власти) и факультативные (установлены ведомствами). Нормы могут быть простыми (по отдельным видам расходов) и укрупненными (по совокупности расходов или по учреждению в целом). На базе финансовых норм и натуральных показателей (площадь помещения, численность обслуживаемых лиц и т.д.) составляются сметы бюджетных расходов, которые могут быть [8, с.115]:
- индивидуальные - разрабатываются для отдельного мероприятия;
- общие - для совокупности однотипных учреждений или мероприятий;
- на финансирование централизованных мероприятий - для финансирования проводимых в централизованном порядке мероприятий (закупка оборудования, строительство, ремонт и т.д.);
- сводные - сметы по ведомству, объединяющие индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия.
В смете бюджетного учреждения отражаются свод расходов, свод доходов, производственные показатели учреждения, обоснование доходов и расходов и др. данные. Утвержденные сметы являются финансовыми планами бюджетных учреждений на определенный период времени.
Для расчета финансирования отдельных мероприятий используются следующие формулы:
- обеспечение
деятельности государственных
=
,
где: i = 1;
P1 - число звеньев (органов), составляющих аппарат управления государства;
Sр1 - сумма расходов,
необходимая на содержание
- обеспечение аппарата управления судебной системы РФ:
=
,
где: i = 1;
Р2 - количество звеньев, входящих в федеральную судебную систему, оплата которых осуществляется за счет средств федерального бюджета;
Sр2 - сумма расходов на одно звено федеральной судебной системы.
- обеспечение международной деятельности:
=
,
где: i=1;
Р3 - количество операций, проводимых государством в соответствии с планом международного сотрудничества в финансовом году;
Sрз - сумма расходов, необходимая на проведение одной операции в сфере международного сотрудничества.
Аналогично
рассчитываются объемы финансирования
фундаментальных исследований и
мероприятий по содействию научно-техническому
прогрессу и использованию
- обеспечения обслуживания [11, с.83]:
=
+
,
где: i = l...P4;
i = 1;
Р5 - количество внешних заимствований и внутренних долговых обязательств, которые по срокам необходимо выплатить в данном финансовом году соответственно;
Sрв3 - сумма внутреннего долга (заимствования);
Sрвд - сумма внешнего долга.
- обеспечение
выделения финансовых средств,
представляемых юридическим и
физическим лицам в виде
=
,
где: i = 1;
K - вид платежа, предусматриваемый бюджетом к выплате,
n - количество предполагаемых однородных элементов (видов) получателей платежей;
Sib – суммы платежей, предусматриваемых для обеспечения i-го однородного элемента платежа.
- обеспечения
финансовыми средствами
=
,
Информация о работе Планирование расходов на социальное обеспечение населения