Понятие финансового права, содержание, специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:28, лекция

Краткое описание

Финансовое право как наука, отрасль права и учебная дисциплина началось преподаваться в XIX веке, в обязательном порядке введено преподавание этого предмета с 70-х гг. XIX века.
Понятие финансового права неоднократно менялось.
Финансовое право регулирует отношения, которые характеризуются следующими признаками:
1) денежные отношения
2) публично-правовые отношения

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по финансовому праву.doc

— 623.00 Кб (Скачать файл)

Понятие финансового  права, содержание, специфика

 

Финансовое право как  наука, отрасль права и учебная  дисциплина началось преподаваться  в XIX веке, в обязательном порядке введено преподавание этого предмета с 70-х гг. XIX века. 

Понятие финансового  права неоднократно менялось.

Финансовое право регулирует отношения, которые характеризуются  следующими признаками:

1) денежные отношения

2) публично-правовые отношения

3) финансовые отношения, т.е. отношения в сфере публичных финансов, под которыми понимаются отношения по формированию, распределению и использованию публичных денежных фондов.

Предмет финансового  права определяется с опорой на понятие  «финансовая деятельность». Финансовая деятельность – это деятельность не любых участников финансовых отношений, а лишь властных участников финансовых отношений.

Субъекты финансовой деятельности – это государственные органы и органы местного самоуправления, которые инициируют и непосредственно участвуют в финансовых отношениях.

По мнению дореволюционных  учёных финансовое право регулирует отношения, возникающие в сфере публичного (государственного) хозяйства.

Начиная с 40-х гг. XX в. подход к финансовому праву меняется. Основной становится правовая точка зрения для понимания финансового права: финансовое право регулирует исключительно денежные отношения – отношения по аккумулированию, распределению и использованию публичных денежных средств. Характерная черта этих отношений: в них всегда участвует хотя бы один публичный субъект (государство, государственный орган, муниципальное образование, орган местного самоуправления) – в этом проявляется публичность этих отношений.

Перечень органов:

  • высшие органы гос. власти (Президент, Правительство, Федеральное Собрание)
  • органы специальной компетенции (Министерство финансов РФ, Федеральное

казначейство, Счётная  палата, Министерство по налогам и  сборам, Таможенный комитет).

Финансовая  система – это система различных финансовых фондов и взаимосвязанных с ними отношений.

Среди фондов выделяются:

1) централизованные фонды (бюджет РФ, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований)

2) децентрализованные фонды (фонды государственных и муниципальных учреждений, фонды казённых предприятий, фонды унитарных предприятий)

3) особое место занимает система внебюджетных фондов (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования) – эти фонды находятся в федеральной собственности, но имеют особый правовой режим, они обособлены от бюджета.

Финансовое  право как правовое образование  имеет сложную структуру:

 


финансовое право


 


общая часть

Рассматриваются вопросы  предмета ФП, понятие финансового  законодательства, субъекты ФП, финансовый контроль. 

 


особенная часть

Бесспорно включает в  себя:

  • институт правового регулирования

основ денежного обращения (эмиссионное право)

  • налоговое право
  • бюджетное право

По мнению некоторых  учёных сюда следует относить также:

  • банковское право
  • валютное право
  • правовое регулирование расчётов
  • страховое право
  • правовое регулирование

внебюджетных фондов

  • инвестиционное право
  • правовое регулирование ценных бумаг
  • правовое регулирование

государственных доходов  и расходов.

Различные подходы связаны  с тем, что финансовое право как  правовое образование обладает серьёзной  спецификой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Является ли ФП отраслью права? Существует несколько точек зрения:

1) ФП – это отрасль права

2) ФП – это система (семья), объединяющая несколько отраслей права

3) ФП – это комплексная отрасль права.

 

В настоящее время  нет единого правового акта, который  регулировал бы все финансовые отношения. Более того, нет какого-либо единого акта, который бы устанавливал общие основы для правового регулирования всех финансовых отношений. Законодатель детально регламентирует лишь отдельные разновидности финансовых отношений (Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, закон «О валютном регулировании и валютном контроле», закон «Об обязательном пенсионном страховании»). Нет какой-либо единой системы нормативно закреплённых принципов финансового права, финансово-правовых понятий и категорий.

За рубежом по ФП читается курс «Публичные финансы», в рамках которого изучается правовая, экономическая и политическая проблематика финансов.

 

 

Налоговое право


 

Основные категории  – налоги, сборы.

Нормативное закрепление  – ст.57 Конституции РФ.

 

Налог

 

Признаки налога (ч.1 ст.8 Налогового кодекса):

  1. обязательность
  2. индивидуальная безвозмездность
  3. безвозвратность
  4. налог ограничивает право собственности физических лиц и организаций
  5. налог устанавливается в целях финансового обеспечения деятельности государства

и органов местного самоуправления.

 

Обязательность

Налог во всех его проявлениях  – это императивный институт. Обязательность его уплаты следует из закона, не зависит от воли плательщика, возникает  при наличии экономических оснований (объект налогообложения, ст.38 НК РФ). 

Индивидуальная безвозмездность

Налоговые отношения  – это безэквивалентные отношения; предполагают передачу денежных средств  от плательщика, который не имеет  право претендовать на какое-либо встречное  предоставление. 

Безвозвратность

С точки зрения экономики налоги могут быть и возвратны – в виде услуг, предоставляемых гражданам государством (ремонт дорог, коммунальное обслуживание и т.п.).

С правовой точки зрения налоги невозвратны.

Налог ограничивает право собственности  физических лиц и организаций

Термин «собственность» употребляется в данном случае в широком смысле.

Налог ограничивает конституционное  право собственника плательщика (например, право свободно распоряжаться полученными  доходами, пока не будут выполнены  налоговые обязательства).

Сбор

 

Сбор – это обязательный платёж.

По многим признакам  сбор схож с налогом: является обязательным, безвозвратным, взимается с организаций и физических лиц.

Отличие: согласно п.2 ст.8 НК РФ уплата сбора является одним из условий совершения в пользу плательщика определённых юридически-значимых действий (предоставление специального права, выдача лицензии).

Например:

  • налог на доходы физических лиц

Основание уплаты – получение  дохода. Уплата налога не связана с  оказанием услуг со стороны гос. органов.

  • гос. пошлина при обращении в суд

Уплата её является условием для рассмотрения судебного спора  в органах правосудия.

При уплате налогов  и сборов гражданско-правовые отношения  не возникают!

Но в связи с уплатой  сбора в отношении плательщика  совершаются определённые юридически значимые действия (например, приём заявления в суд, назначение даты рассмотрения дела и т.п.). Например, лицензионный сбор (выдаётся лицензия).

Иногда говорят о  возмезности сборов. Нет возмездности в гражданско-правовом смысле. Сбор – это не плата за гос. услуги, а лишь условие их оказания. Это проявляется в частности в том, что размер сбора может не соответствовать объёму предоставляемых услуг (например, размер гос. пошлины при обращении в суд – это не сумма, которая будет затрачены на производство по делу, а лишь условие начала этого производства).

Сбор не обязательно  преследует фискальную цель, размер сбора может устанавливаться и исходя из иных соображений (например: с одной стороны – обеспечить серьёзность намерений истца, и с другой стороны – обеспечить доступность рассмотрения споров в судебном порядке).

Основная фискальная цель налога – формирование дохода бюджета.

Налоги и сборы выступают  как два основных института, которые  обеспечивают в рамках финансового  права формирование государственных  и муниципальных доходов.

В налоговом  праве возможны и иные понятия  для обозначения обязательных платежей. Например, пошлина. Термин «пошлина» сам по себе не несёт правовой нагрузки. Чтобы определить, что такое пошлина, нужно сопоставить это понятие с понятиями ст.8 НК РФ. Гос. пошлина по сути своей является сбором. Таможенная пошлина – по сути своей есть налог. Т.е. из содержания платежа выявляется, каким признакам он соответствует и определяется, налог это или сбор. Название платежа не имеет существенной роли для его классификации. Например, лесной доход – это налог.

 

Предмет налогового права

 

Согласно ст.2 НК РФ налоговое право регулирует 5 основных групп налоговых отношений:

  1. отношения по установлению и введению налогов и сборов
  2. отношения по взиманию налогов и сборов
  3. отношения по осуществлению налогового контроля
  4. отношения по привлечению к налоговой ответственности
  5. отношения по обжалованию действий и решений налоговых органов.

В НК РФ нет общего определения  налоговых отношений. Предмет налогового права очерчен путём перечисления составляющих его отношений.

Налоговые отношения – это властно-имущественные отношения по распределению бремени публичных расходов между гражданами и их объединениями.

Отношения по установлению и введению налогов  и сборов

По существу речь идёт об отношениях, связанных с введением в действие законодательных актов, регламентирующих взимание налогов и сборов. Ст.12 НК РФ. Налоговое право регулирует не все аспекты этих отношений, этот вопрос также регулируется конституционным правом.

Отношения по взиманию налогов и сборов

Понятие «взимание» использовано в широком смысле: имеется в  виду не только принудительное взимание, но и отношения по добровольной уплате налогов и сборов.

Сюда входят отношения  по изменению сроков уплаты налогов  и сборов, зачёт и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, отношения по обеспечению исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов и т.п.

Отношения по осуществлению налогового контроля

Законодатель ограничил  круг этих отношений путём установления перечня субъектов (ст.30 НК РФ): налоговыми органами в РФ являются Министерство по налогам и сборам и его территориальные подразделения. Некоторыми полномочиями обладают таможенные органы и органы гос. внебюджетных фондов.

Отношения по привлечению к налоговой ответственности

Налоговое право регламентирует не все отношения в этой сфере, а лишь часть их, которая связана  с привлечением нарушителя за совершение налоговых правонарушений к налоговой  ответственности (гл.15, 16, 18 НК РФ – дан  перечень налоговых правонарушений и ответственность за их совершение).

Отношения по обжалованию действий и решений  налоговых органов

В законе лишь в общем  виде намечается регулирование этих отношений. Детально оно рассматривается  в гражданском и арбитражном  процессах. Гл.19, 20 НК РФ устанавливают основы регулирования отношений по обжалованию действий и решений налоговых органов, не раскрывая подробно процедуру. НК РФ регулирует лишь отношения по обжалованию действий и решений Министерства РФ по налогам и сборам.

 

Источники налогового права

 

Налоговое право как  любая отрасль права подчинено  стандартной иерархии источников:

1) конституция

2) система международных договоров

3) законы

4) подзаконные акты.

Специфика

В налоговом праве  чрезвычайно ограничено влияние  подзаконных актов как источников налогового права. Исполнительная ветвь власти обладает ограниченными полномочиями в области налогового законодательства.

Согласно ст.1 НК РФ понятие  законодательства о налогах и  сборах охватывает:

  • ФЗ
  • законодательные акты субъектов федерации
  • акты представительных органов местного самоуправления

Акт представительного  органа местного самоуправления не может  быть законом, но в целях удобства воспринимается таковым.

  • акты исполнительных органов власти (постановления правительства, указы

президента).

Ст.4 НК оговаривает право  этих органов принимать налогово-правовые нормативные акты, но в п.1 ст.4 НК подчёркивается, что эти нормативные  акты не могут не только изменять законодательство о налогах и сборах, но и дополнять  его. Зачем они нужны:

1) такие нормотворческие полномочия исполнительной власти могут реализовываться в тех случаях, когда представительные органы власти делегируют им это право

2) в области заполнения пробелов (когда НП ещё не регулирует какие-либо отношения, а потребность в регулировании уже существует)

3) пояснение и толкование.

Есть область налоговых  отношений, где в принципе недопустимо  использование актов исполнительной власти в качестве источника НП –  это сфера собственно установления налога, сфера регулирования основных элементов налогообложения. В этих случаях законодатель не вправе делегировать исполнительному органу право принимать нормативные акты, он должен делать это исключительно сам. Например, законодатель не вправе наделить Правительство Свердловской области правом принять нормативный акт, устанавливающий размер налога на прибыль предприятий. Если есть пробелы в законодательстве, налог считается не установленным, не действующим.

Информация о работе Понятие финансового права, содержание, специфика