Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:28, лекция
Финансовое право как наука, отрасль права и учебная дисциплина началось преподаваться в XIX веке, в обязательном порядке введено преподавание этого предмета с 70-х гг. XIX века.
Понятие финансового права неоднократно менялось.
Финансовое право регулирует отношения, которые характеризуются следующими признаками:
1) денежные отношения
2) публично-правовые отношения
Во многих постановлениях и определениях КС элементы налогообложения называются «элементы налогового обязательства», «существенные элементы налогового обязательства» (т.к. они принимались в тот период, когда существовал ещё только
проект НК).
2) принцип
равенства и всеобщности
Принцип равенства
Выделяется несколько аспектов принципа равенства:
1 – равенство перед налоговым законом, в силу которого налогоплательщики должны обладать одинаковым объёмом налоговых прав и обязанностей
2 – принцип равного налогового бремени
Имеется в виду не арифметическое равенство, а принцип равного налогового бремени, определённый по критерию платёжеспособности плательщика.
Равенство
Равенство в горизонтальном отношении – означает, что налогоплательщики, находящиеся в одинаковых (сходных) экономических ситуациях, должны нести одинаковое налоговое бремя (т.е. если доход равен, равно и налоговое бремя)
Равенство в вертикальном
отношении – означает, что налогоплательщики, находящиеся в различных экономических ситуациях, должны нести различное налоговое бремя, отличающееся соответственно различию экономической ситуации.
В экономической теории было обосновано, что с возрастанием объекта налогообложения (доходов) степень значения удовлетворения потребностей снижается (грубо говоря: ценность второго миллиона по удовлетворению потребностей ниже по отношению к ценности первого миллиона). Это основа для прогрессивного налогообложения: с возрастанием налоговой базы увеличивается ставка налога. РФ не использует систему прогрессивного налогообложения.
РФ использует пропорциональную систему налогообложения: при увеличении (изменении) налоговой базы ставка налога не изменяется. В некоторых случаях (например, по единому социальному налогу) РФ использует регрессивную ставку налога: при увеличении налоговой базы ставка налога снижается.
3 – Требование о недопустимости дискриминации в налоговых отношениях
(п.2 ст.3 НК)
Налоги и сборы не
могут иметь дискриминационный
характер и различно применяться, исходя
из социальных, расовых, национальных,
религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать
Вопрос о применении упрощённой системы налогообложения: согласно этой системе юридические лица освобождались от целой совокупности налогов, а индивидуальные предприниматели – только от одного (подоходного) налога – это признано КС нарушающим принцип равенства, а сам акт признан неконституционным.
3) принцип
экономической обоснованности
Правовое значение этого принципа: каждый налог должен иметь определённое экономическое обоснование (объект налогообложения).
То, что признаётся объектом налогообложения, должно свидетельствовать об экономическом потенциале налогоплательщика. Недопустимо применение подушных налогов (за сам факт, существования лица).
Иногда в качестве
объекта налогообложения
4) принцип единства налоговой системы и принцип налогового федерализма
Принцип единства налоговой системы проявляется в том, что российское законодательство не предусматривает возможности изобретать и вводить какие-либо налоги на региональном и местном уровне, если они не предусмотрены федеральным законодательством. Реализуется идея закрытого перечня налогов и сборов, взимаемых на территории РФ. Перечень представлен в ст.18, 19, 20, 21 закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» (остальные статьи этого закона уже не действуют), а также в ст.13, 14, 15 НК (эти статьи, закрепляющие перечень налогов и сборов, взимаемых на территории РФ, пока не действуют; предполагается введение их в силу тогда, когда будут введены все остальные главы НК и отменены оставшиеся статьи закона.
Принцип единства налоговой системы выражается в том, что признаётся недопустимым введение налогов и сборов, которые вели бы к формированию налоговых доходов одного субъекта федерации или муниципального образования за счёт другого субъекта федерации или муниципального образования. Т.о., недопустимо (незаконно) установить такой порядок определения объектов налогообложения, чтобы исполнение налоговой обязанности производили те налогоплательщики, которые должны рассчитываться с бюджетом другого субъекта федерации или муниципального образования. Например: если бы налог на имущество организаций (региональный) был установлен не только по принципу местонахождения имущества, а одновременно – и по месту регистрации, то налоговая обязанность налогоплательщика возникала бы одновременно перед двумя субъектами, что недопустимо.
5) налоги
сборы не должны
Пример реализации этого принципа: постановлением КС признаны несоответствующими конституции акты ряда субъектов федерации, которые предусматривали взимание пошлины (сборов) за регистрацию по месту жительства, т.к. они ограничивали реализацию гражданами их конституционного права на свободный выбор места жительства.
Субъекты налогового права и
участники налоговых отношений
В праве традиционно разграничиваются понятия «субъект права» и «участник правоотношений».
Субъектами НП права являются:
1) организации
2) физические лица
3) государственные органы и органы местного самоуправления
4) сами публичные территориальные образования как таковые (РФ и субъекты РФ).
Понятие «налогоплательщик»
характеризует участника
Физические лица как субъекты НП
НК использует понятие «физическое лицо», а не «гражданин» и т.п.
Такой подход не является случайным. Гражданство не имеет решающего значения для определения порядка налогообложения (решающим является критерий резидентства).
Понятие «физическое
лицо» объединяет граждан РФ, иностранных
граждан и лиц без гражданства.
Им охватывается также и понятие
«индивидуальный
НК содержит более широкое (по отношению к ГК РФ) понятие: к индивидуальным предпринимателям ст.11 НК в целях налогообложения таких лиц приравнивает таких лиц, которые с точки зрения других отраслей права таковыми не являются:
Понятие ИП в силу ст.23 ГК распространяется и на главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
Организация как субъект НП
В НК используется понятие «организация», а не «юридическое лицо» - это не случайно. Понятие организации является более широким; НК вводит его для того, чтобы охватить им некоторых коллективных субъектов, не обладающих статусом юридического лица. Например:
1) филиалы и представительства иностранных юр. лиц
2) филиалы и представительства международных организаций
По смыслу ст.55 ГК у них отсутствуют признаки юр. лица.
Это продиктовано необходимостью обособленного налогообложения этих структурных подразделений, т.к. налоговые органы не обладают возможностью оценить результаты деятельности всего юр. лица.
3) иностранные корпоративные образования, не обладающие статусом юридического лица, но обладающие гражданской правоспособностью (ст.11 НК).
Государственные органы и органы местного самоуправления
как субъекты НП
Перечень гос. органов и органов местного самоупр-я достаточно обширен.
Все участники перечислены в ст.9 НК. Среди прочих законодатель выделил:
1) Министерство по налогам и сборам РФ и его территориальные подразделения (согласно ст.30 НК это налоговые органы)
Их статус определяется как ст.30, 31, 32 и др. НК, так и специальным законом РФ «О налоговых органах» (ранее был закон «О государственной налоговой службе РФ»).
Налоговый орган является одним из основных участников налоговых отношений.
2) органы внебюджетных фондов:
Если налоговый орган является одним из основных участников налоговых отношений, то роль этих органов ограничена.
Случаи участия данных
органов в налоговых
1) при принятии решения об изменении сроков уплаты налоговых платежей
2) эти органы наделены
некоторыми полномочиями в
3) таможенные органы (Таможенный комитет РФ)
Обладает всей полнотой полномочий налоговых органов в отношении только тех налогов и сборов, которые взимаются при пересечении границ РФ (налоговые пошлины,
частично – НДС и акцизы).
В налоговых отношениях участвуют и иные органы исполнительной власти. В частности сборщики налогов. Под сборщиками налогов понимаются гос. органы и органы местного самоупр-я, осуществляющие приём денежных средств в качестве уплаты налогов и сборов (это узкая трактовка). Согласно широкой трактовке (вытекающей из ст.9 НК): под сборщиками налогов понимаются гос. органы и органы местного самоупр-я, осуществляющие приём денежных средств в качестве уплаты налогов и сборов, а также те, которые осуществляют контроль.
Сборщиками налогов являются гос-венные или иные уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие приём средств у налогоплательщиков и перечисляющие их в бюджет. Правовой статус сборщиков налогов определяется соответствующими ФЗ-ми (ст.25 НК). Ранее этот термин использовался в обиходе для обозначения налоговых агентов, настоящий НК вкладывает совершенно иное содержание в это понятие.
Высшие органы гос. власти также участвуют в налоговых отношениях. Согласно ст.59 НК Правительство обладает полномочиями в части списания безнадёжных долгов по налогам и сборам, а в ряде случаев – также и нормотворческими полномочиями.
Определёнными правами наделены региональные и местные финансовые органы (полномочия в части принятия решения об изменении сроков уплаты).
В прежней редакции НК субъектом называлась также налоговая полиция, в настоящее время она упразднена и её полномочия переданы органам внутренних дел (полномочия – проверка действий налогоплательщиков с целью выявления в них признаков уголовно-правовых деяний. Органы внутренних дел руководствуются законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и УИК). Органы внутренних дел не являются субъектом.
Некоторые субъекты в ст.9 НК не называются участниками налоговых отношений, но фактически признаются таковыми в тексте НК – это представительные органы власти.
НК до конца не регулирует принятие налоговых законов – только в части определения элементов налогообложения, которые определены в ст.17 НК.
Отдельная категория субъектов НП – публичные территориальные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования)
Их участие в налоговых отношениях заключаются в том, что они выступают как получатель налогов и сборов.
Налог зачисляется на бюджетные счета, которые ведутся федеральным казначейством.
НК выделяет несколько основных участников налоговых отношений (назначает типичные роли субъектов):
1) налогоплательщики
2) налоговые агенты
3) сборщики налогов
Налогоплательщики
Понятие налогоплательщика содержится в ст.19 НК. Налогоплательщиками признаются те лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги. В качестве налогоплательщиков могут выступать физические лица и организации.
НК выделяет понятие
территориально обособленного подразделения
организации. Территориально обособленное
подразделение организации не является
налогоплательщиком, но согласно п.2 ст.19
оно обязано исполнять
НК использует понятие «взаимозависимые налогоплательщики».
Под зависимостью понимается способность лица оказать влияние на экономическую деятельность другого лица и результаты этой деятельности.
Информация о работе Понятие финансового права, содержание, специфика