Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:28, лекция
Финансовое право как наука, отрасль права и учебная дисциплина началось преподаваться в XIX веке, в обязательном порядке введено преподавание этого предмета с 70-х гг. XIX века.
Понятие финансового права неоднократно менялось.
Финансовое право регулирует отношения, которые характеризуются следующими признаками:
1) денежные отношения
2) публично-правовые отношения
Необходимо выделить в особом порядке право иметь представителя. Это право принадлежит как налогоплательщику, так и налоговому агенту.
Правоспособность
Правоспособность физического лица возникает с момента рождения.
Дееспособность
Вопрос о дееспособности является открытым. Нет специальных положений, посвящённых дееспособности. Не установлен возраст её наступления. По этому вопросу существуют разные точки зрения (различные подходы):
1) необходимо исходить из конституционной посылки, что в полной мере дееспособность наступает с 18 лет
2) дееспособность возникает к моменту, когда у лица появляется объект налогообложения и это лицо может быть привлечено к исполнению налоговой обязанности. По трудовому кодексу лицо может привлекаться к работе с 14 лет.
Винницкий не согласен с этой точкой зрения:
1) физическое лицо может получать доход от работы и в более раннем возрасте (например, сниматься в рекламе может и 6-летний ребёнок и получать от этого доход)
2) налоговая ответственность (по ст.15 НК) может наступать только с 16 лет => получается, что в возрасте от 14 до 16 лет лицо может получать доход, но не обязан платить налоги.
3) возраст наступления налоговой дееспособности и налоговой деликтоспособности должны совпадать, т.е. по ст. 107 НК дееспособность возникает с 16 лет.
Применительно к организациям: налоговая правоспособность и налоговая дееспособность возникают одновременно. Основной объём правоспособности, дееспособности организация получает с момента юридической регистрации. Однако некоторые права организация вправе реализовать лишь после постановки на налоговый учёт (например, право получать информацию по месту учёта).
Представительство
Представительство – это отдельный институт налогового права.
Институт представительства ввиду его особой важности выделен в законодательстве (в НК РФ) в отдельную главу.
Институт представительства применим не ко всем субъектам НП, не ко всем участника налоговых отношений, а только к физическим лицам и организациям (т.е. субъектам, не обладающим властными полномочиями).
НК РФ выделяет законных представителей и уполномоченных представителей.
Законное представительство
Законные представители – это те, которые наделяются полномочиями представлять в силу непосредственных указаний положений законодательства.
В отношении физических лиц в налоговое законодательство отсылает к ГК РФ. Законными представителями являются попечители, представители.
Применительно к организациям:
НК меняет содержание понятия «представительство». Согласно ГК РФ директор не является представителем юридического лица (т.к. он действует не на основании доверенности), это орган юридического лица.
В налоговых отношениях под представителем понимается тот орган (то лицо), которое в силу учредительных документов наделено полномочиями представлять организацию во вне. Представителем является исполнительный орган организации (не собрание организаторов, ни совет директоров). По общему правилу, в НП полномочия организации способен реализовать исполнительный орган власти.
Помимо исполнительного органа власти в организации существует функциональный орган юридического лица (бухгалтерия, бухгалтер). Чтобы оформить документы требуется подпись бухгалтера. Закон «О бухгалтерском учёте» закрепляет своеобразную процедуру: если между исполнительным органом и бухгалтеров существует несогласованность во мнениях. Бухгалтер наряду с директором несёт ответственность за операции, связанные с налоговым учётом. Бухгалтер может отказаться визировать какую-либо операцию. Исполнительный орган власти может настоять, чтобы бухгалтер завизировал операцию, в этом случае бухгалтер должен подписать документ и в письменной форме изложить свои возражения (тогда он освобождается от личной ответственности). Например, налоговые декларации визируются подписями и директора, и бухгалтера.
Уполномоченное представительство
В соответствии с нормами гражданского права требуется оформление доверенности.
Есть ограничения по поводу того, кто может выступать представителем в налоговых отношениях. Представителями не могут быть:
1) сотрудники налоговых органов
2) сотрудники иных правоохранительных органов.
Важно учитывать также процессуальное законодательство.
Например, в судах юридическое лицо может представлять только:
1) штатный юрист этого юр. лица
2) профессиональный представитель (адвокат).
Государственные органы и их компетенция
Применительно к государственным органам и органам местного самоуправления не используется понятие правоспособности, дееспособности, в данном случае речь идёт о компетенции.
В законе нет понятия компетенции.
Компетенция подразумевает совокупность полномочий (прав и обязанностей) определённого гос. органа или органа местного самоуправления.
В налоговых отношениях участвуют (основные властные участники налоговых отношений):
Министерство по налогам и сборам – это налоговый орган, который является основным властным участником налоговых отношений
По прежнему законодательству до 1 января 1999 года (01.01.99 года вступил в силу НК РФ) федеральные органы налоговой полиции обладали теми же полномочиями, что и налоговые органы. Законодательство о местном самоуправлении предусматривало возможность формирования на муниципальном уровне своеобразной налоговой службы, которая занималась бы исключительно контролем за взиманием местных налогов. Органы внебюджетных фондов выполняли те же функции в отношении тех отчислений, которые взимались в эти фонды.
С принятием НК РФ законодатель пошёл по пути унификации функций в этой сфере – произошла передача всех полномочий Министерству по налогам и сборам.
При принятии части первой НК РФ законодатель пошёл следующим путём: федеральные органы налоговой полиции (сейчас – органы внутренних дел) не вправе проводить обычные проверки, их функции ограничены правоохранительной ролью.
Различные отчисления во внебюджетные фонды были преобразованы в единый социальный налог. В связи с этим полномочия по взиманию единого социального налога были переданы налоговому органу. А также был предусмотрен контроль налогового органа за уплатой остающихся платежей.
Некоторые полномочия остались у внебюджетных фондов (права по взысканию платежей по пенсионному страхованию – у Пенсионного фонда, уплата платежей по страхованию от несчастных случаев на производстве).
Полномочия Министерства по налогам и сборам очерчены в ст.31, 32 НК РФ (права и обязанности налоговых органов).
Нередко деление на права
и обязанности оказывается
Статус налоговых органов определяется также ФЗ «О налоговых органах» (раньше был закон «О государственной налоговой службе РФ», потом в связи с административным преобразованием Федеральной налоговой службы в Министерство по налогам и сборам, был изменён и закон).
Права и обязанности
налоговых органов –
Некоторые из них:
Некоторые права связаны с осуществлением налогового контроля (гл.14 НК):
Действует подразделение Министерства по налогам и сборам (ст.30 НК).
Министерство по налогам и сборам обладает сложной структурой:
руководство территориальными подразделениями.
Полномочия, перечисленные в ст.31, 32 НК, реализуют нижестоящие налоговые органы:
2) Управления, созданные на уровне области, республики – могут осуществлять налоговые полномочия в порядке перепроверки деятельности нижестоящих органов власти.
Уровень налогового органа
не влияет на налоговые полномочия
(полномочия органа в отношении налогоплательщика)
Ст.30 НК помимо налоговых органов выделяет также органы, которые могут обладать определёнными полномочиями налоговых органов – это таможенные органы и органы внебюджетных фондов.
Таможенные органы
НК не регулирует полномочия таможенных органов, их регулирует Таможенный кодекс. НК указывает, что в тех случаях, когда речь идёт о взимании налогов и сборов, уплачиваемых в связи с пересечением таможенной границы РФ (налог на добавленную стоимость, акцизы и др.), все права по осуществлению налогового контроля закрепляются за таможенными органами => в гл.14 НК допускается и распространение её положений на контролирующую деятельность таможенных органов.
Органы внебюджетных фондов
При взимании платежей, которые не входят в единый социальный налог, они поступают во внебюджетные фонды:
Проблема: отношения при
осуществлении
Финансовые органы – это отдельная категория властных участников налоговых отношений. Финансовые органы – это
В настоящее время
их полномочия в сфере налоговых
отношений значительно
Есть и другие органы, решающие вопрос об изменении сроков уплаты налогов и сборов, - это таможенные органы, суды.
Правоохранительные органы (отдел в рамках МВД)
Раньше была Федеральная служба налоговой полиции.
В последнее время степень их участия в налоговых отношениях снизилась.
Законодатель пошёл по пути отдельной регламентации деятельности этих органов (ст.36 НК)
Сейчас участие этих органов в налоговых отношениях ограничено: по запросу налогового органа сотрудники МВД могут быть привлечены к проведению выездной налоговой проверки. Это не означает, что правоохранительные органы наделены правами в сфере налогового контроля.
Прежняя редакция ст.36 НК закрепляла право правоохранительных органов проводить проверки, если у них было основание полагать, что в процессе проверки будет обнаружено налоговое правонарушение. Эти проверки не подчиняются общему режиму налоговых проверок (гл.14 НК). Федеральная служба налоговой полиции сама разрабатывала акт. Правоохранительные органы должны подчиняться УИК, закону «Об оперативно-розыскной деятельности».
Законодатель из ст.36 НК исключил указание о том, что органы внутренних дел могут проводить проверку. В ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» было внесено изменение: проведение проверки названо как одно из оперативно-розыскных мероприятий.
Проблема: процедура проведения проверки. В законе «Об оперативно-розыскной деятельности» сказано, что проверку можно проводить «при наличии достаточных оснований полагать». Т.е. нет процедуры: какой акт составить, как его оформить, какие должны быть сведения. Поскольку нет процедуры, появляется простор возможностей для произвола. Нет чётких инструментов защиты прав налогоплательщика. Проведение проверки не регламентировано.
В гл.14 НК проверка регламентирована: указаны сроки, акты и т.д.
Как правило, за рубежом устанавливается более сложная система. Налоговый орган сам должен прийти к заключению о наличии правонарушения и передать материал правоохранительным органам для проведения проверки либо сами налоговые органы наделяются правоохранительными полномочиями.
Исполнение налоговой обязанности
1. Объект налогообложения
Объект налогообложения – это экономическое обоснование, которое обуславливает возникновение налоговой обязанности.
В отличие от других элементов налогообложения только объекту налогообложения посвящена отдельная глава НК, остальные элементы налогообложения раскрываются в ст.8 НК как бы попутно.
Информация о работе Понятие финансового права, содержание, специфика